Конспект урока по истории в 8 классе «Крестьянская реформа и её значение»
по истории в 8 классе:
Предмет: История
Класс: 8
Тема: Крестьянская реформа и её значение.
Базовый учебник: История России, XIX век. Учебник для 8 класса. Левандовский А.А Основные понятия: прирезки, отрезки, даровой надел, четвертной надел, сельские сходы, волостные сходы, волость, волостной старшина, временнообязанные . Информационный ресурс урока: Базовый учебник: История России, XIX век. Учебник для 8 класса. Левандовский А.А.,План изучения новой темы:
Личные права и земельный надел крестьян.
Выкупные операции
Мировые посредники
Крестьянские управления и суд
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Здравствуйте, ребята, садитесь! | Настраиваются на урок. |
Проверка домашнего задания Повторение изученного материала. Мотивационно целевой этап урока Содержательно деятельностный. | Давайте с вами проверим домашнее задание. Рассказывает про мировых посредников. Переходное состояние крестьян породило множество проблем. Происходили острые споры между крестьянами и помещиками в отношении земли и выкупа. Кто был призван решать такие столкновения? ( мировые посредники) Кто входил в состав мировых посредников? Что требовало правительство от мировых посредников? А теперь давайте проверим ваше письменное домашнее задание по теме А теперь проверим, что мы узнали, проведём с вами маленькую проверочную работу. Приложение №1 Сегодня мы обратимся к произведению русского писателя, в котором отражено историческое событие. Эпиграфом нашего урока мы возьмём фрагмент из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» "Порвалась цепь великая, Порвалась – и ударила Одним концом по барину Другим по мужику..." На уроке мы и рассмотрим развитие хозяйств крестьянина и его бывшего хозяина после реформы 1861г. Задачи: познакомить учеников с развитием помещичьих хозяйств, а также с крестьянским хозяйством. продолжить формирование умений работать с текстом, делать анализ Ещё в одном фрагменте из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» можем найти такие строки
Мы можем сказать, что эти строки описывают события после отмены крепостного права? Объясните, почему именно такие названия губернии, уезда, волости, деревень? Потому, что крестьяне после отмены крепостного права не стали жить лучше, а некоторые даже и хуже. Можно было встреть крестьян в заплатанной одежде, которые продолжали носить лапти или вовсе ходили разутыми. А в доказательство прочитайте отрывок у себя на листочках. ( Приложение 2) Для того, чтобы узнать, почему так плохо жилось русскому крестьянину познакомимся с текстом. ( Приложение 2) Ответьте на вопросы. Через сколько лет проводится передел земли в общине? Может ли он проводиться в связи со смертью одного из крестьян? 2. Какую систему полеводства применяли крестьяне?7 3. Что такое «помочи»? 4. Кто платил за умерших общинников или бросивших свою землю? 5. Существовали ли льготы для кого-либо в общине? Ребята как думаете, из чего состояло помещичье хозяйство? ( рассказывает на примере имения Левицкого ( садоводство, лесоводство, скотоводство, много крупного рогатого скота. (Всей земли в имении 959 десятин. Вся земля разделена на 3 хутора с отдельными севооборотами. В девятипольном севообороте следующее чередование полей: 1) пар, удобренный навозом, 2) рожь, 3) картофель, 4) овес, 5) клевер на семена, 6) клевер на траву, 7) пар, 8) рожь и 9) овес Плодовый сад занимает 3 дес, на которых разводятся преимущественно яблони: из сортов озимых — антоновка, апорт, бабушкино, кальвиль и пепин, а из осенних — боровинка, коричневое . Разводили овец, лошадей, свиней. Но не у всех помещиков было так всё хорошо, прочитайте последний пункт параграфа и скажите почему? | Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы домашнего задания. Выполняют задания.
Отвечают на вопросы. Читают документ, анализируют его, и отвечают на вопросы учителя. Диалог с учителем. Читают пункт параграфа, отвечают на вопросы. |
Заключительный этап. | Домашнее задание. И так опираясь на наш эпиграф в начале урока, попробуйте дать свою оценку Отмены крепостного права. Сообщения. Узнать, какие машины и механизмы использовались в сельском хозяйстве во второй половине XIX в. Сергей Юльевич Витте | |