Технологическая карта урока «Крымская война 1853–1856 года. Оборона Севастополя» для 8 классов
II Всероссийский конкурс для учителей истории, обществознания и правоведения «Технологическая карта урока»
Технологическая карта урока
На тему: «Крымская война 1853-1856 года. Оборона Севастополя»
Для учащихся 8 классов
Автор:
Кокорышкина Анна Сергеевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №2 с углубленным
изучением отдельных предметов»
г. Лысьва Пермский край
2017г.
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока:
сформировать представление у учащихся о Крымской войне:
определить причины войны;
выделить основные этапы войны;
показать, что отставание России являлось причиной поражения царской России в войне;
показать необходимость реформ всех областей российской жизни;
Задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по истории
Развитие умений выделять главное, делать выводы, сравнивать, работать по карте, с документами, использовать творческий подход в изучении истории;
Воспитать чувство патриотизма и любви к родному краю, расширить кругозор в процессе повторения изученных тем в конце года.
Формы организации: Фронтальная и индивидуальная работа
Оборудование урока: Карта «Крымская война 1853-1856 гг.», раздаточный материал.
Этапы урока |
Ход урока |
Формируемые УУДi |
||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент |
Учитель приветствует учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
На предыдущем занятие мы рассматривали с вами тему, Внешняя политика Николая I. Вы самостоятельно составляли схему по главным направлениям внешней политики России при правлении Николае I. Вопросы для беседы с учащимися: Назовите главные направления внешней политики России в царствование Николая I? Что представлял собой «Восточный вопрос» в период 1826 – 1849 гг.? В пятидесятые года XIX века данный вопрос обострился с новой силой. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы |
Познавательные: С помощью иллюстрации, рассказа учителя добывать информацию. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в устной форме. |
||||||||||||||||||||||||||
Мотивация |
В городе Севастополь есть памятник затопленным русским кораблям. Монумент венчает бронзовая фигура двуглавого орла с распростертыми крыльями, несущего в клюве лавровый венок – символ славы. Памятник был возведен в память о трагедии, разыгравшейся во время Крымской войны. В севастопольской бухте на глазах плачущих моряков по приказу командования уходили под воду русские парусные корабли, для того чтобы перегородить вход неприятельским судам и тем самым спасти город. |
Познавательные: С помощью иллюстрации, рассказа учителя добывать информацию |
||||||||||||||||||||||||||
Постановка проблемы. |
Как вы думаете из-за чего Россия, которая побеждала в сражениях XVIII века, и победившая самого Наполеона, в середине XIX века проиграла войну? |
|||||||||||||||||||||||||||
Определение темы. Планирование деятельности. |
ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДЬ. План Причины войны. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Героическая оборона Севастополя. Борьба на Кавказе. Парижский мир. Итоги войны. |
Коммуникативные: -уметь выражать свои мысли в устной форме; Регулятивные: -уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; - планировать деятельность. |
||||||||||||||||||||||||||
Объяснение нового материала |
1. Задание учащимся: Прочитайте пункт 1 параграф 14 и ответьте на поставленные вопросы. Назовите задачи, которые были поставлены Россией в Восточном вопросе? Назовите страны составляющие конкуренцию России в решении Восточного вопроса? Назовите ошибки внешней политики Николая I, которые привели Россию к дипломатической изоляции накануне войны. 2. Задание учащимся: Учащимся на парту выдаётся карточка с заданием: Изучите цели участников войны и попробуйте сформулировать её причину.
Учащиеся дают ответ: Причинами войны были: Борьба России, Франции и Англии за укрепление влияния на Ближнем Востоке. Учащимся просматривают фрагмент видеофильма, и отвечают на вопрос по просмотренному Вопрос учащимся: Можно ли назвать представленный конфликт в видеофрагменте ещё одной причиной для начала войны? Ответ учащихся Рассказ учителя В октябре 1853 года по апрель 1854 года -1 этап войны Турция была основным противником в войне. Военные события проходили на Балканском и Закавказском фронтах. Важным событием являлась победа русского флота 18 ноября 1853 года в Синопском сражение. Командиром флота был вице-адмирал П. С. Нахимов. Сообщение учащегося о П.С. Нахимове. Задание учащимся: Учащимся на парту выдается документ №1. Задание по документу: Напишите причины победы русского флота в Синопском сражении. Ответ учащихся Рассказ учителя Данная победа повлияла на ход войны. В марте 1854 года Англия и Франция объявили России войну. Основные противники России являлись Турция, Англия, Франция и Сардинское королевство. Задание для учащихся: На парту выдается карточка с заданием: Сравните под готовность к войне России и противников в войне. Посмотрите таблицу. Ответьте на вопрос: Изменилась ли для России ситуация в ходе войны с вступлением в нее Англии и Франции?
Ответ учащихся Флот Англии и Франции атаковал русские порты Одессу, Архангельск, Петропавловск-Камчатский, Кольский залив, Соловецкие острова, Аланские острова. Эти нападения были отбиты, а турки потерпели поражение в Закавказье, но под нажимом Австрии русские войска выходят из Молдавии и Валахии. Свои войска в дунайские княжества вводит Австрия. Сентябрь 1854 года – 60 тысяч союзников высадились в Крыму в районе Евпатории и наступают на Севастополь. Крепость осталась один на один с противником после поражения русских войск на реке Альме. Оборону Севастополя возглавлял В. А. Корнилов. Сообщение учащегося о В. А. Корнилове. Учащимся просматривают фрагмент видеофильма, и отвечают на вопрос по просмотренному Какие меры были приняты командованием и населением для укрепления и спасения города? Ответы учащихся Оборона города длилась одиннадцать месяцев. Задание учащимся: Учащимся на парту выдается документ №2 Какую тактику применяли осаждавшие? К каким последствиям она приводила? Ответ учащихся Осажденные переходили в контратаки, совершали вылазки в стан врага. Война затягивалась, что привело к недовольству в армиях Англии и Франции. В конце августа 1855 года была предпринята бомбардировка Севастополя из 800 орудий противника. После этого начался общий штурм, который привел к захвату Малахов, Курган, и южная часть города. Противник занял Керчь, Еникале, Анапу, Кинбурн. На Кавказе русские захватили крепость Карс, там была построена дорога на Эрзерум. Рассказ учителя: События принудили все стороны войны пойти на подписание мирного договора, он был заключен в городе Париже в марте 1856 года.
Задание учащимся: Учащимся на парту выдается документ №3 Почему было поражения России в войне (приведите причины войны) Ответы учащихся |
Познавательные: - с помощью текста учебника, карты находить и выделять главную информацию, делать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне. Регулятивные: - определять цель, проблему в деятельности; - работать по плану, сверяясь с целью; - оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправлять ошибки. Коммуникативные: - уметь выражать свои мысли в устной форме, взаимодействовать в группе. |
||||||||||||||||||||||||||
Закрепление изученного материала |
Подумайте и придумайте 3 вопроса по сегодняшнему материалу. Учащимся выдается работа на 4 минуты |
|||||||||||||||||||||||||||
Домашняя работа |
Параграф 14 Презентация или сообщение об участниках обороны Севастополя. |
|||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Рефлексия «Всем в твоих руках» |
Список литературы
.Л.М. Лопатюк История России .19 век. Издательство «Учитель-АСТ» Волгоград
А. А. Данилов Л.Г. Косулина «История России» Москва, Издательство «Просвещение»
Интернет - ресурсы
http://tropinkadobra.ucoz.ru/publ/fgos/vidy_uud_universalnykh_uchebnykh_dejstvij/2-1-0-4