Критерии оценивания проекта по предмету «Технология»
Брашко Е.В., Пастухова С.А.,
учителя технологии МАОУ СОШ № 67
с углубленным изучением отдельных предметов
г.Екатеринбурга
Проектная деятельность обучающихся, особенно по предмету "Технология", всегда связана с ориентацией на получение конкретного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи, разрешение обсуждаемой проблемы. При этом деятельность обучающихся ориентирована на формирование и развитие не только метапредметных и личностных результатов, но и с учетом специфики "Технологии" еще и предметных результатов. Известно, что деятельность по работе над проектом может быть организована по двум направлениям - урочная и внеурочная деятельность - и может проводиться по различным направлениям. Это могут быть исследования в интересующих областях, социальное или прикладное проектирование, инженерные разработки и др. Формами внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология» могут стать экскурсии, домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования (или мастер-классы, не более 17 часов), позволяющие освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую для изготовления продукта в проекте обучающегося, актуального на момент прохождения курса.
Формами представления результатов проектной деятельности могут быть макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты; изделия из конструкционных, поделочных или текстильных материалов, настольные игры и игрушки, изделия декоративно-прикладного назначения, предметы декора интерьера, украшения; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры, книги, календари и др. А сами результаты могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов, участия в конкурсах, в т.ч. дистанционных; в ходе организации и проведения внутришкольных мероприятий.
Одно из новшеств, которое можно предложить школе, - это защита проекта в виде аналога демонстрационного экзамена, который сегодня используется в ходе государственной итоговой аттестации в учреждениях СПО и ВО. Это позволит, с одной стороны, подготовить учащихся к новым формам итоговой аттестации на следующей ступени образования, позволит им не испытывать в будущем стресса при такой форме экзамена. С другой стороны, уже в школе, позволит обучающимся приобрести опыт презентации проекта по технологии в условиях, приближенных к производственным. Позволит говорить о результатах не только теоретически, но и продемонстрировать практические умения и навыки, сформированные профессиональные компетентности.
В состав школьной комиссии (жюри) могут входить не только педагоги, но и представители профессиональных сообществ, учреждений среднего специального и высшего образования. К этой деятельности в школе можно привлечь как социальных партнеров из числа учреждений среднего специального, высшего и дополнительного образования, так и родителей, являющихся представителями профессиональных организаций, представителей предприятий, с которыми у школы сложились партнерские отношения.
В ходе проектной деятельности и аналога демонстрационного экзамена учащиеся демонстрируют приобретенные профессиональные компетенции. В образовательной организации должна быть разработана методика и инструментарий мониторинга, который позволит оценить работу по формированию этих компетенций, в том числе и в рамках предмета "Технология".
В ходе мониторинга проектной деятельности мы разработали критерии, которые подходят как для оценки проектной деятельности в целом, так и для оценки проекта, представленного в ходе защиты проекта в виде аналога демонстрационного экзамена:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем. Учащиеся должны уметь самостоятельно не только выявлять проблему, но и выбрать адекватные способы её решения. В ходе проектной деятельности обучающиеся должны продемонстрировать компетентности в области поиска и обработки информации, формулировке выводов. Они также должны уметь обосновывать создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий. Для того, чтобы сказать, что эти умения сформированы, необходимо убедиться, что учащиеся умеют, раскрыть содержание работы грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой, теоретические знания используют при выборе способов действия.
3. Сформированность регулятивных действий. Это умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий. Как правило, проявляется в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Комплексный подход к оценке образовательных результатов в ходе проектной деятельности реализуется путем оценки трех групп результатов: предметных, личностных, метапредметных.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития. Оценить сформированность этих результатов можно с помощью известных и хорошо зарекомендовавших себя профориентационных методик.
Оценка метапредметных и предметных результатов может как раз проводиться в форме защиты проекта в виде аналога демонстрационного экзамена. Критериями мониторинга могут стать: умение работать с информацией, решать проблему, уровень коммуникации в ходе решения задачи и презентации проекта, профессиональные умения, соответствующие определенному виду профессиональной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся.