Статья «Международные телекоммуникационные проект как средство обучения культуре межличностного общения»
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ.
Марфицына Ольга Александровна,
учитель английского языка
МБОУ г. Кургана "Гимназия № 32 имени Е.К.Кулаковой"
Современное обучение и воспитание базируется на личностно-ориентированной парадигме. Согласно данной концепции, центром образовательной системы становится ученик и его интересы, его мотивация к обучению. Ребёнок будет только тогда успешен в обучении, когда материал, который он изучает будет ему полезен, понятен, необходим, то есть только тогда, когда работают три принципа воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
Данные принципы актуальны и в методике преподавания иностранных языков. Следует отметить, что сегодня, находясь под влиянием социокультурных, лингвистических, психолингвистических факторов, понятие «обучение языку» уступает место более полному понятию «обучение языку и культуре». Изучая иностранный язык, ученики должны обучаться и культуре межличностного общения. Ребёнок будет готов к межличностному общению, при условии, если он «устремлен к одной цели - взаимопониманию, взаимообогащению средствами межкультурной коммуникации». Межличностное общение предполагает «обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культуры, который в специальной литературе называется «краеведением». Изучение иностранного языка невозможно в отрыве от приобщения к культуре, природе родного края, страны.
Такое приобщение может проходить в рамках международных телекоммуникационных проектов.
Телекоммуникационный проект - «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности».
Телекоммуникационные проекты всегда межпредметны. Международный телекоммуникационный проект включает в себя не только необходимость владения иностранным языком, знание особенностей национальной культуры партнёра, но и знание предмета исследуемой проблемы.
На протяжении 13 лет с 2007 года учащиеся МБОУ города Кургана «Гимназия №32 имени Е.К. Кулаковой» участвуют в международном телекоммуникационном проекте «Глобальная виртуальная классная комната».
«Глобальная виртуальная классная комната» - это свободная образовательная программа для школьников всего мира в возрасте от 8 до 18 лет. Ее цель состоит в том, чтобы содействовать международным культурным связям, использованию технологий Интернет среди сегодняшних студентов - завтрашних лидеров. Каждый год в конкурсе принимают участие более ста школ со всего мира. В течение пяти месяцев команды создают web – сайт. Следует отметить, что каждая команда состоит из трёх школ. Вся работа идёт на английском языке.
Этапы работы
Первый этап – подача заявки регистрация участников проекта на сайте Edmodo.com. Вся деятельность проекта происходит на закрытом сервере, на закрытом сайте. У каждого участника есть свой код своей личной странички. На таких страничках ребёнок (участник проекта) может общаться с товарищами по команде по электронной почте, оставлять своё мнение, рассуждать, вести обсуждения, выполнять письменные задания в разделе «конференция». Преподаватель (администратор проекта) имеет возможность заходить на личные странички детей, контролировать содержание переписки.
Ученик «вынужден» работать с сайтом (уточнять свой пароль, свой профиль, свой аккаунт) только на английском языке. Первый этап работы подталкивает ученика к дополнительной работе со следующими видами языковой деятельности, как письмо и чтение; позволяет повышать уровень языка (грамматика, лексика); т.е. даёт позитивный толчок к развитию вторичной языковой личности.
Несмотря на необходимость работы на английском языке, среднее количество участников проекта ежегодно составляет 30-35 человек разного уровня владения иностранным языком и разного возраста (от 9 до 15 лет). Старшеклассники, уже прошедшие «школу GVC» остаются нашими ценнейшими консультантами и руководителями разных этапов проекта.
Второй этап - знакомство (self-introduction). Обучающиеся знакомятся со своими виртуальными одноклассниками, с которыми они планируют сотрудничать, чтобы лучше узнать друг друга и стать единой командой. На данном этапе на сайте Edmodo.com предусматривается обмен сообщениями по электронной почте, своими фотографиями, рассказами о себе, о своих увлечениях. Имея опыт работы в данном проекте с 2007 года, мы наблюдали качественное улучшение самопрезентаций, которые ребята подготавливали о себе. В текстах самопрезентаций постоянных участников международного телекоммуникационного проекта GVC наблюдалось расширение словарного запаса, применялись разнообразные лексические единицы, клише; более уверенно использовались грамматические структуры.
Пример 1.
• FROM: Ann Semenova (10/18/17 12:17 AM PST)
SUBJECT:
Hello!
My name is Ann. I am twelve. I have a mother, a father and a brother. I look like our father. I live in a good city in Kurgan. My eyes are big and green. I am slim. My hair is dark and short. I have a straight nose. I am in the sixth from. I like to wear trousers, shoes, top, jeans and shorts. I have many friends. We play different games together. Good bye
• FROM: Ann Semenova (10/20/18 10:14 PM PST)
SUBJECT:
My name is Ann. I am 13. I am in the 7th form. I live in a good city in Kurgan.
My family is not large. It consists of four people. They are: my father, my brother, my mother and me. My father's name is Aleks. He is very clever. My mother's name is Elena. She is a very nice woman. My brother's name is Eugene. He lives in a big and nice city - in St.Petersburg. I like animals and I have got a parrot. My bird's name is Karkusha. She is little and very nice. I like wild animals too. I can see them at the zoo. I go to school. My school is number 57. I learn many interesting subjects at school. They are: English, Russian, History, Biology, Physical Education, Physics and Mathematics. My hobby is swimming. I go to a big swimming-pool twice a week. I like to dance, to sing and to read. I have got two friends. They are: Iran and Julia. My friends like music and I like music too. I like my friends very much. I think they are true friends.
В приводимых двух самопрезентациях ученицы гимназии Ани Семёновой мы видим очевидный прогресс в саморазвитии креативной текстовой деятельности.
Работа в телекоммуникационном проекте отвечает принципу природо-собразности: в обоих текстах ученица в полной мере использовала лексико-грамматический материал, изучаемый в 6ом и 7ом классах по УМК В.П. Кузовлева.
На данном этапе ученики не только имеют возможность приготовить письменно рассказ о себе, но и пообщаться, и лично познакомиться с иностранными «одноклассниками».
Третий этап – обсуждение со своими международными партнёрами проекта в целом, название темы и включаемых разделов; обсуждение и разработка совместной структуры сайта, вид главной страницы и связи.
Третий этап даёт возможность ученикам международного класса поработать в рубрике сайта «Conferencing Topics» (темы конференции) – здесь «открывают» темы как учителя (администраторы класса), так и ученики виртуального класса. Тематика рубрик разнообразна, есть рубрики только для учителей, где преподаватели обсуждают стратегию работы, планируют веб-конференции, есть рубрики и для учеников, которые посвящены самопрзентациям, планированию темы будущего сайта, планированию содержания сайта, рубрики для накопления будущего материала с письменными творческими работами учеников.
Необходимо вспомнить ещё об одном успешном виде работы в рамках телекоммуникационного проекта, способствующего формированию вторичной языковой личности учеников – о виртуальных конфернциях. Веб-конференции (англ. Web conferencing) — технологии и инструменты для онлайн-встреч и совместной работы в режиме реального времени через Интернет. Веб-конференции позволяют проводить встречи учеников в режиме on-line, совместно работать с документами, синхронно просматривать сайты, видеофайлы и изображения. При этом каждый участник находится на своём рабочем месте за компьютером. Веб-конференции с американскими, японскими, индийскими «одноклассниками» имели ошеломляющий успех у участников проекта. Благодаря веб-конфернциям мотивация обучения иностранным языкам значительно повысилась у обучающихся всей гимназии.
Разнообразие рубрик (интересов наших учеников), различные формы работы и большое количество текстовых сообщений доказывает высокую мотивацию детей нашей гимназии к работе в проекте. Английский язык является не преградой к общению, а, приближенной к естественной, плодотворной средой для коммуникации, что и даёт предпосылки успешному формированию вторично языковой личности учеников.
Четвертый этап – создание школьных страниц по каждой теме и пересылка их по FTP на сервер; построение сайта.
Во время четвёртого основного этапа обучающиеся создают материал (контент) для страниц сайта по определённым темам. Виды и формы «учебного продукта» ребят разнообразны.
«Продукт» проекта | Язык «продукта» | Вид деятельности |
статьи научного характера для энциклопедий, справочников | английский язык | печатная работа |
тесты, опросники | английский язык | печатная работа |
сказки | английский язык | печатная работа |
рассказы | английский язык | печатная работа |
рассказы, пояснения, комментарии к рисункам, фотографиям | английский язык | печатная работа, фотографии, рисунки |
рассказы, пояснения, комментарии к слайдшоу | английский язык | печатная работа, слайдшоу |
инструкция изготовления того или иного продукта (например кормушка для птиц) | английский язык | печатная работа, фотографии, рисунки, презентация Power Point, Rrezi |
аудиорассказ | английский язык | текст, озвучивание текста |
видеорассказ | английский язык | текст, запись видео |
флэшигра | английский язык | печатная работа, рисунки, фотографии, флэшигра |
мультфильм, фильм | английский язык | печатная работа, рисунки, фотографии, подготовка анимации |
За 13 лет в нашем проекте 9 выпусков обучающихся приняло участие в «Глобальной виртуальной классной комнате».
Виды представленного детьми материала стали более разнообразными и более качественными. Ещё несколько лет назад ребята писали эссе, сочинения, рефераты, соц. опросы, ставили сценки (выполняли традиционные задания), то сейчас для презентации своей работы ребята используют всевозможные виды ИКТ – изготавливают электронные презентации, фильмы в программах PowerPoint, Openoffice Impress, Prezi, Movier Maker, Flash Player, 3D-книги, Glogster , Padlet, Zoom, Skype …
Представляем краткий список видов образовательного продукта, которые ученики создают во время урочной и внеурочной деятельности: флэш - игры на языке; статьи, эссе, сказки, поэзия для сайтов; фильмы, презентации по теме сайтов; анимация; фото-рассказ; подготовка и проведение вебконференций с иностранными сверстниками, ведение переписки с «одноклассниками по проекту»; подготовка поздравительных писем; ведение переписки с учителем.
Сайты, разработанные командами нашей гимназии совместно с детьми из других стран.
Год | Классы участники | Продукт | Результат работы |
2018-19 | 2, 7 | Сайт «Come and Visit My Town» | Серебряная медаль,II место, – Команда-победитель, Грант |
2017-18 | 6,11 | Сайт «Sustainable Development» | Серебряная медаль,II место, – Команда-победитель, Грант |
2016-17 | 5,9,10 | Сайт «Life is Wonderful» | Диплом, победитель в номинации – Команда-призёр |
2015 | 8,11 | Сайт «World Cuisine and World Music» | Диплом, победитель в номинации – Команда-призёр |
2014 | 7,10 | Сайт « Tech Future» | Диплом, победитель в номинации – Команда-призёр |
2011 | 5,7,9 | Сайт « The World culture and Peace» | Диплом, победитель в номинации – Команда-призёр |
2010 | 4,6,8 | Сайт « Future Life» (на английском) | Диплом, победитель в номинации – Команда-призёр |
2009 | 3, 5, 7 | Сайт «Walk on the Wild side» | Серебряная медаль,II место, – Команда-победитель, Грант |
2008 | 9, 10 | Сайт «Вода в России» (на английском) | Диплом |
В условиях международных телекоммуникационных проектов благодаря современным технологиям обучающиеся получают возможность развивать умения решать общие задачи с одноклассниками и сверстниками всего мира, учатся находить компромиссы, справиться с проблемами всей международной команды, формируют и развивают такие человеческие качества как доброта, внимание к людям, животным.
Владея культурой межличностного общения, ученики представляют свои города, свою страну. У ребят формируется интерес, потребность знать больше о нашей Родине, расширять познания о родном крае. Дети учатся уважать себя, свою школу, город, свою Родину.
Пример 2.
Сайт «Sustainable Development»
https://sites.google.com/gsbi.org/gvc1707
Сайт «Come and Visit My Town»
https://sites.google.com/gsbi.org/gvc1811
Список литературы:
Бабина, Е.И. Формы организации учебно-воспитательного процесса и позитивные результаты внеурочной деятельности.- Медиатека - Педсовет образование, учитель, школа.htm
Белова, С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся - http://image.websib.ru/05/
Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку - http://www.tgl.net.ru/wiki
Савченко, Н.А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ.- http://www.ioso.ru/distant/library
Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ.2006.
Марфицына, О.А "Инновационные формы работы как эффективное средство мотивации учащихся в обучении иностранному языку".. / ИМЦ
Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/561349/
http://www.openclass.ru/lessons/175247
http://festival.1september.ru/articles/314071/