12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Марфицына33

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ.

Марфицына Ольга Александровна,

учитель английского языка

МБОУ г. Кургана "Гимназия № 32 имени Е.К.Кулаковой"


Современное обучение и воспитание базируется на личностно-ориентированной парадигме. Согласно данной концепции, центром образовательной системы становится ученик и его интересы, его мотивация к обучению. Ребёнок будет только тогда успешен в обучении, когда материал, который он изучает будет ему полезен, понятен, необходим, то есть только тогда, когда работают три принципа воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.

Данные принципы актуальны и в методике преподавания иностранных языков. Следует отметить, что сегодня, находясь под влиянием социокультурных, лингвистических, психолингвистических факторов, понятие «обучение языку» уступает место более полному понятию «обучение языку и культуре». Изучая иностранный язык, ученики должны обучаться и культуре межличностного общения. Ребёнок будет готов к межличностному общению, при условии, если он «устремлен к одной цели - взаимопониманию, взаимообогащению средствами межкультурной коммуникации». Межличностное общение предполагает «обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культуры, который в специальной литературе называется «краеведением». Изучение иностранного языка невозможно в отрыве от приобщения к культуре, природе родного края, страны.

Такое приобщение может проходить в рамках международных телекоммуникационных проектов.

Телекоммуникационный проект - «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности».

Телекоммуникационные проекты всегда межпредметны. Международный телекоммуникационный проект включает в себя не только необходимость владения иностранным языком, знание особенностей национальной культуры партнёра, но и знание предмета исследуемой проблемы.

На протяжении 13 лет с 2007 года учащиеся МБОУ города Кургана «Гимназия №32 имени Е.К. Кулаковой» участвуют в международном телекоммуникационном проекте «Глобальная виртуальная классная комната».

«Глобальная виртуальная классная комната» - это свободная образовательная программа для школьников всего мира в возрасте от 8 до 18 лет. Ее цель состоит в том, чтобы содействовать международным культурным связям, использованию технологий Интернет среди сегодняшних студентов - завтрашних лидеров. Каждый год в конкурсе принимают участие более ста школ со всего мира. В течение пяти месяцев команды создают web – сайт. Следует отметить, что каждая команда состоит из трёх школ. Вся работа идёт на английском языке.

Этапы работы

Первый этап – подача заявки регистрация участников проекта на сайте Edmodo.com. Вся деятельность проекта происходит на закрытом сервере, на закрытом сайте. У каждого участника есть свой код своей личной странички. На таких страничках ребёнок (участник проекта) может общаться с товарищами по команде по электронной почте, оставлять своё мнение, рассуждать, вести обсуждения, выполнять письменные задания в разделе «конференция». Преподаватель (администратор проекта) имеет возможность заходить на личные странички детей, контролировать содержание переписки.

Ученик «вынужден» работать с сайтом (уточнять свой пароль, свой профиль, свой аккаунт) только на английском языке. Первый этап работы подталкивает ученика к дополнительной работе со следующими видами языковой деятельности, как письмо и чтение; позволяет повышать уровень языка (грамматика, лексика); т.е. даёт позитивный толчок к развитию вторичной языковой личности.

Несмотря на необходимость работы на английском языке, среднее количество участников проекта ежегодно составляет 30-35 человек разного уровня владения иностранным языком и разного возраста (от 9 до 15 лет). Старшеклассники, уже прошедшие «школу GVC» остаются нашими ценнейшими консультантами и руководителями разных этапов проекта.

Второй этап - знакомство (self-introduction). Обучающиеся знакомятся со своими виртуальными одноклассниками, с которыми они планируют сотрудничать, чтобы лучше узнать друг друга и стать единой командой. На данном этапе на сайте Edmodo.com предусматривается обмен сообщениями по электронной почте, своими фотографиями, рассказами о себе, о своих увлечениях. Имея опыт работы в данном проекте с 2007 года, мы наблюдали качественное улучшение самопрезентаций, которые ребята подготавливали о себе. В текстах самопрезентаций постоянных участников международного телекоммуникационного проекта GVC наблюдалось расширение словарного запаса, применялись разнообразные лексические единицы, клише; более уверенно использовались грамматические структуры.

Пример 1.

FROM: Ann Semenova (10/18/17 12:17 AM PST)

SUBJECT:

Hello!

My name is Ann. I am twelve. I have a mother, a father and a brother. I look like our father. I live in a good city in Kurgan. My eyes are big and green. I am slim. My hair is dark and short. I have a straight nose. I am in the sixth from. I like to wear trousers, shoes, top, jeans and shorts. I have many friends. We play different games together. Good bye

FROM: Ann Semenova (10/20/18 10:14 PM PST)

SUBJECT:

My name is Ann. I am 13. I am in the 7th form. I live in a good city in Kurgan.

My family is not large. It consists of four people. They are: my father, my brother, my mother and me. My father's name is Aleks. He is very clever. My mother's name is Elena. She is a very nice woman. My brother's name is Eugene. He lives in a big and nice city - in St.Petersburg. I like animals and I have got a parrot. My bird's name is Karkusha. She is little and very nice. I like wild animals too. I can see them at the zoo. I go to school. My school is number 57. I learn many interesting subjects at school. They are: English, Russian, History, Biology, Physical Education, Physics and Mathematics. My hobby is swimming. I go to a big swimming-pool twice a week. I like to dance, to sing and to read. I have got two friends. They are: Iran and Julia. My friends like music and I like music too. I like my friends very much. I think they are true friends.

В приводимых двух самопрезентациях ученицы гимназии Ани Семёновой мы видим очевидный прогресс в саморазвитии креативной текстовой деятельности.

Работа в телекоммуникационном проекте отвечает принципу природо-собразности: в обоих текстах ученица в полной мере использовала лексико-грамматический материал, изучаемый в 6ом и 7ом классах по УМК В.П. Кузовлева.

На данном этапе ученики не только имеют возможность приготовить письменно рассказ о себе, но и пообщаться, и лично познакомиться с иностранными «одноклассниками».

Третий этап – обсуждение со своими международными партнёрами проекта в целом, название темы и включаемых разделов; обсуждение и разработка совместной структуры сайта, вид главной страницы и связи.

Третий этап даёт возможность ученикам международного класса поработать в рубрике сайта «Conferencing Topics» (темы конференции) – здесь «открывают» темы как учителя (администраторы класса), так и ученики виртуального класса. Тематика рубрик разнообразна, есть рубрики только для учителей, где преподаватели обсуждают стратегию работы, планируют веб-конференции, есть рубрики и для учеников, которые посвящены самопрзентациям, планированию темы будущего сайта, планированию содержания сайта, рубрики для накопления будущего материала с письменными творческими работами учеников.

Необходимо вспомнить ещё об одном успешном виде работы в рамках телекоммуникационного проекта, способствующего формированию вторичной языковой личности учеников – о виртуальных конфернциях. Веб-конференции  (англ. Web conferencing) — технологии и инструменты для онлайн-встреч и совместной работы в режиме реального времени через Интернет. Веб-конференции позволяют проводить встречи учеников в режиме on-line, совместно работать с документами, синхронно просматривать сайты, видеофайлы и изображения. При этом каждый участник находится на своём рабочем месте за компьютером. Веб-конференции с американскими, японскими, индийскими «одноклассниками» имели ошеломляющий успех у участников проекта. Благодаря веб-конфернциям мотивация обучения иностранным языкам значительно повысилась у обучающихся всей гимназии.

Разнообразие рубрик (интересов наших учеников), различные формы работы и большое количество текстовых сообщений доказывает высокую мотивацию детей нашей гимназии к работе в проекте. Английский язык является не преградой к общению, а, приближенной к естественной, плодотворной средой для коммуникации, что и даёт предпосылки успешному формированию вторично языковой личности учеников.

Четвертый этап – создание школьных страниц по каждой теме и пересылка их по FTP на сервер; построение сайта.

Во время четвёртого основного этапа обучающиеся создают материал (контент) для страниц сайта по определённым темам. Виды и формы «учебного продукта» ребят разнообразны.


«Продукт» проекта

Язык «продукта»

Вид деятельности

статьи научного характера для энциклопедий, справочников

английский язык

печатная работа

тесты, опросники

английский язык

печатная работа

сказки

английский язык

печатная работа

рассказы

английский язык

печатная работа

рассказы, пояснения, комментарии к рисункам, фотографиям

английский язык

печатная работа, фотографии, рисунки

рассказы, пояснения, комментарии к слайдшоу

английский язык

печатная работа, слайдшоу

инструкция изготовления того или иного продукта (например кормушка для птиц)

английский язык

печатная работа, фотографии, рисунки, презентация Power Point, Rrezi

аудиорассказ

английский язык

текст, озвучивание текста

видеорассказ

английский язык

текст, запись видео

флэшигра

английский язык

печатная работа, рисунки, фотографии, флэшигра

мультфильм, фильм

английский язык

печатная работа, рисунки, фотографии, подготовка анимации


За 13 лет в нашем проекте 9 выпусков обучающихся приняло участие в «Глобальной виртуальной классной комнате».

Виды представленного детьми материала стали более разнообразными и более качественными. Ещё несколько лет назад ребята писали эссе, сочинения, рефераты, соц. опросы, ставили сценки (выполняли традиционные задания), то сейчас для презентации своей работы ребята используют всевозможные виды ИКТ – изготавливают электронные презентации, фильмы в программах PowerPoint, Openoffice Impress, Prezi, Movier Maker, Flash Player, 3D-книги, Glogster , Padlet, Zoom, Skype

Представляем краткий список видов образовательного продукта, которые ученики создают во время урочной и внеурочной деятельности: флэш - игры на языке; статьи, эссе, сказки, поэзия для сайтов; фильмы, презентации по теме сайтов; анимация; фото-рассказ; подготовка и проведение вебконференций с иностранными сверстниками, ведение переписки с «одноклассниками по проекту»; подготовка поздравительных писем; ведение переписки с учителем.

Сайты, разработанные командами нашей гимназии совместно с детьми из других стран.

Год

Классы участники


Продукт


Результат работы

2018-19

2, 7

Сайт «Come and Visit My Town»

https://sites.google.com/gsbi.org/gvc1811

Серебряная медаль,II место, – Команда-победитель, Грант

2017-18

6,11

Сайт «Sustainable Development»

https://sites.google.com/gsbi.org/gvc1707

Серебряная медаль,II место, – Команда-победитель, Грант

2016-17

5,9,10

Сайт «Life is Wonderful»

https://sites.google.com/a/gsbi.org/gvc1604

Диплом, победитель в номинации – Команда-призёр

2015

8,11

Сайт «World Cuisine and World Music»

https://sites.google.com/a/gsbi.org/gvc1418

Диплом, победитель в номинации – Команда-призёр

2014

7,10

Сайт « Tech Future»

http://1319.virtualclassroom.org/

Диплом, победитель в номинации – Команда-призёр

2011

5,7,9

Сайт « The World culture and Peace»

http://winners.virtualclassroom.org/1022

Диплом, победитель в номинации – Команда-призёр

2010

4,6,8

Сайт « Future Life»

(на английском)

http://winners.virtualclassroom.org/0903

Диплом, победитель в номинации – Команда-призёр

2009

3, 5, 7

Сайт «Walk on the Wild side»

http://winners.virtualclassroom.org/0807/index.html

Серебряная медаль,II место, – Команда-победитель, Грант

2008

9, 10

Сайт «Вода в России»

(на английском)

http://waterinrussia.narod.ru/3.html#123

Диплом


В условиях международных телекоммуникационных проектов благодаря современным технологиям обучающиеся получают возможность развивать умения решать общие задачи с одноклассниками и сверстниками всего мира, учатся находить компромиссы, справиться с проблемами всей международной команды, формируют и развивают такие человеческие качества как доброта, внимание к людям, животным.

Владея культурой межличностного общения, ученики представляют свои города, свою страну. У ребят формируется интерес, потребность знать больше о нашей Родине, расширять познания о родном крае. Дети учатся уважать себя, свою школу, город, свою Родину.


Пример 2.

Сайт «Sustainable Development»

https://sites.google.com/gsbi.org/gvc1707

t1609951414aa.png


Сайт «Come and Visit My Town»

https://sites.google.com/gsbi.org/gvc1811


t1609951414ab.png


                Список литературы:

Бабина, Е.И. Формы организации учебно-воспитательного процесса и позитивные результаты внеурочной деятельности.- Медиатека - Педсовет образование, учитель, школа.htm

Белова, С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся - http://image.websib.ru/05/

Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку - http://www.tgl.net.ru/wiki

Савченко, Н.А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ.- http://www.ioso.ru/distant/library

Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ.2006.

Марфицына, О.А "Инновационные формы работы как эффективное средство мотивации учащихся в обучении иностранному языку".. / ИМЦ


               Интернет ресурсы:

        http://festival.1september.ru/articles/561349/

        http://www.openclass.ru/lessons/175247

        http://festival.1september.ru/articles/314071/



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.