Использование мобильного приложения Quizlet в процессе совершенствования лексических навыков на старшей ступени обучения

2
0
Материал опубликован 9 February 2022

Шворон Е.А,

учитель английского языка



Использование мобильного приложения ‘Quizlet’ для совершенствования лексических навыков на старшей ступени обучения



В настоящее время идет бурное развитие мобильных технологий, которые оказывают влияние на многие сферы человеческой деятельности, в том числе и на образование. Одним из новых понятий, появившихся в последнее время является понятие мобильного обучения.

Мобильное обучение определяется как форма организации автономного и персонализированного учебного процесса, где основой или доминирующей технологией являются мобильные устройства связи (смартфоны, планшеты и т.п.), с помощью которых учащиеся могут формировать и совершенствовать языковые навыки, социокультурные и межкультурные компетенции не только во время занятий в классе, но и в любое удобное для них время и находясь в любом месте» [2].

Среди мобильных приложений выделяются две группы: приложения, которые изначально не были предназначены для процесса обучения, но были под него приспособлены (Google Maps, Facebook, Google Calendar и т.д.) и приложения, которые создавались для помощи в обучении (Quizlet, Kahoot, Duolingo и др.). Приложения, специально созданные для внедрения в процесс обучения, делятся также на приложения – дополнения к учебным пособиям, приложения, которые предназначаются для самостоятельного изучения предмета и приложения, использующиеся при дистанционной форме обучения [2; с.193].

В данной статье будет рассмотрено использование приложения Quizlet для совершенствования лексических навыков учащихся старших классов. Приложение отбиралось с учетом доступности для учащихся (т.е. бесплатность, возможность использования приложения на любой платформе), возможности контроля выполнения заданий и прогресса учителем, возможности созданий своих заданий.

Рассмотрим данное приложение подробнее. ‘Quizlet’ – это бесплатный онлайн-сервис для создания и использования карточек для запоминания слов. Данный сервис доступен также в виде мобильного приложения на платформах Android и iOS. Для доступа требуется регистрация.

Сервис позволяет как создавать свои наборы карточек, так и использовать уже готовые наборы, созданные другими пользователями. Важным преимуществом Quizlet является наличие специального режима для учителей. Сервис позволяет делиться ссылкой на созданные модули со своими учениками, у которых также должен быть создан аккаунт. Учителю доступна информация о том, какие задания в модуле выполнял учащийся и его результат. Расширенные возможности отслеживания прогресса учащихся, дополнительные функции для создания карточек и т.д., доступны, к сожалению, только в платной версии сервиса.

Для отработки лексики Quizlet предлагает следующие задания:

карточки: на экране высвечивается карточка с термином, при нажатии на нее появляется определение;

заучивание: система разбивает список слов на три группы (общее количество слов, знакомые слова, усвоенные слова). Для переведения слова из общей группы в группу «усвоенные» учащийся должен несколько раз правильно выполнить задание с этим словом. Система определяет, с какими терминами у учащегося возникают наибольшие сложности, в результате чего большая часть заданий направлена на отработку именно этих слов. Учащийся выполняет задание в тестовом режиме. Широкий выбор доступных параметров позволяет каждому учащемуся адаптировать тест под себя. Так, например, можно исключить задания с выбором ответа и оставить только те задания, где требуется написать слово, можно включить или отключить автоматическое озвучивание слов и т.д

режим письма: на экране появляется термин, учащемуся нужно вписать определение, либо наоборот;

правописание: учащемуся предлагается ввести в специальное поле то, что он услышал;

режим теста: в данном режиме проверяется, насколько хорошо учащийся запомнил необходимый материал;

подбор: в данной игре на экране одновременно появляются несколько определений и терминов, учащемуся нужно соединить их друг с другом за наименьшее время;

гравитация: в этой игре учащимся предлагается разбить «астероиды», которые угрожают «планете». Вместо астероидов на экране появляются термины или определения, а учащемуся нужно ввести ответ в специальном поле. Если он не успеет это сделать или ошибется несколько раз, то «планета» будет разрушена.

Следует отметить, что в мобильной версии отсутствует проверка правописания и игра «Гравитация».

В середине изучения первого модуля учебника Spotlight в 10 классе (базовый уровень, 3 часа английского языка в неделю) на одном из уроков был проведен диагностический тест для контроля сформированности изучаемых лексических навыков. Учащимся нужно было заполнить пропуски подходящими по смыслу словами. На уроке присутствовали 18 человек из 21. В результате, с работой справились 14 человек, сделав правильно ≥ 50% от всей работы. Более подробные данные можно увидеть в Таблице 1. Средний балл выполнения работы составил 3,7.

После этого для изучения эффективности использования мобильных приложения с целью совершенствования лексических навыков учащимся было предложено разделиться на две группы. В контрольную группу вошли учащиеся, которые на протяжении всего исследования самостоятельно пользовались приложением Quizlet для отработки и совершенствования лексических навыков. После каждого урока контрольной группе присылались ссылки на задания в данном приложении. Другая половина учащихся не использовала никакие мобильные приложения. Следует отметить, что в течение исследования наблюдался прогресс учащихся. Благодаря возможности отслеживать действия учащихся, предоставляемой Quizlet, мы могли увидеть, что учащиеся действительно выполняли предложенные задания.

В конце исследования было проведен контроль. В проверочную работу в конце четверти был включен специальный блок лексических заданий. Учащиеся должны были также заполнить пропуски подходящими по смыслу словами, указать верную форму фразового глагола и правильно употребить устойчивые выражения в соответствии с контекстом. Трудность работ была примерно на одном и том же уровне, задания аналогичны по типу. Информацию о результатах работы можно найти в Таблице 1. Имена учащихся, которые находились в контрольной группе, выделены.

Таблица 1. Результаты проверочных работ

Учащийся

Проверочная работа 1

Проверочная работа 2

Ульяна А.

100%

отсутствовала

Анна А.

95%

100%

Дарья А.

76%

90%

Алиса Б.

88%

100%

Регина Б.

76%

86%

Евгения Г.

70%

86%

Анна Е.

отсутствовала

41%

Кирилл Е.

25%

64%

Эльвира И.

63%

60%

Виктория И.

отсутствовала

отсутствовала

Анна Леб.

38%

36%

Анна Лег.

50%

отсутствовала

Софья П.

90%

100%

Максим П.

отсутствовал

55%

Диана Р.

88%

98%

Милана С.

76%

86%

Семен С.

91%

90%

Екатерина С.

76%

100%

Илона Т.

25%

41%

Ольга Т.

88%

95%

Екатерина Х.

25%

68%





В результате отметим, что у большинства учащихся наблюдается прогресс. Особенно это проявляется в контрольной группе, где результаты некоторых из учащихся улучшились более чем на 30%. Некоторые из результатов изменились незначительно или остались примерно на таком же уровне. Также в таблице можно увидеть учащихся с очень низкими результатами по второй проверочной работе (менее 50%). Данные результаты обоснованы низким уровнем посещаемости уроков данными учащимися вследствие болезни и по иным причинам. Средний балл у всего класса увеличился на 0,3 и составил 4. Средний балл у контрольной группы увеличился на 0,5 (с изначальных 3,9 до 4,4).

На основании всех вышеизложенных фактов, можно сделать вывод о том, что использование мобильного приложения в обучении положительно сказалось на процессе совершенствования лексических навыков. Наибольшее влияние было оказано на учащихся, имеющих удовлетворительную или хорошую оценку по предмету. Вероятнее всего, это связано с увеличением уровня мотивации, вовлечения учащихся в процесс урока, облегчения запоминания нового материала. Наибольший успех продемонстрировали те учащиеся, которые использовали мобильное приложение дома самостоятельно, что еще раз свидетельствует об эффективности данных приложений в процессе обучения.

Сами учащиеся положительно отзываются о своем участии в исследовании. Они отмечают, что с помощью приложения Quizlet им удается лучше запоминать слова, используя тот способ запоминания, который им наиболее удобен.

Используемая литература

Титова С.В. Мобильное обучение иностранным языкам : Учебное пособие / С.В. Титова, А.П. Авраменко. – М.: Издательство Икар, 2014. – 224 с.

Трошина Ю.В. Вербицкая Н.О. Мобильное обучение иностранному языку: понятие, функции, модели [Электронный ресурс] / Ю.В.Трошина, Н.О.Вербицкая. – Электрон. ст. – [Россия], 2015. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20164 , свободный. – Аналог печ.изд. (Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.) – (06.02.2022).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.