Урок по математике в 6 классе на тему «Круглые тела»
Тема: Круглые тела
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель: Познакомить учащихся с геометрическими телами - шаром, конусом, цилиндром и их элементами; научить различать в окружающем мире предметы, имеющие форму изучаемых фигур; воспитывать интерес к предмету.
Задачи: Развивать умения проводить наблюдения, делать выводы, сравнивать, обобщать; формировать графические навыки; учить работать в группах.
Ресурсы урока: презентация, демонстрационные геометрические тела, инструкции -задания парам, карточки с заданиями.
Ход урока.
Мотивационный этап.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
-Сегодня у нас урок необычный, а необычный тем, что на нём присутствуют гости. Давайте улыбнемся нашим гостям, друг другу, мне и с хорошим настроением начнем наш урок.
-Посмотрите, всели у вас готово к уроку.
Актуализация опорных знаний.
-Давайте проверим домашнее задание.
-Что было задано на дом?
1. Проверка домашнего задания № 527
- А сейчас давайте вспомним:
Что такое окружность?
Что такое прямая?
Какие знаете случаи взаимного расположения прямой и окружности?
Сколько существует случаев взаимного расположения двух окружностей?
Как определить существует ли треугольник по заданным сторонам?
- Молодцы, вы правильно ответили на все мои вопросы.
Постановка учебной задачи.
Французский архитектор Ле Корбюзье говорил «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия». И мы с вами сегодня продолжим знакомиться с интересной и увлекательной наукой - геометрией.
- Рассмотрите внимательно тела, находящиеся на ваших столах.
-На какие две группы вы предложите их разделить?
-Какие геометрические тела вы объединили в первую группу?
-По какому принципу?
-А во вторую?
-По какому принципу?
-Какие тела нами уже изучены?
-А не изучены?
-Это круглые тела.
-Какова же тема нашего урока?
(На доске появляются слова «цилиндр», «конус», «шар».)
-Какие цели мы поставим на урок перед собой?
ПОЗНАКОМИТСЯ с видами круглых тел;
УЧИТЬСЯ различать их в окружающем мире;
ПОВТОРЯТЬ знания о геометрических телах.
- Итак, перед нами поставлены цели, которые мы должны достичь на этом уроке.
Изучение нового материала.
- Сейчас вы будете работать в парах и каждая пара получает инструкцию для выполнения задания. В течение 5 минут вы должны приготовить рассказ по инструкции об одном круглом теле, работая с текстом учебника. Далее обсудите в паре, а затем один из каждой пары расскажет классу рассматриваемом теле .
(раздаю карточки)
-Прочитайте внимательно инструкцию.
-Какие вопросы у вас возникли?
- Если все понятно можете приступать к выполнению.
Инструкция для изучения ЦИЛИНДРА
Изучи 2 абзаца текста учебника на стр. 113-114 от слов «Слово «цилиндр» …
Составь рассказ о цилиндре, отвечая на следующие вопросы:
От какого слова происходит слово «цилиндр»?
Какие предметы имеют форму цилиндра?
Из чего состоит поверхность цилиндра? Покажи их на слайде.
Какая геометрическая фигура лежит в основании цилиндра?
Что называют высотой цилиндра? Покажи её на слайде.
Инструкция для изучения КОНУСА
Изучи 2 абзаца текста учебника на стр. 114 от слов «Слово «конус» …
Составь рассказ о цилиндре, отвечая на следующие вопросы:
Как переводится слово «конус»?
Какие предметы имеют форму конуса?
Что есть у конуса? Покажи их на модели конуса.
Какая геометрическая фигура лежит в основании конуса?
Что называют высотой конуса? Покажи её на слайде.
Инструкция для изучения ШАРА
Изучи 3 абзаца текста учебника на стр. 114 от слов «Особое место …
Составь рассказ о шаре, отвечая на следующие вопросы:
Как называется поверхность шара?
От какого слова происходит слово «сфера»?
Что есть у шара и сферы? Покажи их на изображении.
Какие предметы имеют форму шара?
-Итак, мы познакомились с тремя пространственными геометрическими фигурами – шаром, цилиндром и конусом. Вы должны знать, что пространственные геометрические фигуры ещё по-другому называют геометрическими телами. Оказывается, все геометрические тела математики разделили на две группы: так называемые многогранники, с которыми мы уже знакомы и тела вращения.
- И многогранники и круглые тела - объемные, но их можно изобразить на плоскости.
-Все ли линии будут видимыми?
-Как изображаются видимые и невидимые линии?
-Посмотрите, пожалуйста, на слайд, все ли верно изображено?
- Молодцы, ребята. Вы верно исправили ошибки и мы можем сделать вывод , что все объемные тела можно при изображении на плоскости имеют видимые и невидимые линии.
Отработка умений и навыков.
1. Работа с учебником №531.
-А сейчас откройте учебник на странице116. Найдите №531 и прочитайте задание (один читает вслух).
- Выполните его в тетради, не забывая какие линии изображаются пунктиром, а какие сплошной линией.
2. Игра «Узнай геометрическое тело».
- А сейчас мы поиграем в игру «Узанй геометрическое тело». Вы должны ответить о каком круглом теле идет речь, и показать его с помощью фигур, которые у вас на столах .
Это тело имеет вершину. (конус)
Поверхностью этого тела является сфера. (шар)
Название этого тела произошло от слова «валик».(цилиндр)
Форму этого тела имеет воронка. (конус)
У этого тела 2 основания. (цилиндр)
У этого тела есть центр. (шар)
3.Проверочная работа.
№1. Касательная к окружности изображена на рисунке:
а) б) в) г)
№2.Прямая а, изображенная на рисунке называется _______________ .
№3.Соотнесите название прямой с рисунком.
1) 2) 3) 4)
А) Прямая, Б) Секущая, В) Касательная, Г) Диаметр.
№4.Сколько возможно случаев взаимного расположения двух окружностей.
а)3, б)6, в)5, г)7.
№5. Как называются окружности, центры которых совпадают?
а)Центрические;
б)Концентрические;
в)Центровые;
№6.Сколько возможно случаев, когда окружности касаются друг друга?
а)0; б)1; в)2; г)3.
№7.С помощью каких инструментов выполняется построение треугольников?
А) Циркуль;
Б) Линейка;
В) Циркуль и линейка;
Г) Транспортир и линейка.
№8.Сформулируйте неравенство треугольника.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
№9. Определите, существует ли треугольник со сторонами 3 см, 4 см, 6 см._________________________.
№10. Сколько различных треугольников можно построить из отрезков 2, 3, 5 и 6 см?
Рефлексия
Что показалось важным на уроке?
С какими трудностями столкнулись?
Как их преодолели?
С чего бы вы предложили начать следующий урок?
VIII Домашнее задание
Заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.
Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем отгадок,
И поискам предела нет.
Запишем домашнее задание: стр. 113-114. № 531, 535.
Подготовить рассказ о предметах - шарах