Кто должен воспитывать ребенка: школа или семья? Очень долго существовало мнение о том, что ребенка должна воспитывать школа, а точнее - учитель. Именно он формирует его личностные качества. Это прямая обязанность педагогов, и они в ответе за все неудачи детей. Они должны провести их дорогой успеха. Так ли это? Где эта дорога успеха? Как сделать правильный выбор? Выбор….Сразу на ум приходит картина Васнецова «Витязь на распутье».


r1627498749.jpg
   В процессе формирования личности, каждый учитель выбирает стратегию развития ребенка. Мы стоим перед выбором, стоим в раздумье – как это сделать.


c1627498772.jpg
     Мы все прекрасно знаем, что семья - это любовь родителей, детей, родственников. А что такое школа?

В последнее время требования родителей к уровню и качеству обучения в школе возросли. Каждый родитель желает видеть своих детей успешными и конкурентоспособными, умеющими принимать самостоятельно решения. То есть школа - это место, где жизнь ребенка подчиняется социальным нормам.

В 21 веке у детей формируется новый тип мышления. В таком формировании играет важную роль не только учитель, но и семья. По-моему, именно мама и папа обязаны заложить основы развития личности ребёнка в раннем возрасте, а задача  учителей -  помочь в этом родителям. Л.Н. Толстой говорил: «Для того чтобы воспитание было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя».

Если обратиться к истории, то можно вспомнить Аристотеля, который

определил семью как часть государства. Наверное, он был прав. Разве наша семья - это не маленькое государство, в котором президент – папа. А кто же мама? Финансы, здоровье, походы в кинотеатр и чрезвычайные ситуации в семье – все на ней. Значит мама – это кабинет министров, ну ребенок - это народ страны, который недоволен и что-то требует, кричит, возмущается и даже устраивает забастовки.

А чем же является школа и учитель в этом государстве? Это «институт», который помогает решать многие проблемы. Современным родителям необходима помощь в знаниях по педагогике и психологии.

По-моему мнению, самое сложное в формировании личности ребенка – это работа педагога с родителями.

Свою дочь я воспитывала так: специально не учила ее говорить «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита» или "будь здорова", а просто каждый раз, когда это нужно, я говорила это ей сама. Тоже самое делал и ее папа. Если нужно что-то подать, мы просили ее «подай мне, пожалуйста», а когда она помогает, всегда говорим ей «спасибо» или «благодарю». Если ей нужна помощь, всегда подходили и спрашивали: «тебе помочь, или справишься сама». Когда она была совсем маленькой, то иногда она просила помочь, но чаще отвечала «я сама». Когда ей было всего четыре года, мне было так приятно, когда я ей говорила: «пойду, принесу стул», а она бежала за мной и кричала: «Давай я тебе помогу!». И мы несли с ней стул вместе (в результате, конечно же, получалось медленнее).

Я всегда благодарю свою дочь, а своим домочадцам говорю, что это МЫ С ДОЧЕРЬЮ принесли стул, что ОНА МНЕ ПОМОГАЛА, что ОНА БОЛЬШАЯ УМНИЧКА. Так что... Сейчас ей почти 12 лет и она многое делает сама. Мой совет всем родителям: «Хотите, чтобы ваш ребенок был воспитанным? - Начните с себя. А ребенок просто будет повторять за Вами».

Так в чем же роль учителя? Попытаюсь объяснить с помощью своего любимого художника. Вглядитесь в картину…


w1627498799.jpg
     Три могучих богатыря охраняют границы своей страны. Такую нелегкую задачу перед ними поставила Родина. Вы спросите: причем здесь педагоги? А разве нам не нужна огромная уверенность (просто богатырская) в себе, в своих силах? Ведь мы должны помогать каждому ученику в формировании личности.

Я долго смотрю на следующую картину художника.


h1627498824.jpg
     Вглядываюсь в лица девушек. Они разные, хотя и родные сестра. Понимаю, что моя роль, как учителя помочь и родителям, и ученикам в этом нелегком деле – формирование личности. К каждому найти подход – дело сложное. Ведь учитель должен быть новатором, когда проводит свои уроки, когда готовит интересные мероприятия, когда беседует с ребятами. Своими поступками, словами, примерами мы воспитываем в каждом своем ученики личность. Разными приемами и методами мы – учителя-предметники – стремимся к одному результату: мы хотим воспитать личность, успешную в будущей жизни, твердо стающую на ногах. Наша задача – помочь этой личности раскрыться. Поэтому каждый педагог должен понимать к чему стремится его ученик, и какими результатами он может порадовать своего педагога.

f1627499208.jpg
Самое главное – это не потеряться во всех этих приемах и методах, как героиня великого художника.

z1627499186.jpg
     Мы, учителя, чтобы научить ребят добиваться успеха в намеченном деле, должны сами четко представлять, какие качества нужно развивать и взращивать в себе на пути к заветной цели: терпение, рискованность, самоанализ, энтузиазм, целеустремленность, любопытство.

Развивая эти качества в ребенке, мы будем формировать лучшие качества человека.

А для себя я поняла, что необходимо на своих уроках, во внеурочной деятельности   повышать к ним интерес у школьников, создавая атмосферу творческого поиска, помогая более полно раскрыть способности учеников.

h1627499162.jpg

Интернет-ресурсы

В.М. Васнецов  «Витязь на распутье»   https://bigenc.ru/media/2017/12/11/1239071406/956.jpg

В.М. Васнецов  «В раздумье»   https://media.izi.travel/8c660570-31d2-4779-849e-dc0251657dde/f107e488-d40a-4fc5-8a60-adc5d8c275df_800x600.jpg

В.М. Васнецов  «Три богатыря»   https://konspekta.net/studopediaru/baza24/9019112321407.files/image003.jpg

В.М. Васнецов  «Три царевны подземного царства»

https://i.pinimg.com/originals/67/12/f7/6712f72bd63b08f1f68bfbc23495158c.jpg

В.М. Васнецов  «Царевна у окна»    https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/09/18/regnum_picture_1474204207244537_normal.jpg

В.М. Васнецов  «Снегурочка»    https://my-soch.ru/doc_mysoch.ru/f6c74b79de822bc43618882b6002028d/thumb.jpg

В.М. Васнецов  «Гамаюн, птица вещая»    https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1542444/pub_5c818b9756d4ed00b45e347f_5c818c67c1139600b32d5e95/scale_1200 








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Владимировна, спасибо за потрясающие размышления о роли воспитания в формировании личности. Такие провели интересные параллели с творчеством В.М. Васнецова.

29 July 2021

Спасибо за теплые слова, Елена Вениаминовна. Давно хотелось поразмышлять на эту тему. Всё не решалась, а здесь выдалась такая возможность.

29 July 2021

У Вас получилось шикарно!

29 July 2021
Ответ для

Спасибо!

29 July 2021

Очень творческий подход к написанию статьи! Спасибо, прочитала публикацию с большим интересом.

29 July 2021

Большое спасибо, Светлана Валерьевна. Рада, что публикация Вам понравилась.

29 July 2021

Интересная работа! Поздравляю с Победой!Рада,что моё мнение совпало с мнением коллег по жюри!

9 August 2021

Марина Юрьевна, большое спасибо!

9 August 2021

Новых побед и достижений!

9 August 2021

Елена Владимировна, поздравляю Вас с победой во Всероссийском дистанционном конкурсе педагогического мастерства на лучшую статью!

9 August 2021

Большое спасибо, Раиса Поликарповна.

9 August 2021

Успехов Вам в дальнейшей работе!

9 August 2021

Раиса Поликарповна, спасибо за красивый букет и теплые слова.

10 August 2021

Елена Владимировна, поздравляю Вас с победой в конкурсе!!! Была уверена, что работа будет оценена по достоинству всеми членами жюри! Желаю дальнейших творческих успехов!

9 August 2021

Светлана Валерьевна, большое спасибо за теплые слова и поддержку.

9 August 2021