Проект программы внеурочной деятельности учителя-логопеда «Кружок "Грамотеи"»

3
6
Материал опубликован 14 January 2019 в группе

Кружок «Грамотеи»(проект программы внеурочной деятельности учителя-логопеда)

Пояснительная записка

Раздел: Внеурочная деятельность общеинтеллектуального направления (логопедический аспект).

Аннотация: В последние годы все большее количество детей страдает нарушениями устной и письменной речи. Около 40% обучающихся в начальных классах имеют те или иные проблемы. Чаще всего причиной их возникновения является недоразвитие фонематических процессов. Наша школа не является исключением. По результатам проведенного диагностического обследования учащихся 2-х классов 16 человек имеют предпосылки к возникновению дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Лишь часть этих детей зачислена на коррекционно-логопедические занятия на логопункте. Для оказания помощи другим нуждающимся предлагается проведение кружка «Грамотеи».

Тема: Кружок «Грамотеи»

Тип проекта:  практико-ориентированный, среднесрочный, коллективный.

Участники проекта:  учитель – логопед, обучающиеся 2 классов.

Срок реализации проекта: декабрь-февраль 2018-19 учебного года

Реализация программы внеурочной деятельности по занимательной логопедии рассчитана на 11 занятий с группой детей из 10 человек, занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 40 минут.

Занятия кружка проводятся в интересной, увлекательной форме с использованием ИКТ, дидактических игр, кинезиологических упражнений. Кружковая работа предусматривает тематические домашние задания, из которых потом будет создана книжка-малышка с занимательными упражнениями.

Постановка проблемы: Основной задачей начальной школы является формирование прочных навыков грамотного письма, смыслового чтения, развитой речи. Наличие у обучающихся даже небольших отклонений в развитии фонематических процессов приводит к трудностям в усвоении программы общеобразовательной школы. При проведении диагностических диктантов во 2-х классах обращает на себя внимание большое количество ошибок, связанных с нарушениями фонематического восприятия звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных.

Для помощи детям, допускающим ошибки фонематического характера, связанные с трудностями различения твердых и мягких согласных, и с трудом усваивающим тему «Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и мягким знаком» разработан проект по организации кружка «Грамотеи».

Цель: Создание условий для успешного усвоения учащимися вторых классов с фонематическим недоразвитием речи способов обозначения мягкости согласных звуков на письме, для формирования у детей мотивации к изучению русского языка, развития интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи:

-Формирование полноценных фонематических представлений по дифференциации твердых и мягких согласных звуков

-Развитие навыков обозначения мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных букв и мягкого знака

-Предупреждение и коррекция дисграфических ошибок учащихся на письме

-Воспитание у детей языкового чутья.

- Развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления)

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап (декабрь, 2018г.)

Цель: Выявить уровень развития фонематических процессов у второклассников через проведение диагностических диктантов. Определить тематику занятий кружка. Отобрать материал, занимательные игры и упражнения

2. Основной этап (декабрь-февраль, 2018-19г.)

Цель: Проведение кружковой работы в соответствии с тематическим планом.

3. Заключительный этап (февраль, 2019г.)

Цель: создание книжки-малышки, подведение итогов проекта, отражение основного его содержания на сайте школы, транслирование полученного опыта работы на разных уровнях.

Предполагаемые результаты:

-совершенствование фонематического восприятия,

-закрепление навыков обозначения мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных букв и мягкого знака,

-введение в активный словарь слов-терминов: звук, слово, гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные

-предупреждение нарушений письма и чтения;

-развитие мыслительной деятельности, памяти, внимания обучающихся,

-закрепление у школьников положительного отношения к русскому языку и литературе.

Учебно-тематический план работы кружка «Грамотеи»

№ пп

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Диагностическое обследование

1

2

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки

1

3

Гласные 1 и 11 ряда, их дифференциация

1

4

Твердые и мягкие согласные. Звукобуквенный анализ на уровне слова

1

5

Дифференциация А-Я. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Я

1

6

Дифференциация О-Ё. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ё

1

7

Дифференциация У-Ю. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ю

1

8

Дифференциация Ы-И. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы И

1

9

Мягкий знак –показатель мягкости согласных звуков на письме

1

10

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы Ь в середине и конце слова

1

11

Заключительное занятие. Составление книжки-малышки

1

Библиографический список:

Литература:

Буйко В., Сыропятова Г. Парные твердые и мягкие согласные. – Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших школьников. - М.: Владос, 1995.

Оглоблина И.Ю.Пишем без ошибок: Рабочая тетрадь для исправления нарушений письменной речи.2-4 классы – Мозырь, Белый ветер, 2014.

Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников

(2-3 классы). - СПб.: КАРО, 2014.

Мультимедийные образовательные ресурсы.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Покажите потом нам книжку-малышку. Интересно очень.....

15 January 2019

Хорошо, Алена, покажу

15 January 2019

Выбраны самые актуальные темы для детей логопатов. Хотя учителя ждут от нас не этого. Им кажется, что надо,например, отработать безударную гласную в корне. Ведь именно там огромное количество ошибок. А что это работа педагога, а не логопеда, их не убедить.

23 January 2019

Да, Светлана, Вы правы. Учителя тоже замечают, что после таких занятий количество ошибок на обозначение мягкости согласных на письме значительно уменьшается. А безударную отрабатывать тяжело, поскольку дети не только ее не видят, но и не могут подобрать проверочные слова из-за бедного словарного запаса.

24 January 2019

Нина Николаевна, спасибо большое за представленный опыт!!

5 February 2019

Буду рада, если Вам пригодится этот материал, Татьяна Сергеевна!

6 February 2019