12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Швецова Нина Николаевна148 Россия, Пермский край, Кудымкар Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров» |
Кружок «Грамотеи» (проект программы внеурочной деятельности учителя-логопеда)
Кружок «Грамотеи»(проект программы внеурочной деятельности учителя-логопеда)
Пояснительная записка
Раздел: Внеурочная деятельность общеинтеллектуального направления (логопедический аспект).
Аннотация: В последние годы все большее количество детей страдает нарушениями устной и письменной речи. Около 40% обучающихся в начальных классах имеют те или иные проблемы. Чаще всего причиной их возникновения является недоразвитие фонематических процессов. Наша школа не является исключением. По результатам проведенного диагностического обследования учащихся 2-х классов 16 человек имеют предпосылки к возникновению дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Лишь часть этих детей зачислена на коррекционно-логопедические занятия на логопункте. Для оказания помощи другим нуждающимся предлагается проведение кружка «Грамотеи».
Тема: Кружок «Грамотеи»
Тип проекта: практико-ориентированный, среднесрочный, коллективный.
Участники проекта: учитель – логопед, обучающиеся 2 классов.
Срок реализации проекта: декабрь-февраль 2018-19 учебного года
Реализация программы внеурочной деятельности по занимательной логопедии рассчитана на 11 занятий с группой детей из 10 человек, занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 40 минут.
Занятия кружка проводятся в интересной, увлекательной форме с использованием ИКТ, дидактических игр, кинезиологических упражнений. Кружковая работа предусматривает тематические домашние задания, из которых потом будет создана книжка-малышка с занимательными упражнениями.
Постановка проблемы: Основной задачей начальной школы является формирование прочных навыков грамотного письма, смыслового чтения, развитой речи. Наличие у обучающихся даже небольших отклонений в развитии фонематических процессов приводит к трудностям в усвоении программы общеобразовательной школы. При проведении диагностических диктантов во 2-х классах обращает на себя внимание большое количество ошибок, связанных с нарушениями фонематического восприятия звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных.
Для помощи детям, допускающим ошибки фонематического характера, связанные с трудностями различения твердых и мягких согласных, и с трудом усваивающим тему «Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и мягким знаком» разработан проект по организации кружка «Грамотеи».
Цель: Создание условий для успешного усвоения учащимися вторых классов с фонематическим недоразвитием речи способов обозначения мягкости согласных звуков на письме, для формирования у детей мотивации к изучению русского языка, развития интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи:
-Формирование полноценных фонематических представлений по дифференциации твердых и мягких согласных звуков
-Развитие навыков обозначения мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных букв и мягкого знака
-Предупреждение и коррекция дисграфических ошибок учащихся на письме
-Воспитание у детей языкового чутья.
- Развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления)
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (декабрь, 2018г.)
Цель: Выявить уровень развития фонематических процессов у второклассников через проведение диагностических диктантов. Определить тематику занятий кружка. Отобрать материал, занимательные игры и упражнения
2. Основной этап (декабрь-февраль, 2018-19г.)
Цель: Проведение кружковой работы в соответствии с тематическим планом.
3. Заключительный этап (февраль, 2019г.)
Цель: создание книжки-малышки, подведение итогов проекта, отражение основного его содержания на сайте школы, транслирование полученного опыта работы на разных уровнях.
Предполагаемые результаты:
-совершенствование фонематического восприятия,
-закрепление навыков обозначения мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных букв и мягкого знака,
-введение в активный словарь слов-терминов: звук, слово, гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные
-предупреждение нарушений письма и чтения;
-развитие мыслительной деятельности, памяти, внимания обучающихся,
-закрепление у школьников положительного отношения к русскому языку и литературе.
Учебно-тематический план работы кружка «Грамотеи»
№ пп | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Диагностическое обследование | 1 |
2 | Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки | 1 |
3 | Гласные 1 и 11 ряда, их дифференциация | 1 |
4 | Твердые и мягкие согласные. Звукобуквенный анализ на уровне слова | 1 |
5 | Дифференциация А-Я. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Я | 1 |
6 | Дифференциация О-Ё. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ё | 1 |
7 | Дифференциация У-Ю. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ю | 1 |
8 | Дифференциация Ы-И. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы И | 1 |
9 | Мягкий знак –показатель мягкости согласных звуков на письме | 1 |
10 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы Ь в середине и конце слова | 1 |
11 | Заключительное занятие. Составление книжки-малышки | 1 |
Библиографический список:
Литература:
Буйко В., Сыропятова Г. Парные твердые и мягкие согласные. – Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших школьников. - М.: Владос, 1995.
Оглоблина И.Ю.Пишем без ошибок: Рабочая тетрадь для исправления нарушений письменной речи.2-4 классы – Мозырь, Белый ветер, 2014.
Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников
(2-3 классы). - СПб.: КАРО, 2014.
Мультимедийные образовательные ресурсы.