Программа внеурочной деятельности «Грамотей»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Начальная школа – важный этап формирования чувств гордости, уважения и любви к русскому языку. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и сверстниками, помогают выражать свои мысли и чувства. Кроме того, знание русского языка является необходимым условием усвоения всех учебных предметов, так как без овладения словом не будет происходить ни одна познавательная деятельность.
Занятия по курсу «Грамотей» направлены на расширение и закрепление изученного материала по русскому языку, за счёт изучения отдельных понятий из курса исторической грамматики, истории литературного языка; способствуют формированию углубленных знаний по предмету, повышению качества знаний и развитию мотивации к изучению русского языка.
Программа внеурочной деятельности «Грамотей» тесно связана с предметной областью учебного плана «Русский язык» и составлена для учащихся 1- 4 классов.
Цель программы «Грамотей»: углубление, расширение и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку, обеспечение языкового развития обучающихся, мотивация и заинтересованность в предмете русский язык.
Задачи:
образовательные:
- формировать умение самостоятельно приобретать знания, умения и навыки по грамматике русского языка;
- побуждать потребность у обучающихся к самостоятельной работе над познанием русского языка;
- расширять и углублять программный материал предмета русский язык.
развивающие:
- развивать интерес к учебному предмету русский язык;
- развивать творческие способности и психологические качества обучающихся: любознательность, активность, воля, ответственность, самостоятельность.
воспитывающие:
- воспитывать культуру общения у младших школьников;
- воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку.
Работа по программе «Грамотей» позволяет не только закрепить предметные знания и умения, но и вести целенаправленную работу по формированию личностных и метапредметных универсальных учебных действий. Планируемый уровень сформированности личностных и метапредметных универсальных учебных действий содержится в планах по каждому году обучения.
Программа «Грамотей» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов:
1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год.
Занятия проводятся один раз в неделю в соответствии с расписанием внеурочных занятий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ГРАМОТЕЙ» 1- 4 КЛАСС
№ |
Название разделов |
Количество часов
|
|||||
всего |
в том числе |
||||||
аудиторных занятий |
внеаудиторных занятий |
||||||
1 |
«Путешествия по Стране Слов» 1 класс |
33 |
13 |
20 |
|||
2 |
«Секреты орфографии» 2 класс |
34 |
17 |
17 |
|||
3 |
«Занимательное словообразование» 3 класс |
34 |
17 |
17 |
|||
4 |
«Занимательная лингвистика» 4 класс |
34 |
22 |
12 |
|||
Всего |
135 занятий |
69 занятий |
66 занятий |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГРАМОТЕЙ» ДЛЯ 1 КЛАССА
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса
«Грамотей. Путешествие в страну слов» в 1 классе
Личностные результаты
Личностные результаты:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интерес к языковой и речевой деятельности.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД :
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
- понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Календарно – тематический план и содержание
курса «Грамотей. Путешествия в Страну Слов» в 1 классе
№ |
Тема |
Виды деятельности |
Форма проведения |
Дата |
1 |
В мире безмолвия и неведомых звуков. |
Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры: «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». |
Занятие - игра |
|
2 |
В страну слов. Первые встречи. |
Игры: «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». |
Занятие - игра |
|
3 - 4 |
К тайнам волшебных слов. |
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». |
Занятие - игра |
|
5 |
Выбор друзей в Стране Слов |
Сказка «Игры гномов». Игры: «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов. |
Занятие-конкурс |
|
6 |
К несметным сокровищам Станы Слов. |
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры: «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов». |
Занятие-лекция. Занятие – исследование. |
|
7 |
Чудесные превращения слов. |
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры: «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева. |
Творческое занятие. |
|
8 - 9 |
В гости к Алфавиту. |
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры: «Волшебный колодец», «Помоги Р».
|
Занятие – исследование. Занятие – игра. |
|
10 |
К тайнам звуков и букв. |
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». |
Занятие-тренинг. |
|
11 |
Встреча с Радугой. |
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». |
Занятие – наблюдение. |
|
12 |
В Страну Говорящих Скал. |
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова». |
Занятие –исследование. |
|
13 |
В глубь веков на Машине времени. |
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. |
Занятие – лекция. |
|
14 |
В Королевстве ошибок. |
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций. |
Занятие-наблюдение. |
|
15 |
В Страну Слогов. |
Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». |
Занятие – игра. |
|
16 |
Неожиданная остановка в пути. |
Проговаривание слов по слогам. Игры: «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи. |
Занятие-тренинг. |
|
17 |
В удивительном городе Неслове. |
Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры: «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток». |
Занятие – исследование. |
|
18 - 19 |
Чудеса в Стране Слов. |
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. |
Занятие – игра. |
|
20 |
К словам разнообразным, одинаковым, но разным. |
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка. |
Занятие – наблюдение. |
|
21 - 22 |
На карнавале слов |
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. |
Занятие – исследование. Занятие – игра. |
|
23 |
В Театре близнецов |
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок. |
Занятие – конкурс. |
|
24 |
Конкурс знатоков. |
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знатоков». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами. |
Занятие – наблюдение. |
|
25 |
Новое представление |
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей». |
Творческое занятие. |
|
26 |
Необычный урок. |
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами. |
Занятие – игра. |
|
27 |
Следопыты развлекают гостей. |
«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов. |
Занятие – исследование. |
|
28 |
В Клубе весёлых человечков. |
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. |
Занятие – игра. |
|
29 - 30 |
К словам – родственникам. Почему их так назвали? |
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино». |
Занятие-проект |
|
31 |
Экскурсия в прошлое. |
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов. |
Занятие – лекция. |
|
32 |
Полёт в будущее. |
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт». |
Занятие – наблюдение. |
|
33 |
Итоговое занятие. |
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов. |
Занятие - игра |
|
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГРАМОТЕЙ» ДЛЯ 2 КЛАССА
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса
«Грамотей. Секреты орфографии» во 2 классе
Личностные результаты:
- представления о своей этнической принадлежности;
- развитие чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
- осознание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
- положительное отношения к языковой деятельности;
- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации ;
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
Познавательные УУД:
- сознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей;
- пользоваться словарями;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Календарно – тематический план и содержание
курса «Грамотей. Секреты орфографии » во 2 классе
№ |
Тема |
Виды деятельности |
Форма проведения |
Дата |
1 |
Как обходились без письма? |
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок –«напоминалок». |
Занятие – игра. |
|
2 |
Древние письмена |
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки» |
Занятие – игра. |
|
3 |
Как возникла наша письменность? |
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». |
Творческое задание. |
|
4 - 5 |
Меня зовут Фонема |
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». |
Занятие-игра |
|
6 - 8 |
Для всех ли фонем есть буквы? |
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. |
Творческое занятие. |
|
9 |
«Ошибкоопасные» места |
«Зеркальные и не зеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. |
Занятие - тренинг |
|
10 |
Тайны фонемы |
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». |
Занятие – исследование. |
|
11 - 12 |
Опасные согласные |
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону: составление «Свода законов». |
Занятие исследование. Занятие- тренинг. |
|
13 |
На сцене - гласные! |
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! |
Занятие-тренинг. |
|
14 - 15 |
«Фонемы повелевают буквами» |
Фонемное правило. Когда ь пишется, а когда не пишется? Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. |
Практическое занятие. |
|
16 |
Ваши старые знакомые |
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. |
Занятие-тренинг. |
|
17 - 18 |
Правила о непроизносимых согласных |
Песенки - «напоминай-ки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. |
Практическое занятие. |
|
19 - 20 |
Волшебное средство – «самоинструкция» |
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ. |
Занятие-игра |
|
21 |
Строительная работа морфем |
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. |
Занятие-тренинг |
|
22 - 23 |
Где же хранятся слова? |
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. |
Занятие-игра. Практическое занятие. |
|
24 - 25 |
Поговорим обо всех приставках сразу. |
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. |
Практическое занятие. |
|
26 - 27 |
Слова – «родственники» |
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка -с. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминай-ка». Игры и упражнения с приставками. |
Занятие исследование. Занятие- тренинг. Практическое занятие. |
|
28 - 30 |
Кто командует корнями? |
Корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. |
Занятие-игра. Практическое занятие |
|
31 - 32 |
«Не лезьте за словом в карман!» |
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. |
Занятие исследование. Практическое занятие |
|
33 |
«Пересаженные» корни |
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения. Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения. |
Занятие-тренинг |
|
34 |
Итоговое занятие |
КВН «Грамотей» |
Занятие-конкурс. |
|
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГРАМОТЕЙ» ДЛЯ 3 КЛАССА
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса
«Грамотей. Занимательное словообразование» в 3 классе
Личностные результаты:
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;
- выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД:
- сознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить необходимую информацию и использовать её для выполнения заданий;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- пользоваться словарями и справочным материалом;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Календарно – тематический план и содержание
курса «Грамотей. Занимательное словообразование» в 3 классе
№ |
Тема |
Виды деятельности |
Форма проведения |
Дата |
1 |
Сказочное царство слов |
Беседа о красоте и богатстве народной речи. Устное народное творчество - показатель богатства русского языка, народной фантазии, мудрости народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок. |
Занятие-беседа. Занятие конкурс. |
|
2 - 3 |
Путешествие в страну Слов. |
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово». |
Практическое занятие. Занятие – игра. |
|
4 - 5 |
Чудесные превращения слов |
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка. |
Творческое занятие. |
|
6 - 7 |
В гостях у слов- родственников. |
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. |
Практическое занятие. |
|
8 - 9 |
Добрые слова. |
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. |
Занятие-беседа. Практическое занятие. |
|
10 |
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. |
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. |
Занятие-наблюдение. Практическое занятие. |
|
11 - 12 |
Новые слова в русском языке. |
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка». |
Занятие-наблюдение. Занятие – игра. |
|
13 |
Встреча с зарубежными друзьями |
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». |
Занятие-наблюдение. Занятие – игра. |
|
14 - 15 |
Синонимы в русском языке. |
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. |
Практическое занятие. |
|
16 - 17 |
Слова- антонимы. |
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. |
Практическое занятие. Занятие –наблюдение. Творческое занятие |
|
18 |
Слова- омонимы |
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». |
Занятие-наблюдение. Занятие-игра. |
|
19 |
Крылатые слова. |
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера». |
Занятие-беседа. Практическое занятие. |
|
20 |
В королевстве ошибок. |
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». |
Занятие-игра. |
|
21 - 22 |
В стране Сочинителей |
Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. Беседа о рифмах. |
Творческое занятие. |
|
23 - 24 |
Искусство красноречия |
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. |
Занятие-беседа. Практическое занятие. |
|
25 |
Праздник творчества и игры. |
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». |
Практическое занятие. Занятие-конкурс. |
|
26 - 27 |
Трудные слова. |
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. |
Практическое занятие. |
|
28 - 29 |
Анаграммы и метаграммы. |
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка). |
Занятие-наблюдение. Творческое занятие. |
|
30 - 31 |
Шарады и логогрифы |
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. |
Занятие-игра. |
|
32 |
Откуда пришли наши имена. |
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». |
Занятие-беседа. Творческое занятие. |
|
33 |
Занимательное словобразование. |
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. |
Занятие-игра. |
|
34 |
Итоговое занятие |
КВН «Грамотей» |
Занятие-конкурс |
|
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГРАМОТЕЙ» ДЛЯ 4 КЛАССА
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса
«Грамотей. Занимательная лингвистика» в 4 классе
Личностные результаты:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к изучению русского языка;
- формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
- восприятие русского языка как одной и основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов программы «Грамотей» (русский язык);
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать ориентиры действия в новом учебном материале;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
- пользоваться словарями и справочниками различных типов;
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД:
- слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.).
Календарно – тематический план и содержание
курса «Грамотей. Занимательная лингвистика» в 4 классе
№ |
Тема |
Виды деятельности |
Форма проведения |
Дата |
Фонетика и орфоэпия
|
||||
1 |
Что такое орфоэпия? |
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. |
Занятие-проект |
|
2 |
Что такое фонография или звукозапись? |
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. |
Занятие-лекция. |
|
3 |
Звуки не буквы! |
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций. |
Практическое занятие. |
|
4 |
Звучащая строка. |
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. |
Практическое занятие. |
|
5 |
Банты и шарфы. |
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов «банты» и «шарфы». Разыгрывание ситуаций с этими словами. |
Занятие-игра. |
|
6 |
«Пигмалион» учит орфоэпии. |
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах. |
Занятие-проект. |
|
7 |
Кис- кис! Мяу!, или «Кое- что о звукоподражаниях». |
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». |
Практическое занятие. Занятие-игра. |
|
Лексикология
|
||||
8 |
Имена вещей. |
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся. |
Практическое занятие. |
|
9 |
О словарях энциклопедических и лингвистических. |
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. |
Практическое занятие. |
|
10 |
В царстве смыслов много дорог. |
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов». |
Занятие-наблюдение. Практическое занятие. |
|
11 |
Как и почему появляются новые слова? |
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. |
Занятие-проект. |
|
12 |
Многозначность слова. |
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов». |
Занятие-наблюдение. Практическое занятие. |
|
13 |
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. |
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. |
Занятие-наблюдение. Практическое занятие. |
|
14 |
Об одном и том же - разными словами. |
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. |
Занятие-проект. |
|
15 |
Как возникают названия. |
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями. |
Занятие-беседа. Практическое занятие. |
|
16 |
Слова – антиподы. |
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». |
Практическое занятие. |
|
17 |
Фразеологические обороты. |
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». |
Занятие-исследование. Практическое занятие. |
|
18 |
Словари «чужих» слов. |
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. |
Занятие-исследование. Практическое занятие. |
|
19 |
Капитан и капуста. |
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов. |
Занятие-проект. |
|
20 - 21 |
«Он весь свободы торжество». |
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина. |
Занятие-исследование. Практическое занятие. Этап долгосрочного проекта (начало). |
|
22 - 23 |
Мы говорим его стихами. |
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся. |
Творческое занятие. Этап долгосрочного проекта. |
|
24 -25 |
Слова, придуманные писателями. |
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. |
Занятие-исследование. Этап долгосрочного проекта |
|
26 - 27 |
Слова уходящие и слова – новички. |
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. |
Занятие-исследование. Этап долгосрочного проекта |
|
28 |
Словарь языка Пушкина. |
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем. |
Творческое занятие. Этап долгосрочного проекта (завершение). |
|
29 |
Смуглая Чернавка. |
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен. |
Занятие-наблюдение. |
|
30 |
Отчество и фамилия. |
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова. |
Занятие – проект. |
|
31 |
Какие бывают имена? |
Знакомство с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями. |
Практическое занятие. Творческое занятие. |
|
32 - 33 |
Словарь- грамотей. |
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. |
Занятие-проект. |
|
34 |
Итоговое занятие «Мы любим русский язык!» |
Краткое подведение итогов. Награждение победителей конкурсов и проектов. Концертная программа. |
Занятие-утренник. |
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.г.т. Южно-Курильск»
п.г.т. Южно-Курильск Сахалинской области
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СОШ
____________________ ____________________ п.г.т. Южно –
Протокол № _________ (ф.и.о.,подпись) Курильск»______________
от «___» ______201__г. Павлюкевич Т.В.
от «___» ________201___г.
Приказ № _______- ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ГРАМОТЕЙ»
начального общего образования
срок реализации программы – 4 года
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Всего – 135 часов
Рабочая программа составлена
в соответствии с ФГОС начального общего образования для 1-х – 4 –х классов ОУ.
Составитель: Алабушева С.М., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
п.г.т. Южно-Курильск
2018 г.