Муниципальное образовательное учреждение
«Центр психолого-медико-социального сопровождения»
Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя-логопеда
Волковой Регины Михайловны
г.Олонец
2011г.
Я, Волкова Регина Михайловна, работаю в муниципальном образовательном учреждении «Центр психолого-медико-социального сопровождения».
В 1995 г. окончила Карельский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт по специальности – педагогика и психология дошкольная.(Приложение №1)
С 1995 г. по1999 г. работала учителем-логопедом в детском доме №1 г. Олонца.
В 1997 г. прошла профессиональную переподготовку в институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров при Московском педагогическом государственном университете по логопедии. (Приложение №2)
В октябре 2000 г. приступила к работе в Районной психолого-медико-педагогической комиссии в должности учителя-логопеда.
В апреле 2008 г. Районная психолого-медико-педагогическая комиссия была ликвидирована, и открылось новое муниципальное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения», в которое я была принята учителем-логопедом по переводу. (Приложение №3)
Мой общий трудовой стаж – 16 лет;
мой педагогический стаж – 13 лет.
Награждена грамотами: 2006 г. - Почётная грамота Администрации местного самоуправления Олонецкого района (Приложение №4)
2010 г. - Почётная грамота Министерства образования Республики Карелия. (Приложение №5)
Я представлю анализ своей профессиональной деятельности за последние два года, т.к. до этого времени находилась в отпуске по уходу за ребёнком.
Образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения» создан для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Основной направленностью деятельности учреждения является оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям и подросткам, родителям, работникам учреждений образования, здравоохранения. Образовательный процесс в учреждении осуществляется с использованием индивидуально-ориентированных и коррекционно-развивающих образовательных программ. Структурным подразделением МОУ «Центр ПМСС» является логопедическая служба, куда входят учителя-логопеды учреждения, которые обслуживают дошкольные образовательные учреждения района на основе договора о совместной деятельности в рамках организации коррекционно-педагогической работы на территории Олонецкого района. Я как учитель-логопед обслуживаю муниципальное дошкольное образовательное учреждение №16 «Звёздочка». (Приложение №6) Логопедическая служба создана в целях оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.
В связи с этим основным направлением в своей профессиональной деятельности считаю создание в процессе коррекционной работы условий, направленных на оказание своевременной коррекционной логопедической помощи детям с нарушениями речи.
Основными задачами деятельности учителя-логопеда являются:
в рамках профилактической работы обследование речи детей, посещающих учреждение и выявление детей, имеющих нарушения речи;
раннее выявление детей с отклонениями в развитии; направление нуждающихся в комплексном обследовании детей на консультирование специалистами районной ПМПК;
коррекция нарушений устной речи детей дошкольного возраста с целью подготовки к обучению в школе;
своевременное предупреждение нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
разъяснение и пропаганда основ логопедических знаний среди педагогов, родителей (лиц, их заменяющих), воспитанников;-консультирование родителей детей, имеющих нарушения речевого развития по проблеме организации специального воспитания детей с недоразвитием речевой функции;
систематическое повышение своей профессиональной квалификации;
оснащение кабинета необходимым дидактическим материалом.
На коррекционные логопедические занятия зачисляются дети в возрасте от 4 до 7 лет, имеющие нарушения в развитии устной речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, фонетический дефект, заикание, овладевающие русским (неродным) языком). Зачисление производится на основании логопедического заключения, по заявлению родителей. Приём на логопедические занятия производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Одновременно у логопеда занимаются 20 детей. В период с 1 по 15 сентября проводится первичное обследование состояния речи детей ДОУ. По итогам обследования мною устанавливается очерёдность зачисления детей на занятия и оформляется контрольно-регистрирующая и планирующая документация (журнал регистрации детей с нарушениями речи, журнал посещаемости занятий, речевые карты с фиксированием динамики показателей не реже двух раз в год (Приложение №7), планы методической работы, индивидуальное планирование, отчёты о проделанной работе, паспорт логопедического кабинета и расписание занятий, журнал консультаций, карты индивидуального сопровождения, которые ведутся вместе со специалистами МОУ «Центр ПМСС», где отражается коррекционная работа специалистов центра, результативность работы, работа с родителями, с учреждением (Приложение №8), речевые профили (Приложение №9)).
Основной формой организации коррекционно-логопедической работы являются индивидуальные занятия (Приложение №10).
Логопедические занятия организуются не реже двух раз в неделю индивидуально с каждым ребёнком (длительностью 15-20 минут). Срок коррекционного обучения у логопеда зависит от степени сложности дефекта. Дети, прошедшие курс коррекционных занятий и овладевшие правильными речевыми умениями, отчисляются с логопедических занятий.
Кроме того, в МДОУ №16 «Звёздочка» мною ведётся профилактическая работа с детьми младшего возраста, направленная на предупреждение нарушений в развитии устной речи: выявление неговорящих детей, консультирование воспитателей и родителей данных детей. Учёт этой работы ведётся в журналах консультаций и регистрации детей с нарушениями речи.
Специалистами МОУ «Центр ПМСС» для оказания необходимой помощи детям и подросткам района разработана дополнительная общеобразовательная программа специального (коррекционного) обучения «Квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся и воспитанников основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего образования», которая включает в себя модули (рабочие программы), составленные учителями-логопедами. При составлении логопедических модулей мы опирались на программы коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей», «Логопедическая работа с заикающимися детьми», «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей», «Логопедическая работа с детьми, овладевающими русским (неродным) языком» (последние две программы разработаны мною в 2009 г). Учителя-логопеды, работающие в МОУ «Центр ПМСС», могут использовать их в своей деятельности.
Моё педагогическое кредо: «Уважать и любить детей». Я убеждена, что ребёнок – главная ценность. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать себя личностью, которую принимают и любят без всяких условий. Ребёнок – мой соратник, союзник, имеющий право на несогласие, сомнение и даже на ошибку.
К современным образовательным технологиям относятся здоровьесберегающие технологии. Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Усилия работников дошкольных образовательных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника. Одним из составляющих сохранения здоровья детей является работа учителя-логопеда. К здровьесберегающим образовательным технологиям в детском саду относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.
Современное образование направлено на развитие личности ребёнка, раскрытие его возможностей, талантов, самореализации.
Планирование и контроль эффективности коррекционно-развивающей работы осуществляю с учётом стартовых возможностей и способностей дошкольников. Учитываю индивидуально-психологические особенности дошкольников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти. Во время занятий стараюсь раскрыть индивидуальные познавательные возможности каждого ребёнка и определить условия, необходимые для их удовлетворения. В центре находится сам участник коррекционно-развивающего процесса, т.е. ребёнок - как личность. Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, на желание преодолеть дефекты речи, прикладывая для этого усилия, является личная поддержка ребёнка учителем-логопедом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, дать возможность ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой – либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый.
В процессе занятий применяю оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.)
Учебный материал не одинаков для всех участников коррекционного процесса. Так как коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме, на каждом занятии решается проблема именно того ребёнка, с которым занимаешься, есть возможность поработать над теми слабыми сторонами, которые больше страдают. Любая информация должна быть переработана воспитанником, поэтому стараюсь задействовать несколько анализаторов при ознакомлении с новым материалом ("вижу", "слышу", "чувствую"). В совместной деятельности ребёнок - мой равноправный партнёр.
В своей коррекционно-развивающей деятельности использую физкультурно-оздоровительные технологии. Наряду с речевыми нарушениями у многих воспитанников не развиты общая и мелкая моторика, страдают психические процессы: память, внимание, мышление. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.
Хочу остановиться только на нетрадиционных формах работы.
Помимо традиционной пальчиковой гимнастики использую игры с пальчиками: "Разноцветные прищепки", "Пальчиковый бассейн", различные виды массажа (самомассажа) кистей рук, пальцев (Приложение №11). Также полезна пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии, что способствует синхронизации работы полушарий головного мозга (Авторская методика А.Л.Сиротюк "Коррекция обучения и развития школьников"). Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Многим детям нравится использование "Су-Джок" терапии (надеваем эластичное кольцо поочерёдно на все пальцы). Кроме развития познавательной и эмоционально-волевой сферы такой массаж пальцев является эффективным способом профилактики и лечения болезней.
Для восстановления работоспособности, снятия эмоционального напряжения у детей, их успокоения во время занятий проводятся релаксационные упражнения (Методика А.Л. Сиротюк "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
На коррекционных занятиях использую элементы имаготерапии, которая включает в себя куклотерапию и сказкотерапию. Это способствует развитию активности, самостоятельности, творчества, эмоциональности, произвольности. Кроме всего перечисленного имеет психотерапевтический эффект. У ребёнка ликвидируются болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.
На своих занятиях одним из самых сильных, верных способов мотивации в коррекционном процессе по поддержанию у обучающихся интереса к приобретению знаний является создание эмоционального настроя на занятии. Использование художественного слова, устного народного творчества, коррекционных игр, ярких наглядных пособий помогает успешно решать задачи формирования интереса к занятиям.
Для проведения коррекционно-развивающей работы в МДОУ д/с №16 «Звёздочка» выделен кабинет. (Приложение №12) Качество материально-технической базы оставляет желать лучшего: недостаточная площадь кабинета, нет необходимой мебели, технических средств, компьютера. Сегодня новые информационные технологии прочно вошли во все сферы жизнедеятельности общества. Использование компьютерных технологий находит своё отражение и в коррекционно-образовательном процессе. Компьтер играет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Считаю, что в коррекционной работе с дошкольниками компьютер на занятии должен использоваться дозированно, не более 5-10 минут. Мною накоплен огромный материал (с различных курсов повышения квалификации, методической копилки учителей-логопедов г.Олонца, Интернет-источников), который можно было использовать в коррекционной работе с дошкольниками. Некоторые виды упражнений, направленные на автоматизацию, дифференциацию звуков, по развитию грамматического строя речи, связной речи разрабатываю сама. (Пример: Электронное приложение. Коррекционная работа). Имеется большое количество презентаций по различным лексическим темам, диски с упражнениями по развитию речи. Конечно, использование ИКТ стало для меня делом привычным при подготовке к семинарам, методическим объединениям, при оформлении различных видов документации. Но хотелось бы использовать информационные технологии и в своей коррекционной работе. Это бы разнообразило деятельность детей, сделало бы занятия более интересными и познавательными.
В кабинете имеются пособия и материалы: по обследованию речи, коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха, совершенствованию лексико-грамматической стороны речи и связной речи, развитию моторики, психических процессов. (Приложение №11, №13)
Логопедический кабинет постоянно пополняется наглядными пособиями, дидактическими играми. Часть материала оформила сама:
«Сосчитай» (упражнения на согласование числительного с существительным);
«Волшебные окошки» (Это пособие удобно при автоматизации и дифференциации звуков. Идея по созданию пособия принадлежит мне. Использованы коробки от конфет «Рождественский календарь», на одной стороне открывающегося окошка наклеена картинка, содержащая определённый звук, с обратной стороны схема места звука в слове или схема количества слогов, или цифра (ребёнок должен назвать количество предметов, изображённых на рисунке), или символ: звонкий или глухой, твёрдый или мягкий. Ребёнок получает задание, называет слово, открывая окошко может себя проконтролировать, правильно ли определил место звука в слове, количество слогов и т.п. (Приложение №13, А);
" Колёсики" (Данное пособие многофункционально. (Приложение №13, В);
«Пальчиковый бассейн» (Для развития мелкой моторики) (Приложение №11);
"Какой?" (образование относительных прилагательных: "Какой сок, варенье, суп, лист") (Приложение №13, Б);
«Фейерверк» (упражнение на развитие дыхания) (Приложение №13, Г);
звуковые схемы слов, слогов, звуковые символы (Использую методику Т.А. Ткаченко "Знаковая система". Автор предлагает специальные символы обозначения звуков в подготовке детей к обучению грамоте.) (Приложение №13, Д).
Пополняю кабинет методической литературой. За последние годы мною приобретены следующие пособия: И. Светлова «Домашний логопед. Программа развития правильного звукопроизношения». ( Здесь собран богатый материал по автоматизации звуков, который можно использовать на индивидуальных занятиях); Н.В. Новоторцева «Энциклопедия речевого развития». (Автор выделяет 4 возрастные периода – 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет. С учётом возрастных особенностей и возможностей детей предлагается эффективный комплекс упражнений по фонетике, лексике, грамматике и связной речи); И. Скворцова «Логопедические игры» (В этом пособии подобраны игры и задания, позволяющие обогатить словарный запас ребёнка, устранить пробелы в развитии грамматического строя речи); Г.И. Шалаева «Большая книга логических игр» (Здесь кроме упражнений по развитию речи содержатся задания с развивающими методами обучения логике); В.С. Володина «Альбом по развитию речи» (Этот альбом выручает при обследовании речи дошкольников, его можно использовать на индивидуальных занятиях для нормализации грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи, для развития мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи).
В наши дни наблюдается количественный рост детей с речевой патологией, отмечается усложнение характера речевых патологий. Среди зачисленных на логопедические занятия в МОУ "Центр ПМСС" большая часть детей оказывается с общим недоразвитием речи. Такие дети требуют каждодневной работы специалиста, им рекомендовано посещение речевой группы, но в нашем городе специализированные группы прекратили своё существование. Логопеды Центра, не могут в полной мере оказать помощь таким детям. Мы долго не могли определиться, как нам организовать свою работу, чтобы она была более эффективной и решили остановиться на индивидуальной форме проведения занятий.
На коррекционно-развивающие занятия в учреждение МОУ "Центр ПМСС" в 2009 – 2010 году было зачислено 32 обучающихся МДОУ д/с №16 «Звёздочка».
Выпущены:
со значительными улучшениями в речевом развитии – 18 обучающихся;
отчислены из учреждения (согласно Положения о зачислении/отчислении из МОУ «Центр ПМСС» от 14.09.2009) по заявлению родителей –1 ребёнок;
пропуск занятий без уважительной причины – 0 обучающихся.
Продолжили обучение в учреждении в 2011-2012 учебном году – 13 обучающихся.
Логопедическое заключение |
ФД |
ФФНР |
ОНР, I ур. |
ОНР, II ур. |
ОНР, III ур. |
ОНР у ребёнка с русским неродным языком |
Всего |
Зачислено |
2 |
3 |
24 |
3 |
32 |
||
Выпущено |
2 |
3 |
12 |
1 |
18 |
||
Выбыло |
12 |
1 |
1 |
||||
Оставлено для продолжения коррекционной работы |
1 |
13 |
В 2010-2011 году было зачислено 27 обучающихся МДОУд/c №16 «Звёздочка».
Выпущены:
со значительными улучшениями в речевом развитии – 16 обучающихся;
отчислены из учреждения (согласно Положения о зачислении/отчислении из МОУ «Центр ПМСС» от 14.09.2009) по заявлению родителей –2 ребёнка;
пропуск занятий без уважительной причины – 0 обучающихся.
Продолжат обучение в учреждении в 2011-2012 учебном году – 9 обучающихся.
Логопедическое заключение |
ФД |
ФФНР |
ОНР, I ур. |
ОНР, II ур. |
ОНР, III ур. |
ОНР у ребёнка с русским неродным языком |
Всего |
Зачислено |
1 |
4 |
1 |
20 |
1 |
27 |
|
Выпущено |
1 |
3 |
11 |
1 |
16 |
||
Выбыло |
2 |
2 |
|||||
Оставлено для продолжения коррекционной работы |
1 |
1 |
7 |
9 |
Каждый ребенок, посещающий логопедические занятия, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам: (Приложение №14)
звукопроизношение;
фонематические процессы;
слоговая структура слова
грамматический строй речи;
связная речь;
мелкая моторика.
На каждого ребенка дважды в год составляется речевой профиль, позволяющий увидеть «западающие» звенья и активизировать работу в данном направлении.(Приложение №9) Подобная форма мониторинга корреционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.
Обработав все речевые профили, можно провести мониторинг коррекционной логопедической работы в конце учебного года путем определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции. (Диаграммы результатов логопедической работы представлены ниже).
Конечный результат зависит от тяжести речевого нарушения, от отношения ребёнка к своему дефекту, от общего интеллектуального
развития ребёнка, от понимания родителями всей важности корркционной работы и их участия в корркционном процессе.
Как учитель-логопед я имею опыт работы с детьми школьного возраста. Мною разработаны речевые карты обследования речи младших школьников и старших школьников на основе методики обследования речи, предложенной Т.А. Фотековой.(Приложение №31)
Данная методика сочетает традиционные для логопедической практики приёмы с некоторыми нейропсихологическими методами. Для составления мониторинга логопедической работы со школьниками определила критерии оценки речевых функций.(Приложение №32)
По результатам обработки речевых карт удобно вычертить индивидуальный речевой профиль для каждого ребенка. На нем наглядно видно, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранны. Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.
Структурным подразделением МОУ «Центр ПМСС» является психолого-медико-педагогическая комиссия. Целью комиссии является организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования. Я являюсь членом психолого–медико-педагогической комиссии. (Приложение №15)
Как учитель-логопед я провожу обследование речи с целью выявления нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определения маршрута индивидуального развития. При проведении логопедического обследования используются следующие методы:
Изучение документации;
Метод беседы;
Логопедическое тестирование;
Метод наблюдений.
Представленные заключения всех специалистов комиссии обсуждаются, составляется коллегиальное заключение комиссии, систематизируются рекомендации. Для удобства проведения логопедической диагностики мною разработаны схемы обследования речи детей по возрастам(Приложение №16), подобран диагностический материал. Регулярно обновляю диагностический материал, используемый во время комплексного обследования.
За последние годы наблюдается количественный рост обучающихся с проблемами в развитии, с нарушением поведения, неусваивающих образовательные программы, обратившихся в ПМПК.
Количественный анализ диагностики в составе ПМПК
Специалисты ПМПК дают рекомендации по определению специальных условий для получения образования обучающимися. К сожалению, не всегда эти рекомендации могут быть выполнены: в отдельных учреждениях нет узких специалистов: логопедов, дефектологов, психологов, прекратили своё существование речевые группы, не созданы условия для обучения детей с ДЦП, со сложной структурой нарушения, с нарушениями зрения, слуха.
Одним из направлений моей деятельности является консультирование. Регулярно проводятся консультации для родителей: по результатам обследования речи ребёнка, даются рекомендации по развитию речи детей раннего возраста, по развитию речи детей с русским (неродным) языком, по преодолению эволютивного заикания, по постановке и автоматизации звуков, по подготовке документов на ПМПК.
Эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от совместной деятельности логопеда и родителей. Совместная работа способствует скорейшему преодолению речевых нарушений, позволяет родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей. Можно выделить основные направления деятельности в работе с родителями: повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей и информационная поддержка родителей и оказание им помощи в установлении и поддержании содержательных контактов с другими социальными институтами (детская консультация, ПМПК, школа). Применяю разнообразные формы работы с родителями: беседы, индивидуальные консультации, родительские собрания.
К сожалению, многие родители индифферентно относятся как к наличию речевого нарушения, так и к процессу работы по его преодолению. Некоторые считают, что коррекция произойдёт сама собой, без особых усилий с их стороны. Приходится убеждать, что за положительным результатом всегда стоит огромный труд.
Также проводятся консультации для педагогов города и района по вопросам подготовки документов на ПМПК, по написанию педагогической характеристики, по обучению грамоте старших дошкольников, по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста, по особенностям работы педагога с заикающимся ребёнком.
Приятно отметить, что у меня партнёрские, конструктивные, доверительные взаимоотношения с коллегами. Многие коллеги, учителя-логопеды, обращаются за советом, помощью, в которой им не отказываю. Тесно сотрудничаю с логопедами школьных логопунктов по вопросам преемственности, воспитателями дошкольного учреждения, в котором осуществляю коррекционный процесс, психологом, врачами-специалистами детской поликлиники.
Отдельно можно выделить консультирование детей. Обращаются родители детей дошкольного и младшего школьного возраста – с целью определения уровня речевого развития, по причине неусвоения программы по русскому языку, для получения справки от логопеда для прохождения ВТЭК. Также я принимаю участие в коллегиальном консультировании в составе ПМПК с целью определения специальных условий для получения образования.
Пропаганда логопедических знаний - следующее направление моей деятельности. (Приложение №17)
Участвовала в семинаре для родителей «Развитие детей раннего возраста» (29.09.09), который проводился специалистами МОУ «Центр ПМСС». Тема моего выступления: «Развитие речи ребёнка второго года жизни» (Приложение №18, Электронное приложение. Методическая деятельность).
Читала лекции на курсах для педагогов дошкольных образовательных учреждений района по теме: «Ребёнок и общество. Коррекционная работа с детьми с ЗПР», которые были организованы МОУ " Информационно-методический центр".
Подготовила материал на выставку к августовскому совещанию – «Роль МОУ «Центр ПМСС» в повышении качества образования» (август 2010 г.)( Электронное приложение. Методическая деятельность).
В МДОУ д/с №16 «Звёздочка» помещала информацию в уголки для родителей (папки-раскладушки, информационные листы) во все возрастные группы по темам: «Советы для родителей по выполнению заданий, рекомендованных логопедом», «Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики», «Заповеди для родителей», «Советы для родителей - «Поговори со мной», «Развитие речи детей 3-4 года», «Родительская страничка. Развитие речи – 5-й год жизни», «Звукопроизношение 4-5 лет», «Звукопроизношение 5-6 лет», «Вам отвечает логопед», «Отчего зависит прикус малыша», «Если многих звуков нет», «Установки воспитания», «Развитие речи. Пятый год жизни». (Электронное приложение.Методическая деятельность. Для родителей).
Выступала на родительских собраниях в МДОУ д/с №16 «Звёздочка» по возрастным особенностям речевого развития детей, по результатам диагностического обследования, по итогам коррекционной работы. (Приложение №19, Электронное приложение. Методическая деятельность. Для родителей).
В начале каждого учебного года на педагогическом совете дошкольного учреждения информировала педагогов о задачах, содержании и результатах логопедической работы.
Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю как на специально организованных курсах повышения квалификации, так и путём участия в семинарах различного уровня, методобъединениях, путём самообразования. (Приложение №20)
В декабре 2009 г. мне было выдано удостоверение о прохождении обучения в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Информационно-методический центр» по программе «Информационно-коммуникационные технологии» (72 часа). (Приложение №20) Итоговой работой прохождения курсов явилась защита проекта по сайтостроению по теме «Заикание», которая состоялась на Дне открытых дверей в МОУ «ИМЦ». (Электронное приложение. Методическая деятельность). Благодаря этим курсам я получила возможность более широко использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности.
В октябре 2010 г. повышала квалификацию в ГОУ РК «ИПКРО» по образовательной программе «Педагогическое сопровождение учащихся с ЗПР в условиях интегрированного обучения в ОУ» (36 часов) .(Приложение №22) Полученная информация очень важна для меня как специалиста ПМПК. Часто приходится сталкиваться с детьми с ЗПР во время диагностики, консультировать педагогов и родителей по вопросам организации обучения данной категории детей.
Приняла участие в информационно-методическом семинаре «Особенности национальной системы коррекционного образования Финляндии» г. Йоэнсуу – Лаппеенранта (ноябрь-2010 г.), в ходе которого участники обменялись опытом по вопросам коррекционного образования России и Финляндии.(Приложение №23) Конечно, материально-техническая база в школах Финляндии и условия, созданные для особых детей, нас поразили, но система работы, организация коррекционно-развивающего обучения в России, мне кажется, более продуманной и действенной.
В этом учебном году (28 октября) планирую принять участие в Межрегиональной конференции "Проблемы и перспективы создания системы региональной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста", в ноябре пройти курсы повышения квалификации по программе "Актуальные проблемы и специфика работы специалистов ПМПК".
Участвовала в семинарах-практикумах, проводимых специалистами МОУ «ИМЦ» для руководителей РМО по темам: «Анкетёр» (по составлению анкет с использованием ИКТ) (январь 2010 г.), «Fotostory» (март – 2010 г.), «Скачивание видеороликов из Интернета» (декабрь – 2010 г.), в семинаре по аттестации педагогических работников (май – 2011 г.). Предоставила свои материалы, которые были включены в методическую коллекцию РМО учителей-логопедов, на районный конкурс "Лучшая коллекция методических материалов РМО педагогов Олонецкого района".(Приложение №24)
В ноябре 2009 г. приняла участие в семинаре «Новый стандарт – новое качество образования», посетила урок по теме «Развитие речи по технологии критического мышления с использованием ИКТ» в 4 классе, который проводился учителем-логопедом, победителем конкурса «Учитель года».
С 2002 г.являлась руководителем районного методического объединения учителей-логопедов. С открытия МОУ "Центр ПМСС" каждый специалист МОУ «Центр ПМСС» проводит одно районное мероприятие в год. За проведение методического объединения логопедов района отвечают наши специалисты, каждый логопед Центра является руководителем одного заседания. (Приложение №25)
На заседаниях РМО решаются организационные, методические вопросы, изучается передовой опыт работы. Путём проведения совместных заседаний МО логопедов школьных логопунктов и логопедов дошкольных учреждений осуществляется взаимосвязь в нашей работе. РМО мы проводим в разных формах (открытые занятия, доклады по темам, практические занятия, разработки методических рекомендаций, сообщения по темам самообразования, ознакомление с новинками методической литературы). (Приложение №26)
Стараюсь принимать активное участие в работе районного методического объединения учителей-логопедов.
«Нарушения письменной речи» (октябрь - 2009 г.). Тема моего выступления – «Аграмматическая дисграфия»; (Приложение №27)
«Обучение грамоте» (декабрь – 2009). Я провела мастер-класс по обучению грамоте старших дошкольников;(Приложение №28)
«Сотрудничество логопеда с родителями» ( октябрь – 2010 г.). Тема выступления «Формы сотрудничества логопеда с родителями»;(Электронное приложение. Методическая деятельность. Методическое объединение.)
«Нетрадиционные формы работы по развитию связной речи» ( декабрь – 2010 г.). Тема выступления «Нетрадиционные формы работы». Мною были подготовлены видеоролики, где засняты фрагменты занятий с использованием имаготерапии;(Электронное приложение. Методическая деятельность. Методическое объединение.)
«Логопедический утренник – итог коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения ( апрель – 2010 г.).
Провела итоговое заседание (апрель – 2010 г.) «Игровые приёмы по автоматизации звуков».(Приложение №29)
В последнее время большое внимание уделяю коррекционной работе по формированию слоговой структуры слова.
Два года работала над темой по самообразованию « Работа над слоговой структурой слова». Эта проблема для меня наиболее актуальна, т. к. среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. А нарушения формирования звуко-слоговой структуры слов препятствует нормальному развитию устной речи: овладению правильным произношением отдельных звуков, накоплению словаря, формированию грамматического строя речи, а в дальнейшем и овладению письменной речью. Данная проблема является малоизученной и недостаточно описанной. Данной проблемой занимались такие авторы: А.К. Маркова, Т.А. Ткаченко, З.Е. Агранович, С.Е. Большакова. В ходе работы над данной темой мною были изучены следующие вопросы:
- Формирование слоговой структуры слов в онтогенезе.
- Причины нарушений слоговой структуры слов.
- Методы диагностики и основные виды нарушений слоговой структуры слова.
- Различные методики формирования слоговой структуры слов.
С результатами накопленного опыта по данной теме познакомила коллег на заседании Р МО «Работа над слоговой структурой слова» (февраль- 2011 г.)(Приложение №30, Электронное приложение. Методическая деятельность).
Регулярно знакомлюсь с разнообразными материалами из опыта работы коллег, с результатами новых исследований, актуальной информацией в области логопедии через статьи специализированных журналов: « Логопед», «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Практическая психология и логопедия», «Логопед в детском саду». Более 10 лет составляю картотеку статей по данным журналам. Распределяю статьи по темам, это помогает при подготовке к различным семинарам, к родительским собраниям, консультациям, методическим объединениям. Данной картотекой могут пользоваться педагоги района.Регулярно обращаюсь к ресурсам Интернета.(Электронное приложение.Методическая деятельность).
Наш Центр имеет свой собственный сайт в сети Интернет (cpmss_olon@mail.ru). Каждый специалист Центра имеет возможность разместить там свои материалы.
Неоднократно являлась экспертом профессиональной деятельности аттестующихся учителей-логопедов Олонецкого района.
В 2011 г. являлась координатором по проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов в Олонецком национальном муниципальном районе.
Предоставляла сведения в Министерство образования РК об участии в ЕГЭ, ГИА, ГВЭ выпускников Олонецкого района.
Разрабатывала план мероприятий по подготовке к проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов.
Собирала данные выпускников основной общеобразовательной школы для проведения государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и данные обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.
Являлась заместителем председателя территориальной экзаменационной комиссии по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме, организовала работу ТЭК, ТКК и ТПК по русскому языку и математике.
Являясь координатором, организовывала проведение единого государственного экзамена на территории Олонецкого района. Подготовила, и по мере необходимости, корректировала базы данных. Принимала участие в совещаниях МО РК, посвященных организации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений Республики Карелия в 2010-11 учебном году (декабрь-2010 г., январь- 2011г.). Принимала участие в информационных совещаниях руководителей общеобразовательных учреждений Олонецкого района (апрель 2011 г.- «ЕГЭ и ГИА -2011 г.) (Электронное приложение "Государственная итоговая аттестация").
Провела семинары-практикумы для организаторов, участвующих в проведении ГИА, для организаторов, участвующих в проведении ЕГЭ, для выпускников прошлых лет и выпускников начального профессионального образования по процедуре проведения ЕГЭ. Подготовила пропуски для участников ЕГЭ.
На протяжении всего периода подготовки и проведения государственной итоговой аттестации осуществляла тесное сотрудничество с Министерством Образования РК, ГАУ РК "ЦОКО", РЦОИ РК. Мною дано множество консультаций по процедуре проведения ЕГЭ, ГИА, ГВЭ выпускникам учреждений образования, их родителям, педагогам, руководителям образовательных учреждений.