Кружок"Занимательная лаборатория"

0
0
Материал опубликован 27 January в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

Средняя общеобразовательная школа села Писаревка

Унечского района Брянской области




Рассмотрена СОГЛАСОВАНА

на заседании ШМО школы учителей заместитель директора по УВР естественно- математических дисциплин от «_____»____________2024г.

Протокол №____ «____»____________ 2024г ______________ Бондаренко Н.И. Руководитель: ____________ /Монакова Н.П./

/









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

Кружок «Занимательная лаборатория»

Уровень основного общего образования

Срок освоения: 1год (8-9 класс) на 2024-2025 учебный год













Составитель(ли): Монакова Н.П.,

учитель биологии и химии















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа рассчитана на 1 час в неделю и составляет 34 часа в год.

В основу образовательной программы заложено применение цифровых лабораторий.

Многолетняя практика использования цифровых лабораторий и микроскопической техники в школе показала, что современные технические средства обучения нового поколения позволяют добиться высокого уровня усвоения знаний, формирования практических навыков биологических исследований, устойчивого роста познавательного интереса школьников и, как следствие высокого уровня учебной мотивации

Программа реализуется с помощью лабораторного оборудования по химии , биологии и экологии.

Эти предметы может стать источником знаний о процессах в окружающем мире. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени. Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире . В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения,способность ориентироваться в мире разнообразных материалов, осознают практическую ценность знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления. Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.

Цели и задачи программы

Реализация программы внеурочной деятельности обучающихся;

разработка и реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных

программ естественно-научной направленности;

вовлечение учащихся в проектную деятельность;

воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК;

приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей;

овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;

формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности химических знаний для выработки экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды.



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1.Знакомство с оборудованием лаборатории.

Знакомство с оборудованием лаборатории.

2. Работа. с электронным микроскопом .

Знакомство с работой электронного микроскопа. Исследование фотосинтеза у растений.

Исследование микропрепаратов под микроскопом.

3.Практическая химия.

Определение рн растворов. Реакция нейтрализации. Очистка воды от растворимых примесей. Чистые вещества и смеси.

4. Исследование состояния рабочего пространства.

Исследования естественной освещенности помещения класса.

5.Химия в быту.

Химия в быту. Моющие средства для посуды». Определение рн средств личной гигиены . Определение рн средств личной гигиены Определение рн средств личной гигиены разной концентрации в растворах. Сравнение рн средств личной гигиены.

6. Загрязнение окружающей среды.

Мониторинг проб снега. Мониторинг загрязнения хлорид-ионами снегового покрова на территории селитебной зоны . Анализ загрязнения проб снега. Мониторинг температуры атмосферного воздуха. Мониторинг уровня шума исследуемой территории. Мониторинг уровня освещённости. Мониторинг содержания окиси углерода в атмосферном воздухе. Мониторинг относительной влажности воздуха. Мониторинг загрязнения почв хлорид ионами. Анализ почвы. Анализ загрязненности проб почвы. Анализ рн открытых водоемов. Мониторинг мутности поверхностных и родниковых вод .Измерение температуры остывающей воды. Анализ рн воды открытых водоемов. Мониторинг загрязнения поверхностных вод нитрат-ионами.Мониторинг загрязнения поверхностных вод хлорид-ионами. Определения содержания железа в природных водах .



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы достигаются в в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе, в том числе в части:

1) патриотического воспитания:

ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения науки в жизни современного общества.

2) гражданского воспитания:

представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

3) ценности научного познания:

мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности научной картины мира, представления об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;

познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний , необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;

интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;

4) формирования культуры здоровья:

осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;

5) трудового воспитания:

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний , осознанный выбор индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности , общественных интересов и потребностей, успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений, готовность адаптироваться в профессиональной среде;

6) экологического воспитания:

экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний, использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений,устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать выводы и заключения;

умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебно-познавательных задач, с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях.

Базовые исследовательские действия:

умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;

приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе.

Работа с информацией:

умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;

умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач определённого типа, приобретение опыта в области использования информационно-коммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями;

умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;

умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта);

умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и другие).

Регулятивные универсальные учебные действия:

умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели, умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;

применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций, естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);

владеть приёмами работы с лупой, с цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов; лабораторным оборудованием;




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


1

Знакомство с оборудованием лаборатории

1

&how=tm&text=magister.

posterum_ggtu

2

Работа с электронным микроскопом

3

https://youtu.be/8EGqm3iXjT8

3

Практическая химия

4

https://youtu.be/8EGqm3iXjT8

4

Исследование состояния рабочего пространства

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

5

Химия в быту.

6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

6

Загрязнение окружающей среды

18

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

7

Итогово- обобщающее занятие

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34





















Поурочное планирование учебного курса «Занимательная лаборатория»



п/п

Наименование разделов и тем программ

Количество

часов


Форма занятия

Дата проведения

Электронные (цифровые)

образовательные ресурсы.

Раздел1. Знакомство с оборудованием лаборатории (1ч)

1.1.

Знакомство с оборудованием лаборатории.

1

Беседа


&how=tm&text=magister.

posterum_ggtu

Раздел 2. Работа с электронным микроскопом (3ч)


2.1.

Знакомство с работой электронного микроскопа

1

Индивидуальная работа


https://youtu.be/8EGqm3iXjT8

2.2.

Исследование фотосинтеза у растений

1

Практическая

работа


https://ok.ru/video/35973368501

2.3.

Исследование микропрепаратов под микроскопом

1

Практическая

работа


https://youtu.be/8EGqm3iXjT8

Раздел 3.Практическая химия (4ч)






3.1

Определение рн растворов.

1

Практическая

работа


http://bipkro.ru:65000/wp-

3.2

Реакция нейтрализациии.

1

Эксперимент


https://rutube.ru/video/

0b933affdf378ce37c18c7c213de1241/

3.3

Очистка воды от растворимых примесей.

1

Практическая

работа


https://ya.ru/video/preview/


3.4.

Чистые вещества и смеси

1

Практическая

работа



Раздел 4. Исследование состояния рабочего пространства. (1ч)

4.1.

Исследования естественной освещенности помещения класса.

1

Практическая

работа


https://ya.ru/video/preview/

10850490450369182985

Раздел .(6ч). Химия в быту.





5.1

. Химия в быту

1

Практическая

работа



5.2

Моющие средства для посуды».

1

Беседа


http://bipkro.ru:65000/

wp-content/upload

5.3

Определение рн средств личной гигиены .

1

Практическая

работа


http://bipkro.ru:65000/wp-

5.4

Определение рн средств личной гигиены

1

Эксперимент


https://ya.ru/video/preview/

17465035661257509464

5.5.

Определение рн средств личной гигиены разной концентрациии в растворах.

1

Практическая

работа


http://bipkro.ru:65000/wp-

5.6

Сравнение рн средств личной гигиены

1

Практическая

работа


https://ya.ru/video/search?

text=сравнение+++рн+мыла

Раздел 6. Загрязнение окружающей среды (18ч)

6.1

Мониторинг проб снега

1

Практическая

работа


https://ya.ru/video/preview/

12704427649126090322

6.2

Мониторинг загрязнения хлорид-ионами снегового покрова на территории селитебной зоны

1

Практическая

работа


https://ya.ru/video/preview/

12704427649126090322

6.3

Анализ загрязнения проб снега.

1

Практическая

работа


https://ya.ru/video/preview/

12704427649126090322

6.4

Мониторинг температуры атмосферного воздуха

1

Практическая

работа


https://ya.ru/video/preview/

12704427649126090322

6.5

Мониторинг уровня шума исследуемой территории

1

Эксперимент


https://ya.ru/video/preview/

5708550837273051950?suggest_reqid

=46364359617

6.6

Мониторинг уровня освещённости

1

Фронтальная работа


https://ya.ru/video/preview/

13878299946038035025

6.7

Мониторинг содержания окиси углерода в атмосферном воздухе

1

Практическая

работа


https://ya.ru/video/preview/

981675523073179382

6.8

Мониторинг относительной влажности воздуха

1

Практическая

работа


https://ya.ru/video/preview/

17273911534748882573?suggest_reqid=

6.9

Мониторинг загрязнения почв хлорид ионами

1

Практическая

работа


https://ya.ru/video/preview/

12704427649126090322

6.10

Анализ почвы.

1

Индиидуальная работа


https://ya.ru/video/preview/

17273911534748882573?suggest_reqid=

6.11

Анализ загрязненности проб почвы.

1

Практическая

работа


https://ya.ru/video/preview/

17048067765599592906?suggest_reqid=

6.12

Анализ рн открытых водоемов

1

Работа в

парах


https://ya.ru/video/preview/

14599126673681480558

6.13

Мониторинг мутности поверхностных и родниковых вод

1

Эксперимент


https://ya.ru/video/preview

/2323332388066713579

6.14

Измерение температуры остывающей воды.

1

Практическая

работа


https://ya.ru/video/preview/

12704427649126090322

6.15

Анализ рн воды открытых водоемов

1

Практическая

работа


http://bipkro.ru:65000/wp-

6.16

Мониторинг загрязнения поверхностных вод нитрат-ионами.

1

Практическая

работа


https://ya.ru/video/preview/

4214741169892466770?suggest_reqid=

6.17

Мониторинг загрязнения поверхностных вод хлорид-ионами.

1

Практическая

работа


https://ya.ru/video/preview/

12704427649126090322

6.18

Определения содержания железа в природных водах

1

Практическая

работа


https://ya.ru/video/preview/

16950020936312745853?suggest_reqid=

Раздел 7 Итогово-обобщающеее занятие 1

7.1

Итогово-обобщающее занятие

1

Беседа



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Биология, 5-6 классы/ Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и другие; под • Биология, 9 класс/ Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.; под редакцией

Химия, 8 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»Пономаревой И.Н., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»



МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Кузьминых А.А. Смирнова М.Л., Финк С.Ю.Возможности использования цифровой лаборатории во внеурочной деятельности ( на предметах естественонаучного цикла).


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://www.polezen.ru/interes/anatomy.php



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.