КТД «Математический кросс для обучающихся 5-7 классов»
Автор: Богачева Ольга Вениаминовна
Должность: учитель математики
Место работы: МБОУ Касплянская СШ Смоленского района Смоленской области
Класс: участники - 5-7 класс, консультанты – 8-10
Нет ни одной области математики,
как бы абстрактна она ни была,
которая когда-нибудь не окажется применимой
к явлениям действительного мира.
Н.И. Лобачевский.
Цель: Формирование умений применять свои знания в новой ситуации, развитие творческих способностей обучающихся.
Задачи:
В процессе игры создать условия, в которых обучающиеся,выполняя задания практического характера, самостоятельно планируют и анализируют свои действия, находят выход из сложившихся ситуаций, оценивают свои знания.
Воспитывать познавательный интерес к предмету, стремление к поисковым решениям.
Формировать навыки работы с геометрическим материалом, развивать воображения и способности к конструированию.
Развивать вычислительные навыки, умение анализировать условие задачи и относить ее к тому или иному типу.
Воспитывать умение работать в коллективе, помогать и поддерживать друг друга.
I. Подготовительный этап.
Подготовка заданий практического характера.
Подготовка консультантов и судей для каждого этапа.
Создание и подготовка команд.
Составление и разъяснение правил игры и рекомендаций каждому капитану, судье, консультанту.
II. Игра
1-й этап – организационный: представление команд, консультантов, судей, членов жюри; повторение правил игры.
2-й этап – прохождение командами станций в соответствии с маршрутным листом. Члены жюри координируют ход игры.
Станция «Платежи». Командам необходимо выполнить расчеты и заполнить квитанции по оплате газо- и электроснабжения. (Приложение 1)
Станция «Глазомер». В математике немаловажную роль играет точность определения на глаз, наблюдательность, сообразительность, память, мышление. Мы проверим, кто из вас более наблюдателен, у кого лучше глазомер.
-
Отрежьте нить длиной 50 см.
Определите на глаз, сколько орехов в банке.
Определите продолжительность 1 минуты.
Начертите на глаз угол в 45 градусов.
Какова примерная масса пакета? (Буханка хлеба)
Станция «Выгодная покупка»
Каждая команда решает две задачи на оптимизацию: выбор из двух вариантов и выбор из трех вариантов. Задачи взяты из заданий ЕГЭ. (Приложение 2)
Станция «Примени геометрию»
1. На этой станции участникам выдаются ножницы и самоклеющаяся бумага.
На альбомном листе нужно сделать аппликацию, состоящую только из геометрических фигур.
2. Измерьте с помощью транспортира углы, изображенные на доске.
Найдите площадь пола (панелей, доски, крышек всех парт) класса.
Станция «Смекалка» Задачи с предметами.
1. В одной сказке хозяин, нанимая работника, предложил ему следующее испытание:
- Вот тебе бочка, наполни ее водой ровно на половину, ни больше, ни меньше. Но смотри, ни палкой, ни веревкой или чем - либо другим для измерения не пользуйся. Работник справился с испытанием. А вы справитесь? Вот вам стакан, вот вода. Налейте ровно половину стакана.
2. Говорят, что черепаха Тортила отдала золотой ключик Буратино не так, как рассказал Алексей Толстой, а совсем иначе.
Она вынесла три коробочки: красную, синюю и зеленую. (Коробочки с надписями стоят перед командой). На красной коробочке было написано : «Здесь лежит золотой ключик», на синей - «Непустая коробочка», на зеленой- «Здесь сидит змея». Тортила прочла надписи и сказала: «Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой змея, а одна коробочка пуста. Но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит золотой ключик, он твой». Где лежит золотой ключик? Почему?
3.В ряд стоят 6 стаканов: три полных и три пустых. Не переставляя стаканы, сделайте так, чтобы пустые и полные чередовались.
3-й этап – сдача маршрутных листов.
III. Подведение итогов кросса. Самоанализ и анализ результатов.
Примечание: на каждой станции команда получает справку о состоянии здоровья:
«Здоров» (5 баллов)
«Ушиб» (4 балла), если справилась с заданием с небольшой помощью консультанта.
«Растяжение» (3 балла), если помощь консультанта была значительной.
«Перелом» (1 балл), если команда не справилась с заданием)
На станции ГЛАЗОМЕР на каждую команду заполняется протокол (3 попытки), учитывается лучшая.
Приложение 1
Станция «Платежи»
Командам необходимо выполнить расчеты и заполнить квитанции по оплате газо- и электроснабжения.
Извещение № 23647845 За газ на 30.11.17
Плательщик: ______ класс № 365487930
Период оплаты |
Текущие показания счетчика |
Предыдущие показания счетчика |
Расход (м^3) |
Тариф (руб/м^3) |
Сумма (руб) |
Долг (руб) |
Всего к оплате (руб.) |
5357 |
5120 |
5,93 |
11 |
Абонент № 23647845 Счет-извещение за электроснабжение
Плательщик: ______ класс № 365487930
Период оплаты |
Текущие показания счетчика |
Оплаченные показания счетчика |
Расход |
Тариф (руб/кВт*ч) |
Сумма (руб) |
Стоимость с учетом оплат (руб.) |
2630 |
2450 |
2,96 |
Приложение 2
Задачи для станции «Выгодная покупка»
5 класс
6 класс
7 класс