Календарно-тематический план внеурочной деятельности по технологии (сельскохозяйственный труд) для обучающихся 5 классов
Календарно-тематический план внеурочной деятельности
по технологии (сельскохозяйственный труд) для обучающихся 5 классов
Составитель: учитель МКОУ СОШ №8 с. Манычское
высшей квалификационной категории
Ляхова Наталья Владимировна
Тематический план по технологии (сельскохозяйственный труд) для обучающихся 5 классов разработан на основе программы по трудовому обучению для сельских школ под руководством В.Д.Симоненко 2014 г. в соответствии с учебным планом ОУ.
Рассчитаны занятия на 0,5 часа в неделю, 18 часов в год, 9 часов в осенний период и 9 часов в весенний период, что дает возможность овладеть практическими навыками на учебно-опытном участке школы. Включены разделы по животноводству и сельскохозяйственной технике.
Для реализации программного содержания используется учебник по трудовому обучению (сельскохозяйственные работы) для 5-7 классов /З. А. Клепинина, В. С. Капралова, Д. И. Трайтак и др.; Под редакцией Д. И. Трайтака. -3-е изд.- М.: Просвещение, 2014.
Данная внеурочная деятельность рассчитана на использование в школах, где имеются земельные площади или пришкольные участки для организации практической деятельности учащихся по сельскохозяйственному труду.
Внеурочная деятельность трудового обучения (сельскохозяйственный труд в 5 классах) разработана в соответствии с основными положениями модернизации общеобразовательной школы по технологии.
В процессе обучения сельскохозяйственному труду в 5 классах обучающиеся должны получить общетрудовую подготовку работы на земле, способствующую их гражданскому становлению, нравственному и интеллектуальному воспитанию, физическому развитию.
Дата |
урока |
Содержание урока |
Цель |
Оборудование |
Теоретические сведения |
Межпредмет. связи |
Практические работы |
Региональный компонент |
Метод. обучения |
Д/З |
1 |
Сельское хозяйство, как отрасль. Условия, необходи-мые для выращивания культурных растений. |
Дать представление о с/х производстве, познакомить с условиями необходимыми для выращи-вания культ. растений, правилами Т.Б. на УОУ. |
Таблицы, образцы культурных растений, план УОУ. |
Условия, необходимые для выращивания культурных растений, характеристика УОУ школы, почвы, отделы, выращивание растений, их распределение. |
Природоведение Vкл -« Условия, необходимые для выращивания культурных растений и почвы». |
Что даёт край стране? |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж Т.Б. |
Стр.3-5 |
||
2 |
Особенности осенней обработки почвы. |
Ознакомление с особенностями осенней обработки почвы, формирование умения и навыков работы с с/х инвентарём. |
Таблицы «с/х труд», «с/х орудия и машины» «Почва и её обработка» |
Почва как источник минерального питания. Охрана почв. Сущность осенней обработ-ки почвы, её значение, виды. |
Почва. (Природоведение IV-Vкл) |
1.Уборка растительных остатков с делянки. Закладка их в компостную кучу. |
Типы почв Ставропольского края. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж Т.Б. |
Стр 5-12 |
|
3 |
Виды удобрений и правила их внесения в осенний период. |
Ознакомить с видами удобрений и правилами их внесения в почву, с выполнением расчётов необходимого количества и посевного и посадочного материала. |
Коллекции удобрений, посадочный материал- укроп, морковь. |
Понятия об удобрениях. Их значение, виды, способы внесения, назначения маркеров. |
Удобрения. (Природоведение IV-Vкл) |
2.Расчет потребности в посевном (посадочном) материале. Подзимние посевы (посадки) |
В каких видах удобрений нуждаются почвы Ставропольского края. |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий и образцов, инструктаж пр. работе. |
Стр.5-6 |
|
4 |
Понятие об урожае с/х растений |
Дать общее понятие об урожае с/х растений |
Гербарий, таблицы- виды с/х растений. |
Понятие об урожае с/х растений |
Как человек использует растения? (Природоведение IV-Vкл) |
Какие виды урожаев получают в Ставропольском крае? |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий |
Стр. 18-20 |
||
5 |
Правила уборки и учёта урожая овощных культур. |
Формирование умения уборки и учёта урожая овощных культур. |
Ёмкости для овощей, вилы ножи, секатор , пакеты, бумага для этикеток, карандаши. |
Овощеводство- как отрасль с/х. Достижения передовых овощеводов. Развитие овощеводства в стране. Способы уборки и учёта урожая овощных культур, название машин и их применение. |
Как человек использует овощи? (Природоведение IV-Vкл) |
3. Уборка овощей на участке. Учёт урожая отдельно с контрольной и опытной делянки. Сорти- ровка, отбор экспонатов на выставку. Закладка овощей на хранение. |
Как развито овощеводство в Ставропольском крае? |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж Т.Б. |
Стр. 18-20 |
|
6 |
Особенности сбора семян цветочно-декоративных культур. Подготовка клубней и луковиц к зимнему хранению. |
Формирование умения сбора семян цветочно-декоративных культур и подготовка клубней и луковиц к зимнему хранению. |
Ёмкости для клубней и луковиц, вилы ножи, секатор , пакеты, бумага для этикеток, карандаши. |
Цветочно-декоративные культуры, как одна из групп с/х растений. Дости-жения цветово-дов-декораторов, мастеров-цвето-водов по выра-щиванию куль-тур. Способы сбора семян ц-д культур и подготовка клубней и луковиц к зимнему хранению. |
Разнообразие цветочно-декоративных культур. (Природоведение IV-Vкл) |
4. Сбор созревших семян, уборка клубней и луковиц цветочно-декоративных растений и подготовка их к зимнему хранению. |
Как разнообразны цветочно-декоративных культуры на Ставрополье ? |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж Т.Б. |
Стр. 20-24 |
|
7 |
Удаление растительных остатков с делянки. |
Формирование умений и навыков работы с с/х инвентарём. |
Грабли, носилки, рукавицы, вода , фосфорные удобрения. |
Сущность осенней обработки почв и её значение. |
Почвы. (Природоведение IV-Vкл) |
5. Уборка растительных остатков с делянки. |
Какие с/х машины используют для обработки почвы? |
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж Т.Б. |
Стр. 8-12 |
|
8 |
Осенняя обработка почвы. |
Формирование умений и навыков работы с с/х инвентарём . |
Вилы, лопаты, перчатки. |
Сущность осенней обработки почвы. |
Почвы. (Природоведение IV-Vкл) |
6 Осенняя обработка почвы |
6 Осенняя обработка почв на Ставрополье ? (её особен-ности) |
Рассказ, беседа, инструктаж Т.Б. |
Стр. 8-12 |
|
9 |
Экскурсия. Наблюдение за работой почво-обрабатывающих машин в поле. Сравнение производительности механизированного и ручного труда. |
Познакомить за работой почво-обрабатывающих машин. Формирование умений и навыков контроля за качеством работы, за расходованием средств материалов горючего. |
Тетрадь, карандаш, рулетка, мерная линейка. |
Виды обработки почв проводимые в поле. Машины и механизмы используемые для обработки почвы, их название. Условия работы, ТБ, Вид используемого горючего, расход в 1 час и за рабочий день. Затраты хозяйства на горючее. |
(Природоведение IV-Vкл). С/х машины. |
Измерение глубины обработки почвы, ширина захвата за 1 приём. Обработка почвы. Проверка наличия или отсутствие необработанного поля по краям. Составление характеристики качества выполненной работы. |
Разнообразие с/х машин. Достижения науки в развитии с/х техники на территории Ставропольского края. |
Наблюдения. |
Конс-пект. |
|
10 |
Особенности весенней обработка почвы. |
Ознакомление с особенностями осенней обработки почвы, формирование умения и навыков работы с с/х инвентарём. |
Ручные рыхлители, грабли, ведра с удобрениями, лопаты, колышки, шнуры |
В зависимости от почвенно- климатических условий почву можно обработать плугом, культиватором с одновременным внесением удобрений и боронованием. |
Почва. (Природоведение IV-Vкл) |
7. Предпосевная обработка почвы , внесение удобрений. |
Весенняя обработка почв на Ставрополье. (её особен-ности) |
Рассказ, беседа, практическая работа, инструктаж Т.Б. |
Стр. 27-28 |
|
11 |
Особенности весенней обработка почвы. |
Продолжить знакомить с особенностями весенней обработки почвы, формирование умения и навыков работы с с/х инвентарём. |
Ручные рыхлители, грабли, ведра с удобрениями, лопаты, колышки, шнуры |
После осеннего вспахивания почвы весной ее боронуют, чтобы сохранить влагу в почве. Если участок, предназначенный под поздние культуры, зарос сорняками. То можно провести рыхление почвы и выровнять участок граблями. |
Почва. (Природоведение IV-Vкл) |
8.Разбивка и маркировка опытных и контрольных делянок по схемам опытов. |
Весенняя обработка почв на Ставрополье. (её особен-ности) |
Рассказ, беседа, , практическая работа, инструктаж Т.Б. |
Стр 28-29 |
|
12 |
Подготовка семян и посадочного материала к посеву. |
Дать представление о подготовке семян и посадочного материала к посеву и посадке, с правилами Т.Б. на УОУ |
Семена, разборная доска, стекло, марля, вода, ткань. Мотыга-бороздник, грабли ,маркеры, посадочный материал |
Весной семена и посадочный материал должны пройти спец. Подготовку для того ,чтобы предупредить распространение вредителей и болезней, повысить всхожесть семян…… |
(Природоведение IV-Vкл) |
9.Очистка и сортировка семян. Определение всхожести семян к посеву. Подготовка луковиц к посадке. |
Районированные культуры на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, практическая работа, инструктаж Т.Б. |
Стр. 29-52 |
|
13 |
Весенние посевы и посадки. |
Дать представление о весенней подготовке семян и посадочного материала к посеву и посадке, с правилами Т.Б. на УОУ |
Мотыга-бороздник, грабли ,маркеры, посадочный материал и посевной |
Весной нужно вовремя посеять или посадить растения.для каждой культуры определены определенные сроки и посадки. В зависимости от погоды в текущем году эти сроки могут быть сдвинуты. |
(Природоведение IV-Vкл) |
10. Посев семян моркови, петрушки, свёклы, огурца, лука-севка, календулы. |
Районированные культуры на Ставрополье. |
Рассказ, беседа, практическая работа, инструктаж Т.Б. |
Стр. 33-35 |
|
14 |
Уход за посевами и посадками. |
Дать представление о особенностях ухода за посевами и посадками. |
Лейка, мотыга, рыхлитель, перчатки |
Уход за растениями зависит от культуры, почвы и погодных условий. |
(Природоведение IV-Vкл), география 6-9кл. |
11Уход за растениями. |
Климат на Ставрополье |
Рассказ, беседа, практическая работа, инструктаж Т.Б. |
Стр. 35-44 |
|
15 |
Сельскохозяйственные животные и их значение в жизни человека. |
Дать представление о сельскохозяйственных животных и их значение в жизни человека. |
Таблицы «с/х труд» |
Животноводство- отрасль с/х, задача которой обеспечить людей продуктами питания, а промышленность сырьем. |
Биология, география |
------------------- |
Животноводство Ставрополья |
Рассказ, беседа, инструктаж Т.Б. |
Стр. 46-47 |
|
16 |
Условия содержания сельскохозяйственных животных. |
Дать представление об условиях содержания сельскохозяйственных животных. |
Таблицы «с/х труд» |
Любому живому организму необходимы воздух , вода, питание, определенная температура окружающей среды и свет. |
Биология, география |
---------------------- |
Животноводство Ставрополья |
Рассказ, беседа, инструктаж Т.Б. |
Стр. 48-49 |
|
17 |
Особенности содержания кроликов и уход за ними. |
Дать представление об особенности содержания кроликов и уход за ними. |
Таблицы «с/х труд» |
Оберегать кроликов от сквозняков и сырости. Ежедневно менять подстилку и чистить клетки. Ежедневно чистить кормушки, менять воду впоилках. |
Биология, география |
12. Уход за кроликами. |
Животноводство Ставрополья |
Рассказ, беседа, практическая работа, инструктаж Т.Б. |
Стр. 49-51 |
|
18 |
Экскурсия. Общее знакомство с содержанием с/х животных на животноводческой ферме. |
Получить представление о содержанием с/х животных на животноводческой ферме. |
Тетради. Ручки. Живые экспонаты. |
Участок где расположена ферма, здания. сооружения, температура, свет, воздух, коровники. телятники, как доят коров, поят телят и т.д. |
Биология, география |
--------------------- |
Животноводство Ставрополья |
Рассказ, беседа, наблюдения, инструктаж Т.Б. |
Стр. 51-55 |