Календарно-тематическое планирование по музыке в 5 классе по УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой
+
лендарно-тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты УУД (познавательные – П., коммуникативные – К., регулятивные – Р.) | Д/З | Примечание |
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы (9 часов) | ||||||
1 | Что роднит музыку с литературой. | 1 | 01.09 | П. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусств. Усвоить словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки. Р. Выделять и удерживать предмет рассуждения и критерии его оценки, а так же пользоваться на практике этими критериями. К. Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения;уметь высказывать свои размышления о музыке. | Вспомнить литературные произведения, в которых рассказывается о музыке или музыкантах. Выучить 1 куплет и припев гимна РФ. | |
2 | Вокальная музыка. «Россия, Россия, нет слова красивей…» | 1 | 08.09 | П.Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся. Производить интонационно - образный анализ музыкальных произведений, их выразительных средств и приемов. Р.Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. К: Передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствовать учебные действия. | | |
3 | Вокальная музыка. «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…» Звучащие картины | 1 | 15.09 | Назовите народные праздники, традиции, обряды, распространенные в вашем городе или семье. | | |
4 | Вокальная музыка. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться надо» | 1 | 22.09 | Р: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. П: Воспитание любви и уважения к родному краю. К: Передавать свои впечатления в узкой форме | Записать в тетради примеры 5-10 романсов | |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…» | 1 | 29.09. | П. Понимать связь музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки, созданные на основе различных литературных источников. Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования. Р. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи. К.Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе. | Нарисовать портрет героини из симфонической картинки Лядова "Кикимора" | |
6 | «Что за прелесть эти сказки..» | 1 | 06.10. | Р: проявлять творч. инициативу и самостоятельность в процессе овладения уч. действиями П: Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. К: Выражать собств. мысли, настроения речи в пении. | Нарисуйте рисунок на прослушанную музыку А.Н. Римского-Корсакова | |
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…» Контрольная работа | 1 | 13.10. | Р: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки П: Углубить представления обучающихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой. К: Выражать собственные мысли, настроения речи в пении, движении. | Сравнить настроение романса Глинки "Венецианская ночь" с настроением картины Мордовина "Итальянский пейзаж" | |
8 | «Песнь моя летит с мольбою» | 1 | 20.10 | Р: прогнозировать содержание песни по её названию и жанру. П: Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки. К: Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. | Вспомни песни и романсы, в которых нарисованы образы природы. | |
9 | Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.
| 1 | 10.11 | П. Находить связь между композиторским и народным музыкальным искусством. Р. Выявлять жанровые признаки и выразительные средства образных сфер. Сравнить классические произведения и сочинения в современных интерпретациях К. Уметь строить речевые высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей. | Римский-Корсаков опера "Снегурочка". Какие русские народные песни композитор использовал в опере? Назовите их. | |
Что стало бы с литературой, если бы не было музыки 7 часов | ||||||
10 | Всю жизнь мою несу родину в душе… «Перезвоны» | 1 | 17.11 | Р.Самостоятельно подбирать произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке П: Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака. К: Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Подберите из учебника «Литература» отрывки прозы или стихотворение русских поэтов, писателей, близких к музыке Гаврилина «Перезвоны» | |
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. | 1 | 24.11. | Р: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру П. Размышлять о значимости музыки в творчестве писателей и поэтов; высказывать суждения о национальном своеобразии музыки в творчестве русского (Г.В. Свиридова) и западноевропейских (Ф.Шопен, В.Моцарт) композиторов. К: Определять названия произведений и их авторов. | Выучить стихотворение о Шопене | |
12 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Опера-былина «Садко» | 1 | 01.12. | П. Знать историю развития оперного искусства; что в основе оперы -литературное произведение; основные понятия жанра. Р.Передавать в вокальном исполнении музыки особенности развития музыкальных образов. Выявлять национальные стилевые особенности музыки. К. Размышлять о синтезе искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. Способность вести диалог с произведениями искусства и с другими людьми. | Найти сказки, легенды, в которых воплощаются образы народных музыкантов. | |
13 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балет-сказка «Щелкунчик» | 1 | 08.12. | П. Знать историю развития балетного искусства; что в основе балета лежит литературное произведение; основные понятия жанра. Р. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пение, пластическое интонирование). К.Совершенствовать учебные действия в процессе самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией. Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проб лемных ситуаций. | Нарисовать афишу к балету П.И. Чайковского "Щелкунчик" | |
14 | Музыка в театре, кино, на телевидении. Проверочная работа (викторина) | 1 | 15.12 | П.Актуализировать жизненно-муз. опыт учащихся. Производить интонационно - образный анализ муз. фрагментов произведений разных композиторов. Р. Выявлять нац.стилевые особенности музыки. Выделять и удерживать предмет рассуждения и критерии его оценки, а так же пользоваться на практике этими критериями К.Уметь организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Вспомни песни из кинофильмов , теле- и радиопередач. | |
15 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Контрольная работа | 1 | 22.12. | Р: договариваться о распределении ролей в совместной деятельности П: Познакомить обучающихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера, К: Выявлять характерные особенности мюзикла. | Сделать худ. зарисовку понравившегося сюжета или героя мюзикла Уэббера "Кошки" | |
16 | Мир композитора. | 1 | 12.01 | П.Усвоить словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности. Р.Прогнозировать результаты художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино; осмысленность и обобщенность учебных действий. К.Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией. | Слушать произведения своих любимых композиторов | |
Можем ли мы увидеть музыку? (10 часов) | ||||||
17 | Что роднит музыку с изобразительным искусством? | 1 | 19.01 | П. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Р.Самостоятельно подбирать произведения изобразительного искусства к прослушанной музыке. К.Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией. | Выписать в тетрадь сходства и различия между музыкой и ИЗО. -Подобрать примеры «муз.живописи» и «живописной музыки». | |
18 | Небесное и земное в звуках и красках. | 1 | 26.01 | Р. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи. Соотносить звучание музыки с произведениями изо. искусства. Определять средства выразительности (линия-мелодия; цвет-тембр; колорит – лад). П.Воспринимать и анализировать музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов для постижения их художественного содержания. К.Аргументировать в устной речи собственную точку зрения | Отобразить свои музыкальные впечатления с помощью изобразительного искусства | |
19 | Звать через прошлое к настоящему | 1 | 02.02 | Р. Выявлять жанровые и нац.-стилевые особенности музыки.Пропевать основные темы муз. образов. П: Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. К: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | Подобрать стихи и песни о героях-защитниках | |
20 | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1 | 09.02 | Р: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями П: Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; К: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Привести примеры взаимосвязи живописи, музыки и литературы. | |
21 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | 16.02 | Р: Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов П: Расширение представлений обучающихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты. К: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Составить синквейн на тему урока | |
22 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | 02. 03. | П: Понимать взаимодействие музыки и живописи на основе осознания специфики языка каждого из них, сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами разных эпох. Р: Выявлять жанровые признаки и выразительные средства образных сфер.Сравнивать классические произведения и сочинения в совр.интерпретациях К: Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию образов. | Подготовить сообщение о знаменитых итальянских скрипичных мастерах: Амати, Страдивари, Гварнери | |
23 | «Неукротимым духом своим он побеждал зло». Контрольная работа | 1 | 09.03. | П: Находить ассоциативные связи между худ. образами музыки и изобразительного искусства. Распознавать худ. смысл различных форм построения музыки. Р: Уметь устанавливать аналогии, причинно-следственные связи.Совершенствовать действия в процессе самостоятельной работы с муз.информацией; Соотносить звучание музыки с нотной записью. К: Передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией. | Нарисуйте образы, возникшие при прослушивании музыки Паганини на тему "Каприса №24" | |
24 | Волшебная палочка дирижера. | 1 | 16.03 | Р: Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов П: Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра. К:Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Послушать в концертном зале или по телевизору выступление симф.оркестра. Во время концерта понаблюдай за жестами дирижёра. | |
25 | Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 | 30.03 | Р: Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. П: Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития. К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Ответить на вопрос: «Кто, или что представляет из себя главный герой симфонии? Каким вы его види-те?» | |
26 | Застывшая музыка. | 1 | 06.04 | Р: Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов П: Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю. К: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. | Подготовить сообщение о музыкальности архитектуры нашего города | |
Можем ли мы услышать живопись? (8 часов) | ||||||
27 | Полифония в музыке и живописи. | 1 | 13.04 | Р: самостоятельно осуществлять суждения о муз.фильмах. П: Продолжить знакомство обучающихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. | Знать творчество Баха. | |
28 | Музыка на мольберте. | 1 | 20.04 | Р: Формирование и уважение к различным видам искусства, композитору-художнику. П: Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса К: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Знать творчество Микалоюса Чюрлёниса | |
29 | Импрессионизм в музыке и живописи. | 1 | 27.04 | Р: Формирование и уважение к личности композитора. П: Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси. | В каких произведениях русских композиторов нашел отражение мир детства, игр, забав? | |
30 | О подвигах, о доблести и славе... | 1 | 04.05. | Р. Приобретать опыт участия в муз.-творческой деят-ти (индивид. и коллективной). П: Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема. К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. | | |
31 | В каждой мимолетности вижу я миры… Проверочная работа (викторина) | 1 | 11.05 | Р.Воспринимать, и сравнивать отдельные образцы музыкальных произведений. П: Ввести обучающихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества. К: осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно. | Что отличает музыку «Мимолётностей» от других музыкальных произведений? | |
32 | Мир композитора Контрольная работа | 1 | 18.05 | Р: Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями П: Обобщить представления обучающихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. К. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность сверстников. | Составить синквейн на тему: "Музыка" | |
33 | С веком наравне Урок-концерт | 1 | 25.05 | Р: Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями П: Обобщение музыкальных представлений обучающихся. К: осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи. | Знать историю возникновения современных жанров музыки. | |
34 | Заключительный урок – обобщение. | 1 | 31.05 | Р: Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями П: Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | | |
Трефилова Раиса Поликарповна