Программа по музыке для 1–4 классов по УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой
Рабочая программа
по музыке
Образовательная программа по музыке для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (приказ № 1897 от 17. 12. 10 МО РФ), Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10. «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл., / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение ”, 2014 год).
Цель программы: заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи программы:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Предметные планируемые результаты «Музыка»
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
—сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
(фрагментов).
Основное содержание
4 классы (135 час)
Представления о музыке (72 час)
Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Средства музыкальной выразительности: специфические (мелодия, лад и др.) и неспецифические, присущие и другим видам искусства (ритм, темп, тембр, динамика и др.).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных) и их исполнительские возможности. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов, духового, симфонического.
Выразительные возможности и особенности музыкальных форм: двух- и трехчастной, вариации, рондо. Повтор и контраст как основные средства создания этих музыкальных форм.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др.
Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева, Р.К.Щедрина; В.-А.Моцарта, Р.Шумана, Э.Грига и др. Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения.
При формировании представлений о музыке накопление опыта музыкально-творческой деятельности младшими школьниками осуществляется в процессе:
личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия музыки разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности;
формирования музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки, многообразии её видов, жанров, форм;
приобретения индивидуального опыта восприятия музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики, произведений современных композиторов для детей;
самовыражения ребенка в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись;
поиска исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе разучивания и исполнения произведения, вокальной импровизации;
освоения вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла;
индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах, в процессе разучивания и исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации;
индивидуально-личностного выражения характера музыки и особенностей ее развития пластическими средствами выразительности в коллективной форме деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных;
участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценировка песен, танцев.
выражения образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировкам.
Представления о музыкальной жизни страны (36 час)
Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.
Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований.
Детские музыкальные радио- и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков самообразования в сфере музыкального искусства.
Детский музыкальный театр как особая форма приобщения детей к музыкальному искусству. Две основные разновидности детского музыкального театра: театр для детей и театр, в котором исполнителями являются сами дети. Московский детский музыкальный театр им. Н.А.Сац — первый в мире музыкальный театр для юного слушателя и зрителя.
При формировании представлений о музыкальной жизни страны накопление опыта музыкально-творческой деятельности младших школьников осуществляется в процессе:
ознакомления с музыкальными традициями родного края;
участия в школьных и внешкольных музыкальных праздниках, фестивалях и других событиях музыкальной жизни;
выполнения домашних заданий по ознакомлению с музыкальными теле-радио передачами и высказывания своего отношения к ним;
ознакомления с музыкальными аудио-, видеозаписями;
приобретения первоначальных знаний и умений в области музыкального самообразования
Преимущественными целями изучения музыки во 2 классе является:
Развитие эмоционального образно-ассоциативного мышления детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
Понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
Накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
Воспитание интереса, эмоционально- ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;
Совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
Преимущественными целями изучения музыки в 3 классе является:
Формирование основ музыкальной культуры;
Формирование и развитие интонационного словаря;
Развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
Расширение знаний, умений, навыков, полученных детьми на предметах гуманитарно-эстетического цикла в процессе художественной деятельности;
Воспитание личностных качеств ребенка, развитие его творческого потенциала.
Преимущественными целями изучения музыки в 4 классе является:
Формирование основ музыкальной культуры;
Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
Расширение знаний, умений, навыков, полученных детьми на предметах гуманитарно-эстетического цикла в процессе художественной деятельности;
Воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Тематическое планирование по музыке
№ |
Тема раздела |
Количество часов |
Форма текущего контроля успеваемости учащихся |
1 класс |
«Музыка в жизни человека» «Музыкальные картинки мира» «Музыкальные инструменты» |
16 часов 11 часов 8 часов |
Фронтальный опрос, слушание музыки, хоровое пение. Образный анализ картины. Интонационно-образный анализ музыки, хоровое пение Тестирование |
2 класс |
«Моя страна Россия» «Вокальные традиции» «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» «В концертном зале» |
9 часов 7 часов 11часов 8 часов |
Слушание музыки. Музыкально -ритмические движения. Хоровое пение Путешествие и фантазирование |
3 класс |
«Россия Родина моя» «Музыка русских композиторов» «В музыкальном театре» «Чтоб музыкантом быть ,так надобно умение» |
9 часов 7 часов 11 часов 8 часов |
Слушание музыки. Подбор слов к мелодии. Игра на музыкальных инструментах. Пластическое интонирование. Вы разительное исполнение колыбельных песен |
4 класс |
«Мелодия моей страны» «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» «День полный событий» «Музыкальный фольклор России» |
9 часов 7 часов 11 часов 8 часов |
Фронтальный опрос. Слушание музыки. Импровизирование на элементарных народных инструментах. Хоровое пение |
Информационные и библиотечные образовательные ресурсы
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
3. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.
4..Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
5.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
6.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Учебно -методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Учебник «Музыка» 1 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2014
2.Учебник «Музыка» 2 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2014
3..Учебник «Музыка» 3 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2014
4. Учебник. «Музыка» 4 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2014
5. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 1 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
6. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7.2класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
8. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
9. Музыка Рабочая тетрадь.1 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Москва «Просвещение» 2015
10. Музыка Рабочая тетрадь. 2класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Москва «Просвещение» 2013
11. Музыка Рабочая тетрадь.3 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Москва «Просвещение» 2013
12.Портреты композиторов
Экранно-звуковые пособия
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
3. Видеофильмы с записью фрагментов из опер и балетов, мюзиклов
4. Видеофильмы с записью фрагментов хоровых и оркестровых коллективов