Календарно-тематическое планирование по музыке в 5 классе по УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой
№ |
Тема урока |
Основные виды деятельности учащихся |
Решаемые проблемы. Понятия |
Планируемые результаты |
Сроки |
||||
личностные |
метапредметные |
предметные |
план |
факт |
|||||
Раздел 1. «Музыка и литература» |
|||||||||
1 |
Что роднит музыку с литературой |
Слушание: М.Глинка «Жаворонок» П.Чайковский «Симфония № 4»; Э.Григ «Пер Гюнт». Хоровое и сольное пение: «Гимны РФ, РТ, ЕМГЛи» |
Выявить многосторонние связи музыки и литературы. Поэзия, проза, сказка, повесть, роман, песня, романс, опера, балет, кантата, интонация, симфония, сюита, концерт, оратория |
Уважительное отношение к культуре своего народа. Ценностное отношение к природе и искусству, и жизни в целом. Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии. Готовность к сотрудничеству и практические навыки взаимодействия. Эмоционально-нравственная отзывчивость, развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров. Уважительное и ценностное отношение к культуре своего народа, эмоционально-нравственная отзывчивость на явления народной культуры. Способность эмоционально воспринимать, выражать свое отношение и давать эстетическую оценку музыкальным произведениям. Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности. Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности; |
Познавательные - быть внимательным, уметь находить частное и общее, сопоставлять, строить рассуждения, анализировать и делать выводы, пользоваться справочной литературой. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике. Грамотно пользоваться речью при формулировании своего мнения. Познавательные – выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов Коммуникативные –формулирование своего мнения и позиции. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике. Грамотно пользоваться речью при формулировании своего мнения и затруднений при решении учебной задачи. Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач, использовать знаково-символические средства для решения творческой задачи. Коммуникативные - обращаться за помощью к учителю и одноклассникам Регулятивные – размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач, использовать знаково-символические средства для решения творческой задачи, пользоваться справочной литературой. Коммуникативные – обсуждать и анализировать свою и работу одноклассников с позиций творческих задач, определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию. Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. |
Четко представлять тесную связь музыки и литературы. Понимать значение интонации в музыке (носитель образного смысла, источник элементов музыкальной речи в музыке). |
|||
2 |
Вокальная музыка
|
Слушание: С.Рахманинов «Вокализ» «Концерт № 3»; В.Гаврилин «Вечерняя музыка» Исполнение |
Воспитание любви и уважения к Родине на основе произведений музыкального и художественного искусства. Жанр, музыкальная речь, художественность образа, музыкальность образа. |
Понимать, как произведения музыкального и изобразительного искусства помогают бережно относиться к природе и к Родине. Анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад, гармонию. |
|||||
3 |
«Песня русская в березах, песня русская в хлебах…» Звучащие картины |
Слушание: А.Лядов «Колыбельная»; Г.Свиридов «Коляда» М.Мусоргский «Песня Марфы». Разучивание народных песен |
Расширять знакомство с различными жанрами Русской народной песни. Жанры р.н.п.: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные; песня-плач, песня-причитание, фольклор. |
Различать жанры русской народной песни и выявлять их характер. Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки |
|||||
4 |
Особенности музыкальной формы: романс. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» |
Слушание: А.Варламов, А.Рубинштейн «Горные вершины». Драматизация словесной характеристики к воображаемой инструментальной музыке прозы Тургенева и импровизация мелодии на стихи Лермонтова |
Дать представление, как композитор передает лирическое настроение стихотворения и музыкально изображает поэтическую мысль. Романс, дуэт, музыкальная форма, мелодика, ритм, ладовая окраска, интонация, аккомпанемент. |
Уметь различать с помощью каких музыкальных средств, композитор достигает муз. выразительности. Ориентироваться в современном разнообразии вокальной, инструментальной, театральной музыки |
|||||
5 |
Фольклор в музыке русских и татарских композиторов |
Слушание: А.Лядов, Симфоническая миниатюра «Кикимора». Импровизация на русское народное сказание фольклориста И.Сахарова. Тесты. Хоровое и сольное пение |
Познакомить с симфонической миниатюрой. Народное сказание, симфоническая миниатюра, сюжет, приемы музыкального развития: контраст, повтор, вариационность, пиццикато, форшлаг, пикколо, регистр. |
Уметь определять, как с помощью музыкальных средств выразительности создается музыкальный образ. Передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме |
|||||
6 |
Программная музыка. «Что за прелесть эти сказки…» |
Слушание: Н.Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада». Определение музыки, чьи портреты она нарисовала, выявление особенностей восточного колорита, характеризующие Шахриара и Шехеразаду. Разучивание и исполнение песен |
Познакомить с симфонической сюитой Римского-Корсакова «Шехеразада». Программная музыка, симфоническая сюита, музыкальный колорит. |
Отличать симфоническую сюиту от других жанров музыки. Определять понятие программная музыка. |
|||||
7 |
Жанры инструментальной и вокальной музыки |
Слушание: С.Рахманинов «Вокализ», Г.Свиридов «Романс», Ф. Шуберт «Баркарола», Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера», М.Глинка «Венецианская ночь». Пение мелодий известных вокализов и песен без слов, определение общего и своеобразного каждого из них, чтение стихотворения «Венецианская ночь» И.Козлова, подборка определений, передающих это эмоциональное состояние, сравнение стихотворений И.Козлова и М.Лермонтова. |
Углубить представление о вокальной музыке. Вокализ, песня без слов, баркарола, романс. |
Уметь отличать песню без слов от романса, вокализ от баркаролы. Определять особенности вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки. |
|||||
8 |
Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества |
Слушание: П.Чайковский «Камаринская», «В церкви», «Концерт № 1», Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля», «Проводы масленицы», С.Рахманинов «Светлый праздник», «Сюита для двух ф-но», Э.Григ «Пер Гюнт». Исследовательский проект «Как музыка воздействует на нас» (подготовка). Хоровое и сольное пение. |
Углубить представление о музыке, основанной на использовании нар. п.; о народных истоках профессиональной музыки. Интерпретация, обработка, трактовка, аранжировка, переложение. |
Уметь различать основу каждой интерпретации. Определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке. |
|||||
9 |
Восприятие природы поэтами и композиторами. «Всю жизнь мою несу я Родину в душе…» |
Слушание: В.Гаврилин «Вечерняя музыка», В.Шукшин «Молитва», «Весело на душе», Г.Свиридов «Снег идет», М.Глинка Хор «Славься!» Пропевание мелодии знакомой «Вечерней музыки» и хора «Славься!», рассмотрение картины И.Шишкина «Полдень», передача в музыкальном интонировании движения характера «Великого колокольного звона» М.Мусоргского. |
Познакомить с музыкальной формой - симфония-действо. («Перезвоны»). Программная симфония, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта. Средства музыкальной выразительности в сравнении с ИЗО: мелодия-рисунок, лад-окраска, тембр-колорит, форма-композиция, линия-ритм. |
Уметь определять связь между художественным образом в музыке и народными традициями. Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях |
|||||
10 |
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Российская культура – плод усилий разных народов (ОДНКНР) |
Слушание: Г.Свиридов «Романс», «Осень», «Пастораль» «Снег идет», «Коляда»; П.Чайковский «Богородице Дево, радуйся». Романсы татарских композиторов: А.Монасыпова, Н.Жиганова Хоровое и сольное исполнение. |
Познакомить с творчеством композиторов разных национальностей. Кантата, хор, оркестр, тембр. |
Понимать, что произведения композиторов разных народов наполнены ярким национальным колоритом. Обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров. |
|||||
11 |
«Гармонии задумчивый поэт…» |
Слушание: Ф.Шопен «Вальс», «Мазурка», «Прелюдия» «Этюд» «Полонез». Хоровое и сольное исполнение. |
Познакомить с творчеством польского композитора Ф.Шопена. Лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки, вальс, этюд, мазурка, полонез, прелюдия, ноктюрн, баллада. |
Определять разнохарактерность музыки Шопена. Понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов. |
|||||
12 |
«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…» |
Слушание: В.А.Моцарт «Рондо», «Реквием», «День гнева», увертюра к опере «Свадьба Фигаро», «Симфония № 40» |
Познакомить с творчеством австрийского композитора В.А.Моцарта. Серенада для струнного оркестра, реквием, рондо, увертюра, симфония, контраст интонаций. |
Уметь отличать музыкальные сочинения Моцарта. Понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них. |
|||||
13 |
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера |
Слушание: Рассмотреть картины русских художников, подобрать литературные фрагменты к каждой из них. Хоровое и ансамблевое исполнение. |
На основе музыки Н.Римского-Корсакова познакомить с особенностями оперного жанра. Опера, либретто, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, сцены из оперы, декорация, действо, хореография, бельканто, песня, инструментальные темы. |
Понимать основные особенности оперы. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы. |
|||||
14 |
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет |
Слушание: П.Чайковский -фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица». Презентация с именами лучших отечественных танцоров – Г.Улановой, М.Плисецкой, Е.Максимовой, В.Васильева, Ю.Григоровича. Пластическое интонирование и пропевание основных тем балета. |
На основе музыки П.Чайковского познакомить с особенностями балета. Балет, сказка, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца, па-де-де, вариация, кордебалет, классический танец, характерный танец, хореограф. |
Понимать основные особенности балета. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений. |
|||||
15 |
Музыка в театре, кино, на телевидении |
Фрагменты музыки из спектаклей, кинофильмов, телевизионных передач. Предложить учащимся восстановить сюжет знакомой пьесы, исполнить основные темы разных частей, выполнить пластическое интонирование музыки, повторить или разучить несколько песен из кинофильмов и мультфильмов, в которых музыка играет важную роль. |
Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Литературный сценарий, музыкальный фильм. |
Понимать значимость музыки в театре, кино и ТВ. Распознавать на слух техники музыкальной композиции XX-XXI веков: сериализм, соноризм, алеаторика и др. |
|||||
16 |
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл |
Слушание: Э.Уэббер мюзикл «Кошки» и наиболее известные мюзиклы. Разучивание отдельных номеров мюзикла, разыгрывание отдельных сцен. |
Познакомить с историей возникновения мюзикла и его отличиями от оперы. Мюзикл, сцена, танец, жесты, речь, костюм, декорации, пение-шепот, восклицание, вскрики. |
Определять разные характеры главных мелодик мюзикла. Называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов. |
|||||
17 |
Искусства различны, тема едина. Творчество татарского народа |
Слушание: фрагменты из татарского детского балета З. Хабибуллина «Заколдованный мальчик», татарской оперы «Сания» С. Габяши. |
Знать истоки творчества. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения. Раскрыть понятие хоровой музыки; развивать умение отличать музыку духовную от музыки светской |
Определять понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы, балет, солист-танцор, кордебалет. Умело проявлять навыки вокально-хоровой работы. Распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной татарской музыки |
|||||
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 ч) |
|||||||||
18 |
Что роднит музыку с изобразительным искусством? Исследовательский проект «Русская природа в поэзии, музыке и живописи» |
Слушание: М.Мусоргский «Картинки с выставки» -фрагменты. Подготовка к защите проекта |
Выявление многосторонних связей между музыкой и ИЗО. Живописная музыка, музыкальная живопись, жанры ИЗО: портрет, пейзаж, орнамент, рисунок, колорит, композиция, мелодичная линия, звуковысотный и ритмический рисунок, звуковая палитра, сюита. |
Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров. Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решение различных музыкально-творческих задач. Уважительное отношение к культуре разных времен и народов, понимание ценности музыки для человечества. Готовность к сотрудничеству. Способность к самооценке результатов творческой деятельности. Способность к эмоциональной отзывчивости на художественный образ в его символическом значении. Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности. Ценностное отношение к произведениям музыкального искусства, эмоционально-нравственная отзывчивость. Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. |
Познавательные – использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные – определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. Регулятивные – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов. Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач, использовать знаково-символические средства для решения творческой задачи, пользоваться справочной литературой, выделять и систематизировать нужную информацию. Коммуникативные – обсуждать и анализировать свою и работы одноклассников с позиций творческих задач, определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию. Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. |
Понимать, что музыка – это синтез искусств: литература, ИЗО, народное творчество, фольклор, эпос и русская народная песня. Понимать взаимодействие музыки и живописи на основе осознания специфики языка каждого из них. |
|||
19 |
Небесное и земное в звуках и красках |
Слушание музыки М.Мусоргского, С.Рахманинова «Концерт №3», П.Чайковский, «Богородице Дево, радуйся!», Г.Свиридова, Дж.Каччини, Ф.Шуберта Исполнение знакомой мелодии старинного песнопения. Разбор пейзажа русского художника XIXв. И.Остроухова «Сиверко». Беседа о музыкальных сочинениях, в которых нарисованы образы природы. |
Раскрыть отношение композитора и художника к родной природе, к народным образам духовной культуры. Лейтмотив-главная мысль, цель; Жанр пейзажа, песенность, знаменный распев, песнопение, унисон, а капелла; Солист, хор, орган. |
Сопоставление языка музыки и ИЗО, выделяя средства их выразительности. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности. |
|||||
20 |
«Звать через прошлое к настоящему…» Проект – «Живу и помню» |
Слушание: А.Бородин «Богатырская симфония», С.Прокофьев, фрагменты из Кантаты «Александр Невский» - «Ледовое побоище». Беседа о личности знаменитого полководца XIIIв., защитника и святого земли русской – князя Александра Невского, знаменитом историческом факте. Разбор триптиха П.Корина «Александр Невский». |
Уметь различать музыкальные способы раскрытия темы защиты Родины. Кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор, тенор, бас, сопрано, альт, выразительность, изобразительность, песня-плач, протяжная песня, меццо-сопрано, баллада, сказ |
Познакомить с исторической личностью А.Невского, героико-эпической кантатой. Сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений. Эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях. |
|||||
21 |
Музыкальная живопись и живописная музыка |
Слушание: С.Рахманинов «Островок», «Весенние воды», Прелюдии; Ф.Шуберт «Фореллен - квинтет». Разбор и анализ картин художников |
Находить общее и особенное в русском и западно–европейском искусстве различных исторических эпох, стилевых направлений в творчестве выдающихся композитов прощлого. Различать изменение настроений музыкальных образов. Романс, квинтет, прелюдия, вариации, вокальная миниатюра, выразительность и изобразительность. Колорит, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок. |
Развивать музыкальное и образно–ассоциативное мышление. через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Давать им эстетическую оценку. Определять понятие программная музыка. |
|||||
22 |
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. Православные праздники (ОДНКНР) |
Слушание: С.Рахманинов «Сюита для двух фортепиано», В. Кикта «Фрески». Выполнение Эскиза сосуда по мотивам греческой вазописи. Материал: карандаш, бумага, гуашь или акварель, кисти. |
Уметь определять воплощение в музыке главных праздников русской православной церкви. Мелодия, гармония, контраст, повтор, сюита, фреска, орнамент, арфа, оркестр, концертная симфония. |
Расширение представлений о народных истоках музыки. Находить ассоциативные связи между музыкой и изобразительным искусством. |
|||||
23 |
Портрет в музыке и изобразительном искусстве |
Слушание: И.С.Бах «Чакона», П.Чайковский «Мелодия», С.Рахманинов «Рапсодия», А.Шнитке «Кончерто гроссо», Н.Паганини «Каприс № 24». Беседа по рассказу К.Паустовского «Струна» и истории возникновения скрипки Разбор и анализ репродукций «Портрет Паганини в музыке и ИЗО». |
Уметь сравнивать образный строй произведений искусства - концерта и живописного полотна. Скрипка-соло, инструментальный концерт, каприс, интерпретация, портрет (живопись, скульптура, музыка) |
Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель»; расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки, актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся, постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. |
|||||
24 |
Волшебная палочка дирижера |
Слушание: Л.Бетховен «Симфония № 3» («Героическая»), 2 часть «Траурный марш». Произведения татарских композиторов В.Виноградова, А.Ключарева. Самостоятельно продирижировать главную мелодическую линию симфонии |
Понимать значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Знать известных дирижеров мира. Симфония, симфонический оркестр, группы инструментов оркестра, дирижер |
Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра. Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. |
|||||
25 |
Образы борьбы и победы в искусстве |
Слушание: Л.Бетховен «Симфонии № 5» (фрагменты). Дирижирование фрагментами. Сравнивание скульптуры художника Микеланджело с симфонической музыкой Бетховена. |
Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития. Эскиз, этюд, набросок, зарисовка, симфония. |
Участвовать в постижении процесса «оформления» композитором определенного содержания, определенной идеи, раскрывающих образы борьбы и победы, и способствующих развитию культуры восприятия, росту как исполнителей. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения |
|||||
26 |
Застывшая музыка |
Слушание: И.С.Бах: «Токката» ре минор, «Ария» из оркестровой сюиты №3, «Менуэт» и «Ария» из «Нотной тетради А.М.Бах», «Прелюдия» до мажор из «ХТК», «Чакона» ре минор, «За рекою старый дом». Рассмотреть иллюстрации с изображениями храмов, церквей, соборов, послушать музыкальные произведения, которые написаны для церковного богослужения. |
Постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Полюбить великое прошлое родной земли, познавая прекрасные памятники мира, уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусства по стилю. Органная музыка, хор, а капелла, духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга, месса, хорал, кантата. |
Определять характерные особенности музыкального языка И.С.Баха на основе интонационно-образного анализа. Высказываться о красоте архитектурных сооружений, предназначенных для богослужения. Определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западно-европейской музыке. |
|||||
27 |
Полифония в музыке и в живописи |
Слушание: Греческий распев 17 века, Музыка И.Баха, П.Чайковского. Дискуссия на тему: актуальна ли музыка Баха для современников (на основе собственного отношения). Формирование вокально-хоровых навыков и нотной грамотности; восприятие детьми созвучности поэтических произведений, используемых на занятии, стилю и духу И.С. Баха. |
Понимать значение органной музыки – вершины творчества Баха, что музыка и живопись обнаруживают общность языка художественных произведений. Полифония, токката, фуга. |
Осознавать особенности построения полифонической музыки Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств. |
|||||
28 |
Музыка на мольберте. Композитор-художник |
Слушание: М.Чюрленис «Прелюдии» ми минор и ля минор, Симфоническая поэма «Море». И. Бах. «Ария альта» Рассматривание триптиха М.Чюрлениса. Сравнивание композиции картины с графическим изображением Фуги И.Баха. |
Расширить представление учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, ИЗО, литературы на примере творчества литовского художника и композитора М.Чюрлениса. Симфоническая поэма, форма музыкальной живописи, живописная музыка, цветовой колорит, композиция, образы, цветовая гамма, звуковая палитра, триптих, соната, аллегро, анданте, живописная соната. |
Понимать, что иносказательные, символические картины М.Чюрлениса отражают неуловимые образы грез, мечтаний, они далеки от бытового восприятия действительности. Осознавать, что зримость литературных зарисовок, народные истоки его творчества определяют особенности мировосприятия художника-композитора. Распознавать виды искусства (временные, пространственные, пространственно-временные). |
|||||
29 |
Импрессионизм в музыке и живописи |
Слушание: К Дебюсси «Разговор ветра с морем», «Лунный свет», симфония-сюита «Море» Рассматривание репродукции картин художников К Моне «Впечатление. Восход солнца». Вспомнить знакомые фрагменты из знакомых сюит русских и зарубежных композиторов. |
Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере произведений художников-импрессионистов и музыки К.Дебюсси. Импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита, джазовые ритмы. |
Знать особенности импрессионизма как художественного стиля. Уметь сравнивать, определять образы, жанровые особенности на основе метода «тождества и контраста». Распознавать стили композиторов Н.А. Римского-Корсакова и К.Дебюсси, выяснить, что между ними общего. Передавать свои музыкальные впечатления в устной форме. |
|||||
30 |
«О подвигах, о доблести, о славе...». Жизнь ратными подвигами полна (ОДНКНР) |
Слушание: Д.Кабалевский «Реквием»; фрагменты из оперы М.Глинки «Иван Сусанин» Чтение отрывков из поэмы Р.Рождественского «Реквием» и сопоставление их с фрагментами «Реквиема» композитора Б.Кабалевского. Дискуссия на тему: почему художник, поэт и композитор обратились к такому жанру траурной музыки. |
Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины, продолжить знакомство с жанром реквиема. Реквием, речитатив, соло, баритон, сопрано. Гравюра (цветовая гамма черно-белая). |
Знать определение реквиема и уметь проводить анализ композиции, образов, формулирование основной идеи. Понимать, что каждое искусство по- своему раскрывает отношение художников к подвигу. Осознавать, что реквиемы написаны языком, который можно сравнить с языком плаката – броские, запоминающиеся, выпуклые образы воплотили идею, которую можно выразить словами Рождественского: «Памяти павших будьте достойны!» |
|||||
31 |
«В каждой мимолетности вижу я миры…» |
Слушание: С.Прокофьев «Мимолетности». Сравнивание музыкальных зарисовок С.Прокофьева с картинами художника В. Кандинского. |
Дать представление об образном мире музыки Прокофьева Фортепианная миниатюра, язык искусства. |
Выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. Проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности. |
|||||
32 |
Музыкальная живопись Мусоргского |
Слушание: М.Мусоргский сюита «Картинки с выставки», фрагменты из оперы «Хованщина». Сравнивание зримых и музыкальных образах М.Мусоргского. |
Дать представление о зримых образах музыки Мусоргского. Расширить и углубить понимание учащимися своеобразия творчества композиторов. Жанры: музыкальный пейзаж, бытовая картинка, сказочный портрет. Приемы развития музыки, интерпретация, интермедия. |
Знать приемы развития музыки, которые использует композитор. Ориентироваться в широком разнообразии произведений Прокофьева и Мусоргского. Анализировать музыкальное произведение методом сравнения. Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства. |
|||||
33 |
Мир композитора. Музыканты земли Татарстанской (ОДНКНР) |
Слушание: музыка, использованная в течении года. Исполнение музыкальных произведений по выбору учащихся и композиторов Татарстана: симфонии, ноктюрны, балеты Р.Яхина Беседа о земляках-музыкантах: Ф.И.Шаляпин, Ринат Ибрагимов, Олег Лундстрем |
Закрепить полученные знания и навыки. Кантата, симфония, джаз, реквием, опера, сюита, соната, жанр, прелюдия, изобразительность, выразительность, Соло, баритон, тенор. |
Четко ориентироваться в музыкальных произведениях и терминах. Узнавать на слух изученные произведения русской, татарской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов. Понимать значение музыки в жизни каждого человека и человеческого общества в целом. |
|||||
34 |
С веком наравне Исследовательский проект «Влияние музыки на здоровье человека» |
Слушание: музыка, использованная в течении года. Исполнение музыкальных произведений по выбору учащихся. |
Обобщить представление учащихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки, и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Музыкальный портрет, музыкальная картина, музыкальный пейзаж, икона, храм, фреска, орнамент. |
Знать общие черты в средствах выразительности музыки, литературы и изобразительного искусства. Оценивать стилевое своеобразие музыки того или иного композитора. Тестирование учащихся с целью проверки степени усвоения ими материала первого и второго полугодия. Стимулировать активность детей звучащей музыкой, проблемными вопросами, необычными сравнениями и сопоставлениями музыки и изобразительного искусства. |
|||||
35 |
Музыка и другие виды искусства |
Слушание: музыка, использованная в течении года. Исполнение музыкальных произведений по выбору учащихся. |
Обобщить представление учащихся о многосторонних связях между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, используя опыт общения школьников с произведениями этих искусств. Помочь ребятам почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение. |
Аргументированно рассуждать о роли музыки в жизни человека. Анализировать взаимосвязь красоты и правды в музыкальных произведениях. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении. Умение использовать полученные знания в жизни. |