12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
irishka-cool60
Учитель музыки с 30летним стажем работы создала не только вокально-хоровую студию «Ровесники», принимающую участие во всех мероприятиях лицея и конкурсах, но и школьный сводный хор и учительский квартет, ставшие победителями международного фестиваля
Россия, Татарстан респ., Альметьевск

Тема урока

Основные виды деятельности учащихся

Решаемые проблемы. Понятия

Планируемые результаты

Сроки

личностные

метапредметные

предметные

план

факт

Раздел 1. «Музыка и литература»

1

Что роднит музыку с литературой

Слушание:

М.Глинка «Жаворонок»

П.Чайковский

«Симфония № 4»; Э.Григ «Пер Гюнт».

Хоровое и сольное пение: «Гимны РФ, РТ, ЕМГЛи»

Выявить многосторонние связи музыки и литературы.

Поэзия, проза, сказка, повесть, роман, песня, романс, опера, балет, кантата, интонация, симфония, сюита, концерт, оратория

Уважительное отношение к культуре своего народа.

Ценностное отношение к природе и искусству, и жизни в целом.

Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии.

Готовность к сотрудничеству и практические навыки взаимодействия.

Эмоционально-нравственная отзывчивость, развитие музыкально-эстетического чувства, проявляюще­гося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отно­шении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров.

Уважительное и ценностное отношение к культуре своего народа,

эмоционально-нравственная отзывчивость на явления народной культуры.

Способность эмоционально воспринимать, выражать свое отношение и давать эстетическую оценку музыкальным произведениям.

Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.

Овладение художественными умениями и навыками в про­цессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.

Приобретение устойчивых навыков самостоятельной,

целенаправленной и содержательной музыкально-учебной де­ятельности;

Познавательные - быть внимательным, уметь находить частное и общее, сопоставлять, строить рассуждения, анализировать и делать выводы, пользоваться справочной литературой.

Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения.

Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике. Грамотно пользоваться речью при формулировании своего мнения.

Познавательные – выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов

Коммуникативные –формулирование своего мнения и позиции.

Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике.

Грамотно пользоваться речью при формулировании своего мнения и затруднений при решении учебной задачи.

Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач, использовать знаково-символические средства для решения творческой задачи.

Коммуникативные - обращаться за помощью к учителю и одноклассникам

Регулятивные – размышление о воздействии музыки на человека, ее взаи­мосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач, использовать знаково-символические средства для решения творческой задачи, пользоваться справочной литературой.

Коммуникативные – обсуждать и анализировать свою и работу одноклассников с позиций творческих задач, определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию.

Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Четко представлять тесную связь музыки и литературы.

Понимать значение интонации в музыке (носитель образного смысла, источник элементов музыкальной речи в музыке).

   

2

Вокальная музыка

 

Слушание:

С.Рахманинов «Вокализ» «Концерт № 3»; В.Гаврилин «Вечерняя музыка»

Исполнение

Воспитание любви и уважения к Родине на основе произведений музыкального и художественного искусства.

Жанр, музыкальная речь, художественность образа, музыкальность образа.

Понимать, как произведения музыкального и изобразительного искусства помогают бережно относиться к природе и к Родине.

Анализировать средства музыкальной выразительности:

мелодию, ритм, темп, динамику, лад, гармонию.

   

3

«Песня русская в березах, песня русская в хлебах…» Звучащие картины

Слушание: А.Лядов «Колыбельная»;

Г.Свиридов «Коляда»

М.Мусоргский

«Песня Марфы». Разучивание народных песен

Расширять знакомство с различными жанрами

Русской народной песни.

Жанры р.н.п.: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные; песня-плач, песня-причитание,

фольклор.

Различать жанры русской народной песни и выявлять их характер.

Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки

   

4

Особенности музыкальной формы: романс. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»

Слушание: А.Варламов, А.Рубинштейн «Горные вершины».

Драматизация

словесной характеристики к воображаемой инструментальной музыке прозы Тургенева и импровизация мелодии на стихи Лермонтова

Дать представление, как композитор передает лирическое настроение стихотворения и музыкально изображает поэтическую мысль.

Романс, дуэт, музыкальная форма, мелодика, ритм, ладовая окраска, интонация, аккомпанемент.

Уметь различать с помощью каких музыкальных средств, композитор достигает муз. выразительности.

Ориентироваться в современном разнообразии вокальной, инструментальной, театральной музыки

   

5

Фольклор в музыке русских и татарских композиторов

Слушание: А.Лядов, Симфоническая миниатюра «Кикимора». Импровизация на русское народное сказание фольклориста И.Сахарова.

Тесты.

Хоровое и сольное пение

Познакомить с симфонической миниатюрой.

Народное сказание, симфоническая миниатюра, сюжет, приемы музыкального развития: контраст, повтор, вариационность, пиццикато, форшлаг, пикколо, регистр.

Уметь определять, как с помощью музыкальных средств выразительности создается музыкальный образ.

Передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме

   

6

Программная музыка. «Что за прелесть эти сказки…»

Слушание: Н.Римский-Корсаков

Симфоническая сюита «Шехеразада». Определение музыки, чьи портреты она нарисовала, выявление особенностей восточного колорита, характеризующие Шахриара и Шехеразаду. Разучивание и исполнение песен

Познакомить с симфонической сюитой Римского-Корсакова «Шехеразада».

Программная музыка, симфоническая сюита, музыкальный колорит.

Отличать симфоническую сюиту от других жанров музыки.

Определять понятие программная музыка.

   

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Слушание: С.Рахманинов «Вокализ», Г.Свиридов «Романс»,

Ф. Шуберт «Баркарола»,

Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»,

М.Глинка «Венецианская ночь». Пение мелодий известных вокализов и песен без слов, определение общего и своеобразного каждого из них, чтение стихотворения «Венецианская ночь» И.Козлова, подборка определений, передающих это эмоциональное состояние, сравнение стихотворений И.Козлова и М.Лермонтова.

Углубить представление о вокальной музыке.

Вокализ, песня без слов, баркарола, романс.

Уметь отличать песню без слов от романса, вокализ от баркаролы.

Определять особенности вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки.

   

8

Вторая жизнь песни.

Живительный родник творчества

Слушание: П.Чайковский «Камаринская», «В церкви», «Концерт № 1»,

Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля»,

«Проводы масленицы»,

С.Рахманинов «Светлый праздник», «Сюита для двух ф-но», Э.Григ «Пер Гюнт». Исследовательский проект «Как музыка воздействует на нас» (подготовка). Хоровое и сольное пение.

Углубить представление о музыке, основанной на использовании нар. п.; о народных истоках профессиональной музыки. Интерпретация, обработка, трактовка, аранжировка, переложение.

Уметь различать основу каждой интерпретации.

Определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке.

   

9

Восприятие природы поэтами и композиторами. «Всю жизнь мою несу я Родину в душе…»

Слушание: В.Гаврилин «Вечерняя музыка»,

В.Шукшин «Молитва»,

«Весело на душе»,

Г.Свиридов «Снег идет»,

М.Глинка Хор «Славься!»

Пропевание мелодии знакомой «Вечерней музыки» и хора «Славься!», рассмотрение картины И.Шишкина «Полдень», передача в музыкальном интонировании движения характера «Великого колокольного звона» М.Мусоргского.

Познакомить с музыкальной формой - симфония-действо.

(«Перезвоны»).

Программная симфония, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта. Средства музыкальной выразительности в сравнении с ИЗО: мелодия-рисунок, лад-окраска,

тембр-колорит,

форма-композиция,

линия-ритм.

Уметь определять связь между художественным образом в музыке и народными традициями.

Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях

   

10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Российская культура – плод усилий разных

народов (ОДНКНР)

Слушание: Г.Свиридов «Романс», «Осень», «Пастораль»

«Снег идет», «Коляда»;

П.Чайковский «Богородице Дево, радуйся».

Романсы татарских композиторов: А.Монасыпова, Н.Жиганова

Хоровое и сольное исполнение.

Познакомить с творчеством композиторов разных национальностей.

Кантата, хор, оркестр, тембр.

Понимать, что произведения композиторов разных народов наполнены ярким национальным колоритом.

Обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров.

   

11

«Гармонии задумчивый поэт…»

Слушание: Ф.Шопен «Вальс», «Мазурка»,

«Прелюдия»

«Этюд»

«Полонез».

Хоровое и сольное исполнение.

Познакомить с творчеством польского композитора Ф.Шопена. Лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки, вальс, этюд, мазурка, полонез, прелюдия, ноктюрн, баллада.

Определять разнохарактерность музыки Шопена. Понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов.

   

12

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»

Слушание: В.А.Моцарт «Рондо», «Реквием»,

«День гнева», увертюра к опере «Свадьба Фигаро»,

«Симфония № 40»

Познакомить с творчеством австрийского композитора В.А.Моцарта.

Серенада для струнного оркестра, реквием, рондо, увертюра, симфония, контраст интонаций.

Уметь отличать музыкальные сочинения Моцарта. Понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них.

   

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Слушание: Рассмотреть картины русских художников, подобрать литературные фрагменты к каждой из них.

Хоровое и ансамблевое исполнение.

На основе музыки Н.Римского-Корсакова познакомить с особенностями оперного жанра.

Опера, либретто, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, сцены из оперы, декорация, действо, хореография, бельканто, песня,

инструментальные темы.

Понимать основные особенности оперы. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы.

   

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Слушание: П.Чайковский -фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица». Презентация с именами лучших отечественных танцоров – Г.Улановой, М.Плисецкой, Е.Максимовой, В.Васильева, Ю.Григоровича.

Пластическое интонирование и пропевание основных тем балета.

На основе музыки П.Чайковского познакомить с особенностями балета.

Балет, сказка, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца, па-де-де, вариация, кордебалет, классический танец, характерный танец, хореограф.

Понимать основные особенности балета.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений.

   

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

Фрагменты музыки из спектаклей, кинофильмов, телевизионных передач. Предложить учащимся восстановить сюжет знакомой пьесы, исполнить основные темы разных частей, выполнить пластическое интонирование музыки, повторить или разучить несколько песен из кинофильмов и мультфильмов, в которых музыка играет важную роль.

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Литературный сценарий, музыкальный фильм.

Понимать значимость музыки в театре, кино и ТВ. Распознавать на слух техники музыкальной композиции XX-XXI веков: сериализм, соноризм, алеаторика и др.

   

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Слушание: Э.Уэббер мюзикл «Кошки» и наиболее известные мюзиклы. Разучивание отдельных номеров мюзикла, разыгрывание отдельных сцен.

Познакомить с историей возникновения мюзикла и его отличиями от оперы.

Мюзикл, сцена, танец, жесты, речь, костюм, декорации, пение-шепот, восклицание, вскрики.

Определять разные характеры главных мелодик мюзикла. Называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов.

   

17

Искусства различны, тема едина. Творчество татарского народа

Слушание: фрагменты из татарского детского балета З. Хабибуллина «Заколдованный мальчик», татарской оперы «Сания» С. Габяши.

Знать истоки творчества. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.

Раскрыть понятие хоровой музыки; развивать умение отличать музыку духовную от музыки светской

Определять понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы, балет, солист-танцор, кордебалет.

Умело проявлять навыки вокально-хоровой работы. Распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной татарской музыки

   

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 ч)

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством? Исследовательский проект «Русская природа в поэзии, музыке и живописи»

Слушание: М.Мусоргский «Картинки с выставки» -фрагменты.

Подготовка к защите проекта

Выявление многосторонних связей между музыкой и ИЗО. Живописная музыка, музыкальная живопись, жанры ИЗО: портрет, пейзаж, орнамент, рисунок, колорит, композиция, мелодичная линия, звуковысотный и ритмический рисунок, звуковая палитра, сюита.

Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира.

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отно­шении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров.

Сотрудничество в ходе реализации коллективных творче­ских проектов, решение различных музыкально-творческих задач.

Уважительное отношение к культуре разных времен и народов, понимание ценности музыки для человечества.

Готовность к сотрудничеству.

Способность к самооценке результатов творческой деятельности.

Способность к эмоциональной отзывчивости на художественный образ в его символическом значении.

Овладение художественными умениями и навыками в про­цессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.

Ценностное отношение к произведениям музыкального искусства, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.

Познавательные – использование разных источников информации; стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художе­ственному самообразованию.

Коммуникативные – определение целей и задач собственной музыкальной де­ятельности, выбор средств и способов ее успешного осу­ществления в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов.

Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач, использовать знаково-символические средства для решения творческой задачи, пользоваться справочной литературой, выделять и систематизировать нужную информацию.

Коммуникативные – обсуждать и анализировать свою и работы одноклассников с позиций творческих задач, определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию.

Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Понимать, что музыка – это синтез искусств: литература, ИЗО, народное творчество, фольклор, эпос и русская народная песня.

Понимать взаимодействие музыки и живописи на основе осознания специфики языка каждого из них.

   

19

Небесное и земное в звуках и красках

Слушание музыки М.Мусоргского, С.Рахманинова «Концерт №3», П.Чайковский, «Богородице Дево, радуйся!», Г.Свиридова, Дж.Каччини, Ф.Шуберта

Исполнение знакомой мелодии старинного песнопения.

Разбор пейзажа русского художника XIXв. И.Остроухова «Сиверко». Беседа о музыкальных сочинениях, в которых нарисованы образы природы.

Раскрыть отношение композитора и художника к родной природе, к народным образам духовной культуры.

Лейтмотив-главная мысль, цель;

Жанр пейзажа, песенность, знаменный распев,

песнопение, унисон, а капелла;

Солист, хор, орган.

Сопоставление языка музыки и ИЗО, выделяя средства их выразительности. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

   

20

«Звать через прошлое к настоящему…»

Проект – «Живу и помню»

Слушание: А.Бородин «Богатырская симфония», С.Прокофьев, фрагменты из Кантаты «Александр Невский» - «Ледовое побоище».

Беседа о личности знаменитого полководца XIIIв., защитника и святого земли русской – князя Александра Невского, знаменитом историческом факте.

Разбор триптиха П.Корина «Александр Невский».

Уметь различать музыкальные способы раскрытия темы защиты Родины. Кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор, тенор, бас, сопрано, альт, выразительность, изобразительность, песня-плач, протяжная песня, меццо-сопрано, баллада, сказ

Познакомить с исторической личностью А.Невского, героико-эпической кантатой.

Сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений. Эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях.

   

21

Музыкальная живопись и живописная музыка

Слушание: С.Рахманинов «Островок», «Весенние воды», Прелюдии; Ф.Шуберт «Фореллен - квинтет».

Разбор и анализ картин художников

Находить общее и особенное в русском и западно–европейском искусстве различных исторических эпох, стилевых направлений в творчестве выдающихся композитов прощлого. Различать изменение настроений музыкальных образов. Романс, квинтет, прелюдия, вариации, вокальная миниатюра, выразительность и изобразительность.

Колорит, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок.

Развивать музыкальное и образно–ассоциативное мышление. через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Давать им эстетическую оценку. Определять понятие программная музыка.

   

22

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. Православные праздники (ОДНКНР)

Слушание: С.Рахманинов «Сюита для двух фортепиано», В. Кикта «Фрески».

Выполнение Эскиза сосуда по мотивам греческой вазописи.

Материал: карандаш, бумага, гуашь или акварель, кисти.

Уметь определять воплощение в музыке главных праздников русской православной церкви.

Мелодия, гармония, контраст, повтор, сюита, фреска, орнамент, арфа, оркестр, концертная симфония.

Расширение представлений о народных истоках музыки.

Находить ассоциативные связи

между музыкой и изобразительным искусством.

   

23

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Слушание: И.С.Бах «Чакона», П.Чайковский «Мелодия», С.Рахманинов «Рапсодия», А.Шнитке «Кончерто гроссо»,

Н.Паганини «Каприс № 24».

Беседа по рассказу К.Паустовского «Струна» и истории возникновения скрипки

Разбор и анализ репродукций «Портрет Паганини в музыке и ИЗО».

Уметь сравнивать образный строй произведений искусства - концерта и живописного полотна.

Скрипка-соло, инструментальный концерт, каприс, интерпретация, портрет (живопись, скульптура, музыка)

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель»; расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки, актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся, постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения.

   

24

Волшебная палочка дирижера

Слушание: Л.Бетховен

«Симфония № 3»

(«Героическая»), 2 часть

«Траурный марш».

Произведения татарских композиторов В.Виноградова, А.Ключарева.

Самостоятельно

продирижировать главную мелодическую линию симфонии

Понимать значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Знать известных дирижеров мира. Симфония, симфонический оркестр, группы инструментов оркестра,

дирижер

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

   

25

Образы борьбы и победы в искусстве

Слушание: Л.Бетховен «Симфонии № 5» (фрагменты).

Дирижирование фрагментами. Сравнивание скульптуры художника Микеланджело с симфонической музыкой Бетховена.

Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.

Эскиз, этюд, набросок, зарисовка, симфония.

Участвовать в постижении процесса «оформления» композитором определенного содержания, определенной идеи, раскрывающих образы борьбы и победы, и способствующих развитию культуры восприятия, росту как исполнителей. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения

   

26

Застывшая музыка

Слушание: И.С.Бах: «Токката» ре минор, «Ария» из оркестровой сюиты №3, «Менуэт» и «Ария» из «Нотной тетради А.М.Бах», «Прелюдия» до мажор из «ХТК», «Чакона» ре минор, «За рекою старый дом».

Рассмотреть иллюстрации с изображениями храмов, церквей, соборов, послушать музыкальные произведения, которые написаны для церковного богослужения.

Постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Полюбить великое прошлое родной земли, познавая прекрасные памятники мира, уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусства по стилю.

Органная музыка, хор, а капелла, духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга, месса, хорал, кантата.

Определять характерные особенности музыкального языка И.С.Баха на основе интонационно-образного анализа.

Высказываться о красоте архитектурных сооружений, предназначенных для богослужения.

Определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западно-европейской музыке.

   

27

Полифония в музыке и в живописи

Слушание: Греческий распев 17 века,

Музыка И.Баха, П.Чайковского.

Дискуссия на тему: актуальна ли музыка Баха для современников (на основе собственного отношения).

Формирование вокально-хоровых навыков и нотной грамотности;

восприятие детьми созвучности поэтических произведений, используемых на занятии, стилю и духу И.С. Баха.

Понимать значение органной музыки – вершины творчества Баха, что музыка и живопись обнаруживают общность языка художественных произведений.

Полифония, токката, фуга.

Осознавать особенности построения полифонической музыки Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств.

   

28

Музыка на мольберте.

Композитор-художник

Слушание: М.Чюрленис «Прелюдии» ми минор и ля минор, Симфоническая поэма «Море».

И. Бах. «Ария альта»

Рассматривание триптиха М.Чюрлениса. Сравнивание композиции картины с графическим изображением Фуги И.Баха.

Расширить представление учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, ИЗО, литературы на примере творчества литовского художника и композитора М.Чюрлениса.

Симфоническая поэма, форма музыкальной живописи, живописная музыка, цветовой колорит, композиция, образы, цветовая гамма, звуковая палитра, триптих, соната, аллегро, анданте, живописная соната.

Понимать, что иносказательные, символические картины М.Чюрлениса отражают неуловимые образы грез, мечтаний, они далеки от бытового восприятия действительности.

Осознавать, что зримость литературных зарисовок, народные истоки его творчества определяют особенности мировосприятия художника-композитора. Распознавать виды искусства (временные, пространственные, пространственно-временные).

   

29

Импрессионизм в музыке и живописи

Слушание: К Дебюсси «Разговор ветра с морем», «Лунный свет», симфония-сюита «Море»

Рассматривание репродукции картин художников К Моне «Впечатление. Восход солнца».

Вспомнить знакомые фрагменты из знакомых сюит русских и зарубежных композиторов.

Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере произведений художников-импрессионистов и музыки К.Дебюсси. Импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита, джазовые ритмы.

Знать особенности импрессионизма как художественного стиля. Уметь сравнивать, определять образы, жанровые особенности на основе метода «тождества и контраста».

Распознавать стили композиторов Н.А. Римского-Корсакова и К.Дебюсси, выяснить, что между ними общего.

Передавать свои музыкальные впечатления в устной форме.

   

30

«О подвигах, о доблести, о славе...». Жизнь ратными подвигами полна (ОДНКНР)

Слушание: Д.Кабалевский «Реквием»; фрагменты из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»

Чтение отрывков из поэмы Р.Рождественского «Реквием» и сопоставление их с фрагментами «Реквиема» композитора Б.Кабалевского.

Дискуссия на тему: почему художник, поэт и композитор обратились к такому жанру траурной музыки.

Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины, продолжить знакомство с жанром реквиема.

Реквием, речитатив, соло, баритон, сопрано.

Гравюра (цветовая гамма черно-белая).

Знать определение реквиема и уметь проводить анализ композиции, образов, формулирование основной идеи.

Понимать, что каждое искусство по- своему раскрывает отношение художников к подвигу.

Осознавать, что реквиемы написаны языком, который можно сравнить с языком плаката – броские, запоминающиеся, выпуклые образы воплотили идею, которую можно выразить словами Рождественского: «Памяти павших будьте достойны!»

   

31

«В каждой мимолетности вижу я миры…»

Слушание: С.Прокофьев «Мимолетности». Сравнивание музыкальных зарисовок С.Прокофьева с картинами художника В. Кандинского.

Дать представление об образном мире музыки Прокофьева Фортепианная миниатюра, язык искусства.

Выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

Проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности.

   

32

Музыкальная живопись Мусоргского

Слушание: М.Мусоргский сюита «Картинки с выставки», фрагменты из оперы «Хованщина».

Сравнивание зримых и музыкальных образах М.Мусоргского.

Дать представление о зримых образах музыки Мусоргского. Расширить и углубить понимание учащимися своеобразия творчества композиторов.

Жанры: музыкальный пейзаж, бытовая картинка, сказочный портрет.

Приемы развития музыки, интерпретация, интермедия.

Знать приемы развития музыки, которые использует композитор. Ориентироваться в широком разнообразии произведений Прокофьева и Мусоргского.

Анализировать музыкальное произведение методом сравнения.

Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.

   

33

Мир композитора. Музыканты земли Татарстанской (ОДНКНР)

Слушание: музыка, использованная в течении года.

Исполнение музыкальных произведений по выбору учащихся и композиторов Татарстана: симфонии, ноктюрны, балеты Р.Яхина

Беседа о земляках-музыкантах: Ф.И.Шаляпин, Ринат Ибрагимов, Олег Лундстрем

Закрепить полученные знания и навыки.

Кантата, симфония, джаз, реквием, опера, сюита, соната, жанр, прелюдия, изобразительность, выразительность,

Соло, баритон, тенор.

Четко ориентироваться в музыкальных произведениях и терминах.

Узнавать на слух изученные

произведения русской, татарской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов.

Понимать значение музыки в жизни каждого человека и человеческого общества в целом.

   

34

С веком наравне

Исследовательский проект «Влияние музыки на здоровье человека»

Слушание: музыка, использованная в течении года.

Исполнение музыкальных произведений по выбору учащихся.

Обобщить представление учащихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки, и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Музыкальный портрет, музыкальная картина, музыкальный пейзаж, икона, храм, фреска, орнамент.

Знать общие черты в средствах выразительности музыки, литературы и изобразительного искусства.

Оценивать стилевое своеобразие музыки того или иного композитора.

Тестирование учащихся с целью проверки степени усвоения ими материала первого и второго полугодия.

Стимулировать активность детей звучащей музыкой, проблемными вопросами, необычными сравнениями и сопоставлениями музыки и изобразительного искусства.

   

35

Музыка и другие виды искусства

Слушание: музыка, использованная в течении года.

Исполнение музыкальных произведений по выбору учащихся.

Обобщить представление учащихся о многосторонних связях между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, используя опыт общения школьников с произведениями этих искусств. Помочь ребятам почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение.

Аргументированно рассуждать о роли музыки в жизни человека. Анализировать взаимосвязь красоты и правды в музыкальных произведениях.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении.

Умение использовать полученные знания в жизни.

   
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.