Календарно-тематический план по музыкев 1 классе по УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для I класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования и авторской программы «Музыка 1-4 классы». Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Музыка. 1 класс»: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей эстетической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия
русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование эстетических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творчества и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально- творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержание «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
В результате изучения предмета «музыка» обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные и музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Основное содержание программы по теме |
Формы организации урока |
1 |
Музыка вокруг нас |
16 |
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. |
Групповая/ Фронтальная |
2 |
Музыка и ты |
17 |
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). |
Групповая/ Фронтальная |
Итого: |
33 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока |
Тема раздела, урока |
Кол-во часов |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
Тип урока |
Требования к уровню подготовки обучающихся (планируемые результаты) |
Характеристика деятельности обучающихся (УУД) |
Музыка вокруг нас (16 ч.) |
|||||||
1 |
«И муза вечная со мной!» |
1 |
УОНЗ |
Наблюдение за музыкой в жизни человека. Соотнесение настроения, чувства и характера человека, выраженных в музыке. Проявление эмоциональной отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнение песни (соло, ансамблем, хором). Игра на детских элементарных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Сравнение музыкальных и речевых интонаций, определение их сходства и различия. Осуществление первого опыта импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировка для школьных праздников музыкальных образов песен, пьес, программного содержания, народных сказок. Участие в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Ознакомление с элементами нотной записи. Выявление сходства и различия музыкальных и живописных образов. Подборка стихов и рассказов, соответствующих настроению музыкальных пьес и песен. Моделирование в графике особенности песни, танца, марша. |
Познавательные: усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов; овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений; осмысление знаковых (элементы нотной грамоты) и символических (различные типы интонаций) средств выразительности музыки; Регулятивные: опора на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями; планирование собственных действий в процессе исполнения музыки; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке; умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме («эмоциональный словарь»). |
||
2 |
Хоровод муз |
1 |
УОНЗ |
||||
3 |
«Повсюду музыка слышна…» |
1 |
УОНЗ |
||||
4 |
Душа музыки – мелодия |
1 |
УОНЗ |
||||
5 |
Музыка осени |
1 |
УОНЗ |
||||
6 |
Сочини мелодию |
1 |
УОНЗ |
||||
7 |
«Азбука, азбука каждому нужна» |
1 |
УОНЗ |
||||
8 |
Музыкальная азбука |
1 |
УР |
||||
9 |
Музыкальные инструменты. |
1 |
УОМН |
||||
10 |
«Садко». |
1 |
УОНЗ |
||||
11 |
Музыкальные инструменты |
1 |
УОНЗ |
||||
12 |
Звучащие картины |
1 |
УОНЗ |
||||
13 |
Разыграй песню |
1 |
УОНЗ |
||||
14 |
Пришло Рождество, начинается торжество. |
1 |
УОНЗ |
||||
15 |
Родной обычай старины |
1 |
УР |
||||
16 |
Добрый праздник среди зимы. |
1 |
УОМН |
||||
Музыка и ты (17 ч.) |
|||||||
17 |
Край, в котором ты живешь |
1 |
УОНЗ |
Сравнение музыкальных произведений разных жанров. Исполнение различных по характеру музыкальных сочинений. Сравнение речевых и музыкальных интонаций, выявление их принадлежности к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизация (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Разучивание и исполнение образцов музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывание народных песен, участие в коллективных играх-драматизациях. Подбор изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощение в рисунках образов полюбившихся героев музыкальных произведений. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. |
Познавательные: усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов; овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений; выполнение действий творческого, поискового, исследовательского характера (включая выполнение заданий в рабочих тетрадях, поиск информации в сети Интернет с помощью родителей). Регулятивные: опора на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями; оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения (переживания) других слушателей. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке; освоение способов взаимодействия в коллективной, групповой, работе в паре при восприятии и исполнении музыки; осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективном музицировании. |
||
18 |
Поэт, художник, композитор |
1 |
УОНЗ |
||||
19 |
Музыка утра |
1 |
УОНЗ |
||||
20 |
Музыка вечера |
1 |
УОМН |
||||
21 |
Музыкальные портреты |
1 |
УОНЗ |
||||
22 |
Разыграй сказку. «Баба Яга» – русская народная сказка |
1 |
УОНЗ |
||||
23 |
У каждого свой музыкальный инструмент |
1 |
УОНЗ |
||||
24 |
Музы не молчали |
1 |
УОНЗ |
||||
25 |
Музыкальные инструменты |
1 |
УОНЗ |
||||
26 |
Мамин праздник |
1 |
УОНЗ |
||||
27 |
Музыкальные инструменты |
1 |
УОНЗ |
||||
28 |
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). |
1 |
УОНЗ |
||||
29 |
Музыка в цирке |
1 |
УОНЗ |
||||
30 |
Дом, который звучит |
1 |
УОНЗ |
||||
31 |
Опера-сказка |
1 |
УОНЗ |
||||
32 |
Ничего на свете лучше нету… |
1 |
УР |
||||
33 |
Афиша. Программа. |
1 |
УОМН |
Учебно-методическое обеспечение
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами:
«Музыка. 1 – 4 классы»: Рабочие программы. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с.;
«Уроки музыки». Поурочные разработки 1-4 классы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – 3- изд. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.
Учебники:
«Музыка. 1 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 80с.;
Материально-технические средства обучения:
- Компьютер (графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, наушниками).
- Интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия
- Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей и балетных спектаклей.
Учебно-практическое оборудование
Музыкальный инструмент: Фортепиано (пианино).
Материалы для контроля уровня подготовки обучающихся
Задание 1.
1. Как называется музыка, под которую маршируют?
а) танец б) марш в) песня
2. Как называется спектакль, где герои поют?
а) балет б) опера в) песня
3. Как называется человек, который сочиняет музыку?
а) художник б) композитор в) писатель
4. Как называется один исполнитель?
а) хор б) оркестр в) солист
5. Соедините линиями
скрипка ударный
барабан духовой
флейта клавишный
рояль струнный
6. Допишите ноты
до, .....,ми, фа, ........., ля, ...., до
7. Выбери верное утверждение:
а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Исполнитель – это тот, кто исполняет музыку.
в) Исполнитель – это тот, кто слушает музыку.
Задание 2.