КТП по экологии (7 класс, УМК В. Г. Бабенко, Д. В. Богомолова)
Календарно – тематическое планирование «Экология» 7 класс.
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Формируемые УУД | Тип урока | Форма контроля | Дом. задание | Дата проведения | ||||||||||||||||||||
7 «А» | 7 «Б» | 7 «В» | Корректир. | |||||||||||||||||||||||
план | факт | план | факт | план | факт | |||||||||||||||||||||
Введение (1 час). | ||||||||||||||||||||||||||
1 | Место экологии животных в системе экологических наук. Влияние животных на растения и друг друга. | научиться выделять особенности взаимодействия со средой растений и животных. | УИНМ | эвристическая беседа, знакомство с экологическими терминами | § 1-5, сообщения | | | | | | | | ||||||||||||||
Тема 1. Экологические факторы в жизни животных. (7 часов). | ||||||||||||||||||||||||||
2 | Основные абиотические факторы. Пр.раб. №1 «Изучение влияния абиотических факторов на жизнь животных» | формирование понятия: - абиотические факторы и их влияние на животных; - научиться характеризовать способы питания животных; - процессы поступления, удержания и расход воды в организм животных; - содержание кислорода; - научиться различать приспособления животных к меняющимся условиям освещения. Знать понятия глубокий покой, фотопериодизм, анабиоз; - научиться различать жилища животных: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо; - иметь представление о видах биологических ритмов, причинах сезонных миграций; - иметь представление о различных факторах среды и их влиянии на животных. | КУ | фронтальная беседа с классомзнакомство с экологическими терминами | § 6, 7, отчет | | | | | | | | ||||||||||||||
3 | Питание животных | УСЗИРсУ | фронтальная беседа с классом, преобразование материала в форму таблицы | § 8, 9, презентации | | | | | | | | |||||||||||||||
4 | Вода и воздух в жизни животных | УФЗУН | работа в группах работа с тестом, изображение рисунков | § 10, 11, доп. литература | | | | | | | | |||||||||||||||
5 | Температура и свет в жизни животных | УФЗУН | работа в парах при выполнении интерактивных заданий | § 12, 13, доп. литература | | | | | | | | |||||||||||||||
6 | Другие экологические факторы и их роль в жизни животных | УИНМ | фронтальная беседа с классом, знакомство с экологическими терминами | § 14, конспект | | | | | | | | |||||||||||||||
7 | Биологические ритмы животных. Сезонные миграции. | УИНМ | эвристическая беседа с классом | § 26, 27, сообщения | | | | | | | | |||||||||||||||
8 | Контрольная работа № 1: «Влияние факторов среды на животных». | УОЗ УЗЗ | обобщение и систематизация знаний по теме: «Влияние факторов среды на животных» | § 1-14, повторить гл.1 | | | | | | | | |||||||||||||||
Тема 2. Особенности животных различных ландшафтно- климатических зон. (4 часа). | ||||||||||||||||||||||||||
9 | Животный мир арктических льдов, тундры и лесов умеренной зоны. | научиться характеризовать: - приспособления животных к различным климатическим зонам; - приспособления животных к тропическим лесам и горным областям; - знать основные природные зоны и особенности животного мира Саратовской области | УСЗ | фронтальная беседа с классом, знакомство с экологическими терминами | § 15, 16, презентации | | | | | | | | ||||||||||||||
10 | Животные степей, саванн, пустынь. Разнообразие приспособлений животных к наземно- воздушной среде. | УИНМ с элементами эвристической беседы | индивидуальная работа с тестом, преобразование материала в таблицу | § 17, 18, заполнить таблицу | | | | | | | | |||||||||||||||
11 | Животные тропических лесов и горных областей. | КУ ИР | индивидуальная работа с тестом, преобразование материала в таблицу | § 19, 20, заполнить таблицу | | | | | | | | |||||||||||||||
12 | Особенности животного мира ландшафтно- климатических зон Саратовской области. | УСЗ | фронтальная беседа с классом, знакомство с природными зонами Саратовской области | Презентации | | | | | | | | |||||||||||||||
Тема 3. Среды жизни и приспособления к ним животным. (6 часов). | ||||||||||||||||||||||||||
13 | Водная среда обитания. Гидробионты, их приспособления к водной среде. | - знать экологические термины; - приспособления животных к водной среде обитания; - научиться рассуждать и обосновывать необходимость охраны водных ресурсов, обобщать полученные знания; - знать, что представляет собой почва, ее состав и свойства, роль геобионтов в круговороте веществ; - знать особенности наземно – воздушной среды обитания ее свойства и приспособление к ним животных; - знать особенности паразитизма как среды обитания. | УСЗУР | эвристическая беседа с классом, работа с текстом | §21, логические задачи | | | | | | | | ||||||||||||||
14 | Животные соленых и пресных водоемов. Практическая работа № 2: «Изучение адаптации животных к среде обитания» | УСЗ КУ
| фронтальный опрос, выполнение интерактивных заданий | § 22, 23, задачи на рассуждение | | | | | | | | |||||||||||||||
15 | Почва как среда обитания. | УИНМ с элементами эвристической беседы | эвристическая беседа с классом, работа с текстом | §24, 25, таблица | | | | | | | | |||||||||||||||
16 | Наземно- воздушная среда обитания, ее свойства. Способы передвижения и добычи пищи. | УСЗ УР | фронтальная беседа с классом, знакомство с экологическими терминами | конспект, проекты | | | | | | | | |||||||||||||||
17 | Живые организмы как среда обитания. | УОЗ | эвристическая беседа с классом, работа с текстом | конспект, проекты | | | | | | | | |||||||||||||||
18 | Контрольная работа № 2: «Среды жизни». | УОЗ УЗЗ | обобщение и систематизация знаний по теме: «Среды жизни» | § 21-27, повтор гл.2 | | | | | | | | |||||||||||||||
Тема 4. Взаимодействие животных с другими организмами. (6 часов). | ||||||||||||||||||||||||||
19 | Биотические факторы. Понятие о биоценозе. "Своя" территория. | научиться характеризовать: - территориальное поведение; - знать разнообразные типы взаимоотношений животных с другими организмами; - знать отношения «хищник – жертва», «паразит – хозяин», влияние этих типов взаимоотношений на экологическое равновесие в природе; - знать конкурентные и взаимовыгодные отношения их роль в природе и в регуляции численности; - иметь представление о круговороте веществ в природе; - знать понятия продуценты, консументы, редуценты; - непрерывность жизни; - знать экологические термины; - уметь строить простые пирамиды численности. | УФЗУН | эвристическая беседа с классом, работа с текстом | §28, 29, экологические задачи | | | | | | | | ||||||||||||||
20 | Разнообразие типов взаимоотношений животных с другими организмами | УСЗ | фронтальный опрос, выполнение интерактивных заданий | § 30, 31, презентации | | | | | | | | |||||||||||||||
21 | Отношения по типам: "хищник - жертва", "паразит - хозяин". | УИНМ с элементами эвристической беседы | фронтальная беседа с классом, знакомство с экологическими терминами | § 32, 33, таблица | | | | | | | | |||||||||||||||
22 | Конкуренция животных как экологический фактор их эволюции. Симбиоз. | УИНМ с элементами эвристической беседы | фронтальный опрос, выполнение интерактивных заданий | §34, 35,36таблица | | | | | | | | |||||||||||||||
23 | Детритофаги. Роль животных в круговороте веществ в природе и потоке энергии в экосистеме | УИНМ с элементами эвристической беседы | фронтальная беседа с классом,знакомство с экологическими терминами | конспект, проекты | | | | | | | | |||||||||||||||
24 | Экологические пирамиды | УИНМ | фронтальный опрос, выполнение интерактивных заданий | конспект, проекты | | | | | | | | |||||||||||||||
Тема 5. Экология популяций, биоценозов и экосистем. (4 часа). | ||||||||||||||||||||||||||
25 | Понятие о популяции. Внутрипопуляционные взаимоотношения. | знать понятия: - ареал, неоднородность среды, популяция, колебания численности; - уметь определять видовое разнообразие биоценозов, устойчивость биоценозов; - знать экологические термины; -уметь распределять функции животных в экосистемах; - знать животных естественных и искусственных экосистем Саратовской области и взаимодействие между ними. | УИНМ и СЗ | фронтальная беседа с классом, знакомство с экологическими терминами | §37, 38, таблица | | | | | | | | ||||||||||||||
26 | Видовое разнообразие биоценозов и его роль в устойчивости экосистем. | УИНМ | фронтальный опрос, выполнение интерактивных заданий | § 39, 40, подготовка проектов | | | | | | | | |||||||||||||||
27 | Понятие экосистемы. Функции животных в экосистемах. | ИРсУ | эвристическая беседа с классом, работа с текстом | конспект, проекты | | | | | | | | |||||||||||||||
28 | Фауна типичных экосистем Среднего Поволжья. Фауна искусственных экосистем. Экскурсия №1: «Взаимодействие животных в биоценозе» | УСЗ КУ | фронтальный опрос, решение экологических задач | сообщения | | | | | | | | |||||||||||||||
Тема 6. Животные и человек. Влияние антропогенных факторов на животных. (7 часов). | ||||||||||||||||||||||||||
29 | Антропогенные факторы. Влияние деятельности человека на животных в Среднем Поволжье. | - научиться видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле; -экологические последствия, связанные с применением новых, неизвестных в природе веществ; - предлагать свои пути решения экологических проблем; - знать домашних животных их особенности, пользу и вред, жилье человека как среда обитания для животных знать истребленные виды, исчезающие виды, охрана видов. Страницы Красной книги. знать ООТ и охраняемые виды Саратовской области Акклиматизация и реакклиматизация животных. использовать анализировать последствия хозяйственной деятельности человека, основные недостатки современных культурных ландшафтов использовать полученные знания в повседневной жизни | УСЗ | фронтальный опрос, выполнение интерактивных заданий | конспект | | | | | | | | ||||||||||||||
30 | Экологические особенности домашних животных. | УСЗ | фронтальная беседа с классом, знакомство с экологическими терминами | §41-44 сравнительная таблица | | | | | | | | |||||||||||||||
31 | Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга. | УСЗ | фронтальный опрос, выполнение интерактивных заданий | §45, 46, презентации | | | | | | | | |||||||||||||||
32 | ООТ и животные Саратовской области. Акклиматизация и реакклиматизация животных. | УИНМ УСЗ | эвристическая беседа с классом, работа с текстом решение экологических задач | §47, сообщения | | | | | | | | |||||||||||||||
33 | Итоговая контрольная работа № 3: «Экология животных». | УОЗ УЗЗ | обобщение и систематизация знаний по теме: «Экология животных» | презентации | | | | | | | | |||||||||||||||
34 | Экскурсия № 2: «Животные города Саратова» | УСЗ | фронтальная беседа с классом, знакомство с экологическими терминами | интерактивные задания | | | | | | | | |||||||||||||||
35 | Повторение задание на лето. | УР | индивидуальная работа с тестом и рисунками | задания на лето | | | | | | | |