12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Подсекина195
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »

 Приложение №2

Календарно-тематическое планирование

6 класс

История Средних веков

урока

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Сроки проведения

Введение (1 час)

1

Введение. Живое Средневековье

Исследовать место эпохи Средневековья в истории и с помощью «ленты времени».

Изучать историческую карту мира.

1 неделя сентября

Становление средневековой Европы (VI-XI) (4 часа)

2

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIIIвв.

Рассказывать о складывании государств у варваров.

Объяснять своеобразное складывание государства у франков.

Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.

Обобщать события истории франков и выделять ее этапы.

Объяснять особенности монастырской жизни и ее роль в складывании европейской культуры.

1 неделя сентября

3

Возникновение и распад империи Карла Великого

Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.

С помощью исторической карты рассказывать о внешней политике Карла Великого.

Сравнивать политика Карла и Хлодвига.

Комментировать последствия Верденского раздела

2 неделя сентября

4

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции..

Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии.

Проводить аналгию между Римской империей Священной Римской империей.

2 неделя сентября

5

Англия в ранее Средневековье.

Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии.

Выявлять последствия нормандского вторжения во владения государств Европы.

3 неделя сентября

Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 часа)

6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Показывать на карте местоположение Византии, называть ее соседей.

Сравнивать управлении государством в Византии и империи Карла Великого.

Объяснять неудачи Юстиниана в попытке возродить Римскую империю.

Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.

Анализировать отношения Византии с соседними народами.

Доказывать, что Византия – наследница мира Античности и стран Востока.

Устанавливать аналогию между византийской и римской школами.

Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры; почему Византия развивалась преимущественно настенная живопись.

3 неделя сентября

7

Образование славянских государств

Составлять логически стройный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности.

Высчитывать, сколько лет разделяет создание Византии и Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши.

Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян.

Выявлять общее в судьбах славянских государств.

Объяснять причины различия судеб славянских государств.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

4 неделя сентября

Арабы в VI-XI вв. (1 час)

8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата

Изучать по карте особенности Аравии.

Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.

Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.

Называть различия между исламом и христианством.

Выделять особенности образования и его роль в мусульманском обществе.

Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой.

Рассказывать о развитии научных областей, об ученых.

Составлять сообщение в Pоwer Point об арабских ученых и их достижениях; развернутый план параграфа.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

4 неделя сентября

Феодалы и крестьяне. (2 часа)

9

Средневековая деревня и ее обитатели

Систематизировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.

Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом.

Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни.

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.

1 неделя октября

10

В рыцарском замке

Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдается расцвет культуры.

Объяснять смысл феодальных отношений.

Анализировать роль замка в культуре Средневековья.

Рассказать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

1 неделя октября

Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (2 часа)

11

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни

Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу; загадки о городской жизни для одноклассников.

Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом.

Выделять условия возникновения и развития городов.

Подготовить проект о возникновении городов Италии, Франции, Германии (по выбору)

Анализировать какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. Объяснять, почему города стремились к самоуправлению.

Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.

Доказывать, что города – центры –формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.

Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья.

Определять роль университетов в развитии городов.

2 неделя октября

12

Торговля в Средние века

С помощью карты определять центры ремесла и торговли.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

2 неделя октября

Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2 часа)

13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Характеризовать положение и образ жизни трех основных сословий средневекового общества.

Объяснять причины усилия королевской власти.

Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап.

Называть причины появления движения еретиков.

3 неделя октября

14

Крестовые походы

Определять по карте пути Крестовых походов, комментировать их основные события.

Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысит авторитет в обществе.

Объяснять цели различных участников Крестовых походов.

Сравнивать итоги Первого, Второго, и Третьего походов.

Находить в интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе IIАвгусте, Ричарде Львиное Сердце.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

3 неделя октября

Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI-XVвв.) (6 часов)

15

Как происходило объединение Франции

Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.

Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепление центральной власти короля.

Отбирать материал для сообщения о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору)

Составлять вопросы и задания к п.4 «Генеральные штаты» для дальнейшей совместной работы в группах.

4 неделя октября

16

Что англичане считают началом своих свобод

Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.

Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.

Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета.

Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и ее значение для развития страны.

Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.

4 неделя октября

17

Столетняя война

Находить и показывать на карте основные места военных сражений.

Составлять логический рассказ о причинах войны, готовности сторон, основных этапах, готовить доклад о подвиге Жанны дʼАрк.

Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон.

1 неделя ноября

18

Усиление королевской власти в конце XVв. во Франции и Англии

Рассказывать о последствиях столетней войны для Франции и Англии.

Выделять особенности завершения процесса объединения Франции.

Объяснять сущность единой централизованной власти во Французском государстве.

Анализировать процессы объединения в Англии и во Франции.

1 неделя ноября

19

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нем государства.

Объяснять причины и особенности Реконкисты.

Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова.

Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентов в Англии.

2 неделя ноября

20

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XVвв.

Находить на карте и комментировать местоположение Германии и Италии, их отдельных частей; городские феодальные республики Италии.

Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др.

Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.

Определять причины ослабления императорской власти.

Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик.

Характеризовать политику династии Медичи.

2 неделя ноября

Славянские государства и Византия в XIV-XVвв (2 часа)

21

Гуситское движение в Чехии

Характеризовать Чехию в XIVв.

Рассказывать об отношении общества к католической церкви.

Выделять главное в информации о Яне Гусе.

Оценивать поступки Яна Гуса и его последователей, Яна Жижки.

Называть итоги и последствия гуситского движения.

3 неделя ноября

22

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны.

Объяснять почему болгары не могли сохранить свободу и независимость.

Указывать причины усиления османов.

Называть последствия падения Византии.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы.

3 неделя ноября

Культура Западной Европы в Средние века. (3 часа)

23

Образование философия. Средневековая литература.

Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца о мире; значение понятия корпоративное общество.

Находить аргументы за и против существования корпоративной культуры.

Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.

Оценивать образование и его роль в средневековых городах.

Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов.

Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья.

4 неделя ноября

24

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

Составлять рассказ-экскурсию о памятниках средневекового искусства (на выбор)

Рассказывать о скульптуре как о «Библии для неграмотных».

Составлять рассказ-описание по картине художника (любого на выбор)

Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.

Высказывать мнение об образе нового человека с позиции Средневековья.

Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки.

4 неделя ноября

25

Научные открытия и изобретения.

Доказывать, что в XIVв. Стали преобладать практические знания.

Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии.

Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.

Сопоставлять представления о мире человека раннего и позднего Средневековья.

Анализировать последствия развития мореплавания.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

1 неделя декабря

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 часа)

26

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай, Япония, Индия).

Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления.

Характеризовать восстание Красных повязок.

Обсуждать достижения культуры и искусства средневекового Китая в паре, малой группе.

Составлять сообщение, доклад с помощью электронных средств и Интернет-ресурсов (Китай, Япония, Индия по выбору)

Характеризовать религию индейцев – индуизм.

Анализировать развитие страны в домонгольский период.

Называть особенности буддизма.

Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью Интернет-ресурсов.

1 неделя декабря

27

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки.

Выделять своеобразие африканской культуры.

Перечислять последствия освоения Африки европейцами

Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии.

Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки.

Сравнивать культуру майя, ацтеков, инков.

Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

2 неделя декабря

Итоговое повторение (1 час)

28

Наследие Средних веков в истории человечества.

Объяснять смысл понятия Средневековье.

Раскрывать сущность феодальных отношений.

Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы.

Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья.

Защищать проекты, представлять презентации.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного курса по истории Средневековья.

2 неделя декабря


 

История России

п/п

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности

Сроки проведения

Введение (1 час)

1

Наша Родина - Россия

Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников

Характеризовать источники по российской истории

Использовать информацию учителя для формирования первичных представлений об основных этапах истории России

Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках истории

3 неделя декабря

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 часов)

2

Древнейшие люди и их стоянки на территории России

Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств

Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам

Составлять рассказ об их жизни

Давать определение понятия археологическая культура

3 неделя декабря

3

Неополитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита

Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов

Уметь обосновать выбор варианта ответа на главный вопрос проекта

4 неделя декабря

4

Образование первых государств

Характеризовать особенности жизни отдельных народов Восточной Европы в древности

Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой истории

Характеризовать изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов

Анализировать фрагменты рас сказа Геродота о скифах

4 неделя декабря

5

Восточные славяне и их соседи

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий

Определять признаки принадлежности людей к тому или иному народу

Сравнивать образ жизни греков и народов Северного Причерноморья

2 неделя января

6

История заселения территории родного края в древности

Сравнивать образ местного населения.

Составлять рассказ об их жизни

2 неделя января

Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. (11 часов)

7

Первые известия о Руси

Актуализировать знания о Руси.

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси

Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической

таблицы)

3 неделя января

8-9

Становление Древнерусского государства

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства

Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей

Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками

3-4 неделя января

10

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных

постулатах

Объяснять причины отказа от язычества и выбора православия

Давать оценку значения принятия христианства на Руси

Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ

4 неделя января

11

Русское государство при Ярославе Мудром

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику

Характеризовать причины народных восстаний на Руси

в XI — начале XII в.

1 неделя февраля

12

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

Составлять характеристику (исторический портрет)

Владимира Мономаха

Объяснять причины временного объединения древнерусских

земель при Владимире Мономахе

Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории

Описывать взаимоотношения русских княжеств с половцами и объяснять эволюцию этих отношений

Анализировать информацию о народных выступлениях

в «Повести временных лет»

Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси (используя информацию учебника и отрывки из «Русской Правды»)

1 неделя февраля

13

Общественный строй и церковная организация на Руси

Объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, челядь, закуп, рядович, тиун, вервь, смерд

Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения / презентации о каком-либо памятнике древне-русской культуры (по выбору учащегося)

2 неделя февраля

14

Культурное пространство Европы и Культура Древней Руси

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси

Давать общую характеристику состояния русской культуры

в указанный период

Описывать памятники древне-русского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы

декоративно-прикладного искусства

Объяснять смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, летопись

Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения / презентации о каком-либо памятнике древне-русской культуры (по выбору учащегося)

2 неделя февраля

15

Повседневная жизнь населения

Характеризовать повседневную жизнь населения.

Составлять рассказ об образе жизни.

3 неделя февраля

16

Место и роль Руси в Европе. Повторительно- обобщающий урок по теме 2

Систематизировать изученный материл

Уметь объяснять смысл изученных понятий.

Соотносить даты и события.

3 неделя февраля

17

Урок истории и культуры родного края в древности

Рассказывать о культуре родного края.

Определять место в истории Руси

4 неделя февраля

Тема 3. Русь в середине XII - начале XIII в. (5 часов)

18

Политическая раздробленность в Европе и Руси

Давать определения понятий: удел, политическая раздробленность

Раскрывать причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период

4 неделя февраля

19

Владимиро-Суздальское княжество

Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества

Характеризовать особенности географического положения

и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества

Составлять характеристику (исторический портрет) Андрея

Боголюбского и объяснять причины его убийства

Объяснять причины и последствия усиления княжеской власти во Владимиро-Суздальской Руси

Объяснять причины установления в Новгороде республиканских порядков

1 неделя марта

20

Новгородская республика

Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики

Давать общую характеристику состояния русской культуры

в указанный период

Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала)

Характеризовать православный храм как образ мира древнерусского человека

1 неделя марта

21

Южные и юго-западные русские княжества

Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества

Характеризовать особенности географического положения и

социально-политического развития Галицко-Волынского княжества

2 неделя марта

22

Повторительно-обобщающий урок по теме 3

Систематизировать изученный материл

Уметь объяснять смысл изученных понятий.

Соотносить даты и события.

2 неделя марта

Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV в. (10 часов)

23

Монгольская империя и изменение политической карты мира

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.); сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения

Объяснять причины успеха монголов

Характеризовать значение противостояния Руси монгольскому завоеванию

3 неделя марта

24

Батыево нашествие на Русь

Объяснять причины успеха монголов

Характеризовать значение противостояния Руси монгольскому завоеванию

3 неделя марта

25

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище и Раковорской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, карт и схем)

Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель

Объяснять причины успеха русских в данных сражениях

Завершить составление характеристики (исторического портрета) Александра Невского

4 неделя марта

26

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель

от Золотой Орды

Характеризовать повинности населения

Объяснять смысл понятий: баскак, ярлык, «выход»

4 неделя марта

27

Литовское государство и Русь

Сравнивать отношения Руси с разными соседними народами и государствами.

1 неделя апреля

28

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества

Раскрывать причины победы Москвы в соперничестве с Тверью

Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана Калиты

1 неделя апреля

29

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества

Раскрывать причины победы Москвы в соперничестве с Тверью

Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана Калиты

2 неделя апреля

30

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIVв

Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры

Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIII

—XV вв.

Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений / презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях

Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, на интернет-сайтах, или непосредственных наблюдений, в том числе с использованием регионального материала)

Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XIII—XV вв. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации)

2 неделя апреля

31

Родной край в истории и культуре Руси

 

3 неделя апреля

32

Повторительно - обобщающий урок по теме 4

Систематизировать изученный материл

Уметь объяснять смысл изученных понятий.

Соотносить даты и события.

3 неделя апреля

Тема 5. Формирование единого Русского государства ( 8 часов)

33

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

Объяснять причины победы Москвы над Великим Новгородом и Тверью

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства

4 неделя апреля

34

Московское княжество в первой половине XV в.

Объяснять значение создания единого Русского государства

Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной

Завершить составление характеристики (исторического портрета) Ивана III

Сравнивать боярство и дворянство

Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, поместье

4 неделя апреля

35

Распад Золотой Орды и его последствия

Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство

Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана III

1 неделя мая

36

Московское княжество и его соседи во второй половине XV в.

Объяснять значение создания единого Русского государства

Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной

Завершить составление характеристики (исторического портрета) Ивана III

1 неделя мая

37

Русская православная церковь в XV в. – начале XVI в.

Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской государственности

Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью

2 неделя мая

38

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

 

2 неделя мая

39

Формирование культурного пространства единого Российского государства

Давать общую характеристику состояния русской культуры

в указанный период

Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры

Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XV вв.

Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений / презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях

Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, на интернет-сайтах, или непосредственных наблюдений, в том числе с использованием регионального материала)

Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XIV—XV вв. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации)

3 неделя мая

40

Урок истории и культуры родного края

 

3 неделя мая

Итоговое посторенние материала за курс истории 6 класса (2 часа)

41-42

Итоговое посторенние материала за курс истории 6 класса

Систематизировать изученный материл

Уметь объяснять смысл изученных понятий.

Соотносить даты и события.

4 неделя мая

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.