12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наталья Подсекина195 Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. » |
Календарно-тематическое планирование по истории России и истории Средних веков
Приложение №2
Календарно-тематическое планирование
6 класс
История Средних веков
№ урока | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Сроки проведения |
Введение (1 час) | |||
1 | Введение. Живое Средневековье | Исследовать место эпохи Средневековья в истории и с помощью «ленты времени». Изучать историческую карту мира. | 1 неделя сентября |
Становление средневековой Европы (VI-XI) (4 часа) | |||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIIIвв. | Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразное складывание государства у франков. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять ее этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и ее роль в складывании европейской культуры. | 1 неделя сентября |
3 | Возникновение и распад империи Карла Великого | Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью исторической карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политика Карла и Хлодвига. Комментировать последствия Верденского раздела | 2 неделя сентября |
4 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции.. Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии. Проводить аналгию между Римской империей Священной Римской империей. | 2 неделя сентября |
5 | Англия в ранее Средневековье. | Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии. Выявлять последствия нормандского вторжения во владения государств Европы. | 3 неделя сентября |
Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 часа) | |||
6 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии | Показывать на карте местоположение Византии, называть ее соседей. Сравнивать управлении государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана в попытке возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами. Доказывать, что Византия – наследница мира Античности и стран Востока. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры; почему Византия развивалась преимущественно настенная живопись. | 3 неделя сентября |
7 | Образование славянских государств | Составлять логически стройный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет создание Византии и Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выявлять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | 4 неделя сентября |
Арабы в VI-XI вв. (1 час) | |||
8 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата | Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством. Выделять особенности образования и его роль в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об ученых. Составлять сообщение в Pоwer Point об арабских ученых и их достижениях; развернутый план параграфа. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. | 4 неделя сентября |
Феодалы и крестьяне. (2 часа) | |||
9 | Средневековая деревня и ее обитатели | Систематизировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа. | 1 неделя октября |
10 | В рыцарском замке | Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдается расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | 1 неделя октября |
Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (2 часа) | |||
11 | Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни | Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу; загадки о городской жизни для одноклассников. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. Подготовить проект о возникновении городов Италии, Франции, Германии (по выбору) Анализировать какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. Доказывать, что города – центры –формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья. Определять роль университетов в развитии городов. | 2 неделя октября |
12 | Торговля в Средние века | С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. | 2 неделя октября |
Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2 часа) | |||
13 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | Характеризовать положение и образ жизни трех основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усилия королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков. | 3 неделя октября |
14 | Крестовые походы | Определять по карте пути Крестовых походов, комментировать их основные события. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысит авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнивать итоги Первого, Второго, и Третьего походов. Находить в интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе IIАвгусте, Ричарде Львиное Сердце. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | 3 неделя октября |
Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI-XVвв.) (6 часов) | |||
15 | Как происходило объединение Франции | Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепление центральной власти короля. Отбирать материал для сообщения о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору) Составлять вопросы и задания к п.4 «Генеральные штаты» для дальнейшей совместной работы в группах. | 4 неделя октября |
16 | Что англичане считают началом своих свобод | Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и ее значение для развития страны. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства. | 4 неделя октября |
17 | Столетняя война | Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Составлять логический рассказ о причинах войны, готовности сторон, основных этапах, готовить доклад о подвиге Жанны дʼАрк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон. | 1 неделя ноября |
18 | Усиление королевской власти в конце XVв. во Франции и Англии | Рассказывать о последствиях столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти во Французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и во Франции. | 1 неделя ноября |
19 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нем государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентов в Англии. | 2 неделя ноября |
20 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XVвв. | Находить на карте и комментировать местоположение Германии и Италии, их отдельных частей; городские феодальные республики Италии. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Определять причины ослабления императорской власти. Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик. Характеризовать политику династии Медичи. | 2 неделя ноября |
Славянские государства и Византия в XIV-XVвв (2 часа) | |||
21 | Гуситское движение в Чехии | Характеризовать Чехию в XIVв. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса и его последователей, Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения. | 3 неделя ноября |
22 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять почему болгары не могли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы. | 3 неделя ноября |
Культура Западной Европы в Средние века. (3 часа) | |||
23 | Образование философия. Средневековая литература. | Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца о мире; значение понятия корпоративное общество. Находить аргументы за и против существования корпоративной культуры. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. | 4 неделя ноября |
24 | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. | Составлять рассказ-экскурсию о памятниках средневекового искусства (на выбор) Рассказывать о скульптуре как о «Библии для неграмотных». Составлять рассказ-описание по картине художника (любого на выбор) Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнение об образе нового человека с позиции Средневековья. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки. | 4 неделя ноября |
25 | Научные открытия и изобретения. | Доказывать, что в XIVв. Стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представления о мире человека раннего и позднего Средневековья. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. | 1 неделя декабря |
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 часа) | |||
26 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. | Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай, Япония, Индия). Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства средневекового Китая в паре, малой группе. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных средств и Интернет-ресурсов (Китай, Япония, Индия по выбору) Характеризовать религию индейцев – индуизм. Анализировать развитие страны в домонгольский период. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью Интернет-ресурсов. | 1 неделя декабря |
27 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков, инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки. | 2 неделя декабря |
Итоговое повторение (1 час) | |||
28 | Наследие Средних веков в истории человечества. | Объяснять смысл понятия Средневековье. Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Защищать проекты, представлять презентации. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного курса по истории Средневековья. | 2 неделя декабря |
История России
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности | Сроки проведения |
Введение (1 час) | |||
1 | Наша Родина - Россия | Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников Характеризовать источники по российской истории Использовать информацию учителя для формирования первичных представлений об основных этапах истории России Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках истории | 3 неделя декабря |
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 часов) | |||
2 | Древнейшие люди и их стоянки на территории России | Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам Составлять рассказ об их жизни Давать определение понятия археологическая культура | 3 неделя декабря |
3 | Неополитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов Уметь обосновать выбор варианта ответа на главный вопрос проекта | 4 неделя декабря |
4 | Образование первых государств | Характеризовать особенности жизни отдельных народов Восточной Европы в древности Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой истории Характеризовать изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов Анализировать фрагменты рас сказа Геродота о скифах | 4 неделя декабря |
5 | Восточные славяне и их соседи | Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий Определять признаки принадлежности людей к тому или иному народу Сравнивать образ жизни греков и народов Северного Причерноморья | 2 неделя января |
6 | История заселения территории родного края в древности | Сравнивать образ местного населения. Составлять рассказ об их жизни | 2 неделя января |
Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. (11 часов) | |||
7 | Первые известия о Руси | Актуализировать знания о Руси. Показывать на исторической карте территорию Древней Руси Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической таблицы) | 3 неделя января |
8-9 | Становление Древнерусского государства | Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками | 3-4 неделя января |
10 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах Объяснять причины отказа от язычества и выбора православия Давать оценку значения принятия христианства на Руси Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ | 4 неделя января |
11 | Русское государство при Ярославе Мудром | Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику Характеризовать причины народных восстаний на Руси в XI — начале XII в. | 1 неделя февраля |
12 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | Составлять характеристику (исторический портрет) Владимира Мономаха Объяснять причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории Описывать взаимоотношения русских княжеств с половцами и объяснять эволюцию этих отношений Анализировать информацию о народных выступлениях в «Повести временных лет» Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси (используя информацию учебника и отрывки из «Русской Правды») | 1 неделя февраля |
13 | Общественный строй и церковная организация на Руси | Объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, челядь, закуп, рядович, тиун, вервь, смерд Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения / презентации о каком-либо памятнике древне-русской культуры (по выбору учащегося) | 2 неделя февраля |
14 | Культурное пространство Европы и Культура Древней Руси | Рассказывать о развитии культуры Древней Руси Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период Описывать памятники древне-русского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства Объяснять смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, летопись Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения / презентации о каком-либо памятнике древне-русской культуры (по выбору учащегося) | 2 неделя февраля |
15 | Повседневная жизнь населения | Характеризовать повседневную жизнь населения. Составлять рассказ об образе жизни. | 3 неделя февраля |
16 | Место и роль Руси в Европе. Повторительно- обобщающий урок по теме 2 | Систематизировать изученный материл Уметь объяснять смысл изученных понятий. Соотносить даты и события. | 3 неделя февраля |
17 | Урок истории и культуры родного края в древности | Рассказывать о культуре родного края. Определять место в истории Руси | 4 неделя февраля |
Тема 3. Русь в середине XII - начале XIII в. (5 часов) | |||
18 | Политическая раздробленность в Европе и Руси | Давать определения понятий: удел, политическая раздробленность Раскрывать причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период | 4 неделя февраля |
19 | Владимиро-Суздальское княжество | Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества Составлять характеристику (исторический портрет) Андрея Боголюбского и объяснять причины его убийства Объяснять причины и последствия усиления княжеской власти во Владимиро-Суздальской Руси Объяснять причины установления в Новгороде республиканских порядков | 1 неделя марта |
20 | Новгородская республика | Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала) Характеризовать православный храм как образ мира древнерусского человека | 1 неделя марта |
21 | Южные и юго-западные русские княжества | Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества | 2 неделя марта |
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме 3 | Систематизировать изученный материл Уметь объяснять смысл изученных понятий. Соотносить даты и события. | 2 неделя марта |
Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV в. (10 часов) | |||
23 | Монгольская империя и изменение политической карты мира | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.); сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения Объяснять причины успеха монголов Характеризовать значение противостояния Руси монгольскому завоеванию | 3 неделя марта |
24 | Батыево нашествие на Русь | Объяснять причины успеха монголов Характеризовать значение противостояния Руси монгольскому завоеванию | 3 неделя марта |
25 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | Рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище и Раковорской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, карт и схем) Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель Объяснять причины успеха русских в данных сражениях Завершить составление характеристики (исторического портрета) Александра Невского | 4 неделя марта |
26 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды Характеризовать повинности населения Объяснять смысл понятий: баскак, ярлык, «выход» | 4 неделя марта |
27 | Литовское государство и Русь | Сравнивать отношения Руси с разными соседними народами и государствами. | 1 неделя апреля |
28 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества Раскрывать причины победы Москвы в соперничестве с Тверью Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана Калиты | 1 неделя апреля |
29 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества Раскрывать причины победы Москвы в соперничестве с Тверью Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана Калиты | 2 неделя апреля |
30 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIVв | Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIII —XV вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений / презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, на интернет-сайтах, или непосредственных наблюдений, в том числе с использованием регионального материала) Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XIII—XV вв. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации) | 2 неделя апреля |
31 | Родной край в истории и культуре Руси | 3 неделя апреля | |
32 | Повторительно - обобщающий урок по теме 4 | Систематизировать изученный материл Уметь объяснять смысл изученных понятий. Соотносить даты и события. | 3 неделя апреля |
Тема 5. Формирование единого Русского государства ( 8 часов) | |||
33 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | Объяснять причины победы Москвы над Великим Новгородом и Тверью Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства | 4 неделя апреля |
34 | Московское княжество в первой половине XV в. | Объяснять значение создания единого Русского государства Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной Завершить составление характеристики (исторического портрета) Ивана III Сравнивать боярство и дворянство Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, поместье | 4 неделя апреля |
35 | Распад Золотой Орды и его последствия | Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана III | 1 неделя мая |
36 | Московское княжество и его соседи во второй половине XV в. | Объяснять значение создания единого Русского государства Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной Завершить составление характеристики (исторического портрета) Ивана III | 1 неделя мая |
37 | Русская православная церковь в XV в. – начале XVI в. | Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской государственности Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью | 2 неделя мая |
38 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | 2 неделя мая | |
39 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XV вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений / презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, на интернет-сайтах, или непосредственных наблюдений, в том числе с использованием регионального материала) Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XIV—XV вв. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации) | 3 неделя мая |
40 | Урок истории и культуры родного края | 3 неделя мая | |
Итоговое посторенние материала за курс истории 6 класса (2 часа) | |||
41-42 | Итоговое посторенние материала за курс истории 6 класса | Систематизировать изученный материл Уметь объяснять смысл изученных понятий. Соотносить даты и события. | 4 неделя мая |