Конспект урока математики «Куб. Объеё куба. Изготовление куба в технике оригами» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по математике (5 класс) Тема: Куб. Объем куба. Изготовление куба в технике оригами.
Цели:
Обучающая: Знакомство с геометрическим понятием - куб. Закрепление геометрических понятий: квадрат, прямоугольник, треугольник. Развитие пространственного воображения, исследовательских способностей.
Воспитательная: Воспитание толерантности и развитие коммуникативных качеств учащихся.
Развивающая: Развитие творческих способностей, наблюдательности, художественно-эстетического вкуса, самостоятельности и аккуратности.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа проектор, заготовки для проведения «мастерской» по изготовлению куба; творческие задания учащимся на дом: чертежи для оригами и заготовки, презентация.
Ход урока.
Приветствие ребят.
На сегодняшнем уроке вспомним основные геометрические понятия. Сделаем из бумаги куб.
Послушайте изречение:
Японская мудрость издревле гласит:
“Великий квадрат не имеет пределов”.
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело. (А. Е. Гайдаенко)
Какая геометрическая фигура упоминается в этом изречении? (квадрат)
Что такое квадрат? (прямоугольник, у которого все стороны равны)
Из какой геометрической фигуры можно быстро получить квадрат? (из прямоугольника)
Как из прямоугольника получить квадрат? (Лист бумаги прямоугольной формы складывают так, чтобы его короткая сторона совместилась с длинной, оставшуюся часть отрезают.)
Сейчас я вам предлагаю поработать с волшебным квадратом.
Японская мудрость издревле гласит: «Великий квадрат не имеет пределов”. Попробуй простую фигурку сложить, и вмиг увлечёт интересное дело».
Как разделить квадрат пополам?
Разделить его пополам можно, складывая четырьмя разными способами. Кто может показать эти способы? (Идет показ на интерактивной доске: на квадрате провести пунктирные линии).
Можно ли из квадрата получить прямоугольник? из прямоугольника треугольник?
из треугольника квадрат? (Идет показ на интерактивной доске: на квадрате и треугольнике провести пунктирные линии).
Проделайте такие превращения на квадратном листе бумаги.
А что такое куб? (многогранник, объемное тело, у которого все грани равны и ребра равны; все углы прямые)
Из какого материала может быть куб?
А можно ли сделать куб из квадратного листа бумаги?
На сегодняшнем занятии мы сделаем куб из квадратного листа бумаги способом оригами.
Кто знает, что такое оригами? (Изготовление изделий из квадратного листа бумаги)
Слайд 1. Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить...
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Идея оригами проста настолько, что проще не бывает. Складывая квадратный листок бумаги, надо получить какую-то выразительную фигурку. В классическом оригами при этом не нужны ни ножницы, ни клей, а лишь лист бумаги, и процесс пошел. Это - оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок. (выставка)
А теперь несколько советов.
1. Складывать бумагу надо, во-первых, обязательно на столе, во-вторых, тщательно приглаживая пальцем каждую складку.
2. Старайтесь складывать лист как можно более ровно, точно.
3. Работайте спокойно и не торопясь. Со временем эта работа станет для вас простой и привычной.
В технике оригами можно изготовить простые фигурки, для которых не нужны специальные основы, а достаточно только квадратного листа бумаги. Это, например, фигуры Ори и Ками, мухи и кролика, кораблика и парохода, лягушки и журавлика и другие.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сейчас мы превратимся в волшебников, влюблённых в бумажный лист.
Сейчас мы с вами сделаем надувной куб.
Сделать квадрат, сложить из него треугольную основу, разместить ее на столе прямым углом кверху. Найти линию, соединяющую вершину прямого угла с основанием, и совместить с ней линию основания слева и справа. То же самое проделать с другой стороны.
Левый и правый угол совместить с серединной линией, так чтобы они соприкасались, но не перекрывали друг друга. Образующиеся при этом линии должны быть параллельны серединной (получается «конфетка»). То же самое проделать с другой стороны.
Чтобы при надувании конструкция сохранила форму, оставшиеся после складывания свободные концы сложить пополам и спрятать в «карманчик». То же самое проделать со всеми четырьмя свободными концами. Взять изделие в руки так, чтобы пальцы находились между слоями, и надуть кубик.
На интерактивной доске вывести изображение куба.
Покажите, обозначьте и назовите вершины куба, грани куба, ребро куба.
Как найти объем куба? Напишите формулу.
Измерьте ребро вашего куба и найдите объем.
Проверьте ваши ответы. (Квадратные листы бумаги даны с расчетом, что длина ребра равна 4 см или 5 см)
В каких единицам выражается объем куба?
Работа по учебнику. Решение заданий ведется на интерактивной доске
№ 800, 802 (а,б), 816
Подведение итогов.
Чем отличается квадрат от куба?
Как вычисляется объем куба?
Мы познакомились с техникой оригами и сделали куб. Дома каждый из вас попробует сделать новую поделку. А на память о нашем занятии я раздам вам схемы, по которым вы самостоятельно изготовите поделки.
Здесь будет файл: /data/edu/files/a1448302448.ppt (Презентация)