12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Борисова Ирина Геннадьевна79 Россия, Алтайский край, с.Сростки |
Технологическая карта урока «Куб. Прямоугольный параллелепипед»
МБОУ «Сростинская СОШ им.В.М. Шукшина»
Открытый урок по математике в 4 «А» классе
Тема: Куб. Прямоугольный параллелепипед.
Составитель: Борисова И.Г.
Сростки март 2016г.
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Борисова Ирина Геннадьевна
Предмет: математика Класс: 4А
Тема урока: Куб. Прямоугольный параллелепипед.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цели урока:
- Предметные: познакомиться с элементами прямоугольного параллелепипеда(куба).
- Личностные: развивать познавательный интерес к математике.
- Метапредметные: формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные: познакомить с элементами прямоугольного параллелепипеда (куба); совершенствовать умение сравнивать и классифицировать объекты, объясняя выбор оснований и критериев, делать выводы; активизировать знания о плоских фигурах: прямоугольнике, квадрате;
Развивающие: развивать математическую речь; развивать умение определять и формулировать познавательную цель в результате подводящего диалога;развивать умение работать в паре; развивать представление о возможности решения «жизненных» задач средствами предмета «математика»;
Воспитательные: воспитывать умение работать в группах, создать ситуацию успеха при выполнении заданий.
Основные понятия: многогранник, грань, ребро, вершина, куб, параллелепипед, развёртка.
Межпредметные связи: технология (работа с развёрткой), русский язык («Двойные согласные в корне слов»).
Планируемые результаты урока | ||
Личностные Проявлять интерес к изучению нового материала. Осознавать собственные достижения в ходе освоения темы. Развитие коммуникативных навыков. | Метапредметные Понимать и принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Наблюдать, сравнивать, анализировать. Классифицировать предметы по общим признакам. | Предметные Распознавать, называть и различать пространственные фигуры. Находить сходства и различия многогранников. Усвоить понятие «параллелепипед».
|
СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1.Организационный этап | Приветствие. Эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя. | Л:смыслообразование (Я должен посмотреть…). Р:волевая саморегуляция. К:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | - Ребята, вы любите ходить в гости? - Сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у различных геометрических фигур. А вот к каким именно геометрическим фигурам мы отправимся в гости, вы узнаете тогда, когда угадаете зашифрованное слово. - Работаем в группах. - Какое слово получилось? - Что такое многогранник? - Разберите слово по составу. СЛАЙД Показать детям модели прямоугольного параллелепипеда и куба. - Распределите на две группы данные предметы. - По какому признаку делили на группы?( по форме предметов) - Кто знает, как называются эти фигуры? (Фигура, поверхность которой состоит из многоугольников). – Как называется многогранник, у которого поверхность состоит из квадратов? (куб) – Как называется многогранник, у которого поверхность состоит из прямоугольников? (п.пар-д) - Сформулируйте тему урока. - Запишите число и тему урока в тетрадь. - Какую учебную цель вы поставите себе на урок? ( познакомиться с новыми фигурами) - Что значит познакомиться? Определите задачи урока, чему хотите научиться, что узнать? 1) Узнать, что это за фигуры - параллелепипед и куб. 2) Выяснить, из каких элементов они состоят. 3) Научиться чертить данные фигуры или изготавливать их. | Вступают в диалог с учителем. Работают в группах. Разбирают слово по составу у доски. Распределяют предметы на две группы. Называют тему урока, проговаривают по слогам, ставят цель и задачи. | Л:самоопределение П:целеполагание. |
3.Актуализация знаний | - С какими геометрическими фигурами мы сегодня будем работать?(с многогранниками) - Вспомните, что вы знаете о многогранниках. - Из каких элементов состоит любой многогранник? (ребро, грань, вершина) - А сколько их, вы узнаете выполнив практическую работу. | Отвечают на вопросы. | К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения. П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Практическая работа. (в парах) - Склейте две развертки. Используйте нужные инструменты.
- Заполните таблицу (см. приложение) - Сделаем совместный вывод: - Чем похожи и чем различаются эти две фигуры? - Можно ли сказать, что куб – это параллелепипед? - Противоположные грани и ребра пр. параллелепипеда равны. Самооценка (см. лист «Моя работа на уроке») | Работают в парах, изготавливая модели куба и параллелепипеда. Заполняют таблицу. | Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива. П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний. К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов. |
5.Первичная проверка понимания. | - Выполните самостоятельную работу по вариантам. Самооценка (см. лист «Моя работа на уроке») Физминутка - Выполните задания по слайдам – сверните мысленно данные развёртки | Работают самостоятельно. Дают пояснения по каждой развёртке. | Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения. П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство. К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций. |
6. Первичное закрепление. | ТЕСТ(на слайде) с самопроверкой: Какие фигуры являются многогранниками, подчеркни: а) цилиндр б) куб в) шар г) прямоугольный параллелепипед д) конус Согласны ли вы с утверждением, что любой прямоугольный параллелепипед – это куб, подчеркни: а) да б) нет 3. Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед, подчеркни: а) 12 б) 8 в) 6 4. Какая фигура является формой грани куба, подчеркни: а) квадрат б) прямоугольник 5. У какого многогранника все ребра равны, подчеркни: а) у параллелепипеда б) у квадрата в) у куба - Оцените себя по 5-ти бальной шкале.
- Сегодня на уроке вы пополнили свой багаж знаний. - Где вы сможете применить полученные сегодня знания? - На каких еще уроках можно применить полученные знания? - Людям каких профессий нужны эти знания? - Сможете ли вы в нашем классе найти предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда и куба? - Сможете ли вы вспомнить, какие предметы из окружающего вас мира имеют форму прямоугольного параллелепипеда и куба? Резерв: Измеряете длину и ширину прямоугольного параллелепипеда (куба). Вычислите площадь всех граней. | Работают с тестом самостоятельно, осуществляют самопроверку. Вступают в диалог. Работают со спичечным коробком. | П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму. К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач. |
7. Рефлексия. Подведение итогов | - Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог. - Какую учебную цель вы ставили перед собой на данном уроке? - Вам удалось достичь этой цели? - Теперь возьмите лист самооценки «Моя работа на уроке» и посчитайте общее количество баллов. - Ребята, сегодня вы побывали в гостях у геометрических фигур, а я побывала в гостях у вас. Всем большое спасибо за урок. До новых встреч. | Подводят итог урока, комментируют свою работу на уроке. | П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности. |
Приложение
«Угадай зашифрованное слово»
200 : 5 * 4 | Г |
15 * 3 : 5 | М |
845-315 | А |
20 * 8 : 40 | Н |
1000 :100 * 3 | И |
900 : 100 * 4 | О |
(80 – 50) : 2 | Р |
(17 + 13) * 30 | К |
9 | 4 | 36 | 160 | 36 | 160 | 15 | 530 | 4 | 4 | 30 | 900 |
м | н | о | г | о | г | р | а | н | н | и | к |
Самостоятельная работа.
1 вариант.
№1.
На рисунке изображены различные геометрические фигуры. Запишите буквы тех из них, которые могут быть изображениями прямоугольного
параллелепипеда .
Ответ: _______________________
№2. Выделите красным цветом вершины куба, а зеленым – его ребра.
2 вариант.
№1.
На рисунке изображены различные геометрические фигуры. Запишите буквы тех из них, которые могут быть изображениями прямоугольного параллелепипеда.
Ответ: _______________________
№2.
Подпишите на модели прямоугольного параллелепипеда его элементы.
Таблица:
Название фигуры | Количество граней | Форма грани | Есть ли равные грани? Как расположены? | Количество ребер | Есть ли равные ребра? Как расположены? | Количество вершин | Сколько ребер выходит из каждой вершины? Эти ребра равные или нет? |
КУБ | |||||||
ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД |
Лист самооценки «Моя работа на уроке»
Вид деятельности | Критерии оценивания | Баллы | Мои баллы | |
Работа в группах «Угадай зашифрованное слово» | правильно считал и угадал слово | 2 балла | ||
делал ошибки в счете, но правильно угадал слово | 1 балл | |||
делал ошибки в счете и неправильно угадал слово | 0 баллов | |||
Практическая работа в парах. Изготовление фигуры по развёртке. | выполнил аккуратно и правильно | 2 балла | ||
выполнил аккуратно, но неправильно или правильно, но неаккуратно | 1 балл | |||
выполнил неправильно и неаккуратно | 0 баллов | |||
Практическая работа в паре с моделями фигур (заполнение таблицы) | принимал активное участие, делал выводы | 2 балла | ||
принимал участие | 1 балл | |||
не принимал участие | 0 баллов | |||
Самостоятельная работа | нет ошибок в работе | 2 балла | ||
сделал 1 – 2 ошибки | 1 балл | |||
сделал более 3 ошибок | 0 баллов | |||
ИТОГО БАЛЛОВ: | * |