Технологическая карта урока математики в 4 классе «Куб. Прямоугольный параллелепипед»
МБОУ «Сростинская СОШ им.В.М. Шукшина»
Открытый урок по математике в 4 «А» классе
Тема: Куб. Прямоугольный параллелепипед.
Составитель: Борисова И.Г.
Сростки март 2016г.
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Борисова Ирина Геннадьевна
Предмет: математика Класс: 4А
Тема урока: Куб. Прямоугольный параллелепипед.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цели урока:
- Предметные: познакомиться с элементами прямоугольного параллелепипеда(куба).
- Личностные: развивать познавательный интерес к математике.
- Метапредметные: формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные: познакомить с элементами прямоугольного параллелепипеда (куба); совершенствовать умение сравнивать и классифицировать объекты, объясняя выбор оснований и критериев, делать выводы; активизировать знания о плоских фигурах: прямоугольнике, квадрате;
Развивающие: развивать математическую речь; развивать умение определять и формулировать познавательную цель в результате подводящего диалога;развивать умение работать в паре; развивать представление о возможности решения «жизненных» задач средствами предмета «математика»;
Воспитательные: воспитывать умение работать в группах, создать ситуацию успеха при выполнении заданий.
Основные понятия: многогранник, грань, ребро, вершина, куб, параллелепипед, развёртка.
Межпредметные связи: технология (работа с развёрткой), русский язык («Двойные согласные в корне слов»).
Планируемые результаты урока |
||
Личностные Проявлять интерес к изучению нового материала. Осознавать собственные достижения в ходе освоения темы. Развитие коммуникативных навыков. |
Метапредметные Понимать и принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Наблюдать, сравнивать, анализировать. Классифицировать предметы по общим признакам. |
Предметные Распознавать, называть и различать пространственные фигуры. Находить сходства и различия многогранников. Усвоить понятие «параллелепипед».
|
СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
1.Организационный этап |
Приветствие. Эмоциональный настрой на урок. |
Приветствуют учителя. |
Л:смыслообразование (Я должен посмотреть…). Р:волевая саморегуляция. К:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. |
- Ребята, вы любите ходить в гости? - Сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у различных геометрических фигур. А вот к каким именно геометрическим фигурам мы отправимся в гости, вы узнаете тогда, когда угадаете зашифрованное слово. - Работаем в группах. - Какое слово получилось? - Что такое многогранник? - Разберите слово по составу. СЛАЙД Показать детям модели прямоугольного параллелепипеда и куба. - Распределите на две группы данные предметы. - По какому признаку делили на группы?( по форме предметов) - Кто знает, как называются эти фигуры? (Фигура, поверхность которой состоит из многоугольников). – Как называется многогранник, у которого поверхность состоит из квадратов? (куб) – Как называется многогранник, у которого поверхность состоит из прямоугольников? (п.пар-д) - Сформулируйте тему урока. - Запишите число и тему урока в тетрадь. - Какую учебную цель вы поставите себе на урок? ( познакомиться с новыми фигурами) - Что значит познакомиться? Определите задачи урока, чему хотите научиться, что узнать? 1) Узнать, что это за фигуры - параллелепипед и куб. 2) Выяснить, из каких элементов они состоят. 3) Научиться чертить данные фигуры или изготавливать их. |
Вступают в диалог с учителем. Работают в группах. Разбирают слово по составу у доски. Распределяют предметы на две группы. Называют тему урока, проговаривают по слогам, ставят цель и задачи. |
Л:самоопределение П:целеполагание. |
3.Актуализация знаний |
- С какими геометрическими фигурами мы сегодня будем работать?(с многогранниками) - Вспомните, что вы знаете о многогранниках. - Из каких элементов состоит любой многогранник? (ребро, грань, вершина) - А сколько их, вы узнаете выполнив практическую работу. |
Отвечают на вопросы. |
К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения. П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие. |
4.Первичное усвоение новых знаний. |
Практическая работа. (в парах) - Склейте две развертки. Используйте нужные инструменты.
- Заполните таблицу (см. приложение) - Сделаем совместный вывод: - Чем похожи и чем различаются эти две фигуры? - Можно ли сказать, что куб – это параллелепипед? - Противоположные грани и ребра пр. параллелепипеда равны. Самооценка (см. лист «Моя работа на уроке») |
Работают в парах, изготавливая модели куба и параллелепипеда. Заполняют таблицу. |
Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива. П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний. К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов. |
5.Первичная проверка понимания. |
- Выполните самостоятельную работу по вариантам. Самооценка (см. лист «Моя работа на уроке») Физминутка - Выполните задания по слайдам – сверните мысленно данные развёртки |
Работают самостоятельно. Дают пояснения по каждой развёртке. |
Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения. П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство. К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций. |
6. Первичное закрепление. |
ТЕСТ(на слайде) с самопроверкой: Какие фигуры являются многогранниками, подчеркни: а) цилиндр б) куб в) шар г) прямоугольный параллелепипед д) конус Согласны ли вы с утверждением, что любой прямоугольный параллелепипед – это куб, подчеркни: а) да б) нет 3. Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед, подчеркни: а) 12 б) 8 в) 6 4. Какая фигура является формой грани куба, подчеркни: а) квадрат б) прямоугольник 5. У какого многогранника все ребра равны, подчеркни: а) у параллелепипеда б) у квадрата в) у куба - Оцените себя по 5-ти бальной шкале.
- Сегодня на уроке вы пополнили свой багаж знаний. - Где вы сможете применить полученные сегодня знания? - На каких еще уроках можно применить полученные знания? - Людям каких профессий нужны эти знания? - Сможете ли вы в нашем классе найти предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда и куба? - Сможете ли вы вспомнить, какие предметы из окружающего вас мира имеют форму прямоугольного параллелепипеда и куба? Резерв: Измеряете длину и ширину прямоугольного параллелепипеда (куба). Вычислите площадь всех граней. |
Работают с тестом самостоятельно, осуществляют самопроверку. Вступают в диалог. Работают со спичечным коробком. |
П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму. К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач. |
7. Рефлексия. Подведение итогов |
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог. - Какую учебную цель вы ставили перед собой на данном уроке? - Вам удалось достичь этой цели? - Теперь возьмите лист самооценки «Моя работа на уроке» и посчитайте общее количество баллов. - Ребята, сегодня вы побывали в гостях у геометрических фигур, а я побывала в гостях у вас. Всем большое спасибо за урок. До новых встреч. |
Подводят итог урока, комментируют свою работу на уроке. |
П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности. |
Приложение
«Угадай зашифрованное слово»
200 : 5 * 4 |
Г |
15 * 3 : 5 |
М |
845-315 |
А |
20 * 8 : 40 |
Н |
1000 :100 * 3 |
И |
900 : 100 * 4 |
О |
(80 – 50) : 2 |
Р |
(17 + 13) * 30 |
К |
9 |
4 |
36 |
160 |
36 |
160 |
15 |
530 |
4 |
4 |
30 |
900 |
м |
н |
о |
г |
о |
г |
р |
а |
н |
н |
и |
к |
Самостоятельная работа.
1 вариант.
№1.
На рисунке изображены различные геометрические фигуры. Запишите буквы тех из них, которые могут быть изображениями прямоугольного
параллелепипеда .
Ответ: _______________________
№2. Выделите красным цветом вершины куба, а зеленым – его ребра.
2 вариант.
№1.
На рисунке изображены различные геометрические фигуры. Запишите буквы тех из них, которые могут быть изображениями прямоугольного параллелепипеда.
Ответ: _______________________
№2.
Подпишите на модели прямоугольного параллелепипеда его элементы.
Таблица:
Название фигуры |
Количество граней |
Форма грани |
Есть ли равные грани? Как расположены? |
Количество ребер |
Есть ли равные ребра? Как расположены? |
Количество вершин |
Сколько ребер выходит из каждой вершины? Эти ребра равные или нет? |
КУБ |
|||||||
ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД |
Лист самооценки «Моя работа на уроке»
Вид деятельности |
Критерии оценивания |
Баллы |
Мои баллы |
|
Работа в группах «Угадай зашифрованное слово» |
правильно считал и угадал слово |
2 балла |
||
делал ошибки в счете, но правильно угадал слово |
1 балл |
|||
делал ошибки в счете и неправильно угадал слово |
0 баллов |
|||
Практическая работа в парах. Изготовление фигуры по развёртке. |
выполнил аккуратно и правильно |
2 балла |
||
выполнил аккуратно, но неправильно или правильно, но неаккуратно |
1 балл |
|||
выполнил неправильно и неаккуратно |
0 баллов |
|||
Практическая работа в паре с моделями фигур (заполнение таблицы) |
принимал активное участие, делал выводы |
2 балла |
||
принимал участие |
1 балл |
|||
не принимал участие |
0 баллов |
|||
Самостоятельная работа |
нет ошибок в работе |
2 балла |
||
сделал 1 – 2 ошибки |
1 балл |
|||
сделал более 3 ошибок |
0 баллов |
|||
ИТОГО БАЛЛОВ: |
* |
Ивлиева Наталия Алексеевна
Александр Васенёв