Урок математики в 5 классе на тему «Многогранники. Куб»
Учитель математики Твердова М. А.
Урок математики в 5 классе на теме:
«Многогранники. Куб»
Цели учебного погружения:
познакомить учащихся с геометрическими телами - шаром, конусом, цилиндром, кубом. Изучить свойства куба;
развить познавательные процессы, память, воображение, мышление, наблюдательность, сообразительность;
выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища;
развить у учащихся ключевые компетенции: умение сотрудничать, способность к самообразованию, умение решать реальные задачи;
научить различать в окружающем мире предметы, имеющие форму изучаемых фигур.
Тип урока: комбинированный
Ресурсы:
Проектор и компьютер.
Презентация по данной теме.
Наборы для игры «Танграм»
Пластилин.
Чертежные инструменты.
Ребусы, рисунки к задачам.
Прогнозируемый результат:
в результате учебного погружения учащиеся приобретут навыки по следующим умениям: оперировать основными понятиями темы; приводить примеры предметов, имеющих форму изученных фигур; решать реальные задачи.
План урока:
№ этапа урока | Содержание этапа | Виды и формы работы | Время |
1 | Настрой | Приветствие, легенда о «Танграме» | 5 мин |
2 | Мотивация | Игра «Танграм», обращение к прошлому опыту | 5-7 мин |
3 | Деятельность | Работа в группах, выполнение творческих заданий | 12 - 15 мин |
4 | Диагностика | Решение логических задач, ребусов | 5 – 7 мин |
5 | Осмысление | Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание | 5 мин |
Ход урока:
Перед уроком класс делится на группы по 5-6 человек. Вся дальнейшая работа осуществляется в группах. Для создания положительного настроя в начале урока рассказывается легенда.
Настрой
Легенда: «Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом. Повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился бы смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых. Три мудреца придумали такую игру.»
На доске появляются детали для игры «Танграм», так как ребята уже не раз складывали узоры в этой игре, то они сразу ее узнают.
Мотивация
У: Мы с вами уже встречались с этой игрой, она называется «Танграм». На каждом столе лежит набор для игры. Внимательно посмотрите, какие геометрические фигуры входят в «Танграм»?
Д: Треугольник, квадрат, параллелограмм.
У: Какие свойства этих фигур нам известны? Подумайте, обсудите ответ на этот вопрос в группах.
Фигуры между группами распределяются с помощью жребия. Каждая группа должна будет после обсуждения рассказать об одной из фигур, остальные вправе дополнять ответ.
У: Возьмите эти фигуры и посмотрите на них под разным углом. Как, одним словом можно назвать эти фигуры?
Д: Эти фигуры плоские.
У: Если есть плоские фигуры, значит, должны быть и объемные. Посмотрите на экран и попробуйте подписать названия фигур.
На слайде появляются геометрические тела: цилиндр, конус, пирамида, шар и куб.
У: Назовите предметы окружающей обстановки (дома, в природе), которые дают представление об этих фигурах.
Д: Мячик, катушка ниток, кружка, гора и т.д.
У: Познакомимся поближе с одной из этих фигур.
Деятельность
Тема нашего урока «Многогранники. Куб»
Вернемся к «Танграму». Используя квадраты и пластилин, создайте пространственную фигуру – куб. Сосчитайте количество ребер, граней, вершин куба.
Учащиеся в группах выполняют задания, затем опытным путем устанавливают свойства новой для них фигуры, отмечают эти свойства в тетрадях. Затем сравниваются полученные результаты.
Вы самостоятельно создали модель куба, исследовали его свойства. Выполните чертеж куба.
У: Сосчитайте количество ребер на чертеже.
Д: Их меньше.
У: Чем это можно объяснить?
Д: Он не прозрачный.
Д: Мы их не увидели.
У: Невидимые линии на чертежах наносятся пунктиром. Исправьте свой чертеж и сосчитайте количество ребер.
Диагностика
В дальнейшем на уроках математики мы будем более подробно изучать пространственные тела, и вы узнаете о существовании других многогранников, а также узнаете формулы, по которым находятся объёмы этих пространственных фигур.
А чтобы понять, готовы ли вы двигаться дальше, решим несколько задач.
Задача 1
На круглом столе стоят три конуса разного цвета - красный, синий и зелёный.
Вокруг стола сидят дети: Маша, Ваня, Даша, Коля, Рая и Петя.
Кто из детей видит такую картину, как изображено на рисунке под буквой: а); б); в)?
Ответ:
а) Петя;
б) Ваня;
в) Маша.
Задача2
От куба отрезали угол. Сколько граней у получившейся фигуры?
Осмысление
На данном этапе ученики осмысливают результат работы на уроке, способы его достижения.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Было ли тебе интересно?
Твое настроение после урока?
Что тебе больше всего запомнилось?
Так как, тема урока «Многогранники. Куб», то каждая команда получает именно эту фигуру. Каждый учащийся записывает ответы на вопросы на своей грани. Таким образом, тема урока проходит через все стадии.
Домашнее задание: На альбомном листе нарисовать предметы, имеющие форму загаданных геометрических фигур. Названия геометрических фигур зашифрованы в ребусе.
Ответ: шар. Ответ: конус. Ответ: цилиндр
Литература
Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.; Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1996. - 288 с.: ил.
Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - 6-е изд. - М.: Мнемозина, 2000. - 304 с.: ил.
Первые шаги в геометрии.
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5 - 6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 192 с.: ил.