Урок по физической культуре во 2 классе на тему «Куда идут налоги»
Технологическая карта учебного занятия по физической культуре
Дата проведения: 2018г.
Продолжительность: 45 мин
Контингент: обучающиеся 2 класса
Место проведения: спортивный зал МКОУ Дугинская СШ
Тема: Укрепление мышц брюшного пресса. Гимнастика для глаз. Кому сказать спасибо?
Цель занятия: Совершенствование физических качеств, двигательных умений и навыков обучающихся с помощью физических упражнений.
Предметные:
Сохранение здоровья посредством применения специальных комплексов упражнений (гимнастика для глаз)
Развитие физических качеств
Метапредметные:
Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к системе налогообложения, что позволит воспитать экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
Развивать умение контролировать и давать оценку своим действиям.
Формировать умение общаться со сверстниками в игровой деятельности.
Личностные:
Воспитывать интерес к занятиям физическими упражнениями.
Формировать чувство коллективизма, умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие, взаимовыручку.
Материально-техническое обеспечение: Маты гимнастические, ноутбук, проектор, доска переносная, комплект для создания плаката «Куда идут налоги», мячи теннисные.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Дозировка |
ОМУ (организационно-методические указания) |
УУД (универсальные учебные действия) |
I Вводно - подготовительная часть (10 мин) Цель: Обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность обучающихся к решению задач основной части занятия |
||||
Построение и приветствие Обеспечивает начальную организацию обучающихся. Проводит инструктаж по ТБ. Создает целевую установку на достижение конкретных результатов. Сообщает задачи. Разминка («в родильном доме») Содействует подготовке функциональных систем организма к предстоящей работе. Обеспечивает общее разогревание и постепенное введение организма в предстоящую работу.
Способствует увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности в суставах верхних и нижних конечностей.
Формирование двух команд. Объяснение задания эстафеты.
Подведение итогов эстафеты. Озвучивание следующего задания (в детском саду) Показ видеофрагмента. Содействует восстановлению ритма дыхания до равномерного |
Построение в одну шеренгу. Взаимное приветствие.
Выполняют разминку: - Имитация движений новорожденных лежа на спине; самостоятельно придумывают и выполняют упражнения, учитывая исходные данные -перекаты со спины на живот без помощи рук; - мини эстафета Выполнение перемещений указанным способом, соблюдая ТБ и команды учителя. Просматривают видеофрагмент, выполняют динамическую разминку под предложенную музыку Выполняют дыхательные упражнения, |
1 3 1-2 3 2 1 |
Требовать согласованности действий, быстроты и правильности выполнения команд. Обратить внимание на точность и лаконичность формулировок, доступность их пониманию воспитанников.
-Лежа на спине на гимнастических матах выполнять движения доступные для грудных детей (легкие одновременные потряхивания поднятых вертикально ног и рук; одновременное или попеременное поднятие и удержание согнутых или прямых конечностей, круговые движения руками и(или) ногами и пр.)
-Из положения лежа на гимнастическом мате на спине, руки вдоль тела поточное выполнение перекатов спина-живот-спина… до конца дорожки из матов -Команды располагаются по краям дорожки из матов. Этапы эстафеты проходят способом «на четвереньках» попарно из положения упор присев -Свободное размещение на площадке. Обратить внимание обучающихся на то, что выполнять движения необходимо энергично, согласовывая работу рук и ног с ритмом музыки. Обратить внимание обучающихся на правильное выполнение дыхательных упражнений |
Регулятивные УДД. Анализировать оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения, контролировать свои действия согласно инструкции. Познавательные УУД. Планирование занятия физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры. Коммуникативные УУД. Строить продуктивное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета Регулятивные Контролировать собственную деятельность, распределять нагрузки и организовывать восстановление в процессе выполнения упражнений; |
II. Основная часть (30 мин.) Цель: Обеспечение активной учебной работы обучающихся. |
||||
Организует обучающихся для выполнения основной части урока. Обеспечивает мотивацию и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализацию опорных знаний и умений.
Предлагает игру («Угадай кто?» Способствует укреплению мышц брюшного пресса и спины. Знакомит с комплексом упражнений для мышц брюшного пресса и спины, выполняемый в положении лежа.
Способствует профилактике заболеваний глаз (студгородок)
Знакомит с комплексом упражнений для глаз Показывает упражнения, сопровождая показ соответствующими схемами.
Повторение Организует обучающихся для выполнения ранее изученных упражнений. Обеспечивает мотивацию и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализацию опорных знаний и умений. |
Играют, по очереди имитируя профессиональные действия представителей различных профессий. Угадывают изображаемых работников. Выполняют предложенный комплекс упражнений. Внимательно слушают, смотрят, выполняют комплекс гимнастики для глаз, добиваясь точного выполнения указаний
Выполняют строевые команды: |
1 8 5 2 |
Обратить внимание обучаемых на важность правильного выполнения упражнений, учитывая общее положение тела, отдельных его звеньев, ритма дыхания. Лежа на спине на гимнастических матах, упор сзади на согнутые в локтях руки, приподнимать прямые ноги до угла 40-45 и выполнять следующие движения, не касаясь матов ногами: -встречные движения ногами вверх-вниз (вертикальные ножницы); - встречные движения ногами вправо-влево (горизонтальные ножницы; - по 4 круговых движения (два малых круга) в одну и другую сторону; - по 4 круговых движения с максимально возможной амплитудой в одну и другую сторону; -одновременные движения вверх-вниз приподнятыми ногами; одновременные движения вправо-влево приподнятыми ногами; - одновременные круговые движения приподнятыми ногами (малые круги); -одновременные круговые движения приподнятыми ногами (большие круги); -приподнять и неподвижно удерживать выпрямленные ноги; - «писать» приподнятыми выпрямленными ногами крупные цифры от1 до 5 и обратно.
Обратить внимание обучаемых на важность комфортного расположения тела, спокойного дыхания, позитивного настроя. Голову удерживать неподвижно, мышцы плеч и шеи по возможности расслабить. Переводить взгляд в следующих направлениях: -по кругу по часовой и против часовой стрелки с максимальной амплитудой; - из стороны в сторону, задерживая взгляд в конечном положении; - вверх-вниз, задерживая взгляд в конечном положении; -из угла в угол по диагоналям воображаемого квадрата (правый верхний-левый нижний-левый верхний-правый нижний); -описывая взглядом воображаемую восьмерку; Крепко зажмуриться на 5 секунд, открыть глаза и быстро-быстро поморгать 5-10 секунд; Переводить взгляд с близкого предмета на дальний и обратно в течение одной минуты.
- Класс! В одну шеренгу становись! - на 1-2 рассчитайсь! - в две шеренги становись! - напра-во! -вперед шагом – марш! -на месте – стой! - кругом! - вперед шагом-марш! - на месте – стой! - напра-во! - в одну шеренгу – становись! -вольно! |
Регулятивные УДД. Анализировать оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения, контролировать свои действия согласно инструкции. Познавательные УУД. Представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья, применение игровых упражнений во внеурочное время, во время отдыха и досуга. Коммуникативные УУД. Формировать умение слушать, понимать других, работать в группе. Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие со сверстника- ми и учителем. |
Заключительная часть занятия (3 мин) Цель: Постепенное снижение функциональной активности организма, приведение его в относительно спокойное состояние. |
||||
Организует обучающихся для выполнения заключительной части занятия. Настраивает на рефлексию. Предлагает создать макет плаката, вспомнив все этапы жизни человека в нашей стране. В середину макета помещает фигурки людей (налогоплательщики). Вокруг (в соответствии с ответами) располагает изображения социальных объектов (родильный дом, детский сад, школа, студенческий городок, стадион, музей, клуб и пр. Рядом с ними соответствующая спецтехника (машина скорой помощи, пожарная машина, единой спасательной службы 112, автобус с надписью «Дети», полицейский автомобиль). Между ними – дорожки, пенсионеры на лавочках, детские площадки. Подводит итоги урока. Выставляет отметки. Выдает домашнее задание: выполнять комплекс упражнений на укрепление мышц брюшного пресса и спины. Выполнять гимнастику для глаз самостоятельно и совместно со взрослыми. Выдает памятки с изучаемыми комплексами. Сообщает об окончании урока. Прощается |
Располагаются вокруг макета будущего плаката. Анализируют. Совещаются. Дают ответы. Принимают участие в создании макета. Придумывают название макету. (Налоги граждан- им во благо) Обсуждают варианты. Делают выводы о необходимости честно платить налоги. Строятся в одну шеренгу. Называют этапы путешествия Делают выбор. Заслушивают домашнее задание Прощаются. Организованно покидают спортивный зал. |
2 |
Построение. Ребята! Сегодня у нас был не просто урок, а урок-путешествие на машине времени. Мы за 43 минуты совершили путешествие длиной в жизнь. Вспоминайте как это было! (Ответы..) Но вы ведь помните, что некоторые объекты вы посещали и в реальной жизни? Какие именно? Как сможете из охарактеризовать? (Тепло? Светло? Дорого?) А как думаете, кто заботится об этих объектах? А откуда берутся деньги на их содержание? (Все работоспособные граждане отдают малую часть своих доходов в казну государства (т.е. платят налоги), а правительство потом решает, кому и сколько выделить из общих денег, чтобы улучшилась жизнь граждан всей страны. Теперь вы знаете, что такое налоги. Посмотрите внимательно на макет устройства нашей жизни, который вы сегодня самостоятельно составили и ответьте на вопрос: куда идут налоги? (называют объекты) А что было бы, если бы те, кто должен платить налоги сегодня отказался бы от этого? Как бы вы жили сейчас? А теперь минутка тишины… Прислушайтесь к своим мыслям, проанализируйте полученную информацию У каждого из вас в руках мяч. Сделайте свой выбор: готовы вы отдавать часть заработанных денег в общую казну или нет?
|
Познавательные УУД. Планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры. Регулятивные УДД. Анализировать оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения. Коммуникативные УУД. Формировать умение слушать и понимать других. |
Ход урока
Здравствуйте! Сегодня у нас не обычный урок, а урок – путешествие сразу и в прошлое и в будущее.
-Как это возможно? – спросите вы. Только с помощью силы вашего воображения и памяти.
Вы вспомните себя совсем маленькими, и мы вместе помечтаем о том, как может сложиться наша жизнь через несколько лет, и узнаем от кого и отчего это зависит. Это главный вопрос, на который вы сами дадите ответ в конце этого урока.
Но путешествуя во времени, не забывайте про реальность. А она такова, что вы все еще школьники, находитесь на уроке физической культуры, поэтому не забывайте о правилах безопасного поведения, внимательно слушайте задания и правильно их выполняйте.
Мы все знаем, что только здоровые люди могут считаться по-настоящему счастливыми. И поэтому, сегодня на уроке, даже путешествуя во времени, мы продолжим развивать важнейшие для нашего организма мышцы – мышцы брюшного пресса и спины, познакомимся с гимнастикой для глаз, которая поможет вам сохранить хорошее зрение до глубокой старости.
И так! Путешествие начинается.(музыка фоном)
Разминка
Лягте поперек матов по двое. Закройте глаза и представьте себя совсем маленькими. Вы еще не можете ходить, говорить, но отлично понимаете мои слова и они вам совсем не мешают. Подумайте, какие движения вы смогли бы выполнять? Попробуйте их сделать.
( поднимают поочередно и одновременно руки и ноги, выполняют вибрационные движения…)
Вы чуть-чуть подросли и можете выполнять более сложные упражнения в том же исходном положении (ножницы горизонтальные и вертикальные, велосипед, круговые движения ногами, боксирующие руками и пр.)
Прошел еще месяц, и вы уже можете выполнять перекаты со спины на живот
У вас открылись глазки, и вы поняли, что в этом мире вы не одни, и надо как-то взаимодействовать друг с другом. Предлагаю вам выполнить перекаты по всей дорожке из матов в порядке очередности. (выполняют)
Время не стоит на месте. И вам уже пора осваивать новое положение: «упор стоя на коленях». Какие простейшие упражнения вы можете делать из этого положения сейчас? (выполняют)
А давайте вспомним, как это было в недалеком прошлом.
Мини-эстафета. Две команды (мал. и дев.) располагаются по обе стороны дорожки из матов. По сигналу учителя (звон погремушки) участники попарно навстречу друг другу устремляются к середине дорожки, где находится погремушка. Все стартуют из положения «упор стоя на коленях». Побеждает команда, в арсенале которой окажется больше погремушек.
Время идет. Вы взрослеете. Со временем вы научились не только ползать, но выполнять еще более сложные перемещения. Какие? (ходить, бегать). И вы пошли …( в детский садик). Помните, как это было? Чем вы там чаще занимались? А танцевали? А покажите, как это было? (танцуют. Задание: сначала как «первый раз», постепенно усложняя движения).
Основная часть урока
Беззаботное детство кончилось, теперь вы ученики. Осваиваете науки.
Вам приходится напрягать зрение, всматриваясь в книжки, выводя буквы. В это время есть опасность ухудшения зрения. Поэтому считаю, что сейчас лучшее время, чтобы познакомить вас с волшебной гимнастикой – гимнастикой для глаз. (Выполнение гимнастики, сопровождающееся показом соответствующих схем).
Учась в школе в каком положении вам приходится находится чаще всего? (в положении «сидя»). Поэтому для профилактики нарушения осанки сегодня на уроке мы продолжим укреплять мышцы брюшного пресса и спины и познакомимся с комплексом упражнений, на эту группу мышц, выполняемых лежа. Располагайтесь, по кругу на матах ногами к центру.
Мы уже выяснили, что вы учитесь читать, писать. А зачем? (учиться дальше, получить профессию). А вы уже решили, кем хотите стать? (отвечают)
А сможете себе представить, как себя ведут на работе люди разных профессий? А показать?
Очень интересно было бы посмотреть, но, к сожалению, нет свободного времени для праздных развлечений.
Давайте совместим приятное с полезным таким образом:
Вы по очереди берете карточку (на рисунках люди определенных профессий), выходите в середину круга и, не говоря ни слова, пытаетесь нам показать, кто там изображен. В это время все выполняют упражнение из нового комплекса до тех пор, пока кто-нибудь не даст правильный ответ. Далее выходит следующий мим. (выполняют)
Представьте себе, что вы окончили школу, поступили в самый лучший университет, получили самую интересную профессию. Представили? А вы представили только себя? А кто рядом? Чтобы легче было представить, давайте сделаем макет нашего будущего. Я начну, а вы можете меня дополнять, исправлять. Это же макет вашей будущей жизни.
Предлагаю создать макет плаката, вспомнив все этапы жизни человека в нашей стране. В середину макета помещает фигурки людей (налогоплательщики). Вокруг (в соответствии с ответами) располагает изображения социальных объектов (родильный дом, детский сад, школа, студенческий городок, стадион, музей, клуб и пр. Рядом с ними соответствующая спецтехника (машина скорой помощи, пожарная машина, единой спасательной службы 112, автобус с надписью «Дети», полицейский автомобиль).
Между ними – дорожки, пенсионеры на лавочках, детские площадки, и т.д.
Беседа
Конечно, вы все поняли, что сегодня на уроке мы вспоминали основные этапы жизни человека в нашей стране. А где они обычно проходят? (роддом, садик и т.д.).
Я знаю, что некоторые из них вы посещали лично в реальной жизни. Какие именно?
Как сможете их охарактеризовать? (Тепло? Светло? Дорого?)
А как думаете, кто заботится об этих объектах?
А откуда берутся деньги на их содержание? (Все работоспособные граждане отдают малую часть своих доходов в казну государства (т.е. платят налоги), а правительство потом решает, кому и сколько выделить из общих денег, чтобы улучшилась жизнь граждан всей страны).
Теперь вы знаете, что такое налоги.
Посмотрите внимательно на макет устройства нашей жизни, который вы сегодня самостоятельно составили и ответьте на вопрос: куда идут налоги? (на благоустройство страны)
А что было бы, если бы те, кто должен платить налоги сегодня отказался бы от этого? Как бы вы жили сейчас? Подумайте об этом. Поговорите со взрослыми…
А теперь минутка тишины…
Прислушайтесь к своим мыслям, проанализируйте полученную информацию и ответьте на вопрос: будете вы платить налоги, когда вырастите или не будете?
У каждого из вас в руках мяч. Его надо положить на одну из чаш весов.
Помните, что от вашего выбора зависит жизнь целой страны.
Стрелка весов делит плакат на две стороны. Светлая – благополучная. На второй – хаос. Куда покажет стрелка – в такой стране и жить.