Программа внеурочной деятельности для учащихся 2–4 классов «Культура добрососедства»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Культура добрососедства» разработана на основе авторской программы «Культура добрососедства» под редакцией Араджиони М.А. и на основании примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Крыма от 11.06.2015г.№555, является обязательным региональным компонентом внеурочной деятельности республики Крым. Курс интегрирует и систематизирует уже имеющиеся у учащихся знания, полученные в ходе изучения ряда учебных предметов инвариантной части Базового учебного плана, и новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, приобретенные в ходе изучения данного курса.
Главная цель курса – воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов Крыма и Украины, хорошо знакомых с родным краем и гордящихся им, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Задачи курса:
формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;
повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и «культуры мира»;
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;
выработка устойчивого интереса к истории, культуре, жизни, проблемам региона, и формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
подготовка учащихся ко взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;
приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях.
Данный учебный курс может быть введен как спецкурс за счет часов вариативной части учебных планов. Преподавание данного учебного курса может осуществляться учителями начальных классов и учителями-предметниками, школьными психологами, классными руководителями при условии прохождения ими соответствующей методической подготовки.
При разработке курса изучен и обобщен опыт педагогов Автономной Республики Крым, полученный в процессе организации и проведения «Летних лагерей мира», «круглых столов», семинаров, конференций по вопросам мультикультурного образования, толерантности и межэтнического взаимодействия.
2. Общая характеристика курса
Особенностями данного курса являются:
его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в АРК;
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
единство изучения России и Крыма как субъекта России;
приоритетность воспитательных задач;
единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
Рекомендуемое количество часов на изучение каждого блока (раздела), а также очередность тем могут быть изменены учителем в границах 35 учебных часов в течение года. Резервное время может быть использовано учителем по собственному усмотрению на увеличение числа уроков в том или ином блоке или введением новых тем, важных и характерных для региона или школы.
Промежуточная аттестация проводится по усмотрению учителя в соответствии с региональными возможностями и календарным планированием. Формы промежуточных и итоговых аттестаций избираются при активном участии учащихся и могут быть индивидуализированы. Оценивание учебных достижений учащихся по данной программе осуществляется по системе «зачет» - «незачет», в соответствие с требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, указанным в программе.
3.Описание места учебного курса в учебном плане
На изучение курса «Культура добрососедства» в учебном плане отводится в каждом классе начальной школы по 1 часу за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность и составляет во 2-4 классах-34 по часа в год
4. Описание ценностных ориентиров учебного курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к людям различных национальностей.
Ценность добра и толерантных отношений – направленность на развитие и сохранение культуры взаимоотношений через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений и духовности.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к культурным традициям и культурному наследию народов Крыма. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения, умения разрешать конфликты мирным путем, как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
5. Планируемые результаты изучения курса
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Класс |
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
1-4 классы |
1. Оценка и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «толерантность», «терпение», «культура народа», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов 3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения гуманизма и общечеловеческих норм. 5. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 6.Понимание необходимости охраны и защиты уникальной природы Крыма 7.Осознание личной ответственности за свои поступки в том числе по отношению к себе и окружающим, к объектам природы и культуры; 8. Целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами; |
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7.Проводить вербальное само- и взаимооценивание. 8.Осуществлять рефлексию по предложенному плану или алгоритму. |
1. Ориентироваться в учебных пособиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. 4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. 6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы 7. Удовлетворять свои познавательные интересы через поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране. 8. Участвовать в проектной деятельности |
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Быть готовым конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества 6. Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 7. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий и поступков; 8.Осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; |
Предметные результаты:
Ученик научится:
• находить на карте России крымский полуостров, показывать столицу Крыма, города Крыма ;
• находить на карте Крыма регион, где живут учащиеся; родное село (город), наиболее значимые культурные и природные памятники Крыма, рассказывать о них;
• отличать государственную символику России и Крыма;
• называть государственные и народные праздники и рассказывать об особенностях их празднования;
• иметь представление об особенностях культуры представителей различных этносов, называть 5-6 этносов, знать, что каждый народ, каждая культура, как и каждый человек, уникальны;
• называть заповедники и заказники Крыма, рассказывать об их особенностях;
• определять ценности, которые объединяют все народы;
• давать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова, знать названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов на местности, где расположен населенный пункт
• понимать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму.
• следовать правилам поведения во время религиозного праздника или ритуала ;
• строить взаимоотношения на основе принципов «добрососедства» и «культуры мира»;
• рассказывать о профессии архитектора и многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии;
• использовать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем.
6. Содержание учебного курса
Структура и содержание курса состоят из двенадцати взаимосвязанных и структурно единообразных программ для 1-12-х классов (по 35 учебных часов ежегодно), каждая из которых имеет своё название, отображающее ведущую идею содержательной части курса в соответствующем классе:
1 класс: «Я, моя семья и мои соседи»;
2 класс: «Место, где мы живем»;
3 класс: «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»;
4 класс: «Гордимся Крымом»;
5 класс: «Крымское многоголосье»;
6 класс: «Путешествие в прошлое полуострова»;
7 класс: «Палитра культур и религий»;
8 класс: «Гостеприимный полуостров»;
9 класс: «Процветание в единстве»;
10 класс: «Дорогами тысячелетий»;
11 класс: «Крымская мозаика: прекрасное разнообразие»;
12 класс: «Я и мой полуостров сегодня и завтра».
7. Тематический план
№ |
Обязательные тематические линии |
2класс |
3 класс |
4 класс |
1 |
Вводный урок |
1 |
1 |
1 |
2 |
Географическая среда |
5 |
5 |
5 |
3 |
История |
6 |
4 |
3 |
4 |
Традиционная и современная культура |
12 |
13 |
10 |
5 |
Язык соседа |
4 |
4 |
4 |
6 |
Аксиология |
2 |
3 |
5 |
7 |
Конфликтология |
4 |
4 |
5 |
ИТОГО |
34 |
34 |
34 |
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Культура добрососедства» для 2 класса:
«Место, где мы живем»
№ урока |
Дата проведения |
Содержание урока |
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
|
1 |
Вводный урок. Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Крым - край, в котором мы живем. |
Знать цели и задачи курса. |
||
Раздел «Географическая среда» (5 часов) |
||||
2 |
Природа в нашем окружении. Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населенном пункте. |
Иметь представление о природных ресурсах своего региона и их влиянии на виды хозяйственной деятельности человека. |
||
3-4 |
Крымский лес — многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека |
Иметь представления о лесе, как о целостной экосистеме. Знать о роли леса в жизни человека. |
||
5 |
Что дают растения человеку. «Зеленая аптека» в нашем регионе. |
Иметь представление о наиболее распространенных лекарственных растениях, произрастающих в данном регионе. Знать не менее 5 названий распространенных лекарственных растений, произрастающих в данном регионе и уметь их распознавать. |
||
6 |
Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями. |
Иметь представление о роли комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Знать элементарные правила ухода за комнатными растениями. |
||
Раздел «История» (6 часов) |
||||
7 |
Памятники — от слова «память». Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении. |
Знать основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении. |
||
8-9 |
Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в ближайшем окружении) и живут сегодня. |
Знать 3-5 названий этнических групп, проживавших или проживающих в данном регионе. Иметь представление о Крыме как о перекрестке культур. |
||
10 |
Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки. |
Знать и уметь рассказать о том, где учились их бабушки, дедушки, родители |
||
11 |
Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, в которой учатся дети, имена самых известных ее выпускников. |
Знать происхождение названия улицы, на которой находится школа. Иметь представление об истории школы, в которой учатся. |
||
12 |
Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее. |
Знать что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев. |
||
Раздел «Традиционная культура» (12 часов) |
||||
13 |
Понятие об архитектуре. Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек. |
Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии. |
||
14 |
Строим город будущего. Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека. |
Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека. |
||
15 |
Украшаю мой дом. Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями.
|
Знать, что такое интерьер и иметь представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом. |
||
16 |
Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики. |
Иметь представление о ремеслах, декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму. Уметь распознавать различные виды керамики, лепить из глины (теста, пластилина) предметы домашней утвари. |
||
17-18 |
Общегосударственные праздники (День народного единства -4 ноября, День Конституции России-12 декабря, День России -12 июня , День защитника отечества- 23 февраля; Международный женский день- 8 марта, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День присоединения АРК к России- 18 марта, День Конституции Крыма и др.). |
Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников. |
||
19-20 |
Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища. |
Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища. |
||
21 |
Новоселье — праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем у разных народов. |
Иметь представление об обрядах, связанных с праздником новоселья. |
||
22 |
Традиции гостеприимства в моей семье. |
Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. |
||
23-24 |
Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. |
Знать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. |
||
Раздел «Язык соседа» (4 часа) |
||||
25 |
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе. |
Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе. |
||
26 |
Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье — праздник моей семьи и моих соседей». |
Знать и уметь использовать не менее 20 слов и фраз на «языке соседа», связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством. |
||
27-28 |
Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях. |
Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях. |
||
Раздел «Аксиология» (2 часа) |
||||
29 |
Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства. |
Знать не менее 2-х названий святых мест или памятников в регионе. Понимать необходимость бережного отношения к ним со стороны людей и государства. |
||
30 |
Памятники и святые места, которые нас объединяют. |
Иметь представления о памятниках в ближайшем окружении, которые объединяют людей разных национальностей и разных вероисповеданий. |
||
Раздел «Конфликтология» (4 часа) |
||||
31-32 |
Каждый из нас особенный, но у нас много общего. |
Знать что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом. |
||
33-34 |
Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе. |
Иметь представление: о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и находить позитивные приемы их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций. |
Календарно-тематический план учебного курса «Культура добрососедства»для 3 класса:
«Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»
№ урока |
Дата проведения |
Содержание урока |
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
|
1 |
Вводный урок. Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса.
|
Иметь представление о программе «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе», ее целях и задачах |
||
Раздел «Географическая среда» (5 часов) |
||||
2 |
Особенности климата и ландшафта Крыма. Основные факторы, определяющие климат Крыма: географическое положение, рельеф, Черное море. Уникальность Южного берега Крыма. Климатические условия моего региона. |
Иметь представление о климатических особенностях Южного берега Крыма и о влиянии географического положения, рельефа и Черного моря на климатические условия полуострова. Знать особенности климата своего региона и уметь их охарактеризовать. |
||
3 |
Своеобразие крымского ландшафта: степь, равнина, предгорье, море, горы и его влияние на хозяйственную деятельность людей в регионе. Характеристика особенностей ландшафта в моем регионе. |
Знать ландшафтные особенности своего региона и уметь их охарактеризовать. Иметь представление о влиянии ландшафта на хозяйственную деятельность людей в регионе. |
||
4-5 |
Водоемы (море, озера, реки, источники) и горы: возможности для активного отдыха . Целебный воздух гор. Горные туристические маршруты. Значение минеральных источников, лечебной грязи, морских, воздушных и солнечных ванн для здоровья человека. Заочное путешествие по Черному и Азовскому морям, по горным туристским маршрутам. |
Знать содержание понятия «активный отдых» и названия 2-3 крымских гор. Иметь представление о значении минеральных источников, лечебной грязи, морских, воздушных и солнечных ванн для здоровья человека. |
||
6 |
Охрана природы Крыма: труд лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др. Необходимость охраны природы Крыма. Защита степей, гор, лесов от пожаров, вредителей и уничтожения. Охрана водоемов. Труд людей, заботящихся об охране природы. |
Понимать необходимость охраны и защиты природы Крыма. Иметь представление о труде людей, профессионально занимающихся охраной природы. |
||
Раздел «История» (4 часа) |
||||
7 |
Профессии наших родителей. Где работают наши близкие. История этих предприятий, хозяйств. Экскурсия на предприятие или в учреждение. |
Знать место работы своих родителей и их профессии, иметь представление об истории предприятия, в котором трудятся родители ребенка и его специализацию. |
||
8-9 |
Представление о народах, живущих в Крыму. Самые многочисленные этносы Крыма: армяне, азербайджанцы, белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки, русские, татары, украинцы. Представители национальностей, живущие с нами по соседству. Уникальность каждого народа и его культуры. |
Знать название 5-6 этносов, живущих в Крыму. Иметь представление об особенностях культуры представителей различных этносов и уметь рассказать о том, что их объединяет. Знать, что каждый народ, каждая культура, как и каждый человек, уникальны. |
||
10 |
Как раньше учились дети в Крыму. Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых зданиях. |
Иметь представление о том, в каких школах раньше могли учиться дети в Крыму и чем они отличаются от современных школ. Иметь представление о важности учебы, учения, о роли образованности в жизни человека. |
||
Раздел «Традиционная культура» (13 часов) |
||||
11 |
Традиционные занятия населения региона. Занятия населения региона в старину: земледелие (в т.ч. выращивание овощей, садоводство, виноградарство, табаководство, льноводство), шелководство, пчеловодство, животноводство (разведение коз, коров, свиней, волов, верблюдов, коней), птицеводство и т.д. |
Иметь представление о том, какими были основные занятия населения региона в старину. Знать названия не менее 5 сельскохозяйственных и не менее 3 ремесленных специализаций населения района. Уметь рассказать, почему именно эта специализация была характерна для данного района. |
||
12 |
Ремесленные специальности: кожевенники, кузнецы, каменщики, плотники, медники, гончары, столяры, красильщики, бондари, войлочники, портные, ювелиры, пекари, ткачи, вышивальщики и др. |
|||
13 |
Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района. Государственные учреждения, предприятия сферы услуг. Когда и почему они возникли, какую продукцию они производят, люди каких профессий на них работают. |
Знать 2-3 сельскохозяйственных и промышленных предприятия города или района. Иметь представление когда и почему они возникли, какую продукцию они производят, люди каких профессий на них работают. Уметь назвать не менее 5 профессий, распространенных в регионе, и объяснить, почему они важны. |
||
14 |
Праздники, которые мы отмечаем вместе. История возникновения праздников. Традиции твоей семьи, связанные с празднованиями Нового года, 8 марта и др. Меню вашего праздничного стола. Подарки маме. Поздравления с праздником на родном языке и языке соседа. |
Знать поздравления с праздником на родном языке и языке соседа. Иметь представления об особенностях празднования Нового года и 8 марта. Уметь составить меню праздничного стола. |
||
15 |
Традиции отдыха в наших семьях Зачем людям нужно отдыхать. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Как отдыхают в моей семье. |
Знать, зачем людям нужно отдыхать. Иметь представления о том, какой отдых считается полезным и как его можно организовать. |
||
16 |
Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня. Распределение обязанностей в семье в старину. Зачем приобщали детей к труду? Какую работу выполняли дети. Твои обязанности в семье. Какую работу ты уже научился выполнять. |
Знать, зачем необходимо детям трудиться. Иметь представление о том, как в старину распределялись обязанности в семье и какую работу выполняли дети. Уметь рассказать о своих обязанностях в семье. |
||
17 |
Традиции соседской взаимопомощи в Крыму Необходимость объединения людей для выполнения больших объемов работ. Радость от совместного труда и его результатов. |
Знать 2-3 примера соседской взаимопомощи и значение термина «толока» или «талаха». Иметь представление о том, когда и как в старину соседи помогали друг другу. Уметь объяснить необходимость объединения людей для выполнения больших объемов работ. |
||
18 |
Игры и игрушки крымских детей Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину. Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. |
Знать в какие игры и игрушки играли в старину крымские дети и уметь сравнить их с современными. Извлекать положительный опыт из историй, рассказанных родителями, дедушками и бабушками. Уметь дифференцировать и выделять игры, направленные на сплочение, объединение, дружбу. |
||
19 |
Великие учителя и великие книги человечества. История появления и общая характеристика книг: Библии, Корана и др. Великие пророки и учителя человечества: Будда, Иисус, Конфуций, Мухаммед и другие исторические личности. |
Знать 2-3 названия Великих книг человечества и 2-3 имени Великих учителей. Иметь представление об истории жизни Великих учителей и истории происхождения Великих книг. |
||
20 |
Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа. Какие бывают праздники. |
Знать на какие праздники нужно приходить только с приглашением. Иметь представление об одежде и подарках, соответствующих празднику, об особенности поведения во время национального или семейного праздника, застольном этикете. Уметь правильно составить диалоги: приглашение-ответ, приветствие и поздравление-ответ, прощание-ответ |
||
21 |
Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. События, на которые приглашают и события, на которые можно прийти без приглашения. Особенности застольного этикета. Как правильно попрощаться и уйти. |
Знать, на какие события нужно приходить только по приглашению. Иметь представление об одежде и подарках, соответствующих случаю, об особенности поведения во время религиозного праздника/ритуала, застольном этикете. Уметь правильно составить диалоги: приглашение-ответ, приветствие и поздравление / соболезнование-ответ, прощание-ответ |
||
22 |
Учимся дарить подарки на день рождения: современный этикет и его этнические особенности. |
Знать основные правила выбора подарка, его оформления, вручения и приема. Иметь представление об этнических особенностях выбора подарка и цветов, их оформления, вручения и приема. Уметь поприветствовать, поздравить и поблагодарить на родном языке и на языке соседа. |
||
23 |
Делаем сами подарки к праздникам (1 час.) Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Методика изготовления некоторых из них. |
Иметь представление о различных видах подарков и способах их изготовления. Уметь изготавливать подарки к календарным праздникам своими руками. |
||
Раздел «Язык соседа» (4 часа) |
||||
24-25 |
24-25. Способы передачи информации. Жесты и взгляды – немой язык человека. Творческая игра «Разговор взглядов и жестов». |
Иметь представление о невербальных способах передачи информации и их значении. Знать значение некоторых жестов и их этнические особенности. Понимать музыку и танец как один из способов передачи мыслей, чувств и событий. Уметь общаться друг с другом жестами и взглядами, языком танца. |
||
26 |
26.Мои любимые песни. Песни, с которыми нам легко работается и отдыхается. Песни, которые помогают нам учиться. Поем вместе песни на языках наших соседей. |
Иметь представление о значимости песен в жизни человека. Уметь напеть или рассказать слова 2-3-х любимых песен, которыми можно сопровождать труд или отдых. Знать содержание 2-х песен на языках своих соседей. |
||
27 |
27.Этикетная лексика гостеприимства |
Знать и уметь использовать этикетную лексику гостеприимства |
||
Раздел «Аксиология» (3 часа) |
||||
28 |
Что такое «друг», «дружба», «любовь». Всех ли мы называем друзьями?. Роль дружбы в жизни человека. Что такое «любовь»? Почему она нужна людям. |
Иметь представление о том, что такое «дружба», «любовь» и зачем они нужны людям. Уметь назвать и охарактеризовать качества, которые мы хотим видеть в своих друзьях. |
||
29 |
Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию. Нужны ли они в жизни современного человека. Фольклор народов Крыма о трудолюбии и прилежании. |
Знать значение терминов «знание», «грамотность», «трудолюбие» и «прилежание». Уметь привести 3-4 пословицы или поговорки о труде, трудолюбии и грамотности. Иметь представление о необходимости этих ценностей в жизни человека и уметь высказывать свою точку зрения. |
||
30 |
Ценности, которые объединяют всех. Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. Доброта, взаимопомощь, забота, уважение, ответственность. |
Иметь представление об общечеловеческих ценностях и уметь назвать некоторые из них. |
||
Раздел «Конфликтология» (4 часа) |
||||
31-32 |
Друг» и «враг»: не «враг», а «оппонент», не оппонент, а «союзник». Тренинги: «Танец рук». «Сложите шерстяное одеяло» |
Знать значение понятий «друг» и «враг», «взаимодействе, «конструктиное взаимодействие», знакомство с понятиями «собеседник», «союзник». |
||
33-34 |
Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника. Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен. Тренинги: «Автобиография по эпохам». «Представь себя другим». «Воспоминания детства» |
Уметь перевести беседу в русло конструктивного диалога. Иметь представление о путях изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен. |
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Культура добрососедства»
для 4 класса: «Гордимся Крымом»
№ урока |
Дата проведения |
Содержание урока |
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
|
1 |
Вводный урок. Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса.
|
Иметь представление о программе «Гордимся Крымом», ее целях и задачах |
||
Раздел «Географическая среда» (5 часов) |
||||
2 |
Географическое районирование Крыма и его уникальность для России Географическое районирование Крыма. |
Знать географическое положение Крыма, иметь представление о географическом районировании полуострова и его уникальности для России. Уметь охарактеризовать Крым как уникальную лабораторию, где ведется комплексное изучение природы и ее охрана. |
||
3 |
Красная книга» Крыма. Эндемики Крыма. Экзоты. Реликты. Что такое «Красная книга» России и Крыма и зачем она нужна. Характеристика терминов «эндемик», «экзот», «реликт». Редкие растения моего региона. |
Знать названия 5-6 видов эндемиков Крыма и растений, занесенных в «Красную книгу». Иметь представление об эндемиках, экзотах и реликтах. Уметь дать характеристику некоторым эндемикам Крыма. |
||
4 |
Заповедники и заказники Крыма. Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма. |
Знать все крымские заповедники. Иметь представление об истории возникновения заповедников, заказников и музеев природы в Крыму. Уметь рассказать о значении заповедников и заказников в сохранении природы Крыма. |
||
5 |
Музеи природы в Крыму (Никитский Ботанический сад, парковые зоны южнобережных дворцов, природоведческие отделы в краеведческих музеях, Музей Института биологии южных морей («Аквариум»), дельфинарии и т.д.) |
|||
6 |
Наш Крым – самый чистый и красивый. «Чисто не там где убирают, а там, где не сорят»: необходимость поддержание чистоты и обустройства территории для отдыха (детской или спортивной площадки), территории вокруг школы. |
Уметь поддерживать чистоту территории для учебы и отдыха, уметь ее обустраивать. |
||
Раздел «История» (3 часа) |
||||
7 |
Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Северный маршрут Великого Шелкового пути. Героическая оборона Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войны. Ялтинская конференция. |
Знать 2-3 исторических события, которые сделали Крым известным в Европе и уметь рассказать об одном из них. Иметь представление о том, что история нашего полуострова теснейшим образом связана с мировой историей |
||
8 |
25.10 |
Знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым. |
Знать 5-6 имен знаменитых личностей, приезжавших в Крым или уроженцев Крыма и уметь рассказать о некоторых из них. Иметь представление о Крыме как уникальной творческой лаборатории, где получали вдохновение многие музыканты, поэты, писатели и художники. |
|
9 |
08.11 |
Наш край гостеприимный. Крым как туристический регион вчера и сегодня. Достопримечательности нашего региона, туристские маршруты и экскурсии. |
Знать содержание терминов «туризм», «турист», 3-4 названия достопримечательностей Крыма и уметь рассказать о них. Иметь представление о развитии туризма в Крыму. |
|
Раздел «Традиционная культура» (12 часов) |
||||
10 |
15.11 |
Самые замечательные (значительные) памятники архитектуры нашего населенного пункта и Крыма в целом. |
Знать 1-2 памятника архитектуры в своем регионе и в Крыму и уметь рассказать о каком-либо из них или описать его. Иметь представление о богатстве и разнообразии архитектурных построек разных эпох в Крыму |
|
11 |
22.11 |
Разнообразие блюд крымской кухни. «Крымская кухня» - это блюда, которые любят готовить крымчане. Какие блюда мы едим каждый день, чем мы угощаем гостей. Какие блюда можно попробовать только в Крыму. |
Знать 2-3 названия блюд, которые можно попробовать только в Крыму, и уметь описать их. Уметь составить меню обычного обеда и праздничного ужина для своих гостей. Иметь представлении о разнообразии блюд крымской кухни. |
|
12 |
Ремесла, прославившие Крым. Что такое ремесло и чем занимается ремесленник. Какие ремесла были раньше в Крыму. Изделия, которыми славились крымские ремесленники далеко за пределами полуострова. |
Знать что такое «ремесло», «ремесленник» и уметь назвать 3-4 ремесла, которыми занимались крымчане. Иметь представление о ремесленных изделиях, которые в старину вывозились из Крыма. |
||
13 |
Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма Знакомство с биографией и работами известных ремесленников и мастеров декоративно-прикладного искусства, проживавших в данном регионе или в Крыму раньше или в настоящее время. Знакомство с мастерской, выставочным залом или музейной экспозицией. |
Знать 1-2 имени известных ремесленников или мастеров декоративно-прикладного искусства, проживавших или проживающих сегодня в Крыму. Уметь рассказать об их работах. Иметь представление о многообразии и нужности профессий и возможности достичь высоких результатов в любой из них. |
||
14 |
Крымские сувениры Что такое «сувенир». Какие бывают сувениры. Какой крымский сувенир я подарю гостю из-за рубежа. Сувениры, которые можно сделать своими руками. |
Знать что такое «сувенир». Иметь представление о разнообразии сувениров, производящихся в Крыму. Уметь сделать сувенир своими руками и подарить его другу. |
||
15 |
Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве. Виды крымских орнаментов и их краткая характеристика. Цветовая гамма. Орнаменты в моем окружении. Учимся придумывать и рисовать орнаменты. |
Знать виды крымских орнаментов и уметь их охарактеризовать. Иметь представление о символике цвета в крымских орнаментах. Уметь нарисовать или придумать орнамент. |
||
16 |
Художники, которые прославили Крым. Художники, которыми гордятся крымчане и их произведения. Художественные музеи и галереи в Крыму. |
Знать не менее 3-х фамилий известных крымских художников, а также какие художественные музеи и галереи есть в Крыму. Иметь представление о художниках, прославивших красоты Крыма, и уметь назвать 1-2 их произведения. |
||
17 |
Оркестр народных инструментов Крыма. Балканские и восточные музыкальные инструменты. Инструменты славянского оркестра. Ансамбли и оркестры народной музыки в Крыму. |
Знать 5-6 названий музыкальных инструментов народов Крыма и уметь их описать. Иметь представление о современных ансамблях и оркестрах народной музыки в Крыму. |
||
18 |
Кукольные театры в Крыму. История возникновения кукольных театров. Марионетки, перчаточные и теневые куклы. Современный театр кукол в Крыму. |
Иметь представление об истории возникновения кукольных театров и их этнических особенностях (о «вертепе», «карагезисе» и др.). Знать что такое марионетки, перчаточные и теневые куклы, уметь назвать 3-4 имени наиболее известных кукольных героев. |
||
19 |
Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым. Знакомство с жизнью религиозных деятелей, прославивших Крым. |
Иметь представление об известных религиозных деятелях и подвижниках Крыма |
||
20-21 |
Крымчане – радушные хозяева, внимательные и гостеприимные друзья. Правила приема гостей в разных культурах. Угощения и подарки. Личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т.д.). |
Знать основные правила приема гостей в разных культурах и уметь применять их на практике. Иметь представление о необходимых личностных качествах гостеприимного хозяина и стремиться их в себе развивать. |
||
Раздел «Язык соседа» (4 часа) |
||||
22 |
Древние способы передачи информации. «Каменная летопись» - надписи на камне (эпиграфика) и на сырой глине (граффитти) – это рассказы наших предков о себе. Пергамен и бумага – хранители памяти наших предков. Традиции летописания в Крыму. |
Знать что такое «эпиграфика», «граффитти», «пергамен», «летопись». Иметь представление о различных способах передачи информации и уметь рассказать о них. Иметь представление о традициях летописания в Крыму. |
||
23 |
Известные детские поэты и писатели Крыма. Поэты и писатели, прославившие Крым – музей «под открытым небом». Учимся сочинять стихи и рассказы. Посещение литературного музея или проведение мероприятия в библиотеке. |
Иметь представление о творчестве известных детских поэтов и писателей. Знать наизусть 2-3 стихотворения крымских детских поэтов и уметь составлять простые рассказы или четверостишья. |
||
24 |
Гимн Крыму: поем о нашей родине на разных языках. Гимн Крыма. Композиторы, которыми гордятся крымчане. Музыкальные произведения о Крыме и его людях. Известные фольклорные произведения этносов Крыма. |
Знать слова и мелодию Гимна автономии, а также не менее 2-х фольклорных произведений или песен о Крыме. Знать не менее 4-х фамилий крымских композиторов и названия некоторых их произведений. |
||
25 |
Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке |
Знать и уметь использовать этикетную лексику гостеприимства не менее чем на двух национальных языках. |
||
Раздел «Аксиология» (4 часа) |
||||
26 |
Понятие большой и малой родины. Родина и мир. Россия – наше Отечество, родная страна. Малая родина – это дом, улица, город (поселок, село), в котором мы живем |
Знать отличительные особенности понятий «большая» и «малая» родина и уметь раскрыть их. Иметь представление о том, что мир там, где люди умеют договариваться, понимать друг друга, уступать. |
||
27 |
Отношение к Родине и к миру в культурах народов Крыма. Легенды, сказки, пословицы и поговорки разных народов Крыма о Родине и о мире. Тема добра и мира в крымском фольклоре. |
Знать не менее 3-х фольклорных произведения о Родине и о мире. Иметь представление о разных образцах фольклора, воспевающих дружеские отношения, трудолюбие, толерантность. |
||
28-29 |
Добрососедство как ценность. Зачем нужно быть добрыми соседями. «Откроем для других наш край родной». Игра-ярмарка |
Знать и уметь объяснить что такое «добрососедство» и почему нужно быть добрыми соседями. Иметь представление об опыте добрососедства в Крыму и уметь привести несколько примеров добрососедства из своего опыта или из опыта своих друзей и близких. |
||
Раздел «Конфликтология» (5 часов) |
||||
30-31 |
«Мы» и «они» - нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, и этим они нам интересны. |
Понимать, что нет «лучших» и «худших» культур, а есть «другие», в чем-то не похожие на нас люди, но непохожесть -не повод для ссор. |
||
32 |
Конструктивное общение. Класс-маленькая модель населения Крыма. Тренинг: «Рассказываем вместе». |
Преодолевать отчужденность в классе, развивать способность действовать по согласованию. |
||
33-34 |
Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела. «Праздник дружбы». |
Уметь проигрывать ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела и использовать полученные навыки в реальной жизни. |
«Язык соседа» - рекомендуемая лексика, фразы и выражения
2-й класс
Земля, водоем (море, река, озеро, источник), особенность ландшафта (побережье, горы, степь).
Населенный пункт (город или поселок или село), улица, музей, памятник, название культового сооружения (церковь, костел, мечеть, кенаса, синагога и др.).
Дом, дверь, окно, комната.
Фразы, выражения, диалоги:
Как дела? - Хорошо!
Где ты живешь? – Я живу….
Поздравляю! – Ответ
Поздравляю с праздником! – Ответ
Поздравляю с новосельем! - Ответ
Приходи в гости! – Хорошо. Ответ
Добро пожаловать! - Ответ
Садись! (Присаживайся!)
Угощайтесь! – Спасибо, очень вкусно! Не хочу, спасибо!
3-й класс
Солнце, тепло-холодно, утро, день, вечер, ночь. Вчера, сегодня, завтра, сейчас, праздник, подарок, песня, петь, танец, танцевать, игра, играть, работать, учиться, дружить, отдыхать.
Числительные (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять)
Фразы, выражения, диалоги:
Приходи в гости! – Спасибо, когда? – (сегодня, завтра, сейчас)
Помоги мне, пожалуйста! – Спасибо!
Давай помогу! – Спасибо!
Ты любишь (тебе нравится).. (работать, учиться, петь, танцевать, играть)? – Я люблю, (мне нравится)…(учиться, петь, танцевать, играть)? Или – Нет, я не люблю ….
Пойдем играть (работать, учиться, танцевать)
4-й класс
Родина, мир, путешествие (путешествовать), хозяин, гость, сказка, стихотворение, легенда, хороший, красивый, вежливый, здесь-там, близко-далеко, прямо, направо, налево, театр, есть, пить, спать, гулять.
Фразы, выражения, диалоги:
Обращение к незнакомому пожилому человеку, среднего возраста, сверстнику (мужчине/женщине)
Познакомься, это мой/моя (друг, брат, сестра, мама, бабушка, гость, учитель и т.д.) – Очень приятно! Меня зовут……
Что это? – Это (мой дом, моя школа, моя улица, музей) … - Очень красиво!
Кто это? – Это (друг, брат, сестра, мама, бабушка, гость, учитель и т.д.)
Добро пожаловать! - Спасибо!
Я тебя приглашаю…. (в гости, в путешествие, в театр, в кино) – Спасибо!
Где находится … (школа, дом, музей, море…)? – Прямо, направо, налево, близко, далеко, здесь, там…
Расскажи, пожалуйста, (сказку, стихотворение, легенду…) – Хорошо, слушай!
Вам / тебе помочь? – Спасибо!
Я хочу … (есть, пить, спать, гулять, учиться, играть, дружить) – Хорошо, пожалуйста!
24