12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведева Тамара Ивановна139

Цель:

 1) привлечь внимание воспитанников к проблеме культуры речи в современном обществе;

 2) познакомить с происхождением некоторых правил поведения во время приветствия;

 3) заставить задуматься о важности поднятой темы.

Оформление: на одной части доски записаны афоризмы; на другой – изображена «чаша мудрости».

Под музыку входят дети, рассаживаются на места.

  1. Наш сегодняшний разговор пойдет о правилах поведения, о культуре речи.

 Занимательная история произошла с американским юмористом Марком Твеном. Отправляясь в гости к Гарриет Бичер-Стоу, писательнице, автору романа «Хижина Дяди Тома», он забыл надеть галстук. Лишь когда он вернулся, жена обратила внимание на незаконченность его туалета и упрекнула мужа за неприличное поведение. Это побудило писателя исправить положение, но на собственный лад: он упаковал галстук в коробку и отправил ее Бичер-Стоу. Говорят, что та от души хохотала.

    В наше время появление мужчины в гостях без галстука не шокирует, конечно, окружающих, но и сегодня существует свод правил поведения(нормы этикета), знание и соблюдение которых совершено необходимо человеку для успешного общения с окружающими.

 2.  Само слово «этикет» имеет французское происхождение.

На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручили карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих народов мира.

            Сами же правила поведения возникли в глубокой древности. И было их превеликое множество. Так, в Древнем Китае насчитывалось до 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как сесть, как взять чашку с чаем или рисом. На Руси правила хорошего тона существовали с незапамятных времен. Первый трактат по этикету был написан по приказу Петра 1 в 1717г. («Юности честное зерцало». Фрагменты  из трактата  зачитываются)

3. Но сегодня я бы хотела обратить ваше внимание на то, как должны вести себя люди при встрече.

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы:

-Здравствуйте!

Что особенного мы друг другу сказали?

Простое «Здравствуйте», больше

Ведь мы ничего не сказали!

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же не капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

 

                                                                                       Вл. Солоухин

Движения, жесты, которые совершают люди разных стран во время приветствия, очень разнообразны:

             - одни кланялись в пояс,

             - другие падали на колени и ударялись лбом об землю,

             - третьи подносили руку ко лбу и к сердцу,

             - четвертые касались друг друга носами,

             - пятые вообще показывали язык.

 

Как удивились бы мы, если бы знакомый при встрече вместо слова «здравствуй» спросил бы : «Ты ел сегодня?» или «Здоров ли твой скот?» или «Как твои дела?» или «Я вас вижу».

         А ведь это тоже приветствие. Именно такими фразами при встрече обменивались друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта, Англии.

   Каким бы ни было приветствие: поклон, рукопожатие, короткое слово «привет» - не ответить на него в любой стране, в любое время было бы верхом невоспитанности и неприличия.

4. Как же правильно здороваться?

Существует множество слов для этой цели. Что это за слова? Знаете вы их?

(Дети называют слова: «добрый день», «здравствуйте» и другие).

5.  Многие правила этикета возникли в глубокой древности как разумные и удобные формы человеческого общежития. Человечество пронесло их через века, они превратились в добрые традиции, которые воспитанный человек всегда соблюдает.

    - Может ли кто-нибудь из вас сказать: почему в момент приветствия и пребывания в помещении мужчине следует снимать головной убор?

(Дети предлагают свои версии ответа, затем их называет воспитатель).

- А как быть с рукопожатием? (дети отвечают, воспитатель комментирует)

- Как вы думаете, кто должен первым подавать руку, если здороваются юноша и девушка; старший и младший?  (дети отвечают)

Во время приветствия нужно обязательно называть человека по имени.

- Если не знаешь имени человека, к которому обращаешься, как начать фразу?

6. Игра «Словесные картинки».

Нужно по описанию отгадать страну и эпоху описываемого приветствия.

- мужчина целовал руку даме, она приседала в реверансе;

- кавалер снимал шляпу, украшенную перьями, делал ею в воздухе замысловатые движения, дама с веером в руке делала реверанс;

- мужчины при встрече приподнимали шляпы-цилиндры, слегка кланялись;

- двое людей при встрече радостно бросаются в объятия друг друга.

 7.  «Чаша мудрости».

     Предлагаются ситуации, дети должны дать свой вариант ответа.

- Ученик идет по коридору школы. Учителя разговаривают между собой. Среди них ученик увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Татьяна Сергеевна». Правильно ли он поступил?

- Как нужно начинать разговор по телефону?

- Мимо сидящих кадет проходит учитель. Каким должно быть приветствие педагогу со стороны кадет?

- Между двумя людьми произошла крупная ссора. Случайно оба оказываются приглашенными в гости к общему знакомому. Как нужно вести себя при встрече?

8. И в заключение я хочу обратить ваше внимание на афоризмы, которые записаны на доске. Как вы понимаете значение этих высказываний?

 

Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения.

                                                               Сент-Экзюпери.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

                                                               Сократ.

Опубликовано


Комментарии (1)

Ломакина Ирина Алексеевна, 10.05.21 в 10:37 1Ответить Пожаловаться
Материал хороший, интересно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.