Культуре речи. Приветствие
Цель:
1) привлечь внимание воспитанников к проблеме культуры речи в современном обществе;
2) познакомить с происхождением некоторых правил поведения во время приветствия;
3) заставить задуматься о важности поднятой темы.
Оформление: на одной части доски записаны афоризмы; на другой – изображена «чаша мудрости».
Под музыку входят дети, рассаживаются на места.
- Наш сегодняшний разговор пойдет о правилах поведения, о культуре речи.
Занимательная история произошла с американским юмористом Марком Твеном. Отправляясь в гости к Гарриет Бичер-Стоу, писательнице, автору романа «Хижина Дяди Тома», он забыл надеть галстук. Лишь когда он вернулся, жена обратила внимание на незаконченность его туалета и упрекнула мужа за неприличное поведение. Это побудило писателя исправить положение, но на собственный лад: он упаковал галстук в коробку и отправил ее Бичер-Стоу. Говорят, что та от души хохотала.
В наше время появление мужчины в гостях без галстука не шокирует, конечно, окружающих, но и сегодня существует свод правил поведения(нормы этикета), знание и соблюдение которых совершено необходимо человеку для успешного общения с окружающими.
2. Само слово «этикет» имеет французское происхождение.
На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручили карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих народов мира.
Сами же правила поведения возникли в глубокой древности. И было их превеликое множество. Так, в Древнем Китае насчитывалось до 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как сесть, как взять чашку с чаем или рисом. На Руси правила хорошего тона существовали с незапамятных времен. Первый трактат по этикету был написан по приказу Петра 1 в 1717г. («Юности честное зерцало». Фрагменты из трактата зачитываются)
3. Но сегодня я бы хотела обратить ваше внимание на то, как должны вести себя люди при встрече.
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы:
-Здравствуйте!
Что особенного мы друг другу сказали?
Простое «Здравствуйте», больше
Ведь мы ничего не сказали!
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же не капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Вл. Солоухин
Движения, жесты, которые совершают люди разных стран во время приветствия, очень разнообразны:
- одни кланялись в пояс,
- другие падали на колени и ударялись лбом об землю,
- третьи подносили руку ко лбу и к сердцу,
- четвертые касались друг друга носами,
- пятые вообще показывали язык.
Как удивились бы мы, если бы знакомый при встрече вместо слова «здравствуй» спросил бы : «Ты ел сегодня?» или «Здоров ли твой скот?» или «Как твои дела?» или «Я вас вижу».
А ведь это тоже приветствие. Именно такими фразами при встрече обменивались друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта, Англии.
Каким бы ни было приветствие: поклон, рукопожатие, короткое слово «привет» - не ответить на него в любой стране, в любое время было бы верхом невоспитанности и неприличия.
4. Как же правильно здороваться?
Существует множество слов для этой цели. Что это за слова? Знаете вы их?
(Дети называют слова: «добрый день», «здравствуйте» и другие).
5. Многие правила этикета возникли в глубокой древности как разумные и удобные формы человеческого общежития. Человечество пронесло их через века, они превратились в добрые традиции, которые воспитанный человек всегда соблюдает.
- Может ли кто-нибудь из вас сказать: почему в момент приветствия и пребывания в помещении мужчине следует снимать головной убор?
(Дети предлагают свои версии ответа, затем их называет воспитатель).
- А как быть с рукопожатием? (дети отвечают, воспитатель комментирует)
- Как вы думаете, кто должен первым подавать руку, если здороваются юноша и девушка; старший и младший? (дети отвечают)
Во время приветствия нужно обязательно называть человека по имени.
- Если не знаешь имени человека, к которому обращаешься, как начать фразу?
6. Игра «Словесные картинки».
Нужно по описанию отгадать страну и эпоху описываемого приветствия.
- мужчина целовал руку даме, она приседала в реверансе;
- кавалер снимал шляпу, украшенную перьями, делал ею в воздухе замысловатые движения, дама с веером в руке делала реверанс;
- мужчины при встрече приподнимали шляпы-цилиндры, слегка кланялись;
- двое людей при встрече радостно бросаются в объятия друг друга.
7. «Чаша мудрости».
Предлагаются ситуации, дети должны дать свой вариант ответа.
- Ученик идет по коридору школы. Учителя разговаривают между собой. Среди них ученик увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Татьяна Сергеевна». Правильно ли он поступил?
- Как нужно начинать разговор по телефону?
- Мимо сидящих кадет проходит учитель. Каким должно быть приветствие педагогу со стороны кадет?
- Между двумя людьми произошла крупная ссора. Случайно оба оказываются приглашенными в гости к общему знакомому. Как нужно вести себя при встрече?
8. И в заключение я хочу обратить ваше внимание на афоризмы, которые записаны на доске. Как вы понимаете значение этих высказываний?
Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Сент-Экзюпери.
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ.
Ломакина Ирина Алексеевна