Урок по русскому языку в 5 классе «Диалектизмы»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: Диалектизмы
Класс: 5
Учебник: Русский язык. 5 кл.: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.-М.: Дрофа, 2016
Тип урока: интегрированный
Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский
Оборудование: портрет В.И. Даля, Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля, толковый словарь С. Ожегова, презентация, художественные тексты, компьютер
Цели: изучение диалектных слов и их особенностей в речи местных жителей Староюрьевского района Тамбовской области;
уметь пользоваться толковыми словарями для определения того или иного слова; определять уместность – неуместность использования диалектных слов в обиходной речи, в художественном произведении; формирование умения находить диалектные слова в речи местных жителей и художественных произведениях
Ход урока:
I. Знакомство с теоретическим материалом
а) Чтение учителем текста «Собиратель русских слов»
-Какое слово заинтересовало В.И. Даля в речи ямщика? Как вы думаете, что оно означает? Ответить на этот вопрос нам поможет словарь Даля. (Работа со словарём)
- Такие слова называются диалектными. Их носителями являются жители определённой местности. Обратите внимание на особую пометку диалектных слов в словаре. (Выразительное чтение слов Л. Успенского)
-Предлагаю вместе составить синквейн к слову диалект.
Выразительное чтение стихотворения «Мамин диалект» Н. Гурьевой
-Определите, какие диалектные слова встретились в этом тексте? Установите их значение.
б) Знакомство с электронной версией Словаря тамбовских говоров Махрачёвой Т.В., Пискуновой С.В., Губаревой В.В.
в) Прослушивание речи жителей села Подгорное Староюрьевского района Тамбовской области, запись диалектных слов
II. Перевод с русского на … русский. Работа с диалектными словами, бытующими в речи жителей Староюрьевского района
-Один и тот же предмет в разных сёлах нашего района называется по-разному. Сравним речь жителей сёл Подгорное, Большая Дорога, Новоюрьево.
III. Закрепление полученных знаний. Работа с текстом повести Д. Григоровича «Антон – Горемыка».
-Из данного отрывка выпишите диалектизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы
- Как не быть! всяк случается, братец ты мой, - начал опять ярославец, - ты не серчай… Вот, примерно, - прибавил он после молчка, - у нас по соседству, верстах эвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий… С достатком и люди-те были… Об лето хаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли.
IV. Работа с учебником.
Выполнение упражнения 327
V. Итог урока.
- Почему не ослабевает интерес лингвистов к диалектным словам?
- Что даёт нам с вами изучение диалектов родного края?
VI. Домашнее задание.
Понаблюдайте за речью ваших родных, знакомых, соседей. Отыщите в их речи диалектные слова, запишите.
/data/files/m1509225064.ppt (Диалекты)
Речь носителя диалектов
WAV / 7.91 Мб