12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жиркевич Татьяна Борисовна502
Люблю свою профессию.
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Тема: Виды речевой деятельности человека.

Речь устная, письменная, внутренняя. Характеристика человека по его речи. Требования к речи.

Планируемые результаты.

Предметные.

Роль русского языка. Виды речи. Требования к речи. Анализировать речь людей. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической.

Метапредметные.

Регулятивные. Действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника.

Коммуникативные. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Познавательные. Строить несложные рассуждения, делать выводы.

Личностные.

Ориентирование ученика на учёт чужой точки зрения, устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, адекватное понимание причин успешной или неуспешной учебной деятельности, положительная адекватная самооценка.

Ход урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Орфографическая минутка.

.зык мой – дру. мой. (Язык мой – друг мой.)

Язык – словарное слово; друг – подруга.

- Объясните, как понимаете пословицу, вспомните, о чём говорили на предыдущем уроке.

(Не было бы языка, не смогли бы мы общаться и учиться новым знаниям. язык помогает мне общаться с другими людьми.)

Сядем ря.ком, да поговорим ла.ком. (Сядем рядком, да поговорим ладком.)

Рядком-ряды, ладком-ладить.

- Объясните, что значит слово «лад»? Это старославянское слово; лад – добро, мир, согласие.

Самоопределение к деятельности.

- В первом классе мы уже говорили о том, какие бывают виды речи.

Посмотрите на картинки, вспомните и определите, как называются данные виды речи.

Слайд. Письменная речь.

Слайд. Устная речь.

- От какого слова образовано «устная»? (Устаревшее слово «уста» - рот, губы.)

Слайд. Внутренняя речь, речь про себя.

Запишем предложения. (Ученики по очереди выходят к доске.)

Учитель диктует, учащиеся объясняют орфограммы.

Девочка написала в тетрадке слова.

(Девочка – «о» словарное слово, чк пиши без мягкого знака. Тетрадка – тетради. Написала – пишет, слова – слово.)

- Какую речь использовала девочка? (Письменную.)

Ученики молча читают книжки.

(Ученики – словарное слово, ча пиши с буквой а. Читают – читарь. Книжки - книжечки.)

- Какую речь использовали ученики? (Внутреннюю речь.)

Петя читает сказку сестрёнке Маше.

(Сказку – сказочка. Сестрёнка – сёстры. Маша – имя, поэтому пишем с большой буквы.)

- Какую речь использовал Петя? (Устную речь.)

Работа по новой теме.

1.Прочитайте на доске пословицу. Спишите.

По речам узнают человека.

- Объясните эту пословицу. (От того что и как говоришь: грамотно или безграмотно, глупости или умные вещи, вежливо или невежливо, люди составляют свое мнение о тебе.

- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

2.Работа по учебнику.

Культура общения проявляется в умении общаться красивым, грамотным, а главное, доброжелательным языком с людьми разных возрастов и профессий.

- Что никогда не забывает произносить вежливый человек при встрече? (Здравствуйте; добрый день.) При расставании? (До свидания, прощайте.)

- Как культурный человек благодарит? (Спасибо.) Просит прощения? (Извините или простите, пожалуйста).

Физминутка.

У нас сегодня особенная физминутка, она тоже связана с вежливым обращением. Я говорю команды, но вы выполняете их только тогда, когда услышите вежливую просьбу.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.

Закрепление изученного материала.

Словарная работа. Отгадайте загадки, напишите отгадки. Правильное написание отгадок надо посмотреть в словаре на странице

Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а… (Здра
вствуйте.)

Маша знала слов немало, но одно из них пропало, И оно-то как на грех, говорится чаще всех. Это слово ходит следом за подарком, за обедом, Это слово говорят, если вас благодарят. (Спасибо.)

- Какая буква выпадает из слова «здравствуйте» при произношении? («в») Чтобы запомнить, мы будем вспоминать слова «Здравия желаю» - так говорят при встрече военные.

Рефлексия.

- Проверим, хорошо ли вы знаете вежливые слова. Вы должны закончить фразу.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого … (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо).

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит при встрече …(здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим …(простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …(до свидания).

Подведение итогов работы.

В завершение нашего урока прочитайте и объясните ещё одну пословицу.

В доброй беседе всяк ума копит. (Беседуя с различными людьми мы узнаем что-то новое и увеличиваем свои знания.) - Была ли наша беседа на уроке доброй? Каких умных знаний накопили? - Что можно узнать о человеке по его речи? (уровень его воспитанности и грамотности, а также профессиональную деятельность).

- Много ли для вас значит вежливость в общении?

Домашнее задание. Творческое. Составьте диалог, в котором говорящие используют вежливые слова.

 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.