Культурный норматив школьника
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 города Рудня»
(МБОУ «РСШ №1»)
«Культурный норматив школьника»
Хамаева Юлия Андреевна,
заместитель директора по ВР
2024 г
Аннотация:
Всероссийский проект «Культурный норматив школьника» стартовал пять лет назад. Главная цель этого проекта – погрузить школьников в культурную среду через посещение учреждений культуры и знакомство с информационными ресурсами о культуре. Проект направлен на духовное развитие школьников, воспитание эстетического чувства и уважения к культурному наследию России. За пять лет педагоги российских школ создали немало методических рекомендаций по реализации этого проекта с учётом местных условий, особенностей образовательных организаций и уклада школьной жизни.
В статье рассказывается о том, насколько тесно в этом учебном году переплелись задачи проекта «Культурный норматив школьника» и XXXII Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего».
Культурный норматив школьника
К организации школьного этапа Международных Рождественский чтений в нашей школе всегда подходили творчески, включая в программу большое количество разноплановых мероприятий и инновационных форм их проведения, например, урок-ассамблея «Тебе, великая эпоха!», литературные вариации «Мелодии дворцов и улиц Петербурга», час изящной словесности «Юности честные зерцала», арт-урок «Орден Александра Невского» и т.д.
В этом учебном году мы решили системно подойти к проведению Рождественских чтений, тем более что тема «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» предполагала глубокое погружение школьников в культурное наследие нашей родины.
Группа учеников, посетивших накануне музеи г. Екатеринбурга и Перми, провела репортаж с места событий «Императорский маршрут», поделившись со слушателями своими впечатлениями от экскурсии. Краеведческое направление представила в литературном дилижансе «Сказки и легенды нашего края», одна из родителей, работник библиотеки. Учитель информатики организовал для педагогов мастер-класс «Заселяем Интернет: зорко одно лишь сердце».
Фестиваль детского творчества «В союзе звуков, чувств и дум» позволил обучающимся не только окунуться в атмосферу искусства, но и самим стать творцами. Фестиваль проводился под девизом «Создавай и вдохновляй!» в рамках направления «Культура и искусство» российского движения детей и молодёжи «Движение первых». Лейтмотивом Фестиваля стали слова Фазиля Искандера «Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых».
Целью Фестиваля стало содействие формированию духовной культуры личности обучающегося через освоение лучших образцов классической и современной литературы различными художественными средствами.
Достижение данной цели обусловлено решением ряда задач:
активизация интереса к чтению духовной литературы, популяризация детской книги;
воспитание патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной культуре, традициям православия;
использование культурного потенциала современности на благо эстетического и духовного развития юных участников;
стимулирование у современных школьников потребности в эстетически организованном досуге;
создание условий для творческого взаимодействия классических традиций с новыми прогрессивными тенденциями в искусстве и образовании;
формирование тесных творческих связей между разновозрастными группами детей, обмен педагогическим опытом.
Участники Фестиваля представляли книгу или отдельные художественные произведения, используя приём синтеза литературы с другими видами искусства. Художественное произведение ребята выбирали по собственному усмотрению. В результате прозвучали как классические произведения, так и произведения современных авторов. В произведениях поднимались соответствующие детскому возрасту нравственные проблемы, рассматривались традиционные духовные ценности. Это были рассказы Бориса Ганаго, Натальи Сухининой, Веры Осеевой, Александра Куприна, Василия Сухомлинского и т.д.
Направления Фестиваля:
литературный вернисаж «Светлое пространство книжной иллюстрации»;
театр православной книги «Живое слово мудрости»
литературно-музыкальная композиция «Сила слова – сила музыки»
семейные посиделки «Взрослые заботы о детском чтении»
Книги хранят духовность человечества, опыт, знания и культуру. Они развивают мышление, расширяют представление о мире и жизни, связывают прошлое с нынешним и будущим. Именно за счет приобщения к литературному, художественному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Любые классические произведения русской литературы обладают высочайшим воспитательным потенциалом. Все они могут действенно участвовать в духовном становлении человека. Проведение подобных мероприятий позволяет не просто приобщать школьников к чтению, а учит их осмысливать прочитанное, глубоко чувствовать и принимать примеры нравственного поведения, формировать навык умозрительного прогнозирования.
Особое внимание хочется уделить мероприятию, проведенному совместно с родителями: семейные посиделки «Взрослые заботы о детском чтении». Участники секции разместились за большим круглым столом. Семьи принесли с собой любимые детские книги. Посиделки проводились в спокойной доброжелательной обстановке, участники обменивались мнениями, читали книги по ролям, обсуждали прочитанное.
В Год Семьи подобная деятельность особенно актуальна, так как культура современного школьника формируется в тесной взаимосвязи семьи и школы. Посиделки очень понравились родителям, некоторые из них предложили организовывать встречи в таком формате ещё раз.
В заключение хочется отметить, что проект «Культурный норматив школьника» можно назвать полипроектом, и у каждой школы найдутся свои идеи, ресурсы для его реализации, ведь он настолько тесно вплетается в систему воспитательной работы школы, что не требует проведения каких-то отдельных обособленных мероприятий.