12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кокшарова Наталья Владимировна32
МБОУ "СОШ № 5"
Россия, Свердловская обл., Нижняя Салда


 

Кокшарова Наталья Владимировна

учитель начальных классов

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

г. Нижняя Салда, Свердловская область

 

«Культурный дневник школьника» как инструмент формирования качественной воспитательной среды»

Аннотация: Знакомство с первичным опытом использования «Культурного дневника школьника» в работе с обучающимися 2 класса как совместного проекта ученика, родителей и педагога и системообразующее дело воспитательной деятельности всего класса.

Ключевые слова: культурный дневник школьника, воспитание, культурное наследие, культурно-образовательный продукт.

Согласно статье 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации» 272 ФЗ от 29 декабря 2012 года одна из приоритетных задач образования - «воспитание, которое понимается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1].

Культурно-исторический потенциал нашей страны помогает учителю успешно развивать современного ученика как ответственного и духовно развитого гражданина. В своём выступлении на VIII международном культурном форуме «Культурные коды в условиях глобализации» в ноябре 2019 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Культура позволяет сохранять самобытность каждого народа, передаёт из поколения в поколение базовые ценности и нравственные ориентиры» [2].

Приобщение ребёнка к богатствам культуры как всей страны, так и региона проживания ребёнка помогает успешно прививать любовь к своей стране. Современный ребенок учится работать и созидать, приносить реальную пользу своей стране. И именно это дает воспитателю, учителю и любому другому педагогическому работнику возможность в рамках учебно-воспитательного процесса двигаться от частного к общему, то есть от воспитания уважения и любви к своей семье, дому, городу, краю, к любви к большой стране.

Данный факт подтверждает, насколько необходимо в современных условиях развития общества помогать ребёнку плодотворно (через практическое участие) осваивать то богатое культурное наследство, которое нам досталось от предков. Экскурсии, походы, культурный десант по историческим и памятным местам помогает школьникам узнать и осознать огромное значение наследия нашей страны в контексте развития всего мира, влияние его на историю страны, края, города и семьи каждого ребёнка. Именно так можно пробудить в ученике чувство гордости за свою страну и нацию. Также активные формы работы помогут ребёнку расширить свой кругозор, повысить интеллект, развить наблюдательность и научиться ценить прекрасное.

Важность введения «Культурного дневника школьника» заключена в потребности воспитать гражданина, ответственного, способного к саморазвитию, самовоспитанию и созиданию.

Важнейшая задача создание условий для формирования гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации. Это дает толчок для активного применения нового культурно-образовательного продукта, который позволит в активной и интересной форме изучить местную историю и культуру, а также историю и культуру своей страны.

Включение в План основных мероприятий до 2020 года, осуществляемых в рамках Десятилетия детства, рекомендаций по ведению в школах «Культурного дневника школьника» расширяет деятельность педагога по ознакомлению школьников с культурой и историей страны и региона.

Цель «Культурного дневника школьника» – создание принципиально нового культурно-образовательного продукта, как варианта рабочей тетради-альбома для школьников, созданного в помощь педагогам и классным руководителям для организации работы по освоению школьниками исторического, культурного и природного наследия России и малой родины [3, стр. 6].

Отличительным признаком патриота и гражданина на сегодняшний день становится преданность родной стране и ее культуре и истории. Мы не можем назвать культурным, поистине культурным человеком такого, который ничего не знает о той стране, в которой он родился и вырос, не ценит ее историю, не уважает ее народ, традиции, не гордится ее культурой. Способность к активному восприятию всего нового и неизведанного, стремление к постоянному расширению своих уже имеющихся знаний – качества культурного человека.

«Культурный дневник школьника» отражает системно-деятельностный подход. И работа по «Культурному дневнику школьника» - это совместная активная познавательная и творческая деятельность всех, а именно: обучающихся, родителей, педагогов и сотрудников учреждений культуры. И такой подход помогает формировать у ребёнка навыки самоопределения в своей деятельности (урочной и внеурочной), воспитывает самосознание.

Задания, которые содержатся в «Культурном дневнике школьника», как и требует Федеральный государственный образовательный стандарт, предполагают исследовательский, проблемный и практический характер. Эти задания позволяют школьнику действовать активно, использовать различные виды деятельности. Ребёнку не предлагается готовая информация, которую он должен усвоить и запомнить. Наоборот, они (задания) помогают пробудить у ученика интерес к культуре и истории, ребёнку становится интересно узнавать о людях, прославивших край и страну, живших рядом (быть может, на соседней улице) или учившихся в родной школе.

Познакомившись с данным проектом и получив в 2021-22 учебном году классное руководство во 2 классе, я приняла решение об использовании «Культурного дневника школьника» как части программы воспитания классного руководителя (системообразующее дело воспитательной деятельности класса). Он охватывает такие модули школьной программы воспитания, как «Классное руководство», «Школьный урок», «Работа с родителями», «Профориентация», «Экскурсии, походы», «Школьный музей».

Посещение историко-культурных мест и культурно значимых объектов на момент внедрения в работу «Культурного дневника школьника» уже было включено в план воспитательной работы класса.

«Культурный дневник школьника» заполняется в печатной форме как самостоятельно школьником, так и при помощи родителя в любой удобной для ребёнка и его семьи последовательности.

На 2021-22 учебный год (2 класс) запланирован так называемый ознакомительный этап работы с «Дневником…», так как не все основные мероприятия доступны в полном объеме. Так, рекомендуется проводить тематические недели, посвященные выдающимся землякам. На текущий учебный год запланировано обсуждение с родителями, отбор кандидатур для организации встреч с обучающимися.

На второе полугодие совместно с родителями запланированы тематические недели (1 раз в месяц), в течение которых будут проводиться тематические уроки, классные часы, экскурсии, внеклассные мероприятия, интересные встречи. Ведущее место на данном этапе занимает Школьный музей, экспозиции которого освещают не только 140-летнюю историю родной школы, но и знакомят с историей города, участием выпускников школы и учителей в Великой Отечественной войне, а также с учениками, прославившими свою школу, город и даже страну.

Также составлен план посещения учащимися достопримечательностей города.

Просмотр тематических фильмов на портале «Культура.РФ» с последующим обсуждением и записями в «Культурном дневнике школьника» запланирован с 3-го класса. В текущем же учебном году обучающиеся смотрят фильмы совместно с родителями с учетом собственного выбора.

Во втором классе обучающимся предлагается заполнить только по одному мероприятию в каждом разделе:

Раздел 1. Приглашение к чтению.

Раздел 2. Волшебный мир искусства.

Раздел 3. Театральные встречи.

Раздел 4. Удивительный мир кино.

Раздел 5. Никто не забыт…

Раздел 6. Музейное зазеркалье.

Раздел 7. Мой Урал.

Стартап «Культурного дневника школьника» был организован в первую неделю второй четверти на Уроке родного (русского) языка. Дети были ознакомлены с содержанием Культурного дневника школьника. Запуск работы был осуществлен в форме квеста «Знаю, где живу». Помощь в организации и проведении квеста оказало объединение «Школа вожатых» на базе центра дополнительного образования «Точка роста».

Мероприятием по подведению итогов деятельности детей в оформлении «Культурного дневника школьника» станет конференция «В краю родном ромашкой пахнет ветер», организованная как день предъявления интеллектуальной и творческой собственности (по тематическим секциям). Тематические секции будут отражать разделы «Культурного дневника школьника».

Важнейшими социальными партнерами станут городские музеи, библиотеки, дворец культуры, заповедник, школа искусств; туристические фирмы по организации маршрутов внутреннего туризма; школьное отделение РДШ; центр образования «Точка роста».

Самым важным социальным партнером для образовательной организации являются родители. Именно родители помогут своим детям получить полезные и необходимые навыки по сбору и анализу полученной информации, оформлению дневника, подготовке презентаций, передачи собственных впечатлений от увиденного, прочитанного, прочувствованного.

Поэтому «Культурный дневник» становится важным инструментом формирования такой воспитательной среды, которая позволит привлечь внимание школьников к культуре и краеведению, одновременно делая процесс обучения более интересным, активным и плодотворным. Работа с учениками по заполнению «Культурного дневника школьника» поможет мне как классному руководителю заинтересовать своих воспитанников историей, традициями, культурой родного края; научить гордиться тем, что он является россиянином, что живет на Урале.

 

Список литературы

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 272 ФЗ от 29 декабря 2012 года, ст.2.

2. В.В. Путин. Цит. по: В.В. Путин, 14-16 ноября 2019 г. .//[Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://tass.ru/kultura/7114191

3. Е.Б. Фирсова. Методические рекомендации «Культурный дневник школьника» в рамках проекта «Культура для школьников», Москва, 2020

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.