12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кучумова Ирина Викторовна1324
Учитель русского языка и литературы МБОУ "Вильвенская СОШ", имею двоих детей, люблю путешествовать и открывать что-то новое
Россия, Пермский край, Добрянский район посёлок Вильва
1

Курс по выбору профориентационной направленности для учащихся 8-х классов «Юный журналист»

Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение

«Вильвенская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена на

заседании

МО

Протокол №____

от«___» _______201__г.


 

 

«Утверждено»

Директор школы

_____ /Наумчик Ю.А. /

Приказ № ______ от

«___» _________ 201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Кучумовой Ирины Викторовны, высшая кв. категория

курс по выбору профориентационной направленности

для учащихся 8-х классов

« Юный журналист»


 

Добрянка -2017г


 

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для учащихся общеобразовательной школы параллели 8-х, 9-х классов. В соответствие с ФГОС программа направлена на

- развитие личности ребенка;

-развитие творческих способностей обучающихся;

- полноценное использование подростками своего свободного времени;

- возможности воздействия на микросреду личности;

-социальную адаптацию воспитанников.

Актуальность и новизна программы заключается в том, что она направлена на формирование личностных универсальных учебных действий школьника в части готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности, опирается на системно-деятельностный подход, развивает словесно-логическое мышление школьника.

Данная программа реализуется за счет часов внеурочной деятельности (ФГОС). На изучение курса «Юный журналист» отводится 8 часов. Место реализации программы: общеобразовательное учреждение. Количество школьников в группе не менее 12 человек. Для проведения занятий необходим компьютерный класс с возможностью выхода в Интернет и программным обеспечением Microsoft office.

Программа может быть реализована в любое время обучения подростка. Основными принципами отбора содержания программы являются: соответствие форм и содержание деятельности школьника его возрастным особенностям, а также особенностям профессий социально-гуманитарного профиля.

Курс по выбору «Юный журналист» как профильная проба является краткосрочной образовательной практикой, логически состоит из трех частей :

Теоретическая (2 час). Школьники знакомятся с профессиями, профилями и видами деятельности данного направления профилизации;

Практическая(4час). Проходит в форме сюжетно-ролевой игры, где школьники готовят выпуск школьной газеты;

Коммуникативная (2 час.). Организовано общение с представителем профиля в форме круглого стола.

Целью программы является:

1) знакомство школьника с основными видами деятельности профессий социально-гуманитрного направления профилизации;

2) выполнение основных видов деятельности профиля в ходе сюжетно-ролевой игры и ответы на вопросы: хочу ли я профессионально заниматься данными видами деятельности? могу ли я успешно выполнять данные виды деятельности?

Учащиеся должны знать:

разницу между понятиями: «направление профилизации», «профиль», «профессия»;

основные направления профилизации;

основные профили каждого направления профилизации;

основные профессии направления профилизации;

ведущие виды деятельности социально-гуманитарного направления профилизации;

основные журналистские понятия: журналистика, газетная статья, интервью. репортаж;

основные характеристики профессии, профессиограммы.

Учащиеся должны уметь:

объяснять разницу между понятиями: «направление профилизации», «профиль», «профессия»;

грамотно задавать вопросы работодателю при трудоустройстве;

осуществлять выпуск газеты;

аргументировать свою точку зрения;

уметь представлять свои идеи;

применять компьютерные возможности для выпуска газеты.

Учащиеся должны владеть опытом:

написания газетной статьи;

публичного выступления;

продуктивного общения с людьми для написания газетной статьи.

Метапредметные цели.

Личностные УУД

Самоопределиться с выбором социально-экономического профиля и формы получения среднего полного общего и профессионального образования на основе объективных знаний о своих способностях, возможностях и потребностях .

Познавательные УУД

Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей;

Умеет производить отбор информации из различных источников для решения жизненных задач;

Представлять информацию в разных формах, в том числе с использованием ИКТ;

Уметь находить наиболее эффективные способы решения самостоятельно;

Устанавливать причинно-следственные связи самостоятельно;

Строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей самостоятельно;

Регулятивные УУД:

Осуществляет постановку целей в жизненно-практической деятельности;

Планирует свои действия по достижению цели;

Выделяет средства для достижения цели в жизненно-практической деятельности;

Организует себя на выполнения плана поэтапно сверяя свой результат с целью;

Коммуникативные УУД

Излагать свое мнение, выдвигая контраргументы;

Различать в речи другого мнения, факты, доказательства;

Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов;

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

 Уметь создавать устные или письменные тексты-доказательства;


 

Тематическое планирование

Тема занятий

К-во часов

Виды работ

Виды деятельности

педагога

учащихся

1

Отличие понятий: «направление профилизации», «профиль», «профессия»

2

Фронтальная и групповая

Организует просмотр презентации и фрагментов видео;

Организует обсуждение просмотренного материала Организует самостоятельную работу групп и обсуждение результатов.

Просматривают и обсуждают презентацию и видео

Каждая группа выполняет самостоятельную работу 1 по выявлению: «направления профилизации», «профиля» для профессий, увиденных в фильме Каждая группа презентует и защищает результаты самостоятельной работы.

2

Знакомство с основными журналистскими понятиями : «газетная статья», «заголовок статьи», «редактирование текста», «культура речи», а также газетными жанрами: интервью, очерк, репортаж.;

1

Фронтальная, групповая

Презентует основные журналистские понятия на примере просмотра презентации. Организует самостоятельную работу групп по созданию «Словаря юного журналиста» и обсуждение результатов.

Просматривают и обсуждают презентацию.

Каждая группа выполняет самостоятельную работу по созданию «Словаря юного журналиста» .

Каждая группа презентует словари.

3

Создаем коллектив, выпускающий газету, делим роли (редактор, корреспондент, пишущий репортаж, корреспондент, который берёт интервью, спецкор, корректор, фотокорреспондент, наборщик текста, дизайнер).

1

Фронтальная, групповая

Организует распределение ролей и озвучивание результатов выборов.

Каждый участник выпуска газеты выбирает себе роль, аргументирует свой выбор.

4

Сюжетно-ролевая игра «Выпуск школьной газеты на тему: «Юбилей школы»»

2

Групповая, фронтальная

Организует игру

Каждый школьник выполняет свою роль в сюжетно-ролевой игре (смотри приложение1).

5

Сюжетно-ролевая игра «Выпуск школьной газеты на тему: «Юбилей школы»»

1

Групповая, индивидуальная

Организует подведение итогов в сюжетно-ролевой игре

Каждый школьник письменно проводит рефлексию своих достижений в сюжетно-ролевой игре

6

Организовано общение с представителем профиля в форме круглого стола.

1

 

Организовано общение школьников с представителем профиля в форме круглого стола.

Каждый школьник задает вопросы по интересующей профессии социально-гуманитарного профиля


 


 


 

Критерии оценивания результативности программы

Замеры производятся два раза по одному и тому же тесту: 1) в начале изучения курса;

2) завершение изучения курса. Хорошим показателем считается, если каждый школьник набрал не менее 29 баллов

Тест

Название критерия, параметры

Показатель

Исходный замер

(% верных ответов)

Итоговый замер

(% верных ответов)

1

Критерий «Овладение смыслом понятий : «профиль», «направление профилизации», профессия

14

   

1.2.

Какие профили относятся к социально-гуманитарному направлению профилизации?

     

-три , четыре профиля названы верно

3 балла

   

-два профиля названы верно

2 балла

   

-один профиль назван верно и ниже

1 баллов

   

1.3.

Какие профессии относятся к социально-гуманитарному направлению профилизации

     

- пять профессии верно

3 балла

   

- три профессии верно

2 балла

   

- одна профессия верно

1 балл

   

1.4.

Какие профили относятся к техническому направлению профилизации?

     

-три верных профиля

3 балла

   

-два верных профиля

2 балла

   

-один верный профиль

1 балл

   

1.5.

Какие профессии относятся к техническому направлению профилизации?

     

- пять профессии верно

3 балла

   

- три профессии верно

2 балла

   

- одна профессия верно

1 балл

   

1.6.

Какие профили относятся к естественнонаучному направлению профилизации?

     

-три верных профиля

3 балла

   

-два верных профиля

2 балла

   

-один верный профиль

1 балл

   

1.7.

Какие профессии относятся к естественнонаучному направлению профилизации?

     

- пять профессии верно

3 балла

   

- три профессии верно

2 балла

   

- одна профессия верно

1 балл

   

2

Критерий « Самоопределение школьника по видам деятельности профиля»

15

   

2.1.

С каким профилем ты познакомился при изучении данного курса

     

-верный ответ

3

   

-неверный ответ

0

   

2.2.

Назови виды деятельности, которые ты попробовал выполнять, изучая данный курс.

     

-верный ответ

3

   

-неверный ответ

0

   

2.3.

Для каких профессий названные виды деятельности(п.2.2.) курса являются общими

     

-верный ответ

3

   

-неверный ответ

0

   

2.4.

Можешь ли ты с уверенностью сказать что эти виды деятельности тебе понравились или не понравились?

     

- «да»

3

   

- «нет»

0

   

2.5.

Можешь ли ты с уверенностью сказать, что ты будешь успешен в данных (п.2.2.) видах деятельности или не успешен

     

- «да»

3

   

- «нет»

0

   

 


 

Приложение 1.

Сюжетно-ролевая игра «Выпуск школьной газеты на тему: «Юбилей школы»»

Легенда игры. Скоро МБОУ «Вильвенская СОШ» отмечает свой 55-летний юбилей. Школьники должны выпустить яркую, интересную школьную газету, посвящённую этому событию. Ученикам необходимо выбрать роль, связанную с выпуском газеты (редактор; корреспондент, пишущий репортаж; корреспондент, который берёт интервью; спецкор, выполняющий специальное задание редакции (узнать факты о выпускниках школы); корректор; фотокорреспондент; наборщик текста; дизайнер), аргументировать свой выбор (он осуществляется в связи с особенностью личности) и публично защитить свои планы, связанные с выбранной ролью перед редактором газеты. Редактор может принять вариант работы, поправить, попросить доработать и т.д. Затем каждый выполняет свою задачу. Затем школьники меняются ролями.

Участники игры.

Редактор, корреспондент, пишущий репортаж, корреспондент, который берёт интервью, спецкор, корректор, фотокорреспондент, наборщик текста, дизайнер. В ходе игры происходит смена ролей.

Организация игры.

  • Школьники делают самостоятельный выбор своей должности, предпочтительный для каждого из них, аргументируют его, пользуясь таблицей№1; в случае совпадения выбранных ролей им нужно уметь прийти к компромиссу, договориться.

    Разрабатывают план выпуска газеты.

    Каждое должностное лицо публично проводит защиту своих планов, связанных с выбранной ролью, перед редактором газеты и всей редакцией газеты. Редактор и другие члены редакции готовят вопросы и делают предварительную оценку газетного выпуска.

    Каждый участник выполняет своё задание.

    Школьники меняются ролями и повторяются п.1-4.

    Учитель подводит итоги игры и награждает победителей.

Таблица№1

Качества, которые востребованы на рынке труда

Против качества, которыми Вы обладаете поставьте знак плюс, которыми не обладаете знак минус

Ваши действия , для приобретения необходимых качеств

1

 

3

Исполнительность

   

Умение работать в команде

   

Способность руководить командой

   

Умение работать самостоятельно

   

Способность находить общий язык с другими людьми

   

Умение убеждать других людей

   

Аналитические способности

   

Творческие способности

   

Доброжелательность

   

Умение собирать и систематизировать информацию

   

Организаторские способности

   

Грамотная разговорная и письменная речь

   

Умение планировать

   

Умение вводить в курс дела и сообщать необходимые сведения

   

Умение принимать решения

   

Умение контролировать

   

Умение управлять работой других

   

Умение пользоваться инструментами

   

Умение пользоваться машинами, оборудованием(указать какими), компьютором на уровне …

   

Хорошая память

   

Умение налаживать контакты с другими людьми

   

После проведения игры ученики заполняют таблицу 2 «Выпуск школьной газеты на тему: «Юбилей школы»»

Качества, которые вы приобрести

Роль в игре

Обязанности

Исполнительность

Участник группы

Ответственное выполнение всех обязанностей

Умение работать в команде

Участник группы

Выполняет все поручения ,возложенные командой

Способность руководить командой

Редактор

Организует работу команды

Умение работать самостоятельно

Участник группы

Самостоятельная работа

Способность находить общий язык с другими людьми

Корреспондент, который берёт интервью

Привлечение на праздник в качестве участников-учителей или родителей

Умение убеждать других людей

Редактор

Организует выпуск газеты

Творческие способности

Участник группы

Разработка газеты или отдельной статьи

Доброжелательность

Корреспондент, который берёт интервью

Взять интервью

Умение собирать и систематизировать информацию

Участник группы

Сбор информации для газеты

Организаторские способности

Редактор

Организовывает всех членов группы

Грамотная разговорная и письменная речь

Участник группы

Написание статьи

Умение планировать

Редактор

Планирует работу группы

Умение вводить в курс дела и сообщать необходимые сведения

Редактор

Организует работу группы

Умение принимать решения

Редактор

Принимает решения

Умение контролировать

Редактор

Контролирует результат

Умение управлять работой других

Редактор

 

Умение пользоваться компьютерными возможностями

Участник группы

Работа на компьютере

Умение пользоваться фотооборудованием, компьютором

фотокорреспондент

Работа с фотоаппаратом, на компьютере

Умение исправлять речевые, грамматические, орфографические ошибки

корректор

Правка текста

Умение налаживать контакты с другими людьми

спецкор

Находит интересные факты для статьи

Умение эстетически грамотно оформить газету

дизайнер

Разрабатывает дизайн газеты

Рефлексия после проведённой игры:

Какого результата в этом деле я действительно хотел бы достичь?

Какие качества я приобрёл, участвуя в данной игре?

Всё ли мне удалось? Что не получилось, почему?

Какой первый шаг я должен предпринять, чтобы этот результат стал реальностью?

Все ли зависит только от меня? Отвечаю ли я лично за результат?

Верю ли я в достижение результата? Чем определяются мои сомнения?

Что мешало мне сделать это раньше? Какие возможные препятствия в достижении результата я вижу в перспективе?

Если я достигну цели, какие позитивные изменения произойдут в моей жизни?

Подходит ли мне данное направление профилизации?

Приложение 2

Тема: Знакомство с понятиями: «ПРОФИЛЬ», «Направление ПРОФИЛИЗАЦИИ».

Комментарии к уроку:

Цель урока: Познакомить с понятиями: «Профиль», «Направления профилизации»;

Научиться выбирать профиль и направление профилизации в соответствии с видами деятельности и профессиями.

Ожидаемый результат: выбор школьником предполагаемого профиля деятельности

 

Задачи урока:

Предметные

выбор школьником предполагаемого профиля деятельности

Метапредметные

Личностные УУД

Самоопределиться с выбором профиля и формы получения среднего полного общего и профессионального образования на основе объективных знаний о своих способностях, возможностях и потребностях .

Познавательные УУД

Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей;

Умеет производить отбор информации из различных источников для решения жизненных задач;

Представлять информацию в разных формах, в том числе с использованием ИКТ;

Уметь находить наиболее эффективные способы решения самостоятельно;

Устанавливать причинно-следственные связи самостоятельно;

Строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей самостоятельно;

Регулятивные УУД:

Осуществляет постановку целей в жизненно-практической деятельности;

Планирует свои действия по достижению цели;

Выделяет средства для достижения цели в жизненно-практической деятельности;

Организует себя на выполнения плана поэтапно сверяя свой результат с целью;

Коммуникативные УУД

Излагать свое мнение, выдвигая контраргументы;

Различать в речи другого мнения, факты, доказательства;

Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов;

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

Уметь создавать устные или письменные тексты-доказательства;

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма и методы урока:

Оборудование: мультимедийное

Ход урока:

этапы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1Организационный этап.
Цель:  
создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

2Материал для исследования и подведения к новым знаниям.

Цель: подвести учащихся к новым знаниям.

3Открытие новых знаний. Цель: подвести учащихся к новым знаниям

 

Спрашивает школьников о том, выбрали ли они ту сферу деятельности, в которой будут работать.

Показывает видеоролик о профессиях.

Обращает внимание на разнообразие профессий, находящихся в сюжете, предлагает обсудить, о чем предположительно будет идти речь.


 

Перед учащимися таблица:

«Направления профилизации и профили»

Создает условия для самостоятельной работы учащихся в малых группах (парах).

-Какие направления профилизации присутствовали в видеосюжете?

-Какие профили социально-гуманитарного направления присутствовали в видеосюжете?

-Какие профили технического направления присутствовали в видеосюжете?

-Какие профили естественно-научного направления присутствовали в видеосюжете?

- Какие специальности социально-гуманитарного направления присутствовали в видеосюжете?

- Какие специальности технического направления присутствовали в видеосюжете?

- Какие специальности естественно-научного направления присутствовали в видеосюжете?

- Какой профиль наиболее близок вам?

Для этого воспользуйтесь предложенным ниже материалом:

Смотрит видеоролик о профессиях


 


 


 


 


 

Просматривают видеосюжет

Дети предлагают свои варианты ответов.


 


 


 

Изучают таблицу.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия :

Каковы были Ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?

Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись: а) при изучении темы (раздела); б) при ответе на открытые задания.

Каким образом Вы преодолевали трудности? За счет чего?

Каков главный результат для Вас лично при изучении темы?

Чему Вы научились лучше всего?

Что Вам удалось больше всего при изучении темы и почему?

Что не получилось и почему?

Опишите динамику Ваших чувств и настроений при изучении темы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.