Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
1
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье - Сибирское»
РАССМОТРЕНО на заседании МО воспитателей и педагогов дополнительного образования _____/Фуражева Л.В./ Протокол № 1 от « 26 »____08_____2022_ г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ГОКУ СКШ №1 г. Усолье - Сибирское __________________/ Лебедева А.В. / от « 29 »____08_____2022_ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГОКУ СКШ №1 г. Усолье - Сибирское ____________ /Мигунов Н.В./ Приказ №__41____ от « 29 »____08_____ 2022_ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по направлениям: общекультурное
Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Класс: 9 а (68 часов)
(Срок реализации -1 год, возраст детей – 16-18лет)
Воспитатель: Некрасова К.В.
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГОКУ СКШ №1 г. Усолье-Сибирское. В случае чрезвычайной ситуации (карантин и др.) программа реализуется 100%за счет дистанционного обучения.
Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции общекультурного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конвенцией о правах детей инвалидов.
Общекультурное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др) и получению информации о мире и выборе профессии, а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др.
Программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья практически их применять в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства.
Программа общекультурного воспитания учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в современном мире.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся (законными представителями), с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.
Цель: развитие творческих способностей обучающихся с умственной отсталостью через освоение различных видов декоративно-прикладного искусства и применение полученных навыков в выборе будущей профессии. Задачи:
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда из различных материалов; - Обеспечение дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- развитие творческого мышления, эстетического и художественного вкуса;
- воспитание уважения к народным традициям, любви к прекрасному в искусстве; - воспитание целеустремлённости, аккуратности, трудолюбия, бережливости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; - формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; - Помочь овладению общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда; - развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; - формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение
обучающихся в спортивные мероприятия (турниры, дни Здоровья, спортивные праздники и др.).
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;
- дать знания об организме человека, его возможностях, о влиянии на организм вредных привычек;
Общая характеристика
В предлагаемой программе профориентация рассматривается система психолого-педагогических, социальных и здоровьесберегающих мероприятий, помогающих каждому воспитаннику выбрать профессию с учётом индивидуальных особенностей, способностей и интересов, а так же потребностей общества.
Таким образом, в круг вопросов, решающихся в процессе профориентационной работы в коррекционном учреждении для детей с нарушением интеллекта, входит:
- профессиональное просвещение учащихся;
- психологическое изучение и классификация профессий;
- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;
- изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей;
- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии;
- профессиональные пробы;
- практическая проверка результатов всей профориентационной работы.
Таким образом, основной целью предлагаемой программы является актуализация профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания.
Программа общекультурного воспитания учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в современном мире.
Актуальность
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся ориентация образовательного процесса на самоценность и творческий потенциал личности ученика, его индивидуальные возможности, способности, интересы.
По закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…» т.е. на социальное становление школьников.
Именно в школьный период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнёров, ценностей и т.д.) открытие своего внутреннего мира.
Дети с нарушением интеллекта – особая категория школьников, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.
Выпускникам трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.
В основу разработанной программы положены следующие принципы:
Принцип сотрудничества предусматривает объединение целей детей и взрослых, организацию совместной деятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь.
Принцип творчества и успеха. Осуществление воспитания направлено на развитие творческих задатков и способностей каждого ребенка.
Принцип активности предполагает вовлеченность детей и родителей (законных представителей) в специально разработанные виды индивидуальной и коллективной деятельности; Принцип дифференциации направлен на отбор содержания, методов и форм работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей всех участников образовательного процесса.
Принцип доверия и поддержки предполагает веру в ребенка, доверие, поддержку его устремлений.
Принцип культуросообразности предполагает формирование личности на лучших традициях семейного воспитания, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех членов семьи.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и родителей.
Формы и методы занятий. Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, викторина, составление ребусов и кроссвордов, анализ поведенческих ситуаций. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нём предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности с учётом возраста школьников. Происходит постоянное общение воспитателя ГПД, ученика и одноклассников, что способствует формированию нравственного поведения ребёнка, обогащается его жизненный опыт.
Методы, используемые при проведении занятий: • словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция); • наглядные; • практические; • метод изложения материала, а также проверка знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения); • метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, работа с учебной и справочной литературой); Игра.
Описание места курса внеурочной деятельности
Курс «Прекрасное в нашей жизни» входит в образовательную внеурочную деятельность обучающихся с умственной отсталостью.
Реализация программы осуществляется по направлению:
- общекультурное: курс внеурочной деятельности – «Прекрасное в нашей жизни» 2 часа в неделю и составляет 68 часов в год. Программа составлена в соответствии с расписанием, планом-графиком внеурочной деятельности ГОКУ СКШ №1 г. Усолье-Сибирское на 2022-2023 учебный год.
Программа краткосрочная, рассчитана на 1 год.
Внеурочная деятельность в классе организована в режиме деятельности группы продленного дня. Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: 30- 40 мин., распределение времени: 50%- теоретическая, 50%- практическая часть. Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, викторина, виртуальная экскурсия, составление ребусов и кроссвордов, анализ поведенческих ситуаций.
Категория участников: дети, возраст 16 - 18 лет, ученики 9 класса с УО (F- 70), воспитатель, учителя-предметники, педагоги-психологи, родители, законные представители.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- развитие эстетического и художественного вкуса, любви к прекрасному в искусстве; -желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
- Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
- Понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.
- Способность видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
- Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском коллективе и в обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
- Эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе.
- Бережное отношение к традициям своей семьи и образовательного учреждения.
- Потребность повышать свой культурный уровень, потребность в самореализации в различных видах деятельности.
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты:
- сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве; - формирование устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности,эстетических предпочтений; - формирование умения реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности; - формирование элементарных навыков работы с разнообразными материалами посредством освоения различных технологий. - закладка ответственного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья; - формирование стремления активно участвовать в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях; -воспитание личностных качеств: воли, выдержки. - выполнение правил личной гигиены, здорового образа жизни, правил по технике безопасности, правил дорожного движения в повседневной жизни; - владение элементарными навыками оказания первой медицинской помощи и действий при чрезвычайных ситуациях и несчастных случаях.
За время реализации курса, обучающиеся должны показать следующие результаты:
Личностные: формируются умения и знания
- об эмоциональных состояниях человека;
- о настроении человека и управлении им;
- о правилах общения между людьми;
- о волевых качествах человека;
- о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;
- о мире профессий и способах выбора профессии;
- о влиянии отношения других людей на отношение человека к самому себе;
- о самооценке и уровне притязаний;
- о сходствах и различиях между людьми, о способах понимания, принятия других людей;
- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;
- о конфликтах и способах их разрешения;
- о социальных ролях и ролевых функциях человека;
- о социальных возможностях человека.
-умение анализировать особенности своего характера; - умение характеризовать другого человека, его поступки;
- умение анализировать отношение других людей к самому себе;
- умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа;
- умение предупреждать и разрешать конфликты;
- умение выявлять причины, управлять своим настроением;
- умение регулировать свое поведение и поступки;
- умение определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели;
- умение выбирать свою будущую профессию.
Предметные:
Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
-умеют определить проблему;
-умеют формулировать вопросы для решения проблемной ситуации;
-умеют выдвигать элементарные гипотезы;
-умеют наблюдать, классифицировать, формулировать выводы;
-умеют структурировать материал с помощью взрослого;
-умеют готовить тексты собственных докладов с помощью взрослых;
-умеют аргументировано защищать свои идеи с помощью взрослого;
-умеют распределять обязанности в процессе работы в парах, группах;
-умеют инициировать взаимодействие со сверстниками и взрослыми в
процессе поиска решения проблемной ситуации.
Формы и виды контроля
В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:
№ | Виды контроля | Цель организации контроля | Формы организации контроля |
1. | Предварительное выявление уровня знаний и умений | Выявление знаний, умений и навыков обучающихся по курсу, который они будут изучать | Индивидуальный устный контроль |
2. | Текущий контроль | Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся | Устный фронтальный контроль |
3. | Тематический контроль | Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизации знаний обучающихся | Комбинированный контроль |
4. | Итоговый контроль | Проводится по окончании года обучения с целью выявления уровня знаний обучающихся | Индивидуальный контроль |
Оценка результатов
Для оценки результатов реализации программы будут использованы следующие методики:
Смотры - конкурсы, концерты, выставки, социально - значимые акции, игры, квесты, экскурсии.
Также дважды в год проводится диагностика уровня воспитанности ученика в семье и в обществе, в коллективе.
Рассматриваются вопросы отношения ученика к себе, к труду, к обществу и людям (отношение к природе, аккуратность, трудолюбие, честность и правдивость, простота и скромность) и другие позиции.
Содержание программы (темы, формы организации-виды внеурочной деятельности) – 68 часов:
Раздел 1. «В мире профессии» (10 часов)
Встречи с представителями профессий «Классификация профессий», экскурсия в учебное заведение «Мои возможности», Ассоциативная игра «Человек - профессия», беседа о внутренних проблемах «Не хочу», «Интересы и выбор профессии», лекция «Секреты выбора профессии», упражнение «Что мешает», «Труд и развитие личности», упражнение «План моего будущего», «Как достичь успеха в профессии», Оформление стенда по профориентации-Рубрика «Твое профессиональное будущее»
Основное содержание темы: Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, умений и навыков; Формировать позитивное отношение к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения потребностей воспитанников в различных видах трудовой деятельности; Воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы, уважения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека;
Раздел 2 «Мир искусства и культуры России» (10 ч.)
Лекция «Технические достижения эпохи Нового времени», видеоурок «Великие мастера архитектуры», круглый стол «Ведущие художественные музеи» (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.), лекция «Искусство театра», презентация «Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии», беседа «Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер)», Электронные пособия: «Учимся понимать живопись», «История развития архитектуры и скульптуры», презентация «Архитектурные стили в русской культуре» Основное содержание темы:
Знакомство с выдающимися представителями русского и зарубежного искусства и их основными произведениями; с наиболее крупными художественными музеями России и мира; показать значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и различных видах творчества;
Раздел 3 «Мой выбор быть здоровым» (10 часов) Тренинг «Особенности нашей памяти», Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти, презентация «Классификация гимнастики тела», беседа «Мой путь – легкая атлетика», практическое упражнение «Туристический слет», презентация «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи», просмотр видеофильма «Легкие курильщика», « Восточное единоборство», «Тренировка силы воли», презентация «Модные энергетические напитки и их влияние на организм человека.
Основное содержание темы: -формирование разносторонне физически развитой личности , способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха, освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
Раздел 4 «Тайна природы» (10 часов)
Викторина «Мир средневековых цивилизаций»; Беседа-размышление «Земля-планета жизни», Просмотр видеофильма «Горные породы и минералы, использованные человеком»; Лекции «Удивительный мир группы металлов»; «Вода и воздух в жизни человека»;
Раздел 5 «Мир конфликтов и безопасность» (10 часов)
Тренинг «Учусь быть терпеливым»; Презентация «Поведение при землетрясении»; игра-практикум «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся», беседа «Чему ты можешь научить учеников младших классов?», видеоурок «Способы снятия агрессии», презентация «Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра», беседа «Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь».
Основное содержание темы: -развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
– стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
Раздел 6 «Добрый след, моя помощь и участие в жизни друга» (9 часов)
Беседа «Кто такой волонтер?», игра-практикум «Мой пример культурного человека», тренинг «Культура речи», Беседа «Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу и местным предметам. Ориентирование на местности»
Основное содержание темы: Способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку. Способствовать развитию чувства товарищества.
Раздел 7 «Я и творчество в мире профессий» (9 часов)
Беседа «Мир профессий», просмотр презентации «Маршруты в мире профессий», практическое упражнение «шаг в профессию», творческая встреча с представителями профессий, выпуск тематических газет и стендов «Куда пойти учится» Основное содержание темы:
Профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью. Знакомство с психологическими основами профессионального выбора. Формирование личностного смысла выбора конкретной профессии; развитие умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами и реальными возможностями.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Используемые на уроке виды деятельности | Используемое оборудование |
1. «В мире профессий» | ||||
1.1 | Классификация профессий | 1 | Беседы Просмотр видеофильма Дискуссии | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа |
1.2 | Мои возможности | 1 | ||
1.3 | Понятие специализации и квалификации | 1 | ||
1.4 | Понятие карьеры. Понятие должности. | 1 | ||
1.5 | Дороги, которые мы выбираем. | 1 | ||
1.6 | Формула успеха - труд по призванию. | 1 | ||
1.7 | Секреты выбора профессии | 1 | ||
1.8 | Секреты составления резюме | 1 | ||
1.9 | Как проводится поиск работ | 1 | ||
1.10 | Поведение при собеседовании | 1 | ||
2. «Мир искусства и культуры России» | ||||
2.1 | Связь времен в народном искусстве | 1 | Беседы Просмотр видеофильма Дискуссии | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа |
2.2 | Изобразительное искусство и архитектура России | 1 | ||
2.3 | Орнамент как основа декоративного украшения | 1 | ||
2.4 | Великие исторические события в русском искусстве. | 1 | ||
2.5 | Крупнейшие художественные музеи страны | 1 | ||
2.6 | Выдающие русские мастера изобразительного искусства и архитектуры | 1 | ||
2.7 | Традиции и новаторство в искусстве | 1 | ||
2.8 | Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. | 1 | ||
2.9 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества | 1 | ||
2.10 | Вкус и мода | 1 |
3. «Мой выбор быть здоровым» | ||||
3.1 | Культура питания. Вегетарианство. | 1 | Беседы Лекции Викторины Просмотр видеофильма Оздоровительные мероприятия | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа |
3.2 | Энергетики- зло | 1 | ||
3.3 | Восполнение энергозатрат | 1 | ||
3.4 | Спорт в моей жизни или движение это жизнь | 1 | ||
3.5 | Первая доврачебная помощь, ее роль | 1 | ||
3.6 | Гигиена умственного труда | 1 | ||
3.7 | Горькие плоды сладкой жизни | 1 | ||
3.8 | Влияние стресса на организм | 1 | ||
3.9 | Понятие генетика. Наследственность | 1 | ||
3.10 | Возрастные изменения организма человека | 1 | ||
4. «Тайны природы» | ||||
4.1 | Человек - великое чудо природы | 1 | Беседы Просмотр видеофильма Дискуссии | Учебное пособие, рабочая программа, Мультимедиа, плакаты, раздаточные картинки |
4.2 | Теория возникновения жизни на земле. Эволюция. | 1 | ||
4.3 | Природные катаклизмы | 1 | ||
4.4 | Загадочный Патомский кратер в Иркутской области | 1 | ||
4.5 | В небесах, на земле и на море физика удивительных природных явлений | 1 | ||
4.6 | Уникальность долины гейзеров | 1 | ||
4.7 | Удивительная красота вулкана. | 1 | ||
4.8 | Чувства гордости за уникальность нашей планеты | 1 | ||
4.9 | Растения-лекари. Растения-враги | 1 | ||
4.10 | Влияние современного человека на природу | 1 | ||
5. «Мир конфликтов. Безопасность» | ||||
5.1 | Общение. Деловое общение | 1 | Беседы Просмотр видеофильма Дискуссии | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа |
5.2 | Конфликт. Виды конфликтов | 1 | ||
5.3 | Способы разрешения конфликтов | 1 | ||
5.4 | Типы темперамента. | 1 | ||
5.5 | Характер. Самооценка | 1 | ||
5.6 | Техника безопасности в труде | 1 | ||
5.7 | Безопасность в сети Интернет | 1 | ||
5.8 | Безопасность жизнидеятельности. Токсикомания | 1 | ||
5.9 | Опьянение-добровольное сумасшествие | 1 | ||
5.10 | СПИД. Его влияние на организм. | 1 | ||
6. «Добрый след, моя помощь и участие в жизни друга» | ||||
6.1 | Понятие волонтер. Волонтерское движение | 1 | Беседы Просмотр видеофильма,презентации Дискуссии | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа Плакаты, раздаточный наглядный материал |
6.2 | Волонтеры победы. Акция «Чистые памятники» | 1 | ||
6.3 | Умение прощать означит мудрость | 1 | ||
6.4 | Мой образ жизни-пример для подражания | 1 | ||
6.5 | Телефон доверия для детей и подростков | 1 | ||
6.6 | Если друг оказался вдруг | 1 | ||
6.7 | Равнодушие и черствость в характере или искренность и участие | 1 | ||
6.8 | Мой след в школьной жизни первоклашки | 1 | ||
6.9 | Старшее поколение. Будем милосердны к старости | 1 | ||
7. «Я и творчество в мире профессий» | ||||
7.1 | Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса | 1 | Беседы Просмотр видеофильма Дискуссии | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа |
7.2 | Склонности и профессиональная направленность | 1 | ||
7.3 | Моя профессия – штукатур-маляр и мои навыки в творчестве | 1 | ||
7.4 | Процесс и условия труда | 1 | ||
7.5 | Ошибки в выборе профессии | 1 | ||
7.6 | Рекомендации по выбору профессии | 1 | ||
7.7 | Где получить информацию о вакансиях | 1 | ||
7.8 | Перспективы карьерного роста | 1 | ||
7.9 | Маршруты в мире профессии | 1 |
Методическое обеспечение:
1. Арович, Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. – М.: Карапуз, 2004. - С. 8–9, 75–85. 2. Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. – М.: Изд-во АСОПиР, 2005.с. 56. 3. Важдаева, Н. Дело добровольное / Н. Важдаева // Новые известия. – 2007. – 24 авг. 4. Развитие творческих способностей у детей ОВЗ: https://pedkopilka.ru/blogs/blog72144/doklad-razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-udetei-s-ovz-intelektualnymi-narushenijami-v-sotvetstvi-s-fgos.html 5. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб. Питер, 2006 – 160 с.: - (Серия «Практическая психология»). 6. «Детские и молодежные социальные инициативы», общероссийская, общественная организация. Документы и материалы ДИМСИ – М.: Academia, 2008. - 75 с. 7. Евсеева А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания / А. Н. Евсеева // Работник социальной службы. – 2004. - №1. С. 10-13. 8. Примерная программа по внеурочной деятельности. Среднее и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения). 9. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
10. Магомедова И. А. Интегрированное профессиональное образование учащихся с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2005. - N 4. - С. 79-80.
11. Муравьева Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников // Коррекц. педагогика. - 2009. - N 5. - С. 75-80.
12. Сайко Е. В. Совершенствование трудового обучения в школе VIII вида // Дефектология. – 2005. - N 4. - С. 81-82.
13. Серов П. Н. Модель профессиональной подготовки учеников школы VIII вида // Там же. – 2006. - N 4. - С. 46-49.
Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение
Оборудование:
• столы, стулья, подвесная ученическая доска;
• соответствующее освещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям; мультимедиа.
Материалы и инструменты:
• ножницы
• цветные карандаши, фломастеры
• акварельные краски или гуашь, кисть;
• декоративный и природный материал
- клей ПВА
- клей карандаш
- степлер
- скотч прозрачный
А также литература по разным видам творчества, изображения, фотографии;
Оформление:
• плакаты
• наглядные пособия, дидактический материал;
Приложение 1
Оценочные материалы.
Диагностика нравственной самооценки. Использование вопросов-высказываний для самооценки воспитанника.
№ | Высказывания | Ответы в баллах | |||
1 | Я чаще всего добр со сверстниками и взрослыми | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Мне важно помочь однокласснику, если он в беде | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Нет ничего страшного в том, если нагрубить неприятному мне человеку | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Я думаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в свой адрес | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | Если кого то в классе дразнят, значит он заслужил | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | Мне приятно делать людям радость | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы | 4 | 3 | 2 | 1 |
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки
От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки
От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего
От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
«Прекрасное в нашей жизни» 68 часов
№ | Тема | Количество часов | Сроки |
1. «В мире профессий» | |||
1.1 | Классификация профессий | 1 | |
1.2 | Мои возможности | 1 | |
1.3 | Понятие специализации и квалификации | 1 | |
1.4 | Понятие карьеры. Понятие должности. | 1 | |
1.5 | Дороги, которые мы выбираем. | 1 | |
1.6 | Формула успеха - труд по призванию. | 1 | |
1.7 | Секреты выбора профессии | 1 | |
1.8 | Секреты составления резюме | 1 | |
1.9 | Как проводится поиск работ | 1 | |
1.10 | Поведение при собеседовании | 1 | |
2. «Мир искусства и культуры России» | |||
2.1 | Связь времен в народном искусстве | 1 | |
2.2 | Изобразительное искусство и архитектура России | 1 | |
2.3 | Орнамент как основа декоративного украшения | 1 | |
2.4 | Великие исторические события в русском искусстве. | 1 | |
2.5 | Крупнейшие художественные музеи страны | 1 | |
2.6 | Выдающие русские мастера изобразительного искусства и архитектуры | 1 | |
2.7 | Традиции и новаторство в искусстве | 1 | |
2.8 | Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. | 1 | |
2.9 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества | 1 | |
2.10 | Вкус и мода | 1 |
3. «Мой выбор быть здоровым» | |||
3.1 | Культура питания. Вегетарианство. | 1 | |
3.2 | Энергетики- зло | 1 | |
3.3 | Восполнение энергозатрат | 1 | |
3.4 | Спорт в моей жизни или движение это жизнь | 1 | |
3.5 | Первая доврачебная помощь, ее роль | 1 | |
3.6 | Гигиена умственного труда | 1 | |
3.7 | Горькие плоды сладкой жизни | 1 | |
3.8 | Влияние стресса на организм | 1 | |
3.9 | Понятие генетика. Наследственность | 1 | |
3.10 | Возрастные изменения организма человека | 1 | |
4. «Тайны природы» | |||
4.1 | Человек - великое чудо природы | 1 | |
4.2 | Теория возникновения жизни на земле. Эволюция. | 1 | |
4.3 | Природные катаклизмы | 1 | |
4.4 | Загадочный Патомский кратер в Иркутской области | 1 | |
4.5 | В небесах, на земле и на море физика удивительных природных явлений | 1 | |
4.6 | Уникальность долины гейзеров | 1 | |
4.7 | Удивительная красота вулкана. | 1 | |
4.8 | Чувства гордости за уникальность нашей планеты | 1 | |
4.9 | Растения-лекари. Растения-враги | 1 | |
4.10 | Влияние современного человека на природу | 1 | |
5. «Мир конфликтов. Безопасность» | |||
5.1 | Общение. Деловое общение | 1 | |
5.2 | Конфликт. Виды конфликтов | 1 | |
5.3 | Способы разрешения конфликтов | 1 | |
5.4 | Типы темперамента. | 1 | |
5.5 | Характер. Самооценка | 1 | |
5.6 | Техника безопасности в труде | 1 | |
5.7 | Безопасность в сети Интернет | 1 | |
5.8 | Безопасность жизнидеятельности. Токсикомания | 1 | |
5.9 | Опьянение-добровольное сумасшествие | 1 | |
5.10 | СПИД. Его влияние на организм. | 1 | |
6. «Добрый след, моя помощь и участие в жизни друга» | |||
6.1 | Понятие волонтер. Волонтерское движение | 1 | |
6.2 | Волонтеры победы. Акция «Чистые памятники» | 1 | |
6.3 | Умение прощать означает мудрость | 1 | |
6.4 | Мой образ жизни-пример для подражания | 1 | |
6.5 | Телефон доверия для детей и подростков | 1 | |
6.6 | Если друг оказался вдруг | 1 | |
6.7 | Равнодушие и черствость в характере или искренность и участие | 1 | |
6.8 | Мой след в школьной жизни первоклашки | 1 | |
6.9 | Старшее поколение. Будем милосердны к старости | 1 | |
7. «Я и творчество в мире профессий» | |||
7.1 | Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса | 1 | |
7.2 | Фотография в современном мире | 1 | |
7.3 | Моя профессия – штукатур-маляр и мои навыки в творчестве | 1 | |
7.4 | Процесс и условия труда | 1 | |
7.5 | Ошибки в выборе профессии | 1 | |
7.6 | Рекомендации по выбору профессии | 1 | |
7.7 | Где получить информацию о вакансиях | 1 | |
7.8 | Перспективы карьерного роста | 1 | |
7.9 | Маршруты в мире профессии | 1 |
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье - Сибирское»
РАССМОТРЕНО на заседании МО воспитателей и педагогов дополнительного образования _____/Фуражева Л.В./ Протокол № 1 от « 26 »____08_____2022_ г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ГОКУ СКШ №1 г. Усолье - Сибирское __________________/ Лебедева А.В. / от « 29 »____08_____2022_ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГОКУ СКШ №1 г. Усолье - Сибирское ____________ /Мигунов Н.В./ Приказ №__41____ от « 29 »____08_____ 2022_ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по направлениям: общекультурное
Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Класс: 9 а (68 часов)
(Срок реализации -1 год, возраст детей – 16-18лет)
Воспитатель: Некрасова К.В.
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГОКУ СКШ №1 г. Усолье-Сибирское. В случае чрезвычайной ситуации (карантин и др.) программа реализуется 100%за счет дистанционного обучения.
Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции общекультурного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конвенцией о правах детей инвалидов.
Общекультурное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др) и получению информации о мире и выборе профессии, а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др.
Программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья практически их применять в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства.
Программа общекультурного воспитания учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в современном мире.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся (законными представителями), с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.
Цель: развитие творческих способностей обучающихся с умственной отсталостью через освоение различных видов декоративно-прикладного искусства и применение полученных навыков в выборе будущей профессии. Задачи:
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда из различных материалов; - Обеспечение дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- развитие творческого мышления, эстетического и художественного вкуса;
- воспитание уважения к народным традициям, любви к прекрасному в искусстве; - воспитание целеустремлённости, аккуратности, трудолюбия, бережливости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; - формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; - Помочь овладению общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда; - развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; - формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение
обучающихся в спортивные мероприятия (турниры, дни Здоровья, спортивные праздники и др.).
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;
- дать знания об организме человека, его возможностях, о влиянии на организм вредных привычек;
Общая характеристика
В предлагаемой программе профориентация рассматривается система психолого-педагогических, социальных и здоровьесберегающих мероприятий, помогающих каждому воспитаннику выбрать профессию с учётом индивидуальных особенностей, способностей и интересов, а так же потребностей общества.
Таким образом, в круг вопросов, решающихся в процессе профориентационной работы в коррекционном учреждении для детей с нарушением интеллекта, входит:
- профессиональное просвещение учащихся;
- психологическое изучение и классификация профессий;
- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;
- изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей;
- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии;
- профессиональные пробы;
- практическая проверка результатов всей профориентационной работы.
Таким образом, основной целью предлагаемой программы является актуализация профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания.
Программа общекультурного воспитания учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в современном мире.
Актуальность
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся ориентация образовательного процесса на самоценность и творческий потенциал личности ученика, его индивидуальные возможности, способности, интересы.
По закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…» т.е. на социальное становление школьников.
Именно в школьный период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнёров, ценностей и т.д.) открытие своего внутреннего мира.
Дети с нарушением интеллекта – особая категория школьников, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.
Выпускникам трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.
В основу разработанной программы положены следующие принципы:
Принцип сотрудничества предусматривает объединение целей детей и взрослых, организацию совместной деятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь.
Принцип творчества и успеха. Осуществление воспитания направлено на развитие творческих задатков и способностей каждого ребенка.
Принцип активности предполагает вовлеченность детей и родителей (законных представителей) в специально разработанные виды индивидуальной и коллективной деятельности; Принцип дифференциации направлен на отбор содержания, методов и форм работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей всех участников образовательного процесса.
Принцип доверия и поддержки предполагает веру в ребенка, доверие, поддержку его устремлений.
Принцип культуросообразности предполагает формирование личности на лучших традициях семейного воспитания, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех членов семьи.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и родителей.
Формы и методы занятий. Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, викторина, составление ребусов и кроссвордов, анализ поведенческих ситуаций. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нём предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности с учётом возраста школьников. Происходит постоянное общение воспитателя ГПД, ученика и одноклассников, что способствует формированию нравственного поведения ребёнка, обогащается его жизненный опыт.
Методы, используемые при проведении занятий: • словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция); • наглядные; • практические; • метод изложения материала, а также проверка знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения); • метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, работа с учебной и справочной литературой); Игра.
Описание места курса внеурочной деятельности
Курс «Прекрасное в нашей жизни» входит в образовательную внеурочную деятельность обучающихся с умственной отсталостью.
Реализация программы осуществляется по направлению:
- общекультурное: курс внеурочной деятельности – «Прекрасное в нашей жизни» 2 часа в неделю и составляет 68 часов в год. Программа составлена в соответствии с расписанием, планом-графиком внеурочной деятельности ГОКУ СКШ №1 г. Усолье-Сибирское на 2022-2023 учебный год.
Программа краткосрочная, рассчитана на 1 год.
Внеурочная деятельность в классе организована в режиме деятельности группы продленного дня. Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: 30- 40 мин., распределение времени: 50%- теоретическая, 50%- практическая часть. Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, викторина, виртуальная экскурсия, составление ребусов и кроссвордов, анализ поведенческих ситуаций.
Категория участников: дети, возраст 16 - 18 лет, ученики 9 класса с УО (F- 70), воспитатель, учителя-предметники, педагоги-психологи, родители, законные представители.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- развитие эстетического и художественного вкуса, любви к прекрасному в искусстве; -желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.
Способность видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском коллективе и в обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе.
Бережное отношение к традициям своей семьи и образовательного учреждения.
Потребность повышать свой культурный уровень, потребность в самореализации в различных видах деятельности.
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты:
- сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве; - формирование устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности,эстетических предпочтений; - формирование умения реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности; - формирование элементарных навыков работы с разнообразными материалами посредством освоения различных технологий. - закладка ответственного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья; - формирование стремления активно участвовать в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях; -воспитание личностных качеств: воли, выдержки. - выполнение правил личной гигиены, здорового образа жизни, правил по технике безопасности, правил дорожного движения в повседневной жизни; - владение элементарными навыками оказания первой медицинской помощи и действий при чрезвычайных ситуациях и несчастных случаях.
За время реализации курса, обучающиеся должны показать следующие результаты:
Личностные: формируются умения и знания
- об эмоциональных состояниях человека;
- о настроении человека и управлении им;
- о правилах общения между людьми;
- о волевых качествах человека;
- о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;
- о мире профессий и способах выбора профессии;
- о влиянии отношения других людей на отношение человека к самому себе;
- о самооценке и уровне притязаний;
- о сходствах и различиях между людьми, о способах понимания, принятия других людей;
- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;
- о конфликтах и способах их разрешения;
- о социальных ролях и ролевых функциях человека;
- о социальных возможностях человека.
-умение анализировать особенности своего характера; - умение характеризовать другого человека, его поступки;
- умение анализировать отношение других людей к самому себе;
- умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа;
- умение предупреждать и разрешать конфликты;
- умение выявлять причины, управлять своим настроением;
- умение регулировать свое поведение и поступки;
- умение определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели;
- умение выбирать свою будущую профессию.
Предметные:
Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
-умеют определить проблему;
-умеют формулировать вопросы для решения проблемной ситуации;
-умеют выдвигать элементарные гипотезы;
-умеют наблюдать, классифицировать, формулировать выводы;
-умеют структурировать материал с помощью взрослого;
-умеют готовить тексты собственных докладов с помощью взрослых;
-умеют аргументировано защищать свои идеи с помощью взрослого;
-умеют распределять обязанности в процессе работы в парах, группах;
-умеют инициировать взаимодействие со сверстниками и взрослыми в
процессе поиска решения проблемной ситуации.
Формы и виды контроля
В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:
№ | Виды контроля | Цель организации контроля | Формы организации контроля |
1. | Предварительное выявление уровня знаний и умений | Выявление знаний, умений и навыков обучающихся по курсу, который они будут изучать | Индивидуальный устный контроль |
2. | Текущий контроль | Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся | Устный фронтальный контроль |
3. | Тематический контроль | Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизации знаний обучающихся | Комбинированный контроль |
4. | Итоговый контроль | Проводится по окончании года обучения с целью выявления уровня знаний обучающихся | Индивидуальный контроль |
Оценка результатов
Для оценки результатов реализации программы будут использованы следующие методики:
Смотры - конкурсы, концерты, выставки, социально - значимые акции, игры, квесты, экскурсии.
Также дважды в год проводится диагностика уровня воспитанности ученика в семье и в обществе, в коллективе.
Рассматриваются вопросы отношения ученика к себе, к труду, к обществу и людям (отношение к природе, аккуратность, трудолюбие, честность и правдивость, простота и скромность) и другие позиции.
Содержание программы (темы, формы организации-виды внеурочной деятельности) – 68 часов:
Раздел 1. «В мире профессии» (10 часов)
Встречи с представителями профессий «Классификация профессий», экскурсия в учебное заведение «Мои возможности», Ассоциативная игра «Человек - профессия», беседа о внутренних проблемах «Не хочу», «Интересы и выбор профессии», лекция «Секреты выбора профессии», упражнение «Что мешает», «Труд и развитие личности», упражнение «План моего будущего», «Как достичь успеха в профессии», Оформление стенда по профориентации-Рубрика «Твое профессиональное будущее»
Основное содержание темы: Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, умений и навыков; Формировать позитивное отношение к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения потребностей воспитанников в различных видах трудовой деятельности; Воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы, уважения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека;
Раздел 2 «Мир искусства и культуры России» (10 ч.)
Лекция «Технические достижения эпохи Нового времени», видеоурок «Великие мастера архитектуры», круглый стол «Ведущие художественные музеи» (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.), лекция «Искусство театра», презентация «Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии», беседа «Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер)», Электронные пособия: «Учимся понимать живопись», «История развития архитектуры и скульптуры», презентация «Архитектурные стили в русской культуре» Основное содержание темы:
Знакомство с выдающимися представителями русского и зарубежного искусства и их основными произведениями; с наиболее крупными художественными музеями России и мира; показать значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и различных видах творчества;
Раздел 3 «Мой выбор быть здоровым» (10 часов) Тренинг «Особенности нашей памяти», Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти, презентация «Классификация гимнастики тела», беседа «Мой путь – легкая атлетика», практическое упражнение «Туристический слет», презентация «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи», просмотр видеофильма «Легкие курильщика», « Восточное единоборство», «Тренировка силы воли», презентация «Модные энергетические напитки и их влияние на организм человека.
Основное содержание темы: -формирование разносторонне физически развитой личности , способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха, освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
Раздел 4 «Тайна природы» (10 часов)
Викторина «Мир средневековых цивилизаций»; Беседа-размышление «Земля-планета жизни», Просмотр видеофильма «Горные породы и минералы, использованные человеком»; Лекции «Удивительный мир группы металлов»; «Вода и воздух в жизни человека»;
Раздел 5 «Мир конфликтов и безопасность» (10 часов)
Тренинг «Учусь быть терпеливым»; Презентация «Поведение при землетрясении»; игра-практикум «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся», беседа «Чему ты можешь научить учеников младших классов?», видеоурок «Способы снятия агрессии», презентация «Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра», беседа «Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь».
Основное содержание темы: -развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
– стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
Раздел 6 «Добрый след, моя помощь и участие в жизни друга» (9 часов)
Беседа «Кто такой волонтер?», игра-практикум «Мой пример культурного человека», тренинг «Культура речи», Беседа «Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу и местным предметам. Ориентирование на местности»
Основное содержание темы: Способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку. Способствовать развитию чувства товарищества.
Раздел 7 «Я и творчество в мире профессий» (9 часов)
Беседа «Мир профессий», просмотр презентации «Маршруты в мире профессий», практическое упражнение «шаг в профессию», творческая встреча с представителями профессий, выпуск тематических газет и стендов «Куда пойти учится» Основное содержание темы:
Профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью. Знакомство с психологическими основами профессионального выбора. Формирование личностного смысла выбора конкретной профессии; развитие умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами и реальными возможностями.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Используемые на уроке виды деятельности | Используемое оборудование |
1. «В мире профессий» | ||||
1.1 | Классификация профессий | 1 | Беседы Просмотр видеофильма Дискуссии | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа |
1.2 | Мои возможности | 1 | ||
1.3 | Понятие специализации и квалификации | 1 | ||
1.4 | Понятие карьеры. Понятие должности. | 1 | ||
1.5 | Дороги, которые мы выбираем. | 1 | ||
1.6 | Формула успеха - труд по призванию. | 1 | ||
1.7 | Секреты выбора профессии | 1 | ||
1.8 | Секреты составления резюме | 1 | ||
1.9 | Как проводится поиск работ | 1 | ||
1.10 | Поведение при собеседовании | 1 | ||
2. «Мир искусства и культуры России» | ||||
2.1 | Связь времен в народном искусстве | 1 | Беседы Просмотр видеофильма Дискуссии | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа |
2.2 | Изобразительное искусство и архитектура России | 1 | ||
2.3 | Орнамент как основа декоративного украшения | 1 | ||
2.4 | Великие исторические события в русском искусстве. | 1 | ||
2.5 | Крупнейшие художественные музеи страны | 1 | ||
2.6 | Выдающие русские мастера изобразительного искусства и архитектуры | 1 | ||
2.7 | Традиции и новаторство в искусстве | 1 | ||
2.8 | Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. | 1 | ||
2.9 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества | 1 | ||
2.10 | Вкус и мода | 1 |
3. «Мой выбор быть здоровым» | ||||
3.1 | Культура питания. Вегетарианство. | 1 | Беседы Лекции Викторины Просмотр видеофильма Оздоровительные мероприятия | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа |
3.2 | Энергетики- зло | 1 | ||
3.3 | Восполнение энергозатрат | 1 | ||
3.4 | Спорт в моей жизни или движение это жизнь | 1 | ||
3.5 | Первая доврачебная помощь, ее роль | 1 | ||
3.6 | Гигиена умственного труда | 1 | ||
3.7 | Горькие плоды сладкой жизни | 1 | ||
3.8 | Влияние стресса на организм | 1 | ||
3.9 | Понятие генетика. Наследственность | 1 | ||
3.10 | Возрастные изменения организма человека | 1 | ||
4. «Тайны природы» | ||||
4.1 | Человек - великое чудо природы | 1 | Беседы Просмотр видеофильма Дискуссии | Учебное пособие, рабочая программа, Мультимедиа, плакаты, раздаточные картинки |
4.2 | Теория возникновения жизни на земле. Эволюция. | 1 | ||
4.3 | Природные катаклизмы | 1 | ||
4.4 | Загадочный Патомский кратер в Иркутской области | 1 | ||
4.5 | В небесах, на земле и на море физика удивительных природных явлений | 1 | ||
4.6 | Уникальность долины гейзеров | 1 | ||
4.7 | Удивительная красота вулкана. | 1 | ||
4.8 | Чувства гордости за уникальность нашей планеты | 1 | ||
4.9 | Растения-лекари. Растения-враги | 1 | ||
4.10 | Влияние современного человека на природу | 1 | ||
5. «Мир конфликтов. Безопасность» | ||||
5.1 | Общение. Деловое общение | 1 | Беседы Просмотр видеофильма Дискуссии | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа |
5.2 | Конфликт. Виды конфликтов | 1 | ||
5.3 | Способы разрешения конфликтов | 1 | ||
5.4 | Типы темперамента. | 1 | ||
5.5 | Характер. Самооценка | 1 | ||
5.6 | Техника безопасности в труде | 1 | ||
5.7 | Безопасность в сети Интернет | 1 | ||
5.8 | Безопасность жизнидеятельности. Токсикомания | 1 | ||
5.9 | Опьянение-добровольное сумасшествие | 1 | ||
5.10 | СПИД. Его влияние на организм. | 1 | ||
6. «Добрый след, моя помощь и участие в жизни друга» | ||||
6.1 | Понятие волонтер. Волонтерское движение | 1 | Беседы Просмотр видеофильма,презентации Дискуссии | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа Плакаты, раздаточный наглядный материал |
6.2 | Волонтеры победы. Акция «Чистые памятники» | 1 | ||
6.3 | Умение прощать означит мудрость | 1 | ||
6.4 | Мой образ жизни-пример для подражания | 1 | ||
6.5 | Телефон доверия для детей и подростков | 1 | ||
6.6 | Если друг оказался вдруг | 1 | ||
6.7 | Равнодушие и черствость в характере или искренность и участие | 1 | ||
6.8 | Мой след в школьной жизни первоклашки | 1 | ||
6.9 | Старшее поколение. Будем милосердны к старости | 1 | ||
7. «Я и творчество в мире профессий» | ||||
7.1 | Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса | 1 | Беседы Просмотр видеофильма Дискуссии | Учебное пособие, рабочая программа Мультимедиа |
7.2 | Склонности и профессиональная направленность | 1 | ||
7.3 | Моя профессия – штукатур-маляр и мои навыки в творчестве | 1 | ||
7.4 | Процесс и условия труда | 1 | ||
7.5 | Ошибки в выборе профессии | 1 | ||
7.6 | Рекомендации по выбору профессии | 1 | ||
7.7 | Где получить информацию о вакансиях | 1 | ||
7.8 | Перспективы карьерного роста | 1 | ||
7.9 | Маршруты в мире профессии | 1 |
Методическое обеспечение:
1. Арович, Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. – М.: Карапуз, 2004. - С. 8–9, 75–85. 2. Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. – М.: Изд-во АСОПиР, 2005.с. 56. 3. Важдаева, Н. Дело добровольное / Н. Важдаева // Новые известия. – 2007. – 24 авг. 4. Развитие творческих способностей у детей ОВЗ: https://pedkopilka.ru/blogs/blog72144/doklad-razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-udetei-s-ovz-intelektualnymi-narushenijami-v-sotvetstvi-s-fgos.html 5. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб. Питер, 2006 – 160 с.: - (Серия «Практическая психология»). 6. «Детские и молодежные социальные инициативы», общероссийская, общественная организация. Документы и материалы ДИМСИ – М.: Academia, 2008. - 75 с. 7. Евсеева А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания / А. Н. Евсеева // Работник социальной службы. – 2004. - №1. С. 10-13. 8. Примерная программа по внеурочной деятельности. Среднее и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения). 9. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
10. Магомедова И. А. Интегрированное профессиональное образование учащихся с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2005. - N 4. - С. 79-80.
11. Муравьева Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников // Коррекц. педагогика. - 2009. - N 5. - С. 75-80.
12. Сайко Е. В. Совершенствование трудового обучения в школе VIII вида // Дефектология. – 2005. - N 4. - С. 81-82.
13. Серов П. Н. Модель профессиональной подготовки учеников школы VIII вида // Там же. – 2006. - N 4. - С. 46-49.
Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение
Оборудование:
• столы, стулья, подвесная ученическая доска;
• соответствующее освещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям; мультимедиа.
Материалы и инструменты:
• ножницы
• цветные карандаши, фломастеры
• акварельные краски или гуашь, кисть;
• декоративный и природный материал
клей ПВА
клей карандаш
степлер
скотч прозрачный
А также литература по разным видам творчества, изображения, фотографии;
Оформление:
• плакаты
• наглядные пособия, дидактический материал;
Приложение 1
Оценочные материалы.
Диагностика нравственной самооценки. Использование вопросов-высказываний для самооценки воспитанника.
№ | Высказывания | Ответы в баллах | |||
1 | Я чаще всего добр со сверстниками и взрослыми | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Мне важно помочь однокласснику, если он в беде | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Нет ничего страшного в том, если нагрубить неприятному мне человеку | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Я думаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в свой адрес | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | Если кого то в классе дразнят, значит он заслужил | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | Мне приятно делать людям радость | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы | 4 | 3 | 2 | 1 |
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки
От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки
От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего
От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
«Прекрасное в нашей жизни» 68 часов
№ | Тема | Количество часов | Сроки |
1. «В мире профессий» | |||
1.1 | Классификация профессий | 1 | |
1.2 | Мои возможности | 1 | |
1.3 | Понятие специализации и квалификации | 1 | |
1.4 | Понятие карьеры. Понятие должности. | 1 | |
1.5 | Дороги, которые мы выбираем. | 1 | |
1.6 | Формула успеха - труд по призванию. | 1 | |
1.7 | Секреты выбора профессии | 1 | |
1.8 | Секреты составления резюме | 1 | |
1.9 | Как проводится поиск работ | 1 | |
1.10 | Поведение при собеседовании | 1 | |
2. «Мир искусства и культуры России» | |||
2.1 | Связь времен в народном искусстве | 1 | |
2.2 | Изобразительное искусство и архитектура России | 1 | |
2.3 | Орнамент как основа декоративного украшения | 1 | |
2.4 | Великие исторические события в русском искусстве. | 1 | |
2.5 | Крупнейшие художественные музеи страны | 1 | |
2.6 | Выдающие русские мастера изобразительного искусства и архитектуры | 1 | |
2.7 | Традиции и новаторство в искусстве | 1 | |
2.8 | Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. | 1 | |
2.9 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества | 1 | |
2.10 | Вкус и мода | 1 |
3. «Мой выбор быть здоровым» | |||
3.1 | Культура питания. Вегетарианство. | 1 | |
3.2 | Энергетики- зло | 1 | |
3.3 | Восполнение энергозатрат | 1 | |
3.4 | Спорт в моей жизни или движение это жизнь | 1 | |
3.5 | Первая доврачебная помощь, ее роль | 1 | |
3.6 | Гигиена умственного труда | 1 | |
3.7 | Горькие плоды сладкой жизни | 1 | |
3.8 | Влияние стресса на организм | 1 | |
3.9 | Понятие генетика. Наследственность | 1 | |
3.10 | Возрастные изменения организма человека | 1 | |
4. «Тайны природы» | |||
4.1 | Человек - великое чудо природы | 1 | |
4.2 | Теория возникновения жизни на земле. Эволюция. | 1 | |
4.3 | Природные катаклизмы | 1 | |
4.4 | Загадочный Патомский кратер в Иркутской области | 1 | |
4.5 | В небесах, на земле и на море физика удивительных природных явлений | 1 | |
4.6 | Уникальность долины гейзеров | 1 | |
4.7 | Удивительная красота вулкана. | 1 | |
4.8 | Чувства гордости за уникальность нашей планеты | 1 | |
4.9 | Растения-лекари. Растения-враги | 1 | |
4.10 | Влияние современного человека на природу | 1 | |
5. «Мир конфликтов. Безопасность» | |||
5.1 | Общение. Деловое общение | 1 | |
5.2 | Конфликт. Виды конфликтов | 1 | |
5.3 | Способы разрешения конфликтов | 1 | |
5.4 | Типы темперамента. | 1 | |
5.5 | Характер. Самооценка | 1 | |
5.6 | Техника безопасности в труде | 1 | |
5.7 | Безопасность в сети Интернет | 1 | |
5.8 | Безопасность жизнидеятельности. Токсикомания | 1 | |
5.9 | Опьянение-добровольное сумасшествие | 1 | |
5.10 | СПИД. Его влияние на организм. | 1 | |
6. «Добрый след, моя помощь и участие в жизни друга» | |||
6.1 | Понятие волонтер. Волонтерское движение | 1 | |
6.2 | Волонтеры победы. Акция «Чистые памятники» | 1 | |
6.3 | Умение прощать означает мудрость | 1 | |
6.4 | Мой образ жизни-пример для подражания | 1 | |
6.5 | Телефон доверия для детей и подростков | 1 | |
6.6 | Если друг оказался вдруг | 1 | |
6.7 | Равнодушие и черствость в характере или искренность и участие | 1 | |
6.8 | Мой след в школьной жизни первоклашки | 1 | |
6.9 | Старшее поколение. Будем милосердны к старости | 1 | |
7. «Я и творчество в мире профессий» | |||
7.1 | Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса | 1 | |
7.2 | Фотография в современном мире | 1 | |
7.3 | Моя профессия – штукатур-маляр и мои навыки в творчестве | 1 | |
7.4 | Процесс и условия труда | 1 | |
7.5 | Ошибки в выборе профессии | 1 | |
7.6 | Рекомендации по выбору профессии | 1 | |
7.7 | Где получить информацию о вакансиях | 1 | |
7.8 | Перспективы карьерного роста | 1 | |
7.9 | Маршруты в мире профессии | 1 |