Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука жизни»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука жизни» для 2 «В» класса МАОУ СОШ №37 города Тюмени имени Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова на 2020 – 2021 учебный год разработана в соответствии с нормативными документами:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 05.01.2019 с изменениями и дополнениями);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 от 26.10.2010 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральной государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа 21.02.2015г)
письма Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
Основной образовательной программы НОО МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени имени Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
На основе программы внеурочной деятельности Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина «Гражданское образование в начальных классах», Министерство образования Нижегородской области, НИРО 2013
Цель изучения курса внеурочной деятельности « Азбука жизни»:
создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника через приобретение ими опыта в практической и социальной деятельности и применение приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Задачи курса внеурочной деятельности « Азбука жизни»:
Формирование нравственного сознания, чувств, поведения.
Становление у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.
Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка.
Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.
Сохранение психического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия детей.
Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.
Формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.
Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.
Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность курса неурочной деятельности:
Необходимость создания курса «Азбука жизни» связана с ранним обучением жизненно важным навыкам, которые заложат основные знания и навыки безопасного поведения, здорового образа жизни, поспособствуют положительным межличностным отношениям и умению вести ответственность за свои действия, решать проблемы, критически мыслить, справляться с эмоциями и стрессом.
Программой предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием. Программа предполагает привлечение родителей и других членов семей учащихся к проведению праздников, коллективных дел, к подготовке детей к занятиям.
Курс «Азбука жизни» представляет систему занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане школы
Программа курса «Азбука жизни» рассчитана на 136 часов (1 раз в неделю, 4 года обучения) и развивает идеи личностно ориентированного, развивающего образования в начальной школе, системно-деятельного подхода к построению учебно-воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы.
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 4 года
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные универсальные учебные действия.
Бережное, заботливое отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Здоровье человека. Сознательное отношение к своему здоровью, культура правильного питания,
Бережное отношение к природе. Уважение к государству, его символам, законам, Конституции. Уважение к людям. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ .
Дружба, взаимопонимание между народами. Уважение к культуре других народов. Умение соблюдать правила добрососедства. Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие человека таким, какой он есть. Уважение к народной мудрости, заключённой в сказках, пословицах, поговорках.
Представление о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка. Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Бережное отношение к семье. Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям. Любовь к родным и близким, умение её выражать. Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности труда. Умение находить радость в окружающем мире, общении с людьми, доставлять радость другим.
Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу. Стремление к взрослению. Ценность науки, знания. Бережное отношение к книге.
Знание основных моральных норм жизни в обществе. Умение видеть ценность и уникальность понимание чувств других людей. каждого человека. Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах. Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремлённости, справедливости, честности и др. Установка на здоровый образ жизни.
Коммуникативные, регулятивные и познавательные
универсальные учебные действия.
Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности; взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий. Овладение навыками учебного сотрудничества. Умение быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями.
Умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения. Умение пользоваться вежливыми словами (слова приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощения и др.) Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности, умение выполнять правила дружной работы и игры. Умение делать выбор модели поведения в конкретной ситуации.
Создание творческих работ. коллективных и индивидуальных проектов. Участие в творческих общеклассных играх, в народных играх. Сочинение сказок, загадок, рассказов по репродукциям картин, на основе информации, полученной в беседе с родственниками, из справочной литературы. Инсценировка отрывков из сказок, стихотворений. Разыгрывание кукольных спектаклей, ситуаций поведения. Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов.
Умение пользоваться различными источниками информации, в том числе ресурсами библиотек и Интернетом; составлять развёрнутое сообщение на основе текстового и иллюстративного материала. Умение находить информацию иллюстративный материал в литературных источниках, справочной литературе, пользоваться словарями и энциклопедиями, оформлять результаты поисковой деятельности. Выполнение сравнения анализа, синтеза , классификации, обобщения. Самопознание, самоконтроль и самооценка поведения в конкретной ситуации.
Выделяются три уровня планируемых результатов.
Первый уровень – приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребёнка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения в обществе, в школе, в семье.
Второй уровень – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
Третий уровень – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становления у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Азбука жизни».
Содержание программы курса «Азбука жизни» реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. В нём раскрываются общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти. Последнее занятие темы является обобщающим. Такое занятие проводится, как правило, в игровой форме, но могут быть использованы другие формы: устный журнал, путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающее занятие совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.
В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятельность, для этого используются беседы с учителем и одноклассниками, дидактические и ролевые игры, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, упражнения.
Во 2 – 4 классах занятия проводятся с использованием мультимедийных ресурсов, дидактических материалов.
Внеурочные занятия во 2 – 4 классах включают в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах; чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.
Дополнительные формы работы по программе: игры, тренинги, экскурсии, праздники. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом связаны с другими направлениями внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, краеведческой и др.)
Особое внимание в программе уделяется элементам исследовательской деятельности. Так в 1 классе детям предлагается выполнить мини-исследования, мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они смогут получить из доступных источников, например, от других людей.
Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
игры: ролевые, ситуационные;
упражнения и тренинги;
экскурсии;
тестирование
практическая работа
Методы воспитания:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы
В основу программы курса «Азбука жизни» положены следующие принципы:
- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учётом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
- принцип гуманист6ической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребёнка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Содержание программы
Класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1 | Модуль «Мои обязанности и права» | Модуль «Азбука безопасности» | Модуль «Я и мы» | Модуль «Азбука здоровья» |
2 | Модуль «Мой безопасный дом» | Модуль «Азбука безопасности» | Модуль «Я и мы» | Модуль «Азбука здоровья» |
3 | Модуль «Моя безопасность » | Модуль « Разговор о правильном питании» | Модуль «Мои обязанности и права», «Продолжим разговор о правильном питании» | Модуль « Если нужна моя помощь»» |
4 | Модуль «Азбука экономиста» | Модуль « Азбука здоровья» | Модуль «Здоровье и безопасность» | Модуль «Я и мои друзья» |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3-й год обучения (3-й класс)
№ п/п | Тема занятия | Кол. час. | Форма занятия | Элементы содержания (ключевые слова) | Требования к уровню подготовки обучающихся | Универсальные учебные действия (УУД) | Результат работы | Дата | | |||||||||
1четверть Модуль «Моя безопасность» - 8 часов Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска | | | ||||||||||||||||
1. | Наши помощники и враги | 1 | Беседа | Электрический ток, розетка, газ, таблетки, витамины, уксус. | Знать опасность самых обычных вещей. Уметь соблюдать осторожность при обращении с ними | Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей. | Рисунок «Опасные предметы» | | | |||||||||
2. | Огонь – друг и враг человека. Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решений | 1 | Занятие-открытие | Огонь, спички, зажигалка, свечи, костёр. | Знать правила обращения с опасными предметами. Уметь соблюдать осторожность при применении. | Учить детей безопасному обращению со взрослыми опасными предметами. | Участие в конкурсе-выставке «Служба спасения 01» | | | |||||||||
3. | Юный друг природы | 1 | Природоохранная акция | | Знать правила безопасного поведения на природе Уметь быстро принять решение. | Учить детей бережному отношению к природе. | Уборка территории | | | |||||||||
4. | Экстренные вызовы. Общие правила. | 1 | Групповая работа | Службы: 01, 02, 03, 04. | Знать номера служб быстрого реагирования и общие правила. Уметь вызвать необходимую службу | Учить детей диалогу общения при вызове служб. | Инсценировка вызова служб. | | | |||||||||
5. | Как не стать жертвой преступления? | 1 | Беседа | Подозрительный тип, полиция. | Знать правила поведения в непредвиденных ситуациях. Уметь применять элементарные приёмы самозащиты. | Учить детей наблюдательности и вниманию | Составить правила поведения в непредвиденных ситуациях. | | | |||||||||
6. | Как принять правильное решение? | 1 | практикум | Нападение, ограбление, пожар. | Знать правила по технике безопасности. Уметь применять их в жизненных ситуациях. | Учить детей умению не растеряться в сложившейся ситуации. |
| | | |||||||||
7. | Итоговое занятие «Мой безопасный дом» | 1 | Игра -тренинг | Обобщение всех ключевых слов темы. | Знать правилабезопасного поведения. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни | Учить владеть навыками самозащиты и самосохранения. | Мини-проект по правилам безопасного поведения. | | | |||||||||
| | | ||||||||||||||||
8 | Азбука безопасного поведения на улице | 1 | Беседа | Светофор, дорога, проезжая часть, тротуар, дорожные знаки | Знать дорожную азбуку. Уметь пользоваться дорожной азбукой. | Применять полученные знания на практике. | Модель светофора | | |
2 четверть Модуль «Разговор о правильном питании» - 8 часов (Занятия по тетради «Две недели в лагере здоровья») Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни | | ||||||||||||||||||||||
1. | Разговор о правильном питании. Из чего состоит наша пища. | 1 | Групповая дискуссия. | Правильное питание, питательные вещества, жиры, белки, углеводы, их роль в организме | Знать о структурных компонентах пищи: жирах, белках, углеводах, их функциях в организме Уметь вести дневник здоровья | Формирование понимания значимости правильного питания | Игра: «Меню сказочных героев». | | |||||||||||||||
2. | Здоровье в порядке - спасибо зарядке. | 1 | Исследование | Зарядка, пульс, частота дыхания | Знать основные группы упражнений комплекса утренней зарядки. Уметь организовать свой режим дня с учётом правильной физической нагрузки. | Овладение и принятие норм физической культуры | Комплекс утренней зарядки | | |||||||||||||||
3. | Закаляйся, если хочешь быть здоров | 1 | Ролевая игра. | Виды закаливания: обливание ступней, обтирание влажным полотенцем, воздушные ванны
| Знать, как правильно закаливать свой организм Уметь правильно закаляться. | Развитие навыков заботы о своём здоровье | Плакат «О пользе закаливания» | | |||||||||||||||
4. | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | 1 | Диспут. | Физическая нагрузка, спорт, калорийность, режим питания | Знать о зависимости рациона питания от физической активности Уметь оценивать свой рацион питания с учётом физической нагрузки . | Формирование и поиск своей позиции | Диагностика: « Завтрак чемпиона» | | |||||||||||||||
5. | Где и как готовят пищу | 1 | Экскурсия | Предметы кухонного оборудования, правила гигиены на кухне, профессии повара, технолога. | Знать кухонные приборы, их назначение, правила гигиены при готовке и хранении пищи
| Формирование основ гигиены питания | Мини-проект «Чудо – печка» | | |||||||||||||||
6. | Блюда из зерна | 1 | Заочная экскурсия | Виды злаков, традиционные народные блюда, сельскохозяйственное оборудование и машины, профессии людей, связанные с производством хлеба | Знать трудовой процесс от колоска до булочки Уметь рассказать о производстве хлеба. | Формирование правильного отношения к хлебу как результату труда многих людей | Мини - проект «Из чего каша родится» Мини – проект «Фирменное блюдо моей семьи» ( на выбор) | | |||||||||||||||
7 8. | Молоко и молочные продукты Вода и другие полезные напитки | 1 1 | Комплексное занятие Комплексное занятие | Молоко, состав молока, виды молочных продуктов, способы хранения, молочные блюда в разных регионах России, профессии ветеринара, зоотехника, дояра Питьевой режим, разнообразие напитков, очистка питьевой воды, | Знать о питательных свойствах молока и молочных продуктов Уметь различать ассортимент молочных продуктов. Знать о роли воды для нормальной работы организма, как можно сберечь воду. Уметь рассчитать личную норму потребления воды в зависимости от веса | Формирование правильного отношения к потреблению молочных продуктов Формирование правильного отношения к потреблению воды, её охране | Игра - исследование «Удивительное молоко» (определение жирности молочных продуктов) Конкурс плакатов «Береги воду» | | |||||||||||||||
3 четверть Всего 12 часов Модуль «Мои обязанности и права» - 6 часов Задача: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самопознания. | | ||||||||||||||||||||||
1. | Я – ребёнок, я – человек. Я – гражданин России. | 1 | Круглый стол | Конституция РФ, закон, права, обязанности. | Знать права и обязанности гражданина России. Уметь владеть основными правами и свободами человека. | Формирование системы правовых знаний. | Мини-проект «Символы страны» | | |||||||||||||||
2. | Я и мои права. | 1 | КВН | Конвенция о правах ребёнка. Всеобщая декларация прав человека. | Знать свои права. Уметь грамотно пользоваться правами. | Формирование необходимых навыков правовой и демократической культуры у молодого поколения. | Составить памятку: «Я имею права…» | | |||||||||||||||
3. | Сказка ложь, да в ней намёк. Выборы в Лесную думу. | 1 | Правовая игра | Выборы, предвыборная кампания, голосование, демократия, свобода мысли. | Знать смысл и значение демократических выборов. Уметь делать правильный выбор. | Воспитание уважения к правам и свободам личности. | Провести конкурс рисунков: «Нарушение прав сказочных героев». | | |||||||||||||||
4. | Герои книг имеют право. | 1 | Конкурс | Жизнь, имя, свобода, отдых и т.д. | Знать основные права. Уметь определять уровень знаний своих прав. | Формирование уважительного отношения к закону. | Инсценировка (по группам) | | |||||||||||||||
5. | Ответственность в семье и обществе | 1 | Деловая игра. | Свобода слова, родители, семья, правонарушение и т.д. | Знать права, по которым живут люди. Уметь владеть навыками уверенного поведения. | Развитие правового самопознания. | Анкета: «Моя позиция». | | |||||||||||||||
6. | Как надо относиться к природе и животным. | 1 | Природоохранная акция | Ответственность, трудолюбие, равнодушие, сердечность, чуткость и т.д. | Знать правила достойного поведения. Уметь отвечать за свои поступки. | Формирование правовых знаний законопослушного поведения и основ толерантности. | Природоохран-ная акция | | |||||||||||||||
Модуль « Продолжаем разговор о правильном питании» - 6 часов (Занятия по тетради «Две недели в лагере здоровья») Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни | |||||||||||||||||||||||
7. | Что и как можно приготовить из рыбы | 1 | Комплексное занятие | Рыба, рыбные блюда в традициях народов | Знать ассортимент рыбных блюд Уметь работать с дополнительной литературой, | Формирование правильного отношения к потреблению рыбы | Коллективное панно « В подводном царстве» | | |||||||||||||||
8. | Дары моря. | 1 | Игра - путешествие | Морепродукты, йодированная соль, профессии людей, связанных с морем | Знать моря России, морепродукты, их полезные свойства Уметь рассказать о морях и их обитателях | Формирование правильного отношения к потреблению рыбы,йодированной соли
| Викторина « В гостях у Нептуна» | | |||||||||||||||
9. | Кулинарное путешествие по России | 1 | Праздник | Традиции, гостеприимство, этикет | Знать особенности традиционной кухни в разных регионах России, правила этикета. Уметь представить сообщение кулинарных традициях региона ( по выбору обучающегося) | Формирование культуры поведения, норм этикета | Рассказ «Моё любимое блюдо» | | |||||||||||||||
10 | Спортивное путешествие по России | 1 | Спортивный праздник | Виды спорта, национальные спортивные игры, спортсмен, спортивные достижения страны | Знать о пользе физической активности для здоровья, о многообразии спортивных занятий
| Формирование физической культуры; отказа от малоподвижного образа жизни. | Дневник физического развития | | |||||||||||||||
11, 12 | Олимпиада здоровья | 2 | Олимпиада | Олимпиада, девиз, питание, спорт. | Обобщить знания о правилах питания, полезных продуктах, о роли физической культуры и спорта в жизни каждого ребёнка. Уметь применять полученные знания в жизни. | Формирование положительного отношения к правильному питанию и активной физической нагрузке | Диагностика | | |||||||||||||||
4 четверть Модуль « Если нужна моя помощь» - 6 часов Задача: формирование знаний, умений и навыков в оказании первой помощи.
| | ||||||||||||||||||||||
2. | Если из раны идёт кровь. Первая помощь при порезах, ссадинах, ушибах. | 1 | Практикум. | Ссадина, ушиб, порез, йод, бинт, повязка и т.д. | Знать правила оказания помощи пзри травмах. Уметь оказывать помощь при травмах. | Формирование сознательного и ответственного отношения к здоровью. | Памятка | | |||||||||||||||
3. | Первая помощь при укусах. | 1 | Практикум. | Укус, жало, укол адреналина, жгут, лёд. | Знать правила оказания помощи при укусах. Уметь применять правила в данной ситуации. | Формирование знаний об основных правилах личной гигиены. | Художественный мини-проект «Опасные насекомые». | | |||||||||||||||
4. | Первая помощь при термических ожогах. | 1 | Практикум. | Ожог, термический ожог, тепловой удар, холодный компресс. | Знать правила личной безопасности. Уметь оказывать помощь при ожогах. | Формирование навыков ответственного поведения. | Рисунок «Опасные предметы». | | |||||||||||||||
5. | Средства индивидуальной защиты. | 1 | Деловая игра. | Аптечка, бактерицидный пластырь, аллергия, профилактика, головокружение, слабость и т.д. | Знать средства индивидуальной защиты. Уметь владеть собой. | Формирование здоровых установок. | Работа в группах: «Средства индивидуальной защиты». | | |||||||||||||||
6. | Первая помощь в различных ситуациях. | 1 | Беседа. Ролевая игра. | Виды кровотечений: артериальное, венозное, капиллярное; антисептики, солнечный удар | Знать виды кровотечений. Уметь оказывать первую медицинскую помощь. | Формирование здорового образа жизни. | Игра: «Помощь». «Собрать аптечку». | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Методическая литература
1.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2017.-№5.-с.54.
2.Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2019.- 205 с.
3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2018 г. - / Мастерская учителя.
4.Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2018.
5.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2016.
6. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2017 г. – / Мастерская учителя.
7. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2019.
8. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 2017
9. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2018. – 268 с.
10. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 2018.
11. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2017г.
12. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2016.
13. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов.ун-та, 2018
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,
- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,
- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,
- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника).
А также экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.
Библиотечный фонд:
- энциклопедическая и справочная литература,
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса