12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Николаева Людмила Владимировна1997
Работаю в школе с 2004 года, преподаю русский язык и литературу, историю, МХК, ОРКСЭ.
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Материал размещён в группе «Урок литературы»

Внеклассное мероприятие, посвящённое 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне на тему:

«Курская битва в художественной литературе»


(Оборудование: выставка книг А.Твардовского, К.Федина, А.Ананьева, К.Симонова, С.Алексеева, Б.Полевого, медиапроектор, экран, иллюстрации учеников на тему «Курская битва»)

Тема Великой Отечественной войны в советской литературе прозвучала с первых же дней трагического времени. Свыше тысячи писателей и поэтов были на фронтах войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Они бывали на многих участках фронта - под Брянском, Москвой, в Киеве, Курске, под Ржевом. Курская битва, также, не осталась без внимания в «военной лирике и прозе». Она, чаще всего, изображалась в творчестве Александра Твардовского, Анатолия Ананьева, Константина Симонова, Константина Федина, Юрия Бондарева, Бориса Полевого (слайд 2)

Так, в 1943 году поэт-фронтовик Александр Твардовский в своих стихах не только славит русских героев этого тяжелейшего сражения, но и отмечает, как нелегко далась России эта битва, и как страшно было это время:

Оттуда, с рубежей атаки,

Где солнца застил смертный дым,

Куда порой боец не всякий

До места доползал живым

В стихотворении «Огонь» он описывает страшную картину этой битвы: во время этого сражения не просто был пожар, а именно «жар», который «землю жег», «броню стальную плавил», «за сто верст касался щек». Трудно забыть, по мнению поэта, «тоску и муку наших сел, что на пути лежали» (слайд 3)

В 1943 году 6 августа писатель Константин Федин пишет очерк «Музыка победы», в котором прославляет всех участников «месяца страшного боя, решившего важнейший вопрос войны». Победа в Курской битве, по мнению К. Федина – это, прежде всего, «награда за мужество, стойкость, за труд и выносливость нашего народа,.. счастливый роздых в огненную боевую страду…» (К. Федин. Музыка победы / Только победа и жизнь / Публицистика. – М.: Дет. лит., 1988. – С. 169) (слайд 4)

Позже в 1963 году писатель-фронтовик, участник Курской битвы Анатолий Ананьев написал роман «Танки идут ромбом» о событиях Курского сражения. Восемнадцатилетний капитан Володин во многом напоминает самого писателя, который в восемнадцать лет участвовал в этой битве. В романе изображаются достоверные детали битвы, точное и напряженное воссоздание боя против танкового клина, танкового ромба гитлеровцев на Курской дуге. Угадывается самоотверженный, боевой настрой героев батальона, несмотря на сильную усталость и страдания: «… вставал тяжелый и дымный военный рассвет; через час батальон займет оборону на высотках, а еще через час все начнется сначала: воздушный налет, артиллерийская канонада, стремительно наползающий черный танковый ромб; все повторится сначала, весь бой, но с большим ожесточением, с неодолимой жаждой победы» (Ананьев А.А. Танки идут ромбом. – М.: Советский писатель, 1988. – С.301) (слайд 5.)

Курское сражение изображается и в трилогии участника войны Константина Симонова «Живые и мертвые», в которой автор ясно показывает, что военная инициатива перешла к советским войскам. Автор показывает работу больших штабов в период Курской битвы, а также гуманизм героя трилогии Серпилина, его человечность в условиях передовой (слайд 6)

События Курской битвы нашли отражение и в творчестве историка и писателя, автора многих книг о Великой Отечественной войне Сергея Алексеева. В книге «От Москвы до Берлина» писатель посвящает отдельную главу о Курской битве по названием «Курские соловьи». В произведении на доступном для среднего школьного возраста языке описаны важнейшие события Курской битвы: начало войны, сражение под Прохоровкой, операции «Кутузов» и «Румянцев», герои Курского сражения (слайд 7).

Но наибольшую популярность, в которой отразились события Курской битвы, получила книга военного корреспондента, писателя Бориса Полевого (Кампова) «Повесть о настоящем человеке» (слайд 8).

Борис Полевой с начала войны работал военным корреспондентом на Калининском фронте, находясь в самых горячих точках. Он познакомился с летчиком-истребителем Алексеем Маресьевым на одном из участков Брянского фронта. Маресьев в день их знакомства совершил 7 боевых вылетов и сбил 2 вражеских самолета. Полевой подробно записывает в этот день его «историю… с ногами» (слайд 9).

Именно этот летчик, воевавший на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительского авиационного полка, и становится прототипом романа «Повесть о настоящем человеке». В романе не только повествуется о судьбе Алексея Мересьева, но и отражены события Курской битвы. (слайд 10)

Наибольшее внимание этому историческому сражению уделено в четвертой главе романа. Сама Курская битва описана глазами летчика Мересьева. В самом начале четвертой главы указывается тщательная подготовка к военному сражению . «…В березовых рощах,.. в стороне от фронтовых путей… было …шумно и тесно от скопившихся там танков, грузовиков, артиллерии… » Не называя имен начальников штаба, автор романа указывает на их тщательное изучение карты, где сосредоточены бои. «Очень большой заградительный огонь… Вот тут у леска большая танковая колонна на марше. Машин сто…И склады огнеприпасов…». В романе четко указывается план главнокомандующих Курской битвы: «Красная Армия не только не готовилась к отходу, а собиралась наступать» «Намерения немецкого командования давно были раскрыты, позиции и центры сосредоточения нанесены на карту, изучены квадрат за квадратом» (Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке. – М.: Советская Россия, 1983. – С. 225-233) (слайд 11)

Достоверно говорится и о роли отечественной авиации в Курской битве: «… летчикам предстояло прикрывать проход танкистов через разбитые и перепаханные артиллерией вражеские укрепления…» Да и фамилия капитана эскадрильи, под командованием которого находился Алексей, почти не изменена. (Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке. – М.: Советская Россия, 1983. – С.237) (слайд 12)

Бой, описанный в романе, одинаково мрачен как ночью, так и днем: «И когда взошло солнце, на земле не стало светлей.» В «Повести…» земля, где идет битва, – это не просто место противоборствующих сторон, а живое, уставшее от бесконечных сражений существо. «Опять задрожала, загудела, застонала земля», - пишет о ней автор. Сама Курская битва в романе изображается образно в виде двух сил. Первая сила названа в произведении «немецким командованием», которая думала «вонзить нож… под лопатку… спящему» противнику, то есть русской армии. Вторая сила, именуемая в романе «Красной Армией», только притворялась спящей. Она схватила «нападающего за руку, держащую нож и рука эта захрустела, сжатая стальными богатырскими пальцами» (Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке. – М.: Советская Россия, 1983. – С.233-235) (слайд 13)

Алексей Мересьев – главный герой «Повести…» является в произведении также участником и героем Курской битвы. С первых же строк «Повести…» он показывает себя как смелый, знающий толк в авиации, решительный и целеустремленный человек. В романе ему почти неведом страх. Ему страшна не смерть и даже не то, что он остался калекой. Ему страшно уже никогда не вернутся в авиацию, никогда не летать. Однако он совершает невозможное, удивляя многих людей, в том числе и военврачей комиссии, бегая на протезах и даже прекрасно танцуя. Преодолев этот страх, став снова летчиком. В романе Мересьев показан не только опытным летчиком, мастером своего дела, но и очень наблюдательным военным. Читая «Повесть…» мы можем наблюдать широту и разносторонность знаний военного дела этого человека. Так, рассматривая местность, где находился штаб командира полка, Мересьев сразу понимает, что готовится очень важное сражение, и не просто важное, а то, которое должно изменить ход войны в сторону русских: «… Где-то – и именно в этих краях – немцы замыслили свой новый удар,.. удар этот произойдет скоро и … командование Красной Армии знает об этом и подготовило уже достойный ответ» (Он также догадывается о расчетливой затее капитана Чеслова – «заставить немцев пробомбить свои укрепления», «опорожнять бомбовые кассеты на свои же собственные окопы» (Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке. – М.: Советская Россия, 1983. – С. 227-241) (слайд 14)

Совершив подвиг в Курском бою, сбив двух вражеских самолетов, Мересьев не хвастается своим подвигом. Он в эти минуты грустит о погибших, не вернувшихся с полета людей, хотя погибших он не знал даже в лицо. «Он … подошел к начальнику штаба, назвал число своих жертв, уточнил обстоятельства и, похвалив ведомого, отошел в сторону под сень берез, думая о тех, кто сегодня не вернулся» (Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке. – М.: Советская Россия, 1983. – С.245) (слайд 15)

В произведении Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» Алексей Мересьев представляет собой обобщенный образ героя-победителя, человека «способности, таланты, самоотверженность и мужество которого так поразили весь мир в дни войны». Не случайно полковник в романе, удивляясь мужеству и стойкости таким, как Мересьев, говорит: «А ну, дайте на вас взглянуть… Ничего особенного!.. Вот она, матушка Россия!.. » (Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке. – М.: Советская Россия, 1983. – С.245 ) (слайд 16)

В этих словах выражена авторская идея о том, что ценою тысяч простых русских солдат, как Алексей, досталась победа в Великой Отечественной войне, в частности и победа в Курской битве.

Таким образом, Курская битва как один из героических и «переломных» моментов Великой Отечественной войны нашла отражение в творчестве отечественных писателей и поэтов, которые не только воспели победу этого нелегкого сражения, но и показали обычного русского человека как самоотверженного, мужественного и способного, как герой Алексей Мересьев, на невиданные доселе подвиги ради беззаветной любви к своей Родине и мира на всей Земле (слайд 17)

(в завершении мероприятия звучит песня в исполнении В. Высоцкого «Мне этот бой не забыть…»)






ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


Источники

Алексеев С. От Москвы до Берлина: рассказы о Великой Отечественной войне. – М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. – 414 с.

Ананьев А.А. Танки идут ромбом. – М.: Советский писатель, 1988. – 304 с.

Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке. – М.: Советская Россия, 1983. – 272 с.

Твардовский А. Стихотворения и поэмы в 2-х т. Т.1. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1957. – 431 с.

Только победа и жизнь / Публицистика. – М.: Дет. лит., 1988. – 242 с.


Литература

Андреев Ю.А. Советская литература: ее история, теория, соврем. состояние и мировое значение. – М.: Просвещение, 1988. – 320 с.

Бочаров А.Г. «Военная проза» / Современная русская советская литература. – М.: Просвещение, 1987. – С. 6-51.

Журавлев С.И. Память пылающих лет. Соврем. сов. проза о Великой Отеч. войне. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.

Журавлева А.А. Проза периода Великой Отечественной войны / Русская советская проза. Ч. 1. – Л.: Просвещение. Ленингр. Отд-ние, 1989. – С. 271-277.

История России ХХ век. – М.: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2003. – 544 с. – ил.

Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет / под ред. Винокурова Е.М. – М.: Сов. Россия,1990. – 272 с.

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.