12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шатская Ирина Алексеевна26
Россия, Нижегородская обл., Дзержинск

 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

 

 

Студентка 3 курса,

Специальность: 44.02.01

Группа ДО-3з(2)

Шатская

Ирина Алексеевна

Роль предметно-игровой среды в развитии сюжетно-ролевых игр младших дошкольников

 

Курсовая работа

 

 

Руководитель:

Т.Ю.Журавлева,

преподаватель

первой

квалификационной

категории

 

 

Дзержинск – 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.
 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО - ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОО…………….6

1.1.Характеристика сюжетно-ролевой игры

младших дошкольников………………………………………………….6

1.2. Предметно - игровая среда в младшей группе ДОО…………….12

1.3. Роль предметно - игровой среды ДОО в развитии сюжетно-ролевых игр младших дошкольников …………………………………16
Выводы по главе 1……………………………………………………………….22

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………...23

2.1. Опыт воспитателей по организации развивающей предметно-пространственной среды для развития сюжетно-ролевых игр дошкольников…………………………………………………………………....23

2.2. Методические рекомендации по проектированию предметно-игровой среды для развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников…………………………………………………………………..27
Выводы по главе 2……………………………………………………………..32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………36

 


 


 


 


 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Вопросы организации детских игр и среды для них, можно увидеть в методических и научных исследованиях предметно-игровой среды Л.С.Выготского [9], С.Л.Рубинштейна [19], и других, концептуальные положения организации детских игр Б. Г. Ананьева [2], Е. Ф. Рыбалко [2], А.Валлона [7], А.Н.Леонтьева [16], Д. В. Менджерицко [17], Д. Б. Эльконина [21] и других.

Доказано, что в сюжетно-ролевой игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что сюжетно-ролевые игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности.

Так же в развитии сюжетно-ролевых игр значимое место занимает предметно-игровая среда.

Под игровым пространством мы понимаем не конкретное место, а собирательный образ места, который создается для игры и чаще всего связан со словесным обозначением предметов.

Создание игрового пространства детьми в игре зависит от организации педагогом предметно-игровой среды.

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1] особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир, определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.

Психологи и педагоги А.Н.Леонтьев [16], Д.Б. Эльконин [21], Л.С.Выготский [9], Е.А.Аркин [3] и др. показывают, что для того, чтобы игра состоялась, необходимо игровое пространство, в котором существует игровое действие, сюжет и роль. Игровое пространство характеризуется нами на основе теории Л.С.Выготского [9] о воображении, как основе творчества.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

Исходя из актуальности выбранной темы, был определен аппарат исследования.

Обозначалась проблема: Какую роль играет предметно-игровая среда в развитии сюжетно-ролевой игры детей?

Объект исследования: процесс развития сюжетно-ролевых игр в предметно-игровой среде ДОУ.

Предмет исследования: предметно – игровая среда как средство развития сюжетно ролевых игр младших дошкольников.

Цель исследования: выявление и обоснование роли предметно – игровой среды в развитии сюжетно-ролевых игр младших дошкольников.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации предметно-игровой среды в младшей группе ДОО.

2. Раскрыть сущность сюжетно-ролевой игры и особенности руководства ей в младшем дошкольном возрасте.

3. Осветить опыт педагогов-практиков по организации предметно-игровой среды для сюжетно-ролевых игр малышей.

4. Разработать методические рекомендации по проектированию предметно-игровой среды для развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: качественный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, метод статистического и графического отображения результатов опытов.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО - ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОУ.


 

  1. Характеристика сюжетно-ролевой игры младших дошкольников


 

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. В ходе игр дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по – настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой [2] определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры. В соответствии с содержанием программы воспитатель помогает детям овладевать необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых и других игр, а также игровыми действиями с игрушками и предметами заместителями.

Сюжетно-ролевая игра в разных возрастных группах имеет свои характерные особенности:

Первая младшая группа (с двух до трех лет).

Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. Вначале года игры детей непродолжительны (3-6 минут). Чем же обусловлен переход от сюжетно - отобразительной игры, содержание которой составляют преимущественно игровые действия с предметами, к игре - общению, в которой дети берут на себя определенные роли в соответствии с сюжетом? Следует отметить, что в сюжетно - отобразительной игре ребенок с помощью игрушки отображает прежде всего отношения между людьми.

По мнению Выготского, начиная с раннего детства, постепенно малыш узнает назначение предметов в игре, в воображаемой ситуации, игрушки заменяют ему предметы, становятся носителями определенных отношений между людьми. Игрушка для ребенка полна смысла. В начале третьего года жизни малыш еще не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определенному лицу. Сюжетно- ролевые игры в их собственном смысле возникают к концу третьего года жизни ребенка. Их появление связано с рядом условий [9, с.67]:

- Наличие разнообразных впечатлений от окружающего;

- Накопление предметных игровых действий;

- Наличием разных игрушек;

- Частотой общения с взрослыми;

- Развитием самостоятельности детей.

Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью.

Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка, состоящая из двух- трех действий, многократно повторяется. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются и форма игры: или как индивидуальная, или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушкой осуществляется каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения еще нет.

Выготский утверждал, что совместные игры возможны лишь при участии взрослого. Дальнейшее формирование игры связано с развитием сюжета. Более сложный сюжет, включающий 2- 3 звена из двух – трех действий, возникает тогда, когда взрослый подбирает для детей игрушки, вызывающие разнообразные, связанные между собой действия. Это определяется тем, что на данном этапе развития игры в центре ее находится предмет и действия с ним. [10, с. 45]

Например, девочка моет куклу, полотенце и расческа, положены рядом, вызывают новые действия – вытирание и причесывание.

По мнению Д.Б. Эльконина, во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок – в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре, ребенок обозначает словом, (мама, врач, шофер, и др., но только после того как им был совершен ряд соответствующих действий, и на конец уже в самом начале игры ребенок берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Появление роли связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует – на человека.

Вместе с тем благодаря наличию умений переносить действия с одного предмета на другой развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно – ролевыми. [30, с.79]

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом, покормим мишку, уложим мишку спать: снова покормили и снова уложим спать. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, девочка усадила своих дочек за стол, ушла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюлькой, сковородками, а дочки так и остались не накормленные.

В игре ребенок увлечен действиями с игрушкой, у него пока нет роли, он ее только осознает, в игре появляются несложные сюжеты с двумя – тремя взаимосвязанными действиями, у ребенка идет активная подготовка к принятию роли, с 2,5 лет начинает активно развиваться самосознание, воображение ребенка. Малыш начинает понимать что, оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять какую- либо роль (Я – это Я и Я- зайчик или шофер).

Сверстники в игре малозначимы (ребенок увлечен личной игрой). В контакт малыш вступает чаще ради своих интересов – завладеть игрушкой.

В трудах Е.А. Флериной описано, что у младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с тем или иным действиями: Я – мама, Я – шофер, Я – врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиями с предметами: Мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для выполнения обеда, купания ребенка. Врач подбирает для лечения карандаш – градусник, рвет бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство и т. п. [29, с.56]

Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики:

У мамы – набор предметов быта.

У врача – медицинские инструменты, лекарство.

У шофера – транспортное средство.

Таким образом разыгрывается роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик для купания куклы, а также предметы заместители (карандаш или палочка становится в игре – ножом, ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно – игровых действий. Врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п. Основной задачей педагога является формирование у детей младшей группы игровых уменийспособствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.

Исследователи, в частности А.В. Запорожца, отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач. [15, с.109]

При формулировке игровой задачи могут быть использованы как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо«Уложи куколку спать», может быть сформулирована в косвенной форме«Куколка хочет спать», а затем и менее конкретно«Куколка устала», - в этом случае ребенок ищет решение сам. Воспитатель должен развивать целенаправленную игровую деятельность, учит придумывать цель в игре, и подбирать под нее игровые действия.

Одна игровая задача может решаться разными способами:

Например – «Наташенька твой мишка хочет спать, он плачет». Данную задачу поставленную перед ребенком можно решить показывая или называя игровое действие:

«Уложи его в кровать»; затем предложить сделать ребенку это самостоятельно.

Усложняя решение можно предложить малышу перед укладыванием мишки (сыночка, дочки и др.) напоить его молочком, приготовить постельку, рубашку.

Таким образом, воспитатель тщательно должен продумать ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре.

Как говорится в работах у Ананьева [3, с.67], педагог заранее должен предусмотреть наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу. Воспитатель должен учить выполнять несколько игровых действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Развивать целенаправленную игровую деятельность, учить придумывать цель в игре, подбирать под нее игровые действия, содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать их в качестве предметов – заместителей. С помощью воспитателя дети учатся выполнять несколько игровых действий объединенных в сюжет. Воспитатель постепенно подводит детей к пониманию роли в игре, формирует начальные навыки ролевого поведения, учит связывать сюжет и действия с названием роли, развивает умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.

Важно непосредственное участие воспитателя в игре, непосредственное общение ребенка именно с воспитателем, а не с игрушкой (игрушка – немой партнер, она не может подсказать ребенку новых игровых действии). В дидактической игре с куклой дети обучаются разным игровым действиям и переносят их в самостоятельную игру.

Воспитатель учит детей играть и сам участвует в игре наравне с ребенком, помогая ребенку войти в образ т. е. обозначить его словом«Ты шофер»«Молодец Наташенька, ты как настоящий доктор, слушаешь куклу трубочкой!».

Оценка в игре всегда положительная: «Какой молодец, какой хороший шофер, вежливый; какой вкусный суп сварили молодцы!».

В оценке фиксируется внимание детей на роли или на ролевом действии, подобранные в соответствии с этой ролью.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагог в первую очередь должен обучить взаимодействию в игре и организации совместной игры детей, от простейших парных взаимодействий, (через прокатывание мячей, тележек, машин, до взаимодействия в рамках общего сюжета, дети кормят кукол в одной «столовой», помогают друг другу готовить обед для кукол, накрывать на стол). Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, это способствует вхождению в роль, учит вести диалог.

 

1.2. Предметно - игровая среда в младшей группе ДОУ

 

Основываясь на требованиях ФГОС ДО [1] в ДОУ во второй младшей группе создана развивающая предметно - пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, использование образовательных технологий деятельностного подхода, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей. Оборудование группы отвечает требованиям по безопасности, является здоровье сберегающим, эстетически привлекательным, доступным детям. Мебель соответствует возрасту и росту детей, закреплена. Игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, обеспечивают психологическую комфортность пребывания каждого ребенка в группе. Обстановка в группе приближена к домашней. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности. Пространство группы организованно в виде разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация позволяет детям выбрать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС ДО, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: 1) социально-коммуникативная; 2) познавательная; 3) речевая; 4) художественно-эстетическая; 5) физическая.

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка.

Центр сюжетно-ролевой игры. 

А.Н. Леонтьев говорит, что основной целью этого направления является позитивная социализация детей младшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [21, с. 109]. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. В группе, где мною проходилась практика, мы постарались создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые. Сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Хозяюшка», «Костюмерная», пользуются популярностью, как у мальчиков, так и у девочек.

У младших дошкольников идет овладение функциями предметов, поэтому надо больше иметь в игровом уголке копий реальных предметов, чем предметов – заместителей.

В группе на период игрового бодрствования детей разворачиваются не игровые уголки, а игровые места по всей площади группы т. к. нет игрового взаимодействия и ребенок способен короткое время играть тем предметом, который попадает в его поле зрения.

Большую часть времени дети третьего года жизни бегают и двигаются, поэтому половина пространства группы должна быть освобождено для движений, и катания игрушек.

Предметы для игры должны располагаться на уровне роста ребенка, быть доступными, оборудование должно быть многофункциональным (для игр, развития сенсорики и мелкой моторики).

Педагог должен проанализировать игровую деятельность детей, выявить причины затруднений и предложить своевременную помощь, спланировать методы и приемы руководством сюжетно – ролевой игрой, как одним из важнейших условий ее развития.

Организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной, - это большая творческая задача воспитателя.

Учитывая все выше изложенные рекомендации, в группе можно создать необходимые условия для развития игр детей, мы хорошо понимаем, что игра – одно из главных средств воспитания детей дошкольного возраста. Обязанность работников детского сада создать наиболее благоприятные условия для игр детей, создать обстановку, в которой каждый ребенок может полностью удовлетворить свою потребность в игре.

В игровой комнате нужно поставить мебель так, чтобы свободного, открытого пространства было как можно больше. Все атрибуты различных сюжетных игр расположить в развернутом виде т. е. в зоне доступности ребенка. Для того чтобы дети могли сами создавать игровую обстановку, у в группе имеется крупный и мелкий напольный и настольный строитель. Дети вместе с воспитателем в зависимости от сюжета, пытаются строить из него любую, нужную для реализации замысла постройку (дом, заборчик для зверят, гараж и т. д.). Также у детей в свободном доступе находится бросовый материал, для того, чтобы дети сами могли создавать недостающие атрибуты для своих игр. Мальчики любят играть с кубиками и машинками, им очень нравится кататься на велосипедах, а девочки в свою очередь по-своему пытаются разыгрывать различные ситуации с пупсами, куклами, очень любят катать различные игрушки в колясках, представляя себя мамами.

Игрушки в группе и предметы заместители подобраны в соответствии с возрастом детей и гигиеническими требованиями. Куклы, машины специализированные, большие и маленькие, кухонная посуда и различная бытовая техника, спальная, кухня и т. д., игрушки - животные. Все это находится в свободном для детей доступе.

Система формирования игровых навыков предполагала постоянное использование таких традиционных приемов, как объяснение и показ игровых действий, напоминание, включение педагога в игру детей для демонстрации новой игровой роли, образцов игровых действий и употребления предметов, для развертывания новых игровых целей, развития сюжета. При развитии сюжета, конкретных игр и игровых ситуаций использовали такие приемы обучения как: рассматривание иллюстраций, беседы, дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, чтение художественной литературы и отдельные виды продуктивной деятельности детей.

Таким образом, наблюдая за играми детей можно убедиться, что педагог в первую очередь должен обучить взаимодействию в игре и организации совместной игры детей, от простейших парных взаимодействий, (через прокатывание мячей, тележек, машин, до взаимодействия в рамках общего сюжета, (дети кормят кукол в одной «столовой», помогают друг другу готовить обед для кукол, накрывать на стол). Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, это способствует вхождению в роль, учит вести диалог.

 

 

1.3. Роль предметно - игровой среды ДОУ в развитии сюжетно-ролевых игр младших дошкольников

 

Как писал, О.М. Дьяченко современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно – пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы. [14, с.208]

Оказывается, что создание предметно – развивающей среды зависит и от прежнего опыта ребенка, от его эмоциональности, способности к комбинированию, созданию нового. Особое значение в развитии и создании предметно –игровой среды имеет развитие у ребенка функции замещения, когда? представляя пространство игры, ребенок, вводя выражение «как будто», сообщает сверстнику, с которым взаимодействует, о его особенностях, об устройстве и введении новых элементов пространства, сужении или расширении его. Взрослый, находящийся за пределами игры, не всегда может оценить рамки пространства, его границы.

Под предметно – игровой средой понимается место, рамки которого могут быть обозначены, а могут быть не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах, о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребенку с вопросом или участвуя в игре. Однако встает вопрос: абсолютно ли свободен и самостоятелен ребенок в игре. Безусловно, нет. Его свобода и самостоятельность ограничены способами деятельности, которыми он владеет, знаниями, которые он имеет. Наблюдения показали, что полноценная игра у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Развитие игры происходит гораздо быстрее, если воспитатель специально и целенаправленно формирует ее. Основой такого формирования является общение. Под педагогическим общением мы понимаем коммуникативное воздействие воспитателя на детей с целью воспитания и обучения.

По мнению О.П.Артамонова предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требования: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, времени игры [3, с.76]. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.

Д.Б. Эльконин же утверждает, что принцип универсальности предметно-игровой среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития. [29, с.89]

Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей, т.е. она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.

Развивающая предметно-игровая среда отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность предметно-развивающей среды.

В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.

Игровые средства обязательно должны быть сомасштабны друг другу и другим предметам интерьера. Это означает, что интерьер должен не содержать ничего лишнего и органично сочетаться в эстетическом отношении с игровыми средствами. Все игровые и неигровые предметы должны отвечать принципу безопасности.

С.Л. Новоселова, считает, что помимо материальных и субъективных требований к организации предметно-развивающей среды, есть и сугубо педагогические. Это, прежде всего, самодеятельные игры — игры-экспериментирования, сюжетно-ролевые, режиссерские игры детей дошкольного возраста. Не менее важны обучающие и досуговые игры, так как, благодаря именно этим играм у детей формируются основные необходимые новообразования в психической сфере, развиваются предпосылки мотивов новых видом деятельности. [25, с.99]

Во-первых, в функции обозначения предметно-развивающей среды (деревянный «корабль» на участке детского сада; ширма, обозначающая «кабинет врача», и т.д.); во-вторых, в атрибутивной функции (специфические предметы, определяющие игровую роль, например, шапочка с красным крестом для врача) и, в-третьих, в функции непосредственного предмета оперирования (игрушечная посуда, руль, бинокль и т.д.).

В работе Е.А. Флериной предлагается разделение игрового материала с точки зрения его соответствия настоящим, реальным предметам на три категории: [28, с.201]

1) реалистические игрушки (точные копии настоящих предметов);

2) прототипические игрушки (имитирующие реальные предметы особым образом — через яркое обозначение и даже преувеличение основных деталей, связанных со специфическими функциями этого предмета, и игнорирование его второстепенных деталей;

3) полифункциональные предметы, не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики), которые могут выступать как заместители разных реальных предметов.

Игра и игрушка взаимосвязаны между собой. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки-орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные. Для развития активности и самостоятельности необходимы игрушки, которые позволяют ярко выделить специфические функции настоящих предметов, важен масштаб игрушек, их соответствие размерам руки ребенка (для таких игрушек, как ложка, тарелка, утюг, телефон и т.п.), его росту (кукольная мебель, машины, коляски и т.п.), игрушки-партнеры (куклы, мишки).

Выготский Лев Семенович утверждает, что в сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли. А для выразительного их выполнения нужны элементы костюмов: юбки, жилеты, пелерины, украшения, головные уборы и др. Они не должны быть закрепления за одной ролью, как это часто бывает в детском саду. Дети любят комбинировать костюмы. Чем старше дети, тем более разнообразные костюмы им нужны [8, с.56]. Для игр детям разнообразные ролевые атрибуты, например, руль, бинокль, сумки и другие. Некоторые атрибуты полезно делать вместе с детьми тогда, когда они потребуются в игре. Это значит, что детям должны быть доступны материалы и полуфабрикаты для изготовления самоделок и различных игровых атрибутов. Заметив интерес детей к какому-либо сюжету, можно включить в занятие по изобразительной деятельности, ручному труду выполнение работ, результаты которых затем могут быть использованы детьми в своих играх. Так, поделки из глины или папье-маше (яблоки, орехи, морковка, тарелка, миска) украсят любой стол. Изделия аппликации, например, коллективная работа-поезд, луг — могут быть использованы как панно, узорные коврики помогут оформить комнату куклы. В старшем дошкольном возрасте на занятиях ручным трудом дети изготавливаются поделки из бумаги, картона, природного материала, которые также могут быть использованы в различных играх. [9, с. 134]

Неоформленные материалы, используемые как предметы-заместители (палочки разной величины, кусочки ткани, меха, поролона, кожи, шнуры, веревки, проволока, пластмассовые флаконы, природный материал и др.), удобно хранить в коробке, которая может стоять в любом доступном месте для детей. Ребенок достает из него шнур превращает его в шланг для мытья машины. Кубик может стать кусочком мыла, телевизором, книгой. Как предметы-заместители можно использовать дидактические игрушки, строительный материал, физкультурное оборудование, белую и цветную бумагу. Воспитатель подводит детей к пониманию того, что некоторые предметы-заместители легко преобразовывать: например, бумагу можно разорвать на мелкие кусочки, смять, свернуть в трубочку; что-то на ней нарисовать, а из кубиков соорудить разнообразные постройки. Каждая такая игрушка ценна тем, что делает ее сам ребенок.

Из-за боязни насорить, нарушить порядок в группе нельзя лишать детей возможности изготавливать игрушки из самого распространенного в обиходе материала (газет, коробок, предметов обихода). Таким образом, при условии максимального единения игры с разными видами занятий можно использовать результаты художественной творческой деятельности.

Совместные игры требуют умения договариваться друг с другом, понятно излагать свои мысли. Овладеть коммуникативными умениями помогает и специально оборудованная игровая среда. Так, чтобы появились ролевые высказывания, обращенные к реальному и воображаемому собеседнику, в игровом уголке появляется игрушечный телефон или телефонная будка. Такая игровая обстановка, побуждает детей к разговорам с собеседником, дает возможность сосредоточиться, а некоторым преодолеть стеснительность.

Объединению в игре способствуют также специально подобранные крупные игрушки, например, макет грузовой машины, теплохода, а так же крупный строительный материал. С.А. Новоселова рекомендует использовать условный, крупный, средообразующий материал для организации обобщенной предметно-игровой среды, например, крупные картонные коробки, обшитые однотонной тканью нескольких цветов. [25, с.127]

Можно сделать вывод, что развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения того, что взято из жизни, т. е. окружающей среды ребенка. Создание предметно –игровой среды тесно связано, во – первых, с развитием воображения ребенка, а также проявлением на основе воображения функции замещения реального мира его игровым эквивалентом.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы 1 по главе

 

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Обогащенная среда (по Петровскому В.А.) предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Обогащение воспитательно-образовательного процесса за счет формирования развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности.

Необходимо, чтобы организация предметно-игровой среды в различных возрастных группах детского сада учитывала особенности поэтапного развития игровой деятельности детей и, одновременно, предоставляла бы максимальную возможность развертывания событийной стороны игры, учитывала возрастающий объем знаний, впечатлений, содержание переживаний детей.

Таким образом, создание предметно-игровой среды требует специальной заботы воспитателя. Главный педагогический принцип тут заключается в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды. Существенное значение имеет и организация внесения игрушек. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

 

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2.1. Опыт воспитателей по организации развивающей предметно-пространственной среды для развития сюжетно-ролевых игр дошкольников

 

Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта, отражение жизни. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, а именно сюжетно-ролевые игры. Организация и руководство такими играми – одна из самых сложных моментов в работе воспитателя, так как нельзя заранее придумать, что нафантазируют дети, как они будут действовать в сложившихся обстоятельствах. Но, воспитатель должен не только стать организатором такой игры, но и ее участником.

Педагогический опыт показывает, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре повседневные впечатления, чувства, которые он питает к близким людям, необычные события, яркие впечатления, новизну ситуаций.

Задача воспитателя – помочь ребенку выбрать из массы жизненных переживаний и впечатлений самые яркие, которые смогут послужить сюжетом для игры. Наш опыт показывает, что единственным способом управления игрой может служить создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение, чувства детей. Для того, чтобы игра получилась интересной, содержательной, недостаточно того, чтобы дети увидели, как, например, плавают корабли, необходимо создать предметно-игровую среду, что бы у ребенка возникло желание поиграть в ту или иную игру.

В качестве примера приведем опыт педагогов, которые занимались вопросом по использованию развивающей предметно-игровой среды для развития сюжетно-ролевых игр.

Воспитатель высшей квалификационной категории, Захарова Олеся Юрьевна, город Чебоксары, МБДОУ №161.

Целью данного педагога является расширить кругозор детей о профессиях, формировать игровые умения, активизировать словарь детей, пополняя новыми современными словами, развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности у детей, создавать условия для самостоятельной детской игры.

Воспитателем были запланированы и организованы ряд сюжетно-ролевых игр, а именно «Туристическое агентство», «Пиццерия», «Оранжерея».

На примере одной из игры, а именно «Туристическое агентство», мы видим какую работу проводил педагог, для ее реализации.

1. Игрушки и атрибуты для игры:

- солнечные очки, бинокль, детский компьютер, шляпа от солнца,

- буклеты, рекламки, плакаты,

- набор фигурок животных из разных стан, карта,

- игрушечный самолет, пароход, поезд, машина,

- набор сюжетных картинок «Путешествие», открытки с видами разных стран,

2. Продуктивная деятельность (ИЗО, лепка, конструирование, аппликация):

- рисование животных разных стран, билетов, чеков,

- аппликация «На море», аппликация «Логотип турфирмы»,

- конструирование из строительного материала кораблей, поездов, самолета,

- лепка «Мы загораем»«В Африке».

3. Ознакомление с художественной литературой

4. Ознакомление с окружающим миром:

- формирование представлений о работе турагентства,

- беседы о путешествиях на курорты, о подготовке к такому путешествию,

- расширение представлений о профессиях: туроператор, турагент.

5. Экскурсия в турагентство.

Главной задачей при организации игры «Туристическое агентство» было способствовать социализации детей посредством знакомства с современной действительностью, уточнению и расширению представлений о туризме.

Помимо данной работы по каждой игре педагогом создавалась развивающая предметно-пространственная среда.

Для сюжетно-ролевой игры «Пиццерия» была создана следующая предметно-игровая среда:

1.Униформа для повара пиццерии и официанта

2.Пицца

3.Ингредиенты для приготовления разных пицц

4.Коктейли с трубочками

5.Мороженое

6. Соки 8 видов

7.Пирожное и торт

8.Меню

9.Стойка для кондитерских изделий

Для сюжетно-ролевой игры «Оранжерея»:

1.Инвентарь для работы с землей (грабельки, лейки, совки, опрыскиватели, маленькие лопаты)

2. Фартуки для работников оранжереи

3.Журналы «Цветы садовые»

4.Прайс-листы с образцами букетов

5.Вазы разных размеров

6.Искусственные цветы.

Педагог уделил большое значение предметно-игровой среде, для игр было приготовлено большое количество атрибутов, для того чтобы дети могли развивать сюжет в игре, были не скованные в своих действиях, уверенны, что при необходимости у них есть любой предмет, касающейся данной тематике, что они могут выполнить любое действие. Например, в игре «Оранжерея», полить цветы лейкой, в игре «Пиццерия» предоставить меню клиенту и т.д. В создании атрибутов педагог также привлек детей, ребята вместе с воспитателем создавали некоторые элементы для игры, данный процесс еще больше усилил желание детей побыстрее начать игру, углубиться в ее сюжет, поднял эмоциональный настрой дошкольников.

Так же хочется отметить, что при организации любой из данных игр, педагог уделил внимание группе в целом. А именно, в момент реализации любой из сюжетно-ролевых игр, группа превращалась в то место, где происходит действие, а именно в «Туристическое агентство», «Пиццерию», «Оранжерею». Воспитатель подготавливала помещение заранее, расставляла атрибутику, что-то наоборот убирала, вешала на стены плакаты, подбирала соответствующие костюмы не только для себя, но и для детей, данный процесс происходил при взаимодействии с родителями.

В процессе игры дети полностью погружались в сюжет, выглядело все настолько реалистично, что ребята максимально отдавались игре. В этом большая заслуга данного педагога, воспитатель правильно организовала предметно-пространственную среду, для развития сюжетно-ролевой игры.

Из опыта данного педагога, для себя можно выделить один самый важный момент, а именно для развития сюжетно-ролевой игры нужны не только теоретические знания по данной тематике, но так же важна предметно-пространственная среда, а именно то, что окружает детей в процессе данной игры, не нужно экономить силы и время на этом процессе, нужно как можно более реалистичнее преподнести игру детям, тем самым заинтересовав их.

Таким образом, после всей проделанной вышеперечисленной работы у дошкольников расширяется кругозор, знания детей становятся более точными и распространенными, все это позволяет сделать игру интересной и содержательной.

Приведем еще один пример педагога первой квалификационной категории, Мамшовой Екатерины Валерьевны, город Москва, МБДОУ № 37.

В ДОУ педагогом при взаимодействии с родителями было создано новое оборудование, изготовленное из ПВХ-труб. Данная конструкция даёт ещё больше возможностей для творчества и вариативности. Всего лишь один раз, изготовив конструктор из труб, можно обеспечить группу различными вариантами игрового оборудования. Элементы такого конструктора лёгкие, эстетичные и безопасные. А изготовленное оборудование полифункционально, вариативно и трансформируемо.

Цель изготовления конструктора: предоставление возможности для творческой самореализации детей в сюжетно-ролевой игре посредством преобразования его самими детьми.

Конструктор реализует следующие задачи:

- Развивать умение самостоятельно организовывать деятельность, трансформируя пространство в зависимости от замысла игры, обогащая тем самым содержание игр.

- Развивать способности детей к анализу и синтезу, способности комбинированию. Содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

- Содействовать формированию социально-коммуникативной компетенции детей, инициировать необходимость договариваться с партнером во время взаимодействия.

- Содействовать гармоничному физическому развитию детей, посредством разнообразных упражнений, с использованием конструкций.

Конструктор обладает рядом достоинств и отвечает современным требованиям:

Легко трансформируется;

Многофункционален;

Вариативен;

Развивает детскую фантазию и воображение;

Активизирует двигательную активность;

Рассчитан на все возрастные категории детей;

Отвечает гигиеническим требованиям (легко моется, безопасен);

Конструкции имеют эстетичный вид;

Занимают мало места при хранении;

Выполнен из недорогих и доступных материалов.

Из конструктора собираются различные конструкции - «маркеры».

А именно это может быть ширма для игры в «кукольный театр», это может быть витрина для игры в «магазин», это может быть стенд для книг в игре «библиотека». Таких вариантов множество, на что хватит фантазии и смекалки дошкольников. Данную конструкцию можно применить в любой сюжетно-ролевой игре, что в ходе своей деятельности и использовал воспитатель.

Можно сделать вывод, о том, что педагоги ДОУ постоянно находятся в поиске путей создания предметно-пространственной среды.

Проблема недостаточности финансирования серьёзно ограничивает возможности создания такой среды. Очевидно, что решать данную проблему нужно посредством использования нетрадиционных, доступных, экономичных материалов. На своем опыте данный педагог показала один из возможных вариантов, как это можно сделать.

В итоге обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что использование развивающей предметно-игровой среды для развития сюжетно-ролевых игр, очень полезно и результативно. Так как после всей проделанной работы по конкретно какой-либо игре, знания детей расширяются, они обладают огромной информацией по данной теме, испытывают огромное желание и инициативу проявить себя. Так же у дошкольников формируется активная социальная позиция в ведущем виде деятельности и приобретается положительный социальный опыт в сложной игровой ситуации.

 

2.2. Методические рекомендации по проектированию предметно-игровой среды для развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников

 

Для проектирования предметно-игровой среды для развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников, необходимо учесть требования по ФГОС [1]. Особое внимание по ФГОС [1] уделяется созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Поэтому воспитателю в своей группе необходимо постараться создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые. Например, сюжетно-ролевые игры: Ателье,  Салон красоты, Супермаркет, Поликлиника, Семья.

В ходе проектирования предметно-игровой среды в ДОУ должны быть решены следующие задачи:

- изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках основной образовательной программы ДОУ;

- разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей;

- организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

- создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников;

- комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;

- содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;

- приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Работа начинается с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

В ходе реализации проекта педагоги выступают в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых.

Зонирование помещений решается таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства должны быть сформированы разные центры.

Подобранные с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе устанавливаются так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе разно-уровневая: всевозможные диванчики, пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести "изюминку" в интерьер каждого помещения.

Можно создать следующие игровые и развивающие центры в рамках группового пространства:

· сюжетно-ролевых игр "Мы играем";

· сенсомоторного развития "Мир под рукой";

· уединения "Мой маленький домик";

· безопасности;

· конструирования "Маленькие строители";

· физкультурно-оздоровительный "Мы - спортсмены";

· театрализованный "Играем в театр";

· краеведения;

· творчества "Талантливые пальчики";

· музыкальный;

· развития речи "Будем говорить правильно";

· групповой библиотеки "Здравствуй, книжка!";

· песка и воды;

· природы "Юные экологи";

· экспериментирования "Юные исследователи";

· развивающих игр "Эрудиты".

Например, собранные в центре "Эрудиты" развивающие игры направлены на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания (например, игры "Сложи узор", "Логический поезд", блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.).

Группы оснащены магнитными досками, современными коврографами (полотно из ковролина, разлинованное на клетки), созданными руками педагогов.

Игра - отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребенком из окружающей его среды. В игре дети стараются подражать взрослым. Представленные в центре сюжетно-ролевых игр "Мы играем" игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья).

Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-игровой среды учитываются интересы мальчиков и девочек, подбираются необходимые атрибуты для полоролевых игр.

Особое внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всех возрастных групп будет сделана ставка на "одомашнивание" предметной среды.

При оформлении ДОУ учитывается мнение воспитанников, используются работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе совместной деятельности. Включение дошкольников в общий процесс оформления среды способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создается при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что-то разбить или уронить.

Таким образом, преимущество создаваемой среды в том, что появляется возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивает разнообразие предметного содержания, доступность и удобство размещения материалов. Воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возрастет продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети будут создавать, и выполнять много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

Представленные в работе рекомендации по проектированию предметно-игровой среды будут полезны педагогам ДОУ, стремящимся повысить уровень сформированности сюжетно-ролевой игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

 

Анализ проведенных наблюдений за опытом воспитателей по организации развивающей предметно-пространственной среды для развития сюжетно-ролевых игр дошкольников показал, что использование данной среды, очень полезно и результативно.

Педагогический опыт показывает, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре повседневные впечатления, чувства, которые он питает к близким людям, необычные события, яркие впечатления, новизну ситуаций.

Так же основной задачей воспитателя является помочь ребенку выбрать из массы жизненных переживаний и впечатлений самые яркие, которые смогут послужить сюжетом для игры. Наш опыт показывает, что единственным способом управления игрой может служить создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение, чувства детей. Для того, чтобы игра получилась интересной, содержательной, недостаточно того, чтобы дети увидели, как, например, плавают корабли, необходимо создать предметно-игровую среду, что бы у ребенка возникло желание поиграть в ту или иную игру.

Таким образом, после всей проделанной работы по конкретно какой-либо игре, мы увидели, что знания у детей расширяются, они обладают огромной информацией по данной теме, испытывают огромное желание и инициативу проявить себя. Так же у дошкольников формируется активная социальная позиция в ведущем виде деятельности и приобретается положительный социальный опыт в сложной игровой ситуации.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В теоретических исследованиях о создании предметно-игровой среды детьми мы опирались на теоретические положения: Л.С. Выготского, М.Я. Заикина, П.П. Блонского, Е.А. Аркина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджерицкой, А.Н. Леонтьева, А.П. Усовой, В.А. Петровского. Это позволило нам определить следующие теоретические положения:

1. Для нас важно было определить, что понимается под предметно-игровой средой. Но данное определение объединяет в себе такие понятия как среда, игра, пространство, творчество, и, не раскрыв смысл данных понятий, нельзя говорить о мировом пространстве.

В нашем исследовании среда связывается с окружающими социально-бытовыми общественными, материальными и духовными условиями существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию — она побуждает к игре, формирует воображение и является как бы материальной средой мысли ребенка.

В игре происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что, взято из жизни, т. е. из окружающей ребенка среды.

Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Е.А. Аркин и др.) показывают, что для того, чтобы игра состоялась, необходимо предметно-развивающая среда, в котором существует игровое действие, сюжет и роль. Предметно-игровая среда характеризуется нами на основе теории Л.С. Выготского о воображении, как основе творчества.

Под предметно-игровой средой мы понимаем не конкретное место, а собирательный образ места, который создается для игры и чаще всего связан со словесным обозначением предметов.

2. Наблюдение за опытом воспитателей по организации развивающей предметно-пространственной среды для развития сюжетно-ролевых игр дошкольников.

Предметно-пространственная среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования.

В процессе исследования мы наблюдали за опытом педагогов в данном направлении, и увидели, какие результаты дает эта работа.

После всей проделанной работы по конкретно какой-либо игре, мы наблюдали, что знания у детей расширяются, они обладают огромной информацией по данной теме, испытывают огромное желание и инициативу проявить себя. Так же у дошкольников формируется активная социальная позиция в ведущем виде деятельности и приобретается положительный социальный опыт в сложной игровой ситуации.

Педагогу необходимо помочь ребенку выбрать из массы жизненных переживаний и впечатлений самые яркие, которые смогут послужить сюжетом для игры. Наш опыт показывает, что единственным способом управления игрой может служить создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение, чувства детей.

В процессе исследования нам необходимо было: пронаблюдать за опытом воспитателей по организации развивающей предметно-пространственной среды для развития сюжетно-ролевых игр дошкольников; дать рекомендации по обогащению предметно-игровой среды и руководству игрой детей.

Результаты нашего исследования позволили нам заключить, что цель и задачи, поставленные в данной работе, были достигнуты и подтверждены.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва: Эксмо, 2014. – 52 с.

От рож­де­ния до шко­лы. Ос­нов­ная об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма до­школь­но­го об­ра­зо­ва­ния [Текст] / под ред. Н. Е. Ве­рак­сы, Т. С. Ко­ма­ро­вой, М. А. Ва­си­лье­вой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мо­за­и­ка-Син­тез, 2014, 2015, 2016. – 363 с.

Ананьев, Б.Г, Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – Москва: Просвещение, 2014. — 313 с.

Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин. — Москва: Просвещение, 2016. — 177 с.

Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова – Дошкольное воспитание. — 2015. — №4.

Бондаренко, А.К., Матусик, А.И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) [Текст] / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - Москва: Просвещение, 2015. — 218 с.

Воспитание детей в игре [Текст] / Под ред. Д.В. Менджерицкой. — Москва: Просвещение, 2016. — 244 с.

Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. — Москва: Просвещение, 2007. — 303 с.

Воронова , В.Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст] / В.Я. Воронова. — Москва: Просвещение, 2014. — 190 с.

Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] // Вопросы психологии / Л.С. Выготский. — 2016. — №6.

Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. — Москва: Педагогика, 2017. — 197 с.

Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды [Текст] / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции)/ Н.Т. Гринявичене.—Москва: Просвещение, 2016. — 311 с.

Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психическое развитие дошкольников [Текст] /О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. — Москва: Просвещение, 2014. — 290 с.

Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская. — Москва: Эксмо, 2014. — 260 с.

Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. — Москва: Просвещение, 2016. — 516 с.

Ивакина, И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст] / И.А. Иванкина. — Пенза, 2015. — 344 с.

Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. — Москва: Просвещение, 2014. — 323 с.

Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. — Москва: Просвещение, 2015. — 422 с.

Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л. Новоселова. — Москва: Просвещение, 2015. — 256 с.

Рубинштейн, С.Л. Избранные психологические труды [Текст] /С.Л. Рубинштейн. — Москва: Просвещение, 2015. — 342 с.

Флерина, Е.А. Игра и игрушки [Текст] /Е.А. Флерина. — Москва: Просвещение, 2013. — 300 с.

Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. — Москва: Просвещение, 2016. — 204 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.