12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна54
Оренбургская обл.
4

Роль лексической работы в развитии коммуникативно-речевых умений младших школьников

Доклад

на тему: «Роль лексической работы в развитии коммуникативно-речевых умений младших школьников»



Выполнила: учитель

начальных классов

Павлова Анна Николаевна



Слово – основная лексическая единица языка. Словами обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, выражаются чувства и намерения.

Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. Богатство словаря – один из признаков высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому лексической работе в школе на современном этапе придается большое значение.

Особенностью словарной работы в начальной школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, с изобразительным искусством, с трудом, со спортом и т.д. Важно, чтобы усвоение новых слов происходило не стихийно, чтобы учитель организовывал этот процесс, обеспечивая правильность, полноту усвоения слов.

В современной литературе по данной теме представлены следующие принципы организации лексической работы в начальной школе:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Данный принцип предполагает, что учитель использует во время учебно-воспитательной работы на уроках русского языка такие методы и приемы, подбирает и составляет такого рода упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств. Например, развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти, речевых способностей.

2. Принцип действенного подхода к обучению. Заключается в такой организации и проведении уроков русского языка, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных, желательно неординарных путей решения заданий, в максимальной степени активизируется их мыслительная деятельность.

3. Принцип обоснованного ответа. Предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе большинства выполняемых ими упражнений. Эффективность реализации этого принципа зависит от учителя, который таким образом построит урок и сформирует задания, что детям необходимо будет обосновать свою точку зрения, свой вариант их решения.

4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Принцип предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребенка, его мнению, точке зрения, обеспечение внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, уважительное отношение к ответам, мыслям и чувствам одноклассников.

В процессе обучения родному языку лексическая работа предполагает решение 4 основных задач:

1) количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);

2) качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);

3) активизация словаря (включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося);

4) очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов.

При организации учебного процесса учителю необходимо помнить, что работу над обогащением словарного запаса нельзя рассматривать как самоцель. Важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова и т.д. Необходимо обращать внимание на правильность грамматического оформления слов, их звуко-слоговой структуры.

В полной мере данным требованиям отвечает частично-поисковый метод ознакомления с лексическим значением изучаемого слова. Во время работы дети сопоставляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце общения кто-либо изх детей, а затем учитель дают полное лексическое значение ново7го слова. Такой вид работы развивает интеллектуальные качества, способствует более прочному овладению орфографией слова, изменяет методику ознакомления учащихся с написанием нового слова. Дети самостоятельно находят его в орфографическом словаре, записывают в тетради, ставят ударение, определяют и подчеркивают непроверяемые безударные гласные. Этот структурный элемент словарно – орфографической работы приучает детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Для введения нового слова в активный словарь детей Г.А. Бакулиной разработан ряд способов, каждый из которых совершенствует определенную сторону мышления ребенка.

1 способ – сопоставление двух изученных слов, не связанных между собой по смыслу, с целью нахождения возможно большего количества общих существенных и несущественных признаков. Он учит сравнивать предметы, устанавливать ассоциативные связи между понятиями, улучшает процесс понимания, осмысления и запоминания новых слов, вырабатывает умение правильно выражать свои мысли.

2 способ – поиск противоположных предметов путем сопоставления их существенных и несущественных признаков. Данный способ эффективен в плане развития детского воображения, наблюдательности, усвоения навыков первичного анализа.

3 способ – поиск третьего слова, которое соединяло бы между собой два изученных, но не связанных между собой по смыслу. В подобной ситуации учащиеся выискивают самые непредсказуемые ассоциативные связи: они учатся видеть окружающий мир под непривычным для нас углом зрения, у них развивается нестандартное мышление.

4 способ – исключение лишнего слова из трех возможных – способствует развитию у детей склонности к анализу, синтезу и классификации.

5 способ – поиск промежуточных звеньев, по смыслу соединяющих два знакомых школьникам слова и два слова, изученных на данном уроке. Существенное отличие этого способа от третьего состоит в том, чтобы в данном случае четыре основных слова должны быть существительными.

6 способ – составление предложения с одновременным включением в него двух – трех изученных слов.

7 способ – нахождение вариантов реального и фантастического использования предмета – развивает речь и творческое мышление.

8 способ – сопоставление под разным углом зрения фразеологических оборотов, поговорок, пословиц, в состав которых входят изучаемые слова. Данный способ, помимо положительного воздействия на совершенствование интеллектуальных способностей учащихся, способствует расширению их эрудиции, ознакомлению с элементами фольклора.

Практическое применение на уроках всех способов позволяет учителю систематически решать вместе со школьниками лингвистические задачи, поскольку в каждом случае от учащихся требуются рассуждение, доказательство и конкретное решение. Рациональное использование каждого способа введения новых слов является важнейшим фактором развития коммуникативно-речевых умений младших школьников.

В методической науке выделяются три условия, без соблюдения которой невозможна речевая деятельность школьников, а, следователь, невозможно и успешное развитие их речи. Первое из этих условий – наличие материала для высказываний. Второе – потребность высказываний. Третье – владение средствами языка.

Необходимость всех этих трех условий очевидна. Проблема, однако, состоит в том, чтобы ввести в процесс обучения методический аппарат, способный обеспечить их выполнение.

Для первоклассника весь окружающий его мир должен стать предметом его мысли, рассуждений на уроке. С большим увлечением дети рассказывают о природе, делятся своими впечатлениями во время экскурсий в лес, в парк. Все это, как и содержательные эмоциональные рассказы учителя создает радостную атмосферу познания. По-новому взглянув на окружающий мир, первоклассники желают свои маленькие открытия с учителем, товарищами. И тогда речь школьников становится внутренне необходимой, она возникает в естественной, жизненной ситуации.

Задача учителя на данном этапе – все время расширять поле для активной творческой мыслительной деятельности детей. Этому способствуют ситуации спора, дискуссии, возникновение которых на первых порах провоцирует педагог. Вопросы необходимо строить так, чтобы организовать размышления детей над хором их решения.

В процессе подобным образцом организованных занятий между педагогом и учениками создаются отношения доверия и взаимопонимания. Кроме того, характер используемых во время этой работы упражнений порождает особую коммуникативную атмосферу учебной деятельности. Целенаправленное формирование в этих условиях коммуникативных умений и навыков создает базу для дальнейшего совершенствования различных форм связной речи.

Овладение умением отвечать на вопросы по ходу учебной работы, подводить ее итоги, последовательно (в соответствии с учебными действиями) рассказывать о ходе выполнения всех звеньев упражнения, формировать задания в коллективных видах работы делают возможным постепенный переход от простого называния объекта и субъекта к более сложному их описанию и, таким образом, углублению смысла передаваемого сообщения. Причем именно общение в ситуации естественной учебной деятельности оказывает положительное влияние на изменения смысловой структуры предложения, высказывания. Это чаще всего происходит за счет отдельных слов (преимущественно терминов), несущих большую смысловую нагрузку, углубляющих и уточняющих высказывание.

В результате рассмотрения данного вопроса были выявлены общие условия успешного речевого развития первоклассников:

1. наличие в школе, классе культурной языковой среды. Все взрослые, имеющие отношение к процессу обучения, должны говорить в соответствии с правилами русского языка, избегать вульгаризмов, просторечных выражений;

2. систематическое использование в процессе обучения учебных диалогов: школьники научатся высказывать свое мнение, обосновывать его;

3. воспитывать интерес к чтению, внимание к звучащему слову;

4. формирование умения младших школьников пользоваться справочной литературой;

5. привлечение первоклассников к участию в театрализованных спектаклях, играх – драматизациях.

6


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.