12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лукожева Зимфира Киназовна22

Открытый урок по родной (кумыкской) литературе .ФГОС

Класс: 9

учитель:Лукожева Зимфира Киназовна..

Дата: 15 12.2019 г.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Тема: Поэма «Аш гесек».

А.Жачаев. «Кусок хлеба»

Цель: познакомить учащихся с литературными произведениями о хлебе;

-расширить и углубить знания детей о важности труда в жизни человека;

-воспитывать уважительное отношение к людям труда и бережливое отношение к хлебу;

-совершенствовать технику чтения;

-развивать речь учащихся;

-обогащать словарный запас.

Задачи:

1.Сообщить детям новую информацию о труде людей, о традициях, повторить уже имеющиеся знания.

2.Способствовать развитию мышления, речи, этических чувств и нравственных качеств детей.

оборудование: , видеопроектор, ноутбук, колосья пшеницы, зерно( пшеница, рожь), калачи, хлеб.,карточки

Краткое содержание занятия: в ходе занятия используются следующие формы и методы, приёмы работы: введение в тему занятия и актуализация опорных знаний через стихотворение; беседу, загадки, пословицы и рефлексивные вопросы на закрепление полученных знаний.

Планируемые результаты: по окончании урока ученики должны знать:

1.О труде людей выращивающих хлеб.

2. Бережно относиться к хлебу.

3.Понимать ценность хлеба

Уметь: бережно относиться к хлебу, применять полученные знания в повседневной жизни.



Ход урока I

. Организационная часть

.Приветствие гостей и учащихся.

Проверка и повторение домашнего задания, выводы, закрепление.

3 Знакомство с новой темой.Детям даётся задание отгадать тему урока.

(ответы учащихся)

1 слайд

4.Жизнь и творчкство автора А.Жачаева

Фото автора.,высказывания.

Ахмед Джачаев родился 27 июня 1939 года в селе Эрпели в крестьянской семье. Окончил среднюю школу, три года служил в Риге, учился на филологическом факультете Дагестанского государственного университета. После окончания учёбы работал в редакции газеты «Ленинский путь». Впервые его произведения были опубликованы в 1970 году в сборнике «Голос молодости». В 1974 году был издан его первый сборник стихов на кумыкском языке «Встреча».

2 слайд.Презентация.

5.(Видеоролик о Ленинградской блокаде.)

Работа по теме. Чтение стихотворения о хлебе учителем.

Къыргъа чыкъма эп ёкъгъа къарт сабанчы

Терезеге къарап – къарап талчыгъа…

Муна шолай гём-гек кёкге бозара

Къанатлары сынгъан къайыр къарчыгъа.

Уланларын чакъырмагъан ол негьакъ:

Гьалы ону гьалсызлаша бара эди.

Артгъа салмай сёз башлады астаракъ,

Бир ягъадан барына да къарады:

Авурсынмай магъа къулакъ асыгъыз …

Балаларым,гёресиз,мен гетемен …



Охувчу къыз:

Гечме ярар адамдан,къой,къайырмас,

Сабан сюрме, чачма чола тапмаса.

Оьлгюнчеге ондан гечме ярамас,

Гёре-багъа аш гесекни таптаса.

Аян болсун сизге мени талчыгъым,

Магъа чы не,мен дюньядан таяман…

Ишлейгенлер,чачагъанлар аз болуп,

Тишнейгенлер арта бара-шо яман!

Охувчу яш:

Сабанчыман,гетегенге гюемен.

Харш битдирмей,сабанымны туварын.

Шо саялы мен жан берме сюемен,

Бугюн сизге муна шулай буварып:

Топуракъгъа сый этсегиз сиз гьаман,

Сыйланарсыз тюшмей сыйдан,абурдан,

Янын салып ятмагъангъа савунда

Ятмагъа тынч бола дейлер къабурда.

.Яш сабанчы юхлап болмай бу гече,

Бал юхудан татли ойгъа батгъан ол.

Арив чакъгъа этегендей къаравул,

Кёкге ювукъ къалкъыбашда ятгъан ол:

2 слайд.

(вопросы)

6. Почему некоторые люди небрежны в обращении с хлебом?

. Творческая работа. Создание текста. Учащимся предлагаю создать ассоциативные ряды к ключевому слову “хлеб” (обсуждение в группах, все слова соединить, от каждой группы выступает один ученик).

Какие у вас возникают ассоциации со словом «ХЛЕБ»?

Прослушивание ответов: 2 1 группа - слова на тему “блокадный хлеб”, 2 группа – “как вырастить хлеб”, 3 группа – “хлеб – всему голова” –

Какой можно сделать вывод о роли хлеба в нашей жизни?

Вывод: “Хлеб - мерило всех ценностей

.

3 слайд .(фото, как добывают хлеб)труд людей.

Словарная работа по теме.

Пословицы и поговорки.

«Ишлемеген –тишнемес»

«Не чачсанг-шону ашарсан»

Работа по тексту с использованием карточек с заданиями

9. Автор отразил свое отношение к Гражданской войне и голоду, который был присущ России того времени.

Основная мысль стихотворения заключается в трудностях хлебозаготовки. Жачаев описывает этот процесс достаточно подробно, что показывает нам всю боль и усилия людей, которые трудятся в полях.

Так же следует отметить, что на протяжении всего произведения автор сравнивает колосья и сам хлеб с чем-то живым, состоящим из плоти



Помимо всего прочего стихотворение обладает лексическими средствами выразительности. Его основу составляет лексический повтор, которым заканчиваются первый и последний четверостишия. Этим автор хотел завлечь читателя в происходящее, показать особо сильные, яркие места в произведении.

 Итог урока. Угощение гостей.

О чем сегодня был наш урок? Что нового узнали на уроке? Что больше всего запомнилось? Что показалось вам наиболее интересным? Какой вывод можно сделать после нашего урока? (дети высказывают свое мнение)

Да, теперь вы понимаете, почему надо беречь хлеб, почему люди дорожат хлебом. И я очень надеюсь, что и вы с уважением теперь будете относиться к хлебу и к людям его вырастившим.

Давайте проверим себя, все ли вы правильно поняли, во всем ли разобрались. (работа в тетрадях, выполнение задания: «Что сначала, что потом, поставь цифры».)

Коллективная проверка,выставление оцкнок.

Урок закончен, спасибо за работу.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.