Конспект внеурочного занятия по литературному чтению «Хлеб пшеничный, ржаной - отец наш родной»
Конспект внеурочного занятия по литературному чтению «Хлеб пшеничный, ржаной - отец наш родной»
Цель: воспитание у детей бережного отношения и уважение к хлебу и людям – хлеборобам. Задачи: 1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
2. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
3. Закрепить знания детей о хлебе как о главном продукте питания в России.
Этапы занятия: |
Ход занятия: |
Формирование УУД |
I. Орг. момент |
- Ребята, приглашаю вас в творческую мастерскую, но сначала отгадайте загадку. Мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый. А бывает подгорелый. (Хлеб) - Кто нас приглашает к себе в гости? (Хлеб). |
Познавательные: 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы. Коммуникативные:: 1. Активное общение со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи. Регулятивные: 1. Определять и формулировать тему занятия, цель деятельности с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий. 3. Учиться высказывать своё предположение. 4. Учиться работать по предложенному плану. |
II. Актуализация знаний |
1. Продолжите предложение: «Хлеб – это …» «Хлеб – это счастье». Слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. В глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей, и хлеб делили на части. Новорожденному тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живёт «с частью» жизненных благ. Так произошло слово «счастье». 2. Формулирование темы- «имени» занятия: - Какая тема нашего занятия? - О Хлебе. Хлеб пшеничный, ржаной – отец наш родной. |
|
III. Подготови-тельная работа |
1. Ознакомительно- выразительное чтение сказки «Хрум и Хрумыч». 2. Показ настольного театра «Хрум и Хрумыч». Однажды мышата Хрум и Хрумыч тащили в норку колосок. Вдруг налетел сильный ветер, тёмная туча закрыла солнце, пошёл сильный дождь. Хрум и Хрумыч испугались и убежали, а колосок позабыли. Когда вернулись, то увидели поле пшеницы и от радости воскликнули: «О чудо! Так вот, какой наш колосок! Нам одним не справиться!» Позвали кошку, кошка – собаку, собака - внучку, внучка - бабку, бабка - деда. Вот так и все вместе собрали урожай: колосок к колоску, снопик к снопику. Намолотили зерна, смололи муки, замесили тесто, испекли каравай. И устроили пир на весь мир. Все каравай ели, колосок благодарили. 3. Постановка проблемного вопроса «Как колосок превратился в каравай?» дидактическое упражнение «Что сначала, что потом»: - Из колоска проросли зёрна. - Собрали урожай пшеницы. - Намолотили зерна. -Смололи муки. -Замесили тесто. - Испекли каравай. |
|
IV. Развитие умений |
1. Дидактическая игра «Держу колосок, слышу голосок» - Какой бывает хлеб? - Хлеб бывает разный: пшеничный, ржаной, он полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. - Кто выращивает хлеб? - Люди – хлеборобы, помогают им сильные машины. Весной в поле выходит трактор. - Кто работает на тракторе? Тракторист. - К трактору прикрепляют железный плуг, вспахивает землю; сеялки ровными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Зёрна прорастают, всходит пшеница. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле. 3. Изобразительная деятельность «Хлеб – батюшка, вода – матушка» - А теперь мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для хлеба, вставайте в круг. - Сжимаем руки в кулачки и совершаем ими движения сверху вниз, как будто месим тесто. |
|
IV. Итог. Рефлексия внеурочной деятельности. |
«Хлеб пшеничный, ржаной - отец наш родной». - Кратко и ёмко говорится в пословице о важности хлеба: «Хлеб пшеничный, ржаной - отец наш родной». - Какие ещё знаете пословицы о хлебе? Рефлексия «Какой хлеб?» Дети по кругу передают мяч и называют какой бывает хлеб. - Хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный и т. д. |