"Квадратное уравнение. Решение уравнений, сводящихся к квадратным"
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Мельникова Татьяна Сергеевна |
Место работы | МБОУ СОШ с. Горячие Ключи имени Героя Советского Союза Вилкова Н.А. |
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 9 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 12 |
Тема урока | Квадратное уравнение. Решение уравнений, сводящихся к квадратным |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок) | базовый |
Тип урока (укажите тип урока) | урок-закрепление |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные: осознание учащимися ценности полученных знаний; умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; формирование этических норм поведения, воспитание бережного отношения к людям, уважение к труду. | |
Метапредметные: умение принимать и сохранять цель урока; умение находить способы решения поставленной цели; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке. Регулятивные: целеполагание – как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планирование – как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор способа действия, умение осознанно применять полученные знания на практике, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: включаемость в обсуждение вопросов, постановка вопросов, умение слушать и вступать в диалог, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение аргументировать свою точку зрения. | |
Предметные: знать определения квадратных уравнений (полных и не полных), знать методы решения квадратных уравнений и уравнений, приводимых к квадратным; уметь применять теоретические знания для решения основных типов заданий по теме. | |
Ключевые слова: свойство возведения степени в степень; нахождение общего знаменателя алгебраических дробей; разложение многочленов на множители; условие равенства нулю произведения, дроби; область допустимых значений выражения; понятие корня уравнения; свойства уравнений; понятие квадратного уравнения; формулы корней квадратных уравнений; разложение квадратного трехчлена на множители; понятие биквадратных уравнений. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
Этап 1. Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мне хотелось бы вас пригласить более глубже заглянуть в замечательный мир математики – в мир уравнений, в мир поиска, в мир исследований.
Этап 2. Актуализация знаний
Именно сегодня надо взять свои знания и применить их на практике, потому что на нашем уроке мы обобщим все знания и покажем все наши умения по теме. Как говорил А. Эйнштейн «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». И решать их нужно правильно. Как вы уже поняли, какая у нас тема урока? Что нам с вами предстоит сегодня сделать? (примерный ответ: мы повторим теоретический материал по данной теме, повторим и обобщим способы решения квадратных уравнений (как полных, так и неполных, решение рациональных уравнений, кубических и биквадратных уравнений) (Слайд 1) (Приложение 1)
Чтобы выполнить всё намеченное, вы должны быть активны и бодры, и для этого мы сейчас проведём такие упражнения:
1. Сложите ладони, интенсивно потрите их (это упражнение способствует мобилизации энергетического потенциала и работы всех внутренних органов, т.к. на ладонях находится много биологически активных зон).
2. Раздвиньте указательный и средний пальцы на обеих руках, просуньте между ними уши и с силой растирайте кожу, этот массаж улучшит ваше зрение и активизирует работу головного мозга. Теперь вы готовы к активной и плодотворной работе. Сначала давайте проверим ваши теоретические знания по данной теме. Внимание! (Слайд 2)
Блиц-опрос! Ответьте правильно на вопросы и будьте победителями в самых разных номинациях! Но за правильно данный ответ вы не только получите звание, но еще и фишку. Фишки нам нужны, ребята, для того, чтобы в конце урока мы с вами могли правильно друг друга оценить и получить отметки.
Вопросы:
1. Какое уравнение называется квадратным? (примерный ответ: квадратным уравнением называют уравнение вида ах2 + bх + с = 0, где коэффициенты а, b, с – любые действительные числа, причём а ≠ 0. Коэффициенты различают по названиям: а – первый или старший коэффициент, b – второй коэффициент, с – свободный член. За правильный ответ учащийся становится победителем в номинации «Ума палата», за неправильный – «Невыносимая легкость бытия»).
2. Какое квадратное уравнение называется приведённым, а какое – неприведённым? (примерный ответ: квадратное уравнение называется приведённым, если его старший коэффициент равен 1, неприведённым – если первый коэффициент отличен от 1. За правильный ответ учащийся становится победителем в номинации «Он наш супермен», за неправильный – «Я вам пишу, чего же боле»).
3. Какие ещё квадратные уравнения, кроме приведённых и неприведённых, различают? (примерный ответ: Полные и неполные квадратные уравнения. За правильный ответ учащийся становится победителем в номинации «Наш человек», за неправильный – «В начале славных дел»).
4. Какое уравнение является полным? (примерный ответ: полное квадратное уравнение – это квадратное уравнение, в котором присутствуют все 3 слагаемых или в котором второй коэффициент и свободный член не равны 0. За правильный ответ учащийся становится победителем в номинации «Пытливый ум», за неправильный – «Наш пострел везде поспел»).
5. Какое уравнение называется рациональным? (примерный ответ: рациональное уравнение – это уравнение, в левой части которого стоит рациональное выражение, составленное из чисел и переменной х с помощью операций сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень, а в правой части стоит 0. За правильный ответ учащийся становится победителем в номинации «Скрытые резервы», за неправильный – «Крепкий орешек») (Слайды 3-7).
Этап 3. Мотивация учебной деятельности учащихся
Молодцы! Мы вот с вами повторили сейчас теорию, но кое-что забыли обсудить. Где еще нам нужны уравнения, кроме уроков алгебры? Правильно, и на геометрии, чтобы с их помощью найти, например, стороны прямоугольного треугольника, и на физике, чтобы рассчитать время полета мяча до определенной высоты, и даже на ЕГЭ по химии квадратные уравнения помогут решить вам задачи. Как это может быть неинтересно?
Этап 4. Первичное закрепление
А теперь предлагаю вспомнить способы решения уравнений на практике. К доске будут выходить ребята, которые не были задействованы в опросе, а остальные решают в тетради. За каждое верно решенное уравнение вы можете так же получить фишки. (Слайд 8).
Примеры:
1. x2 – 1 = 0
2. x2 – 10x + 9 = 0
3. 18y3 – 36y2 = 0
4. (x2 – 10)2 – (x2 – 10) – 4 = 0
Этап 5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Прекрасно! Продолжаем. (Слайд 9) Михаил Васильевич Ломоносов говорил: «Теория без практики мертва и бесплодна. Практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны задания, для практики сверх того, и умения». И теперь вы должны, проявить свои знания при решении квадратных уравнений и умение работать в команде. Сейчас я предлагаю вам объединиться в команды: 1 парта со 2 партой, 3 с 4 и т.д. (всего 5 команд). (Слайд 10)
На доске вы видите некоторую недостроенную фигуру, которую нам предстоит восстановить! Каждой группе я раздаю карточки, где написаны 4 уравнения. Применив все свои знания и силы, помогая друг другу в затруднительных ситуациях и выполняя взаимопроверку, вы сможете справиться с этой задачей. И так, посмотрите, пожалуйста, на ваши карточки (Приложение 2). Решив уравнения, каждый из вас получит их корни, которые необходимо поставить в пару к нужной букве. Далее вы по очереди выходите к доске и закрашиваете вашу комбинацию. Всем удачи!
Правильно! У нас получился самолет! Как же связан самолет с нашей темой? (Примерный ответ: траектория, по которой взлетает самолет, задается квадратным уравнением). Взлет самолета главная составляющая полета. Здесь берется расчет для маленького сопротивления и ускорения взлета. Изучая тему квадратных уравнений, мы как-то не задумывались о том, что квадратные уравнения имеют широкое практическое применение.
Давайте с вами поразмыслим, где же теперь нашли применение квадратные уравнения, если не брать во внимание их изучение в школах и различных ВУЗах. (Выслушиваются варианты учащихся, затем открываются слайды 12,13 и 14).
Этап 6. Диагностика и самодиагностика
Хорошо! Давайте подведем итоги нашего урока, узнаем кто был самый активный и погрузился в мир уравнений, а кто еще только стоит на пороге и боится приоткрыть дверь в этот мир (Подсчитываются набранные фишки и озвучиваются отметки).
Этап 7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Квадратные уравнения остаются одним из важнейших инструментов в математике и науке. Их решения способствуют развитию технологий и помогают понимать сложные системы. А будущее внедрение квантовых вычислений и искусственного интеллекта обещает еще более эффективные методы решения и анализа квадратных уравнений. Дома предлагаю вам побольше узнать где и как применяются наши великолепные уравнения.
Этап 8. Рефлексия
«Я»: Как работа? Допускал ли ошибки _______________________«Мы»: насколько мне помогали одноклассники, учитель, а я – им?» _________________________ «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?_____________________
Я ставлю себе за урок отметку______________________ Я ставлю отметку учителю_____________________________ Мне понравилось на уроке___________________________ Мне не понравилось на уроке____________________________
В заключение мне хотелось бы вам пожелать, чтобы каждый из вас полюбил алгебру так же, как и я, в том числе, чтобы эта тема стала вашим золотым ключиком, с помощью которого перед вами открывались бы любые двери.
Урок окончен. Спасибо за работу. Будьте здоровы!
Приложение 1
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 8
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Приложение 2
Группа №1 | Группа №4 |
1) x2 + 5x = 0 Для наименьшего корня отметьте: H____ Для наибольшего корня отметьте: K____ 2) x2 + 2 + 3x = 0 Для наименьшего корня отметьте: G____ Для наибольшего корня отметьте: R____ 3) x3 + 6x2 = 0 Для наименьшего корня отметьте: E____ Для наибольшего корня отметьте: M____ 4) Для наименьшего корня отметьте: J____ Для наибольшего корня отметьте: B____ | 1) x2 – 4 = 0 Для наименьшего корня отметьте: K____ Для наибольшего корня отметьте: F____ 2) x2 + 2 + 3x = 0 Для наименьшего корня отметьте: P____ Для наибольшего корня отметьте: E____ 3) 5x3 – 25x2 = 0 Для наименьшего корня отметьте: R____ Для наибольшего корня отметьте: I____ 4) x4 – 37x2 + 36 = 0 Для наименьшего корня отметьте: F____ Для наименьшего положительного корня отметьте: Q____ |
Группа №2 | Группа №5 |
1) x2 – 16 = 0 Для наименьшего корня отметьте: I____ Для наибольшего корня отметьте: D____ 2) 3x2 + 8x = 3 Для наименьшего корня отметьте: F____ 3) x4 – 13x2 + 36 = 0 Для наименьшего корня отметьте: N____ Для наибольшего корня отметьте: E____ 4) (x2 + 2x)(x2 + 2x – 3) = 3 Для наименьшего корня отметьте: G____ Для наибольшего корня отметьте: K____ | 1) 4x3 – 8x2 = 0 Для наименьшего корня отметьте: C____ Для наибольшего корня отметьте: C____ 2) x2 – 25 = 0 Для наибольшего корня отметьте: G____ 3) x2 – 13x + 36 = 0 Для наибольшего корня отметьте: B____ 4) -x3-2x2 +3 = 0 Для наименьшего корня отметьте: F____ Для наибольшего корня отметьте: H____ |
Группа №3 | |
1)x2 + 5x = 0 Для наименьшего корня отметьте: E____ Для наибольшего корня отметьте: O____ 2) x2 + 7x = -12 Для наименьшего корня отметьте: F____ 3)x3 + 6x2 = 0 Для наименьшего корня отметьте: G____ Для наибольшего корня отметьте: B____ 4) 5x3 – 25x2 = 0 Для наименьшего корня отметьте: D____ Для наибольшего корня отметьте: C____ | |
11