Статья «Квест как средство социально-психологической коррекции детей с ОВЗ на уроках информатики»
Квест как средство социально-психологической коррекции детей с ОВЗ на уроках информатики
Серьезная деятельность опирается на силы, развитые в условиях игры.
Д.И.Узнадзе
В концепции Федеральной государственной образовательной стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)[4] утверждаются основные принципы:
- создания благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями и потребностью в специальных условиях получения образования;
- взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками, не имеющими таких ограничений;
- приобщения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В связи с новыми образовательными стандартами меняется отношение к используемым педагогам образовательным технологиям. На первый план выдвигаются организационные формы реализации образовательных программ, которые учитывают особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Психологическая коррекция «особых» детей.
Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране основаны на разрабатываемых в отечественной психологии фундаментальных положениях:
•личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин); [3]
•психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в процессе общения со взрослыми;
•важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности;[8]
• развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. При наличии определенных, строго продуманных условий все дети обладают способностью к развитию.[2]
Важным принципом психологической коррекции аномального развития является принцип комплексности психологической коррекции. И.И.Мамайчук отмечает, что в силу своих психологических особенностей дети с ОВЗ часто оказываются в социальной изоляцией, что значительно тормозит развитие его личности, искажает самооценку. Это определяет направление коррекции – компенсация социальной депривации, развитие коммуникативных навыков, а также работа с социальным окружением ребенка.[5,6] Целью психологической коррекции в рамках поведенческого направления является приобретение ребенком новых установок, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение у него дезадаптивных форм поведения. При этом решаются задачи построения новых стереотипов поведения и осознание условий для появления новых стереотипов поведения.[2] При возникновении трудностей у детей в мотивационной сфере (неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действий) можно выделить психокоррекционные приемы – создание игровых учебных ситуаций, дидактические и развивающие игры. Если трудности возникают в операционно-регуляторном блоке можно обучать ребенка планированию деятельности во времени, продуктивным видам деятельности – конструирование, моделирование. Для коррекции блока контроля используются методы обучения контролю по результатам деятельности – дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность, обучение на моделях. Целью психокоррекции может быть развитие и совершенствование эмоционально-волевой регуляции поведения. Эмоциональный блок отвечает за формирование у ребенка позитивного эмоционального отношения к себе, получение новых эмоциональных переживаний в группе. Групповую психокоррекцию детей с ОВЗ рекомендуется проводить в малых группах, не более 7 человек.
«В развитии аномального ребенка ведущую роль играет процессы компенсации, т.е. замещения или перестройки нарушенных или недоразвитых функций организма – преодоление затруднений, создаваемых дефектом. Считается, что социальное воспитание «особого» ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка, единственно верный путь. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно-полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей».[6]
Игровые педагогические технологии
Новое направление в педагогике, возникшее в последнее время, игровая педагогика исследует игру как ведущий метод воспитания, обучения и развития.[8] Социо-игровая педагогика - основа современной дидактики. Социо-игровая педагогика представлена Е.Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым.[1] Сущность социо-игрового стиля работы его основатели определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Выделяют три ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛА социо-игрового стиля обучения:
• двигательная активность обучаемых;
• смена эпизодов, ролей;
• работа малыми группами.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме педагогических игр. Педагогическая игра отличается четко поставленной целью обучения.[7] Специфику игровой технологии в значительной степени опирается на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации. Содержание детских игр развивает последовательно: предметную деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения. Квест является одним из видов сюжетно-ролевых игр, которых позволяет комплексно решить задачи игровых технологий с учетом их основных принципов.
Квест как средство коррекции.
Квест – это «поиск предметов, поиск приключений, исполнение рыцарского обета».[10] В педагогике квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются какие-то информационные ресурсы. Конструкция квеста отличается от игры – при выполнении квеста во время выполнения задания участники должны понять - куда следовать. Препятствия приближают или отдаляют от конечной цели, при этом с самого начала квеста определяется его «игровая» легенда, правила игры.
Наиболее приемлемы для детей с ОВЗ поисковые и мирные квесты.
Мирные квесты направлены на доставку различных предметов, возможно на время или за вознаграждение. Принципы организации мирных квестов: найди – принеси, сообщи – получи.
В образовательном учреждении на уроке информатики проводятся квесты с учащимися 3 классов. В одном из классов интегрированного обучения преобладают учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Наблюдения хода игры выявило ряд особенностей в поведении учащихся этого класса по сравнению с обычным учебным занятием:
В начале квеста дети с ОВЗ скованы, но после прохождения 1 этапа их поведение изменяется. Общая атмосфера поиска благоприятно подействовует на них.
У детей не возникает проблем с переключением на другой вид деятельности.
Дети с нормой во время выполнения заданий помогают «особым детям», но, так как это было во время игры, такая помощь проходит незаметно и принимается с благодарностью.
Дети с ОВЗ ставят высокие планки – цели и не стесняются их озвучивать. При доказательстве состоятельности своих притязаний они даже могут аргументированно сформулировать несколько задач.
При проведении квеста учащиеся с ОВЗ проявляют большую отзывчивость на благо других.
Грамоты и сувениры, которые дети получают по результатам игры, воспринимаются ими как заслуженные на равных с детьми с нормой.
Квест относится и игровым технологиям, но из-за своих особенностей позволяет решить задачи социально-психологической коррекции комплексно. Для детей с ОВЗ такая форма проведения занятий позволяет решать задачи как компенсационного, так и развивающего характера. С помощью сюжетно-ролевых игр можно сформировать навыки «примерки» ролей, приобретения социального опыта общей и индивидуальной деятельности. Удовлетворение от участия в квесте позволяет говорить о формировании у ребенка с ОВЗ позитивного эмоционального отношения к себе, т.е. о развитии его эмоционально-волевой регуляции поведения.
Библиографический список.
Букатов В.М., ЕршоваА:П. Хрестоматия социо/игровых приемов обучения на школьных уроках. Интерактивные технологии. - Издательство: Школьная лига, 2013. – 192 с.
Выготский Л. С. Полн. собр. соч. в 6 томах. М.: Педагогика, 1983-1984.
Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В: Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - Издательский центр «Академия», 1998. -387 с.
Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. - https://minobr.gov-murman.ru/files/Lows/Gener_edu/OVZ/Cons_FGOS_OVZ.pdf
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
Мамедов Н.А., Копанчук С.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе. - Томск «Социальная интеграция 2009-2011гг.»
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.