Статья на тему «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей с ОВЗ»

4
0
Материал опубликован 5 June 2021 в группе

Автор:

Пожидаева Светлана Леонидовна.

Учитель-дефектолог, учитель музыки, 1 квалификационная категория.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2».

Свердловская область, г.Сухой Лог.

 

Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей с ОВЗ

 

Шумовой оркестр – один из наиболее доступных и одновременно развивающих видов творчества для детей с ОВЗ. Занимаясь на занятиях шумовым оркестром, дети приобщаются к миру музыки в качестве активного слушателя и исполнителя. Шумовой оркестр – это игровая педагогика: дети не замечают, что их учат играя.

 

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в силу своих особенностей лишены многого из того, что доступно обычным ребятам: возможности полноценного участия в общественной жизни, выбора деятельности в соответствии со своими склонностями, а иногда даже и нормального общения со сверстниками.

Сегодня детям с ОВЗ не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками в общеобразовательной школе, где детям данной категории оказывается необходимая специальная поддержка.

В муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» (далее – МАОУ СОШ № 2) обучаются учащиеся с ОВЗ (с задержкой психического развития, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)).

Перед педагогическим коллективом МАОУ СОШ № 2 стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум, а с другой - стимулировать желание «особых» детей находиться в этом социуме и сформировать доверие к нему.

Реализовать данные задачи можно через занятия в дополнительном образовании, так как зачастую это прекрасная возможность для продуктивной творческой деятельности и социального общения детей с ОВЗ, возможность выбора своего индивидуального образовательного пути.

Дополнительное образование предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей - это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.

С 2015-2016 учебного года являюсь классным руководителем специального (коррекционного) класса-комплекта, в котором обучаются учащиеся 5-7 классов по адаптированной основной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью педагогической деятельности классного руководителя считаю создание условий для разностороннего развития личности учащихся с ОВЗ в условиях личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности, стремлюсь развивать у учащихся способности творческого характера.

В рамках деятельности классного руководителя применяю музыкально-творческую деятельность не только на уроке музыки, но и во внеклассных мероприятиях, широко используя игру на музыкальных инструментах.

Идея создания дополнительного объединения «Шумовой оркестр» возникла, когда была подготовка к областному фестивалю для детей с ОВЗ «Мы всё можем» (ноябрь, 2018 год). Хотелось представить членам жюри и зрителям что-то необычное, не такое как у всех. И вот группа учащихся на фестивале представила сказку-шумелку «Чей голос лучше». Члены жюри единогласно присудили 1 место.

В марте 2019 года на празднике «Весна пришла», мы с учащимися представили музыкальную композицию «Кап, кап, кап, звенят капели» (игра на металлофонах). В мае 2019 года на областном фестивале-конкурсе творчества детей и подростков с ОВЗ «Город мастеров» представили музыкальную композицию «Кухонный оркестр», в сопровождении игры на детской посуде, музыкальных тарелках.

Игру на музыкальных инструментах одобрили родители и учащиеся моего класса. В сентябре 2019 года я выступила с инициативой создать на базе МАОУ СОШ № 2 кружок по дополнительному образованию «Шумовой оркестр» для учащихся по адаптированной основной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Мною была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Шумовой оркестр» для учащихся 11-14 лет из расчета 1 час в неделю/34 часа в год, которая является частью коррекционной работы и реализуется во внеурочной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на формирование нравственных, эстетических качеств личности учащихся и рассматривается как одна из ступеней формирования   музыкально-эстетического воспитания учащихся.

Цель программы: формирование у учащихся устойчивого интереса к игре на музыкальных инструментах, исполнительских навыков через игру на детских шумовых инструментах.

Задачи:

1. Познакомить с шумовыми музыкальными инструментами, обучить основам техники игры на шумовых инструментах.

2. Развивать чувство ритма, координацию движений, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.

3. Воспитывать культуру общения в коллективе.

Основу шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей: погремушки, ложки, треугольник, трещотки, кастаньеты, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее.

Музыкально-коррекционная работа строится на принципе: от простого к сложному. Знакомство с инструментами осуществляется как в групповой работе, так и во время индивидуальной работы с детьми, применяя ритмические игры и упражнения. Осваиваются простейшие музыкальные композиции, где устанавливается очередность игры – по одному (сольно), группой (по 2-3 человека), вместе, для того, чтобы каждый ребенок чувствовал ответственность за исполнение своей партии, что в свою очередь помогает преодолевать неуверенность и в то же время, сплотить весь коллектив. Заключительный этап - это театрализованный показ с использованием шумовых и музыкальных инструментов.

На занятиях применяются разнообразные методические приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, прослушивание аудиозаписи и т. д.

Знакомство с шумовыми инструментами и умение играть на них не только повышает интерес к музыке вообще, но и способствует развитию многих положительных качеств, помогает преодолению застенчивости, скованности, расширяет кругозор, воспитывает волю, чувство ответственности перед коллективом, стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.); развивают художественный вкус, творческую инициативу детей, обогащает музыкальные впечатления. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Отличительная особенность данной программы заключается в системе обучения игре на шумовых инструментах детей с ОВЗ, основанной на сочетании разных видов творческой деятельности: ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, несложные игровые миниатюры, инсценировки.

Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств обучающихся. Музыка расширяет кругозор детей, активизирует мышление, способствует развитию внимания, памяти. Она качественно совершенствует восприятие, помогает формированию представлений, активизирует познавательную деятельность детей в целом, т.е. несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности.

Не смотря на то, что «Шумовой оркестр» действует небольшой период времени, результативность социализации детей с ОВЗ подтверждает успешное участие в муниципальных фестивалях и конкурсах, школьных праздниках, где ребята являются призерами и дипломантами.

В процессе игры на музыкальных шумовых инструментах в ансамбле у учащихся формируется эстетическое восприятие, концентрируется внимание, активизируется музыкальная память, мышление и творческое воображение, развивается фантазия. В совместной музыкальной деятельности, воспитывается и формируется коллектив, дети учатся вместе переживать, у них появляется чувство ответственности, формируется организованность, сплочённость, взаимопонимание и уважение, исчезает робость, неуверенность в своих силах, формируется коммуникативная культура, что в дальнейшем способствует успешной социализации детей с ОВЗ.

Список литературы:

Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта, М.: Владос, 2000.

Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот, М.: Академия, 2003.

Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002 г. - Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под. Ред.Б.П.Пузанова. – М.:Издательский центр «Академия», 2001.

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.:В 2 сб./Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб1.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования / И. П. Шутова, О. В. Антипова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016.

Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система Карла Орфа: Метод. Пособие для учителей музыки. М.: АСТ, 2000


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации