12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Винокурова Розалия Петровна38

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий»



Квест с мультимедийным сопровождением, как технология обучения на уроках физики и ВУД .

Винокурова Розалия Петровна

учитель физики

Сулгачинской СОШ им. Константинова И. И.-Дэлэгээт Уйбаан

Амгинского улуса


Аннотация

В современной школе с внедрением ФГОС появилась необходимость нового подхода к организацию образовательного процесса. На первый план вышел системно-деятельностный подход. Существует множество различных технологий по деятельностному подходу. Одним из них наиболее подходящим для учащихся младших и средних классов является игровая технология. “Игрово́е обуче́ние — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.”[ ru.wikipedia.org ] Один из видов игровой технологии современности, которую я применяю с успехом в своей работе –это квест-технология. Так что это такое и с чем ее”едят”? “Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Играя в квест, обучающийся учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать различные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, учится работать в команде.

Ключевые слова

ФГОС, системно-деятельностный подход, мультимедийное сопровождение, игровое обучение, классификация, квест.


«Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.”[2]

Перед учителями возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Эта проблема легко решаема при помощи различных образовательных технологий. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее востребованными становятся такие технологии, как информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии ,технология проблемного обучения, игровые технологии, модульная технологии, технология мастерских, кейс – технология, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации , групповые технологии. В этой статье раскрою один из видов технологии –игровую.

Игрово́е обуче́ние — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.”[ 3]

Педагогические игры классифицируются по области применения(физические, интеллектуальные ,трудовые ,социальные, психологические),по характеру педагогического процесса(обучающие, тренинговые, контролирующие ,обобщающие, познавательные, творческие, развивающие), по игровой технологии(предметные ,сюжетные ,ролевые, деловые ,имитационные и др.), по предметной области(математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные ,спортивные и др.), по игровой среде(без предметов, с предметами, настольные ,комнатные, уличные, компьютерные и др.)

Какие преимущества дает эта технология? Во первых , осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний, в-вторых исчезает боязнь неверных ответов, в третьих-непринужденная обстановка обучения изменяет подход к учащимся в обучении , оно становится более деликатным и дифференцированным

Обучение в игре позволяет научить: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять . Применение методов игрового обучения достигает следующие цели: повышается познавательная деятельность, активизируется мыслительная деятельность , формируется ассоциативное запоминание ,самопроизвольно запоминаются сведения, усиливается мотивация к изучению предмета.

Один из видов игровой технологии современности, которую я применяю с успехом в своей работе –это квест-технология. Так что это такое и с чем ее ”едят”? “Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.”[3]

Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Например, я использую его на уроках физики и внеурочной деятельности. Актуальность использования квестов сегодня наглядна, так как уже было сказано выше ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Использование активных методов обучения , является главным преимуществом квест-уроков . Обучающиеся в процессе работы над таким квест-проектом познает реальные процессы , “проживает” конкретные ситуации. При работе над квест-проектом его участник должен обладать навыками поиска, анализа информации, уметь хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения получить новую информацию. Играя в квест, учащийся учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, мыслить критически, решать сложные проблемы, взвешивать различные мнения участников игры, самостоятельно принимать продуманные решения, учится работать в команде.

Использование квест – технологии на уроках физики и ВУД приведу на примере урока по ВУД “В лабораториях великих физиков” в 6 классе с мультимедийным сопровождением.

Цель занятия: В увлекательной форме, в форме квест-игры повторить и систематизировать изученный материал.

Задачи: образовательная-систематизировать и обобщить биографии и труды ученых физиков; развивающая-формировать умение работать с текстом, участвовать в беседе, решать проблемные задачи; воспитательная - воспитывать уважительное отношение к истории развития физики. Тип занятия -повторения и систематизации знаний.

1. Этап организационный.

Действия педагога- Организует начало занятия, проверяет наличие тетрадей, ручек и линеек.

Деятельность обучающихся- проверяют готовность к занятию.

2.Этап- Постановка цели и задач.

Действия педагога- А вы знаете ,что такое квест ? Мы с начала учебного года ознакомились с биографиями и открытиями великих физиков, научились пользоваться с физическими приборами и сами мастерили . Что мы сегодня будем делать?

Сегодня мы в форме квест –игры повторим пройденные темы по курсу в лабораториях великих физиков. На прохождения квеста дается одино занятие . Как вы пройдете квест зависит только от вас, т.е. от сплоченности класса.

Деятельность обучающихся- (отвечают на вопрос) Квест от английского “quest” - поиск.В ходе дискуссии формулируют цель занятия.

3.Этап- Обобщение и систематизация знаний

Действия педагога- (показывает презентацию с слайдами портреты ученых)Назовите имена ученых.

Деятельность обучающихся-( анализируют , сравнивают и обобщают факты, выдвигают свои гипотезы, отстаивают свою точку зрения.) Ученые древности-Лепкипп,Демокрит,Архимед,Аристотель,Клавдий Птоломей.

Ученые средневековья-Галилео Галилей,Эванджелиста Торричелли,Иоганн Кеплер,Николай Коперник,Исаак Ньютон.


4) Этап-Применение знаний и умений в новой ситуации

(импровизированные лаборатории ученых находятся на партах, с портретами и всем необходимым в игре).

Действия педагога- ( объясняет ход игры) Сегодня у вас одна задача , за 45 минут выбраться из класса , т.е. из лабораторий великих физиков, разгадав все загадки ученых. Лабораторий как вы понимаете будет 11, если по ходу квеста вы разгадаете все 11 цифр секретного кода замка главного входа вы покинете лаборатории если нет вы тут останетесь пока не разгадаете все цифры(шутка). Начинаем квест по годам рождения ученых, т.е. начинаем с самого древнего.

1. Ученые древности

1. Лаборатория Лепкиппа ( 500-440до нашей эры)

Лепкипп ввел в философию понятие «атома» как мельчайшей , невидимой и неделимой частицы и понятие абсолютной пустоты, в которой движутся атомы.

На рисунке даны частицы расположите частицы по порядку возрастания.( электрон, атомное ядро, атом, молекула ) При правильном расположении частиц получится число. Сумма цифр этого числа есть кодовое число.

2. Лаборатория Демокрита ( 460-371до нашей эры)

Демокрит был пленен гипотезой Лепкиппта , что все тела состоят из частиц. Его считают учеником Лепкиппа .Вам даны названия древнегреческих городов в одном из них жил Демокрит. Разгадайте зашифрованное название города. Номер этого города будет кодовым числом.

3. Лаборатория Аристотеля(384-322 до нашей эры)

1. Найдите имя ученика Аристотеля?( табличка с буквами, между которыми есть имя Александр Македонский)определите из скольких букв состоит имя и запомните число (20)

2. Аристотель получил название этой науки от этого слова. Получите слово из этих букв.( на доске висят буквы –надо получить слово природа) из скольких букв состоит название этой науки в современном виде и запомните число(физика-6)Расположите небесные тела правильно по Аристотелю. Что находится в центре ?(земля) Как называлась это тело по гречески? запомните из скольких букв состоит это слово?(3)

Чтобы найти первую кодовую цифру суммируем все полученные числа, потом делим на 7. Находим остаток от деления- это и есть первая цифра.

4. Лаборатория Архимеда(287-212 до нашей эры)

В каком древнегреческом городе жил Архимед? разгадайте ребус. Запомните из скольких букв состоит это слово?(3)

Найдите объем короны царя Герона пользуясь предоставленными приборами? Запомните чему равен этот объем. Как называется прибор которым вы пользовались? Запомните число букв.

Какое слово произнес Архимед, выскочив из ванны из которой вылилась вода ?Здесь даны слова в перевернутом виде.Найдите это слово и перевод этого слова используя зеркало.

Запомните число букв первого слова.

Просуммируйте полученные числа, потом найдите сумму цифр этого числа это и есть вторая кодовая цифра.

5. Лаборатория Клавдия Птолемея (87-165 до нашей эры)

Птолемей известен сочинением по астрономии «Альмагест».В котором он дал более точную геоцентрической теории строения Вселенной, в котором в центре находится неподвижная Земля. Найдите на звездной карте полярную звезду покажите учителю. Ответьте сколько созвездий на небе? Первая цифра этого числа и есть кодовое число.

2. Ученые средневековья

6. Лаборатория Николая Коперника (1473-1543)

Найдите на карте родину Николая Коперника. Это в Европе , начинается на букву п и оканчивается буквой а. Найдите столицу этого государства и запомните число букв из которых состоит название.

Соберите пазл. Какое слово здесь спрятано? Что означает по-русски это слово? запомните число букв из которых состоит название.

Просуммируйте полученные числа, разделите число на 5 получите целое от деления.

7.Лаборатория Галилео Галилея(1564-1642)

Даны 4 предмета неизвестной массы. Найдите массы предметов. Определите какой из них самый легкий. Целое от массы этого тела будет первым числом.

Работа с текстом, запишите пропущенные слова.

Галилео Галилей первым смастерил …………. и направил его в небо. И увидел на Солнце ……… ,чем очень потревожил католическую церковь. Еще Галилео бросал с …………башни ядро и пулю , доказывая равенство их скоростей при падении. Посчитайте общее число букв пропущенных слов. Это будет второе число. Найдите разность 2 и 1 чисел. Если число получилось двухзначным , найдите сумму цифр. Это и будет кодовым числом.

8. Лаборатория Иогана Кеплера(1571-1630)

Кеплер открыл три закона движения планет. Орбиты планет представляют эллипсы и солнце находится на одном из фокусов эллипса. Нарисуйте схему Кеплера- движения Земли вокруг Солнца правильно и укажите где находится Земля зимой и летом. Покажите учителю , если схема правильная вы переходите ко второму заданию.

2. Расположите в правильном порядке планеты Солнечной системы от Солнца. Какая планета находится 5? Запомните число букв слова.

9. Лаборатория Эванджелиста Торричелли(1608-1647)

Эванджелиста Торричелли ученик Галилео Галилея. Он первым смастерил ртутный барометр и измерил атмосферное давление. Как вы думаете , почему он применил для барометра именно ртуть? Найдите в таблице плотность ртути. Чему оно равно? Сумма цифр этого числа , есть кодовое число.

10. Лаборатория Блез Паскаля(1623-1662)

Математики считают его одним из величайших математиков всех времен, физики-одним из величайших физиков, «французским Архимедом»,философы назвали его «французским Сократом»,литераторы –«французским Данте»,а религиозные мыслители-«святым». Паскаль также родоначальник компьютерной эры, потому , что в 17 лет первым пришел к идее счетной машины и сам сконструировал его. Что послужило причиной этого? Ответьте на вопрос. Дальше перейдите к выполнению задания.

Какой из рисунков нарисован неправильно, т.е. противоречить закону Паскаля? Номер этого рисунка есть кодовое число.

11. Лаборатория Исаака Ньютона( 1643-1727)

История о том , что однажды , гуляя в саду Ньютон увидел , как с ветки упало яблоко, и это подтолкнула его к открытию закона Всемирного тяготения, стала легендой. Вот вам задание , определите с какой силой притягивает Земля это яблоко? Значение этой силы округленная до целых и будет последним кодовым числом. Яблоко можете съесть.

Напишите все найденные цифры на доске . Сверьте полученное число с кодовым числом на экране. Если все совпадает вы свободны!

Деятельность обучающихся- Учащиеся работают в группах. Отвечают на вопросы, разгадывают различного вида загадки, ребусы, выполняют лабораторные работы, высказывают предположение ищут пути выхода из ситуаций, анализируют, высказывают свое мнение, проявляют свои коммуникативные качества, работают в команде, учатся планировать свою работу.

5)Этап- Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока.

Действия педагога- (Обсуждает с учащимися критерии самооценивания их работы на четвёртом этапе занятия. итоги занятия в целом .

Проводит рефлексию) Выскажите свое мнение о занятии используя следующие выражения-было интересно, было трудно, я выучилась, теперь я могу, мне захотелось, меня удивило.

Деятельность обучающихся- Участвуют в обсуждении критериев самооценивания их работы и в подведении итогов занятия в целом.

Одним моментом увлекательности квеста является разгадывание цифр секретного кода замка входа в класс, только разгадав цифры можно покинуть лаборатории. С полной технологической картой урока вы можете ознакомиться на сайте “Конспекты уроков” по ссылке https://конспекты-уроков.рф/fizika/7-klass/file/39063-tekhnologicheskaya-karta-urok-kvest-fizika-6-klass.[5]


Список литературы

1. Панов А. И. Системно-деятельностный подход в образовании. Методические рекомендации. - Томск, 2002

2. http://uchutrudu.ru/tipyi-i-vidyi-urokov-po-fgos/

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Квест

4. https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf

5.https://конспекты-уроков.рф/fizika/7-klass/file/39063-tekhnologicheskaya-karta-urok-kvest-fizika-6-klass


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.