12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шевцова Марина Юрьевна
Аккаунт удалён
Россия, Московская обл.

Внеурочное мероприятие

Квест «В поисках смеющихся звёзд (по следам Маленького Принца)»

Пояснительная записка:

Предметы: литература и русский язык

Цели:

формирование условий, обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся во внеурочное время;

развитие творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на значимую практическую деятельность и проявление инициативы.

Задачи:

повторение изученного в рамках курса литературы в 5-7 классах;

привлечение собственного читательского опыта обучающихся;

повторение правил орфографии;

создание условия для индивидуального развития обучающихся;

расширение коммуникации обучающихся.

Аудитория: 6-7 классы.

Место проведения: территория школы.

Время проведения: внеурочное мероприятие длительностью 50 минут.

Порядок проведения:

Квест проходит во внеурочное время на базе школы. Для проведения квеста потребуется подготовить 9 аудиторий. Всё необходимое для подготовки аудиторий указано в комментарии к каждому этапу.

Класс делится на группы по 5-7 человек (таким образом, участвовать в квесте будет 5 команд). Каждой команде присваивается свой цвет. Именно такого цвета команда будет получать звёздочки на каждом этапе: жёлтый, белый, оранжевый, красный, розовый.

Каждая команда получает маршрутный лист. Начало маршрута у команд будет отличаться, чтобы участники не пересекались во время прохождения этапов.

Каждая команда проходит 9 этапов, на которых их встречает житель планеты. С этими ролями лучше всего справятся старшеклассники.

На выполнение задания отводится не более 5 минут.

В зависимости от сложности задания на этапе и успешности его выполнения команда получает 2, 1 или 0 звёздочек.

Оборудование:

Маршрутный лист в виде карты звездного неба с 8-ю астероидами и планетой Земля

Звёздочки на двустороннем стотче для пяти команд, чтобы в финале можно было их приклеить.

Распечатанные друдлы.

Карточки с математическим заданием.

Карточки с описанием животных.

Карточка с корнями -свет-, -свят-.

Настольная лампа.

Газеты, журналы.

Карточки с портретами писателей: А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, С.А. Есенина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого; распечатки карт Орловской, Рязанской, Воронежской, Пензенской, Московской, Нижегородской областей.

Репродукции картин художников: И. Крамской «Неизвестная» (1883); В. Серов «Девушка, освещённая солнцем»(1888), «Портрет княгини З.Н. Юсуповой» (1902); В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной» (1797), В. Васнецов «Алёнушка» (1881); А. Архипов «Девушка с кувшином» (1927); Ф. Сычков «Жница» (1931).

Роза.

Коробка, в которой «живёт барашек».

Коробка с надписью «Моим гостям».

Открытки с изображением Маленького Принца и цитатами из сказки.

Запись песни «Маленький Принц» (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева. Исп. Валерия).

Ватманы, закрашенные тёмной краской, куда команды будут крепить полученные звёздочки.

Письмо Маленького Принца.

 

Ход мероприятия:

Класс встречает ведущий в образе пилота из сказки «Маленький принц».

- Бонжур, юноши и девушки! Меня зовут Антуан. Я пилот, прибыл из Франции. Быть может, вы слышали удивительную историю о Маленьком Принце? Да, это именно мне посчастливилось встретиться с ним в Сахаре, когда мой самолёт был неисправен.

Прошло уже много лет со дня нашей встречи с ним, но я до сих пор не могу забыть звонкий смех Маленького Принца. Друзья, а может, нам отправиться в путешествие, побывать там, где гостил Маленький Принц? А может, нам удастся добраться и до астероида В-612, где Маленький Принц рядом со своей розой барашком встречают закаты? Это было бы прекрасно! Вы согласны отправится со мной в такое увлекательное путешествие? Тогда нам лучше разделиться. Помните, столько человек просто не поместится на некоторых астероидах. Предлагаю разделиться на группы по 5 человек. Вы все побываете на каждом астероиде, а потом мы встретимся на планете Маленького Принца. Из любого путешествия принято привозить сувениры. Вы тоже получите небольшой подарок, посетив каждую планету. А что для этого вам нужно будет сделать, решат их жители. Чтобы не спутать ваши сувениры, каждой команде присвоим свой цвет. Получите ваши маршрутные листы, чтобы не заблудиться. Полетели! От винта!

Этап №1. Планета Земля*

*первые два этапа лучше проводить в соседних аудиториях, т.к. действие происходит на планете Земля

Команду встречает тот же лётчик. На доске прикреплены рисунки их сказки «Маленький Принц» - «Удав, который проглотил слона». На столе разложены карточки с распечатанными друдлами, лицевой стороной вниз.

За самое оригинальное толкование команда получает одну звёздочку своего цвета.

- Друзья, когда мне было шесть лет, «я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал:

Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

- Разве шляпа страшная? - возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот мой рисунок № 2:

Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что с шести лет я отказался от блестящей карьеры художника».

Предлагаю и вам попробовать отгадать, что запечатлел художник. Выбирайте любые три карточки, внимательно их рассмотрите, обсудите с командой и дайте наиболее интересную, остроумную интерпретацию того, что на ней изображено, то есть дайте такой ответ, который не сразу приходит в голову.

Возможные варианты:

Бабочка ползёт по ниточке;

Ручки на дверцах шкафа;

Топоры с лезвиями в противоположные стороны;

Коробка с бантиком при взгляде сверху

И др.

Восход солнца из-за горы;

Пупок и талия;

Ломтик сыра с дырочкой;

Нитка и бусина

И др.

Бублик с тремя спичками внутри;

Пуговица под увеличительным стеклом;

Валик катка

И др.

Разноуровневые дороги с пробкой;

Грязный пластырь;

Окно забито скрещенными деревяшками

И др.

Ломтик сыра с дырочками;

Тёрка. Вид изнутри;

Звёзды над морским утёсом

И др.

Кот смотрит телевизор;

Инопланетянин сидит за ноутбуком

И др.

Этап №2. Планета Земля

Команду встречает ведущий в образе Лиса.

- Здравствуйте! Как вас много! Но я пока не могу с вами играть, я не приручен. «Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живётся мне скучновато». Но если вы меня приручите, «моя жизнь словно солнцем озарится». Чтобы меня приручить, вам нужно справиться с заданием. Я сейчас прочитаю вам отрывки их художественных произведений, которые вам должны быть хорошо знакомы, посвящённые животным. Ваша задача – отгадать, о ком идёт речь. (После прочтения карточку можно дать команде)

№1. «Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге особое копытце. В каком месте топнет этим копытцем, там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней… Ростом козёл не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая…» (П. Бажов «Серебряное копытце»)

№2. «Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с чёрными пятнами, который, несмотря на все свои старания никак не мог вылезть из вод, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом…Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась». (И.С. Тургенев «Муму»)

№3. «Правда, он родился от породистых родителей, сеттеров, с длинной родословной. У каждого его предка был личный листок, свидетельство…Но дело в том, что он при всех достоинствах имел большой недостаток, который потом сильно отразился на его судьбе: хотя он был из породы шотландских сеттеров (сеттер-гордон), но окрас оказался абсолютно нетипичным — вот в чем и соль.

В общем-то, с такой разноцветностью ушей и с подпалинками под большими умными темно карими глазами морда его была даже симпатичней, приметней, может быть, даже умнее или, как бы сказать, философичней, раздумчивей, чем у обычных собак. И право же, все это нельзя даже назвать мордой, а скорее — собачьим лицом. Но по законам кинологии белый окрас, в конкретном случае, считается признаком вырождения. Во всем — красавец, а по стандартам шерстного покрова — явно сомнительный и даже порочный. Такая вот беда была у него». (Н.Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»)

№4. «Видит, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый…У профессора одного жил, который язык зверей изучал. Сейчас без языка нельзя. Пропадёшь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног». (Э. Успенский «Трое из Простоквашино»)

№5. «Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт: как это могло случиться, что она заблудилась?» (А.П. Чехов «Каштанка»)

За все названные произведения и их авторов команда получает 2 звёздочки. Если хотя бы один автор или произведение не названо – 1 звёздочка. Если команда не отгадала половину произведений – 0 звёздочек.

Этап №3. Планета короля

Команду встречает ведущий в образе короля, восседающего на троне.

- А, вот и подданные! Подойдите, я хочу вас рассмотреть. «Для короля самое важное – чтобы ему подчинялись беспрекословно». Непокорства я не потерплю. Я абсолютный монарх, но отдаю только разумные приказания.

Я назначаю вас своими министрами. Сейчас я буду приказывать вам, что нужно сделать, а вы как министры будете передавать мои приказы, то есть вам нужно использовать правильную форму повелительного наклонения глаголов. Например, я приказываю рисовать. Вы скажете «рисуйте».

Я повелеваю ехать

поезжайте

Я повелеваю лечь

лягте

Я повелеваю глядеть

глядите

Я повелеваю лазать

лазайте

Я повелеваю лезть

полезайте

Я повелеваю бежать

бегите

Я повелеваю класть

кладите

Я повелеваю положить

положите

Я повелеваю махать

помашите

Если команда называет все формы повелительного наклонения правильно – 2 звёздочки. Если допущены ошибки – 1 звёздочка.

Этап №4. Планета честолюбца

Команду встречает ведущий в образе честолюбца в шляпе.

- О, вот и почитатели явились! Похлопайте-ка в ладоши! (участники команды хлопают, честолюбец снимает шляпу и кланяется).

- Предлагаю вам восхититься прекрасной работой русских художников. Выбирайте себе карточку с портретом, полюбуйтесь их героинями и похвалите их: за две минуты постарайтесь подобрать как можно больше эпитетов, сравнений, метафор, описывающих героиню картины.

И. Крамской «Неизвестная» (1883)

Возможные варианты:

Гордая;

Надменный взгляд;

Богато одетая;

Тяжелый узел тёмных волос на шее

И др.

В. Серов «Девушка, освещённая солнцем»(1888)

На щеках играет румянец;

Чистый, невинный взгляд;

Ангельский образ;

Задумчивый взгляд;

Умиротворенная;

Лицо и руки залиты солнцем

И др.

«Портрет княгини З.Н. Юсуповой» (1902);

Величественная;

Роскошный туалет;

Добрый взгляд

И др.

В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной» (1797)

Юная барышня;

Свежесть юности;

Легкий румянец;

Гордый взгляд;

Завораживающая красота;

Едва уловимая улыбка;

Живые глаза;

Таинственное очарование

И др.

В. Васнецов «Алёнушка» (1881)

Усталая фигура;

Широко распахнутые глаза;

Отчаяние в глазах;

Застывшие слёзы;

Длинные волосы свободно рассыпались

И др.

А. Архипов «Девушка с кувшином» (1927

)

Круглолицая;

Румяная;

Пухлые щёки;

Жизнерадостная;

Одета ярко, как на праздник;

Яркие, огненные цвета наряда

И др.

Ф. Сычков «Жница» (1931)

Разрумянилась от работы;

Сильные, натруженные руки;

Белозубая улыбка

И др.

За выполненное задание команда получает 1 звёздочку своего цвета.

Этап №5. Планета пьяницы

Команду встречает лётчик Антуан.

На полу, столах разбросаны листы газет, журналов, тетрадные листы, а также сложенные пополам листы, на одних из которых написан фамилии писателей, на других – названия их произведений.

- Друзья, на этой планете Маленький принц пробыл совсем недолго, но и после этого ему стало совсем не весело. Ведь здесь жил пьяница. Посмотрите, какой беспорядок на его планете! А помните, какое правило было у Маленького принца? «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Давайте приведём в порядок и эту планету. Только вот времени у нас совсем мало. Поэтому за одну минуту вам нужно будет собрать книги. Посмотрите, здесь, среди газет и журналов, лежат «обложки» книг, где указан автор, и сами «книги», где написано название. Вам нужно правильно соединить «обложки» с «книгами». Итак, время пошло! Приступайте!

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой».

В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба

А. Грин «Алые паруса».

В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Н.С. Лесков «Левша».

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

Н.А. Некрасов «Железная дорога».

М.М. Пришвин «Кладовая солнца».

А.С. Пушкин «Дубровский».

А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».

В.Г. Распутин «Уроки французского».

И.С. Тургенев «Записки охотника».

И.С. Тургенев «Муму».

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

А.П. Чехов «Толстый и тонкий».

Команда, собравшая 10 и более «книг» получает 2 звёздочки, меньше половины – 1 звёздочку.

Этап №6. Планета делового человека

Команду встречает ведущий в образе делового человека. Он сидит за столом среди горы бумаг, карандаш за ухом, в руке. Когда команда появляется, он не замечает вошедших ребят, а продолжает подсчёт. Между репликами выполняет подсчёты и проговаривает их вслух.

- Три да два - пять. Пять да семь - двенадцать. Двенадцать да
три - пятнадцать. Добрый день. Некогда спичкой чиркнуть. Уф! Итого, стало быть, пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один. А вы то без дела стоите? Вот вам очень важное задание. Берите карточку, решайте пример. Когда получите окончательный ответ, вспомните, в названиях каких художественных произведений или вам встречались эти числительные?

Карточка №1

628-815: (749-586)+56-667=?

Ответ: 12 («Двенадцать месяцев», «Двенадцать»).

Карточка №2

(923-347)-(642-193)+3*69=?

Ответ: 3 («Три поросёнка», «Трое в лодке, не считая собаки», «Трое из Простоквашино», «Три товарища», «Три мушкетёра»).

Карточка №3

597+341-621+86*7-917=?

Ответ:2 («Два капитана»)

Карточка№4

394+(453-214)-52*3-410=?

Ответ: 7 («Волк и семеро козлят», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов»).

Карточка №5

3*(978-(638+103))-544-187=?

Ответ: 7 («Волк и семеро козлят», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов»).

За названное художественное произведение команда получает 1 звёздочку.

Этап №7. Планета фонарщика

Команду встречает ведущий в образе фонарщика. Он стоит у настольной лампы, включая и выключая её. Когда загорается свет, говорит: «Добрый день!», когда гаснет – «Добрый вечер!» Платком утирает пот со лба и говорит:

- Тяжкое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться... Но моя планета год от года вращается все быстрее: делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю. Помогите мне, ребята. У меня есть документ, вот только буквы в некоторых местах стёрлись. Помогите разобраться, что из написанного здесь имеет отношение ко мне?

Посвети фонариком, освятили воду в храме, просвещение народа, посвятил стихотворение, освящённые куличи, засветило солнце после полудня, осветил улицу, памятник Пушкину для нас священен, он «лиру посвятил народу своему», священник принёс святые дары, просветить население.

За безошибочное выполнение задания команда получает 2 звёздочки, допущена 1 ошибка – 1 звёздочка, более 2 ошибок – 0 звёздочек.

Этап №8. Планета географа

Команду встречает ведущий в образе географа. Он стоит перед столом с глобусом, со множеством географических карт, атласов, контурных карт.

- Смотрите-ка! Вот прибыли путешественники! Я географ. Мне ужасно не хватает путешественников. Ведь не географы ведут счет городам, рекам, горам, морям, океанам и пустыням. Географ - слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы.

Расскажите мне и покажите, какие есть на вашей планете, в вашей стране населённые пункты связанные с именем того или иного писателя. Вот у меня и карты есть, и портреты этих писателей. А кто из них откуда, я совершенно не понимаю. Помогите мне, ребята.

Желательно, чтобы карты были размещены на пробковом стенде, а члены лены команды прикрепляли бы кнопками портреты писателей к населённому пункту на карте.

Спасское-Лутовиново, Орловская область

Иван Сергеевич Тургенев

Константиново, Рязанская область

Сергей Александрович Есенин

Воронеж, Воронежская область

Иван Алексеевич Бунин

Тарханы, Пензенская область

Михаил Юрьевич Лермонтов

Ясная Поляна, Тульская область

Лев Николаевич Толстой

Болдино, Нижегородская область

Александр Сергеевич Пушкин

Мелихово, Московская область

Антон Павлович Чехов

Если верно соотнесены 4 и более автора и населённых пункта, команда получает 2 звёздочки, 2-3 автора и населённых пункта – 1 звёздочка, меньше – 0 звёздочек.

Этап №9. Финал. Планета Маленького принца

Команды встречает лётчик. Фоном звучит песня «Маленький принц». В аудитории – планета Маленького принца: на полу «растёт» роза, рядом коробка с барашком, стульчик, на котором лежит письмо от Маленького принца.

К доске прикреплены два ватмана, изображающих звездное небо, космос.

- Друзья, вот и подошло к концу наше путешествие. Вы побывали на разных планетах, решали сложные задачи и, конечно, получили в подарок те самые смеющиеся звёзды. Пожалуйста, давайте сохраним их здесь, на планете Маленького принца. Он будет смотреть на небо и помнить, что он вовсе не одинок.

Команды прикрепляют свои звёздочки на ватманы. Так определяются команды-победители.

- Посмотрите, письмо Маленького принца… (участник команды читает письмо).

Дорогой друг!

Если ты держишь в руках это письмо, значит, в своём путешествии ты добрался и до моей маленькой планетки. Когда я снова отправляюсь на поиски друзей, я всегда оставляю письмо, чтобы никто не подумал, будто здесь никто не живёт.

Чтобы ты не так сильно огорчился от того, что мы не увиделись, я приготовил для тебя подарок. Посмотри, он лежит в коробочке с надписью «Моим гостям». Посмотри на мою прекрасную розу, поиграй с барашком, можешь проводить закат целых 43 раза!

Мы обязательно встретимся.

Не забывай, что «зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

 

 

В коробку можно положить открытки с цитатами из «Маленького принца», закладки, блокноты.

Лётчик:

- Друзья, нам пора возвращаться на Землю, домой. Чтобы взрослые поверили, что вы, действительно, побывали в путешествии по астероидам и даже гостили на планете Маленького принца, получите эти грамоты. Знаете, взрослые так любят эти бумаги с печатями и подписями… (вручает участникам грамоты и «подарки» от Маленького принца).

 

Использованные материалы:

http://online-knigi.com/page/159

https://www.planerka.info/item/Drudly

http://www.hudojnik-peredvijnik.ru

Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 14.06.23 в 13:36 0Ответить Пожаловаться
Замечательная работа! Сердечно благодарю за помощь!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.