12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Варнакова Ирина Владимировна2370
Россия, Саратовская обл., Вольск

Муниципальное общеобразовательное учреждение Вольского муниципального района

"Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза В.П.Трубаченко г. Вольска Саратовской области"




t1669798754aa.gif



Методическая разработка внеклассного мероприятия

Химический квест

"Великий химик - органик"




Разработала: учитель химии МОУ ВМР СОШ № 4 г.Вольска

Варнакова Ирина Владимировна



Вольск 2022 год

Квест в реальности — это развлекательная игра для команды из нескольких человек, в специально подготовленных помещениях. В игре этого жанра всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Слово Quest переводится на русский язык как "поиск". Задача игроков заключается в том, что нужно уметь применять логику, смекалку и знания, а так же работать в команде. Сюжеты Квестов в реальности могут быть самыми разными, от популярных фильмов и компьютерных игр до совершенно уникальных авторских сценариев. Квест по химии в реальности длится 40 минут, число игроков в команде варьируется от 1 до 5.

Данная методическая разработка представляет собой частную методику проведения открытого мероприятия. Она составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к методическим разработкам. Содержит следующие разделы: «План», «Цели и задачи», «Сценарий проведения»,

« Информационное обеспечение», «Приложения».

В сценарии отражены все этапы проведения мероприятия. В разделе «Приложения» указаны задания для прохождения квеста.

Это внеклассное мероприятие содействует реализации творческого потенциала, позволяет развивать познавательный интерес к предмету химии.

Методическая разработка может быть использована для проведения подобных мероприятий при проведении декады дисциплин естественнонаучного цикла.

Внеклассное открытое мероприятие химический квест "Великий химик - органик"

Место проведения: кабинет и лаборатория химии, два дополнительных кабинета
Время проведения: после седьмого урока.

Цели:

Обучающий компонент: повышение уровня химической культуры, укрепление межпредметных связей (с физикой, математикой).

Развивающий компонент: развитие учебно-познавательных и информационно-коммуникативных компетенций обучающихся, творческой активности, ответственности за себя и товарищей, чувства самостоятельности, поиска.

Воспитательный компонент: формирование ответственности, умения работать в группе.

Задачи:

обобщить знания о свойствах металлов;

формировать у  обучающихся навыки самостоятельного приобретения новых знаний;

развивать познавательный интерес к предмету «Химия»;

развивать критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, обобщать знания о свойствах веществ, мыслить абстрактно;

стимулировать обучающихся на  совместное творчество через работу в группе;

воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение доказывать правильность принятого решения.

Форма мероприятия: внеклассное мероприятие

Технология: игровая (квест)

Участники: три команды обучающихся 10-11 классов

Подготовительный этап
Для проведения внеклассного мероприятия: 
- Предварительно обучающиеся получают задание повторить свойства аминов, изучить биографию, жизнедеятельность и научные открытия Н.Н.Зинина.

- Отбирается группа экспертов (обучающихся 11 класса), которая создает подсказки, головоломки, задания для прохождения квеста.

Материально-техническое оснащение мероприятия: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, конверты с заданиями, реактивы для проведения опытов, характеризующих химические свойства аминов, портреты ученых-химиков.

Межпредметные связи: физика, математика.

Прогнозируемый результат:

1. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

3. Работать в команде, эффективно общаться со сверстниками.




Содержание и сценарий мероприятия

Эпиграф

«Имя Зинина будут всегда чтить те, которым дороги

и близки к сердцу успехи и величие науки в России»

(А.М. Бутлеров).

"Если бы он не сделал ничего более,

кроме превращения нитробензола в анилин,

то его имя и тогда осталось бы записанным

золотыми буквами в историю  химии"

(А.В. Гофман)

Организационный момент

Участники собираются в кабинете химии. Учитель химии объясняет цель мероприятия и правила проведения квеста. Наш химический квест "Великий химик - органик" посвящается Н.Н.Зинину.

Богата Россия громкими именами. Как россыпи алмазов возникали они из земли Русской. Шлифовало их время, превращая в бесценные бриллианты. Вот и наступивший год - юбилейный. 25 августа 1812 года родился Николай Николаевич Зинин.

В этом году исполняется 210 лет со дня рождения великого химика, академика Российской академии наук Н.Н. Зинина (1812-1880). Жизнь и открытия Николая Николаевича Зинина имеют большое значение для нас сегодня потому, что благодаря ему впервые появились химические школы в Казани и С.-Петербурге, кроме того, он стал одним из первых русских химиков, получивших образование за рубежом и признание в Европе.

Квест в реальности — это развлекательная игра для команды из нескольких человек. В игре предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Слово Quest переводится на русский язык как "поиск". Задача игроков заключается в том, что нужно уметь применять логику, смекалку и знания, а так же работать в команде. В нашей игре ваша цель – найти металл.

Сейчас каждая команда выбирает конверт с названием и инструкцией по дальнейшему действию. В конвертах находится информация о месте перемещения. Сначала находите подсказку, которая вас отправляет в определенный кабинет. В каждом кабинете вы выполняете задание. При правильном выполнении получаете часть пазла и следующую подсказку. Переходите в другой кабинет и выполняете новое задание. Таких заданий будет четыре.

И вы должны получить четыре части пазла. На выполнение каждого задания дается не более 5 минут.

Затем возвращаетесь в кабинет химии и выполняете пятое задание - складываете из частей целый пазл и узнаете название вещества. Оценивается правильность выполнения заданий (соответственно количество собранных частей пазла) и время.

Прохождение участниками всех локаций квеста

Подведение итогов и награждение победителей

Рефлексия 

- Уважаемые участники веб-квеста, благодарим вас за активное участие, а также просим оценить насколько вам было интересно участвовать в нем. И еще хотелось бы от вас получить небольшой творческий продукт: рисунок, мини-сочинение, стихотворение, презентацию по теме веб-квеста (оформить можно в любом формате – текстовый документ Word или презентация PowerPoint)



Информационное обеспечение

1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999

3. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07

4. https://calcsbox.com/post/nikolaj-nikolaevic-zinin.html

5. xumuk.ru - сайт о химии для химиков.

6. https://mosjour.ru/201706847/

7. Мир химии (http://www.chemistry.narod.ru/)

​​​​​​​ Приложение №1

ЗАДАНИЕ № 1 «РЕБУСЫ»

Каждой команде предлагаются ребусы в картинках, за определенное время (5мин.) команды должны разгадать их. Для получения пазла необходимо дать правильный ответ на 6 любых из 10 ребусов.

1.БЕНЗИДА

t1669798754ab.gif

2. ЗИНИН

t1669798754ac.gif

3.НАФТИЛАМИН

t1669798754ad.gif

4.ДЕЗОКСИБЕНЗОИН

t1669798754ae.gif

5.ГИДРАЗОБЕНЗОЛ

t1669798754af.gif

6. НИТРОБЕНЗОЛ

t1669798754ag.gif

7.РЕАКЦИЯ

t1669798754ah.gif

8. БЕНЗИДИН

t1669798754ai.gif

9. АНИЛИН

t1669798754aj.gif

10. ФЕНИЛАМИН


t1669798754ak.gifЗАДАНИЕ № 2

«БИОГОАФИЯ ЗИНИНА»

Каждая команда получает историческую справку. Необходимо за 5 минут дать пояснение, о каком событии из жизни Зинина Н.Н. идет речь. Для получения пазла необходимо правильно ответить на 4 задания.

- Родился Николай Николаевич в столице Карабахского ханства, Шуше, за Кавказом, на границе с Персией (сейчас – на территории Нагорно-Карабахской Республики) 13 (25) августа 1812 года в семье дипломата. В это время его отец Николай Иванович Зинин, находился с дипломатической миссией.  Родители и сёстры Николая рано умерли во время свирепствовавшей на Кавказе эпидемии. На протяжении всех лет обучения мальчик поражал преподавателей отличной памятью и огромной работоспособностью. Часто на диспутах победителем выходил гимназист Николай Зинин, о котором говорили, что он знает больше преподавателей. В каком городе Н.Н. Зинин получил среднее образование, у кого провел детство Н.Н.Зинин? (Ответ: Рано осиротевшего ребенка увезли в Саратов к дяде. Детство и юность Зинин провёл на берегах Волги. С 1820 года учился в Саратовской гимназии.)

- По окончании гимназии Николай Зинин начал готовиться к поступлению в институт инженеров путей сообщения, но смерть дяди заставила его оставить этот план и выбрать для продолжения образования более доступный по его скромным денежным средствам университет. В 1830 Николай Зинин приехал в Казань, чтобы поступить в университет. Средств на обучение не было. Поступил на математическое отделение философского (позднее физико-математического) казеннокоштным студентом (такие студенты, не имевшие средств на обучение, жили в университете и по окончании были обязаны шесть лет прослужить на государственной службе. Где учился Н.Н. Зинин в этот период жизни, какую специальность получил при этом заведении?

(Ответ: Николай Зинин окончил учебу в Казанском университете в 1833 г. и получил кандидатскую степень и золотую медаль за предоставленное сочинение «О пертурбациях эллиптического движения планет», после этого был оставлен в Казанском университете преподавать физику, а с 1834 г. ему поручили также преподавание механики.)

-  В бытность свою в Казани, в 1845 году, Н. Н. женился на пожилой вдове, имевшей двух взрослых сыновей; от этого брака он не имел детей и через год или два потерял жену. В конце сороковых годов, уже по оставлении Казани, Н. Н. вступил в брак второй раз; семейная жизнь подарила ему детей.  Из скольких человек состояла семья, и кто из детей унаследовал любовь к любимой науке отца? (Ответ: Семейная жизнь подарила ему двух сыновей и двух дочерей. Из сыновей следует назвать Николая Николаевича, даровитого математика, унаследовавшего любовь к любимой науке отца.)

- Николай Николаевич не интересовался специально химией, преподавал математические науки, считал себя в первую очередь математиком. Однако в те годы в Казанском университете химия преподавалась крайне слабо, отвечал за нее семинарист по образованию, некто адъюнкт Дунаев. Ректор университета математик Н.И. Лобачевский решил, что талантливый молодой ученый сможет вывести кафедру химии на достойный такого учебного заведения уровень. Зинин преклонялся перед Лобачевским и не решился ему отказать, в результате российская наука получила блестящего химика, основателя научной школы. В какой период Зинин преподаёт химию? ( Ответ: С 1835 г. Зинин читал курс теоретической химии. Как видно из вышесказанного, интересна история этого назначения.)

- Это сейчас учитель и кричать на учеников не имеет права, а раньше преподавателю разрешалось даже дать студенту подзатыльник. Как профессор Зинин студентов наказывал? (Ответ: Так профессор Казанского университета в России Николай Николаевич Зинин не только ругал недобросовестных учеников, но и мог порядочно выпороть. Студенты не обижались на академика, ведь разрешено было дать профессору сдачи — взять некий реванш. Однако осмелиться на подобное желающих не было: Зинин был настолько сильным и мог так сжать виновника его раздражения в объятиях, что тот еще долго не мог опомниться.)

- В 1841 г. Зинин был утвержден экстраординарным профессором по кафедре технологии. В Казани он оставался до 1847 г., когда получил приглашение перейти на службу в столицу – профессором химии в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, где работал сначала в звании ординарного профессора (1848–1859 гг.), потом академика (с 1856 г.), заслуженного профессора (1864–1869 гг.), затем «директора химических работ» (1864–1874 гг.) В каком году Н.Н. Зинин был избран академиком Петербургской Академии наук? (Ответ: В 1865 г.)

- Зинин был почетным членом многих русских и иностранных научных обществ, академий и университетов, членом Французской академии наук, берлинского и лондонского химических обществ. Именно работы Зинина в значительной степени вызвали признание российской химической школы за рубежом. В 1868 г. вместе с Д.И. Менделеевым, Н.А. Меншуткиным и др. Николай Николаевич выступил организатором Русского химического общества и в течение десяти лет являлся его президентом. Какое значимое событие было утверждено химическим обществом для поощрения ученых ? (Ответ: В 1880 г. это общество учредило премию им. Н.Н. Зинина и А.А. Воскресенского.)

-За 30 лет научной работы учёный сделал целый ряд судьбоносных для химии открытий, в том числе разработка метода получения анилина в промышленном масштабе, открытие уреидов, эксперименты с рядом синтезов, составивших в дальнейшем основу синтетических красителей, взрывчатых веществ (нитроглицерин) и фармацевтических препаратов. Какое открытие было названо его именем? ( Ответ: Знаменитым его сделало открытие в органической химии в 1842 г. им был синтезирован анилин из нитробензола, и эта реакция получила имя Зинина: восстановление нитробензола в анилин сульфидом аммония.)


ЗАДАНИЕ № 3

«ВЫДАЮЩИЕСЯ ЗНАМЕНИТОСТИ В ЖИЗНИ ЗИНИНА. КТО ОНИ?»

Соотнесите авторов и их высказывания и открытия. Команды должны за 5 минут найти от 3- 5 правильных соответствий.


1

-  Во время учебы в университете он начал работать в лаборатории выдающегося химика Н.Н. Зинина. Совместная работа с Зининым показана в художественном фильме «На пороге» режиссера Н. Хробко, снятого в 1959 г. «Горячий патриот, глубоко и разумно любивший Россию, понимавший и принимавший к сердцу ее интересы, Николай Николаевич по своему положению, прежде всего, ревностно отстаивал автономию русской науки и умственного развития русского человека. Щедро одаренный природными качествами — живым, светлым умом, находчивостью, быстрым соображением, страстностью и энергией, во всеоружии знания, опытности и блестящей диалектики — он представлял всегда опасного противника».

(Ответ: Александр Порфирьевич Бородин. Он был выдающимся русским композитором-романтиком, врачом, преподавателем химии и защитником прав женщин.)

2

- Основатель анилинокрасочной промышленности в Германии химик на заседании Немецкого химического общества 8 марта 1880 года заявил: «Если бы Зинин не научил нас ничему более, кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда его имя осталось бы записанным золотыми буквами в историю химии». (Ответ:Август Гофман немецкий химик-органик и педагог. Его исследования анилина помогли заложить основу для анилино-красочной промышленности.)


- В 1840 г. русский химик немецкого происхождения Юлий Федорович Фрицше обнаружил, что при нагревании со щелочью синяя окраска индиго исчезает и образуется вязкая масса коричневого цвета. Тщательно очистив это вещество, Фрицше получил быстро желтеющую на воздухе маслянистую жидкость с характерным запахом и назвал ее анилином (от арабского annil — синий). Примерно в то же время О. Унфердорбен нагреванием кристаллического индиго получил продукт, названный им кристаллином. Незадолго до этого немецкий химик Фридлиб Фердинанд Рунге в продуктах перегонки каменноугольной смолы открыл вещество, описанное им под названием кианол. В 1841 г. выдающийся русский химик Николай Николаевич Зинин открыл способ восстановления нитробензола до соответствующего ароматического амина — бензидама, Вся эта запутанная история закончилась неожиданным открытием. Кто в 1843 пришел к однозначному выводу по поводу этих открытий? (Ответ: А. Гофман пришел к выводу что бензидам Н. Н. Зинина, кристаллин О. Унфердорбена, анилин Ю.Фрицше и кианол Ф. Рунге — одно и то же вещество. Химики остановились на одном из названий — анилин.)

4

Немецкому ученому удалось модифицировать метод получения анилина из нитробензола, открытый Зининым. Он заменил сульфид аммония другим восстановителем — водородом в момент выделения. На основе модифицированного метода им было организовано промышленное производство анилина, приоритет Зинина в получении никто не оспаривал. Открытие вызвало раздраженную реакцию Зинина: «Вечно немцы уводят открытия у нас из-под носа») Кем было сделано данное открытие? ( Ответ: А. Гофман)

5

Зинин вместе с В. Ф. Петрушевским работал над созданием взрывчатой композиции на основе нитроглицерина, безопасной при транспортировке. В итоге был найден хороший вариант — пропитка нитроглицерином карбоната магния. Об этом Зинин рассказывал своему соседу по даче, владельцу завода по производству мин. Идея Зинина пригодилось спустя несколько лет. Во время транспортировки нитроглицерина одна из бутылей разбилась и жидкость пропитала инфузорную землю, насыпанную между бутылями для предупреждения возможного удара. Вспомнивший рассказы Зинина о том, что нитроглицерином следует пропитывать порошкообразные вещества, достаточно быстро оценил свойства образовавшейся композиции, названной впоследствии динамитом и принёсшей ему громадные прибыли. Узнав все это, Зинин заметил: «Этот …. выхватил у нас динамит из-под носа». Кто этот счастливчик? ( Ответ: Альфред Нобиль. Имя Николая Николаевича Зинина ежегодно звучит под сводами Стокгольмского Концерт-холла во вступительной речи председателя Нобелевского комитета, которая по традиции произносится в начале процедуры вручения нобелевских наград. И это неслучайно, так как Альфред Нобель считал Зинина своим учителем.)



ЗАДАНИЕ № 4

«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»

Вопрос: Что находится в черном ящике?

 ... ВниманиеЧерный ящик.

Это ценное органическое соединение раньше вырабатывали только из красителя растительного происхождения. А Зинин нашел способ синтеза этого вещества из нитробензола путем воздействия на него сероводорода (реакция восстановления). Полученную после отделения серы маслянистую жидкость ученый предложил назвать «бензидам», а способ получения и свойства бензидама подробно изложил в статье, через год увидевшей свет в «Бюллетене Петербургской Академии наук». Прочитав статью, директор завода искусственных минеральных вод в Петербурге академик Юлий Федорович Фрицше (1808-1871) сразу же узнал в зининском «бензедаме», который он двумя годами ранее получил из органической краски индиго. Ю. Ф. Фрицше немедленно написал в том же «Бюллетене» о выдающемся достижении. Зинина, открывшем заманчивые перспективы искусственного создания сложных органических соединений, содержащихся в растениях.

-Назовите вещество в черном ящике. ( АНИЛИН)



ПРИЛОЖЕНИЕ №2



В КОНЦЕ ИГРЫ ДОЛЖНЫ СОБРАТЬ ПАЗЛ ИЗ МАРКИ :



t1669798754al.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.