Квест-игра "Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу...", посвящённая 225-летию со дня рождения А.С.Пушкина
Тема разработки: Квест – игра «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу… »
Автор разработки Гришина Валентина Иосифовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ № 3 г. Апатиты
Апатиты – 2024г.
Есть имена, как солнце! Имена -
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном, в любые времена!
(Игорь Северянин «Пушкин»)
Творчество А. С. Пушкина уникально. Как в нашей стране, так и во всём мире слог Пушкина считают высшим проявлением литературного искусства. Вклад, который он внёс в становление русской литературы, невозможно переоценить. Сегодня А. С. Пушкина можно назвать символом не только русской литературы, но и русской культуры в целом. Ежегодно 6 июня в стране отмечают день рождения великого русского поэта. Пушкинский день – это один из самых важных праздников в культурной жизни России. В 2024 году Пушкину исполнилось бы 225 лет. Президент России В. В. Путин подписал Указ от 5 июля 2021 года № 404 «О 225-летии со дня рождения А. С. Пушкина», в котором намечены основные направления, связанные с празднованием юбилея поэта. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Так родилась идея провести литературный квест, посвящённый жизни и творчеству А.С.Пушкина. Такая форма позволяет лучше познакомиться с поэтом и его творением. Интеллектуальные этапы позволяют вспомнить произведения, поэта, развить эрудицию и проявить находчивость.
Игровые задания вызывают массу позитивных эмоций и радостных воспоминаний, способствуют развитию коммуникации участников. Квест в команде помогает лучше узнать друг друга в условиях необходимости принятия быстрых и адекватных решений, позволяют совместно пережить эмоциональные всплески, что психологически сближает участников события.
Цель игры – популяризация творчества А. С. Пушкина: поддержка и продвижения чтения, повышение читательской культуры через обращение к творческому наследию автора, формирование
позитивной мотивации у школьников к чтению русской классики, повышение уровня их функциональной грамотности; продвижение литературы и русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального и международного общения, как феномена богатейшей русской культуры.
Задачи:
создание банка методических материалов для популяризации творчества Александра Сергеевича Пушкина школьников;
- выявление актуальных методов и приемов формирования читательской культуры обучающихся, повышение уровня их читательской грамотности;
- содействие формированию комплекса мер по привлечению внимания к проблеме детского и подросткового чтения, развития и поддержки интереса к чтению как ведущему виду учебной деятельности, истории и современному состоянию детской, подростковой и юношеской литературы как неотъемлемой части большой литературы России;
- развитие креативного мышления, апробация разных форм деятельности посредством развития традиционных и инновационных форм социального партнерства.
Вопросы и задания вызывают живой, неподдельный интерес к творчеству Александра Сергеевича Пушкина.
Игровые задания создают позитивное настроение, вызывают яркие переживания, позволяют проявить свои знания и способности, привлекают широкий круг участников.
При разработке конкурсных вопросов учитывалось, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Процесс разгадывания должен быть захватывающим, увлекательным. Данные игровые задания сочетают традиционные вопросы и различные шифровки, головоломки, фотозагадки и т.п.
В игре школьники получат новые знания о жизни и творчестве поэта Александра Пушкина, приобретут коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.
Перед игрой каждая команда представляет короткое приветствие, которое готовит заранее. Капитан команды получает маршрутный лист.
Каждая команда проходит ряд станций – этапов, где Помощники (обучающиеся 9-го класса) проводят игру или дают творческое задание. Они же оценивают работу и ставят баллы в
маршрутном листе. Игра начинается и заканчивается линейкой (построением команд) на третьем этаже школы.
Состав команды: 5 человек. Всего команд-участников – 6 (7а, 7б, 7в, 8а, 8б и 8в классы).
При подведении итогов Помощники могут определить самую дружную, организованную, сплочённую, творческую команду.
Команды будут награждены дипломами победителя, призёра и участника квеста – игры.
Место проведения – МБОУ ООШ № 3 г. Апатиты
Оборудование: раздаточный материал на каждую станцию, маршрутные листы для каждой команды, фотографии, картинки, проектор, компьютер.
Станции квест - игры:
Станция «Портретисты» (III этаж, кабинет №303)
Станция «Кино...Кино...Кино...» (II этаж, кабинет №210)
Станция «Эрудиты» (III этаж, библиотека)
Станция «Хештэги» (III этаж, кабинет №302)
Станция «Географы» (III этаж, кабинет №304)
Станция «Экскурсоводы» (II этаж, кабинет 201)
Время, которое отводится команде на выполнение задания, - 10 минут на каждой станции. Для каждой команды определена последовательность прохождения станций.
Маршрутный лист команды
________________________________________________
(название команды, класс)
Этап (станция) | Кол – во баллов | Комментарий Помощников (жюри) |
Ведущий
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, где узнаем много интересного о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Вы будете путешествовать по станциям и, участвуя в различных конкурсах, выполняя задания, узнавать много нового об этом замечательном человеке.
А что самое важное в любом путешествии?
Желание участвовать! Поэтому мы собрались вместе: взрослые поклонники творчества А. С. Пушкина, учащиеся, которые делают первые шаги в увлекательный мир литературы!
Знания! Поэтому вам предложат проверить знание биографии и произведений поэта!
Увлеченность! Она всегда захватит вас и приведет в мир глубоких познаний, открытий и творчества!
Упорство в достижении цели! Вы же знаете, что в любом случае упорный труд всегда приносит плоды!
Мечта! Это то, что разбудило желание, подтолкнуло к знаниям и не покидало во время трудностей пути! Пусть у вас всегда будет мечта, как путеводная звезда! Итак, в путь!
Методические материалы для работы на станциях
ПОРТРЕТИСТЫ
«Женщины пушкинского времени прекрасны, потому что высвечены они из усадеб своих и покоев, из шумных бальных зал и деревень лучом и теплым светом Александра Сергеевича…» (Ю. Рост)
Определите, кто изображен на репродукциях портретов, сделайте подписи к портретам. Выберите из предложенных имя, отчество, фамилию: Анна Петровна Керн, Наталья Николаевна Гончарова, Анна Алексеевна Оленина.
1._______________________ 2.____________________ 3._____________________
____________________ __________________ ____________________
Ответ: 1. Анна Алексеевна Оленина; 2. Анна Петровна Керн; 3. Наталья Николаевна Гончарова
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 2 балла.
Итого: мах. – 6б.
Определите, кому из названных выше женщин адресовал Александр Сергеевич Пушкин эти строки? Запишите в рамку имя, отчество, фамилию.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты…
2.…Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Я Вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем…
Ответ: 1.Анна Петровна Керн; 2. Наталья Николаевна Гончарова; 3. Анна Алексеевна Оленина.
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Итого: мах. – 3 б.
Соотнесите портреты пушкинских друзей с их характеристиками из стихотворения Пушкина «19 октября» (1825 года). Ответы запишите так: к номеру портрета припишите букву, соответствующую необходимому фрагменту стихотворения (например, 1а).
Неизвестный художник | Художник Н.А. Бестужев |
Художник В.П. Лангер | 4. Гравюра И.И. Матюшина |
А) Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Б) Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
В) И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
Г) Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам.
Ответ: 1.Б; 2.А; 3.В; 4.Г
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 2 балла.
Итого: мах. – 8 б.
КИНО... КИНО...КИНО...
Соотнесите кадр из фильма с произведением А.С. Пушкина. Во второй табличке напротив букв, обозначающих названия произведений, поставьте номера соответствующих кадров.
1. | А. Роман «Капитанская дочка» | |
2 | Б. Повесть «Пиковая дама» | |
3 | В. Повесть «Станционный смотритель» | |
4 | Г. Повесть «Барышня-крестьянка» |
А. | Б. | В. | Г. |
Ответ: 1.Г; 2.А; 3.Б; 4В
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 2 балла.
Итого: мах. – 8 б.
Прочтите отрывки из произведений А.С. Пушкина, по которым были сняты кинокартины, и напишите имена героиням, которым принадлежат описания и укажите произведение:
«Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо». ___________________________________________________________________
«Девочка лет четырнадцати…Красота её меня поразила… Она потупила большие голубые глаза». ____________________________________________________________
«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели».
_________________________________________________________________________
«Соседи … ездили … для того, чтоб поглядеть на дочку, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу. Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей.» _________________________________________________________
12.
34
Ответ: 1.Лиза, повесть «Барышня-крестьянка» (№3)
2.Дуня, повесть «Станционный смотритель» (№1 )
3. Маша, повесть «Капитанская дочка» (№2 )
4. Марья Гавриловна, повенсть «Метель» (№4)
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 2 балл.
Итого: мах. – 8 б.
ЭРУДИТЫ
Задание1. Из первых букв в названиях предметов составь слово. Напишите слово, его лексическое значение и полное название сказки, из которой взято это слово.
Ответы и критерии оценивания:
Полба – 1 балл
Полба- колосовое растенье между пшеницей и ячменем. Полбеная крупа, каша ВИ.Даль. – 2 балла
«Сказка о попе и работнике его Балде» – 2 балла
Итого: мах. – 5 б.
Задание 2. А.С. Пушкин предварил эпиграфом каждое произведение в «Повестях Белкина». Запишите в таблице номера эпиграфов в соотношении с номерами названий повестей.
Эпиграф | Повесть |
А) Во всех ты, Душенька, нарядах хороша. (Богданович) | 1) «Станционный смотритель» |
Б) Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор. (Князь Вяземский) | 2) «Выстрел» |
В) Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокий... Вот в сторонке божий храм Виден одинокий. ................................................................ Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями; Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, Воздымая гривы... (В.А.Жуковский) | «Барышня-крестьянка» |
Г) Не зрим ли каждый день гробов, Седин дряхлеющей вселенной? (Г.Р.Державин) | 4) «Метель» |
Д) Стрелялись мы. ( Е. Баратынский) Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел). (Вечер на бивуаке) | 5) «“Гробовщик» |
А) | Б) | В) | Г) | Д) |
Ответ:
А) | Б) | В) | Г) | Д) |
3 | 1 | 4 | 5 | 2 |
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 2 балл.
Итого: мах. – 10 б.
ХЕШТЭГИ
Задание. Выберите из перечисленных хештэгов, соответствующий содержанию картины, верный номер.
Хештег, хэштег (метка) – ключевое слово сообщения, тип тега в социальных сетях, облегчающий поиск сообщений по теме или содержанию.
А) #Пушкин #Оренбург#ВладимирДаль#Толковыйсловарь | |
Б) Роман#Гоголь#Мёртвыедуши#Пушкин#Сюжет | |
В) #Пущин #Михайловское #1875 #Художник Ге | |
Г) Русскийпоэт#Дельвиг#Лицейскийдруг#Издатель |
1 | 2 | 3 | 4 |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
В | Г | А | Б |
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Итого: мах. – 4 б.
ГЕОГРАФЫ
Задание 1. Около тридцати тысяч верст в общей сложности проехал А.С. Пушкин по дорогам России. “Путешествие нужно мне нравственно и физически”,- говорил поэт и уезжал за сотни верст от столицы. Посещенные поэтом места названы в пушкинских строфах, приведенных ниже. Запишите названия мест, где бывал поэт, в строку для ответа после каждого отрывка.
1) Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
________________, я думал о тебе!...
2) ...А ________________ неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
3) Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам _____________________.
4) Далече от брегов Невы,
Теперь я вижу пред собою
_________________гордые главы...
5) Прекрасны вы, брега ___________________,
Когда вас видишь с корабля…
Ответ: 1.Москва; 2.Петербург; 3.Царское Село; 4.Кавказа/ Кавказ; 5. Тавриды/Таврида
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 2 балла.
Итого: мах. – 10 б.
Задание 2. Роман «Капитанская дочка» – это в какой-то мере роман-путешествие. Это произведение, которое содержит большое количество топонимов (наименований географических объектов (рек, городов, деревень и др.), официально зафиксированных в документах и закрепленных временем). Благодаря топонимам мы можем совершать виртуальные путешествия во время чтения литературных произведений.
Прочитайте вопросы и предложенные цитаты. Ответы запишите в строке для ответов. В случае затруднений воспользуйтесь подсказками в Словах для справок.
Слова для справок: Белогорская крепость, Симбирск, Санкт-Петербург, Нижнеозерная крепость, Бердская слобода, река Яик.
1. Как называется крепость, которая станет местом службы для Петруши Гринева и местом действия трагических событий пугачевского восстания?
«… крепость оказывается простой деревушкой, огороженной забором с единственной пушкой».
Ответ: __________________________________________
2. В какой город Пугачев отсылает Гринева, чтобы тот объявил губернатору и генералам о захвате города восставшими через неделю?
Ответ:___________________________________________
3. Описание какой реки дано в 3 главе «Крепость»? «Дорога шла по крутому берегу….Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи».
Ответ:___________________________________________
4. Куда Маша решает отправится, чтобы помочь возлюбленному? Именно там «…во время прогулки она разговаривает с незнакомой знатной дамой, без утайки раскрывая цель своего приезда – она приехала просить не милости, но правосудия, то есть помилования Гринева у императрицы, а также делится подробностями истории с Пугачевым и Швабриным».
Ответ: ___________________________________________
Ответ: 1.Белогорская крепость; 2.Оренбург; 3.Река Яик; 4.Санкт-Петербург.
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 2 балла.
Итого: мах. – 8 б.
ЭКСКУРСОВОДЫ
Задание. Рассмотрите изображения Пушкинских мест. Знаете ли вы, как называются и где
находятся эти места? Под каждым изображением напишите название места с большой буквы.
Используйте слова для справок: Болдино, Санкт-Петербург, Захарово, Святогорский монастырь, Москва, Михайловское.
Изображение Пушкинского места | Описание |
1. | А. В этой усадьбе, принадлежавшей бабушке поэта М. А. Ганнибал, прошло детство А.С. Пушкина. |
2. | Б. В этом 2-этажном старинном доме в 1831 году А. С. Пушкин отмечал свой шумный мальчишник и после венчания проживал в этом доме уже со своей женой Н. Н. Гончаровой. Сегодня здесь находится мемориальный музей-квартира поэта. |
3. | В. Это родовое имение принадлежало семье Ганнибалов: в 1742 году императрица Елизавета Петровна пожаловала прадеду Пушкина эти владения. В 1781 году после смерти Абрама Михайловича земли были разделены между тремя его сыновьями. Дед Пушкина получил в наследство небольшое село, где впоследствии построил господский дом и разбил цветущий сад, за состоянием которого строго наблюдал. С 1816 года мать Александра Сергеевича стала владелицей этого имения. |
4. | Г. Это последний приют поэта, здесь закончился его последний земной маршрут. Строение это было выполнено в 16 столетии по распоряжению Ивана Грозного IV. Согласно преданию, здесь пастуху привиделась икона Божьей Матери. Александр Сергеевич очень любил посещать это место. |
5. | Д. Эти земли на протяжении трех столетий принадлежали роду Пушкиных. Здесь сохранился подлинный барский дом и усадебный парк XIX века, расположен Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник, созданный в 1949 году к 150-летию со дня рождения поэта. Здесь в 1830 году поэт пережил наивысший творческий взлет. |
6. | Е. Эта квартира А.С. Пушкина связана с последним периодом жизни и творчества А.С. Пушкина. Музей располагается в старинном особняке, который в XIX веке принадлежал нескольким поколениям князей Волконских. В сентябре 1836 года Пушкин и его семья поселились в нижнем этаже этого дома в наемной квартире, состоящей из одиннадцати комнат. Здесь 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года Пушкин скончался, смертельно раненный на поединке с Ж. Дантесом. |
Ответ:
Захарово
Москва
Михайловское
Святогорский монастырь
Болдино
Санкт-Петербург
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 2 балла.
Итого: мах. – 12 б.
Максимальное количество баллов за игру - 82
Подведение итогов и награждение команд. Победители и призеры квеста – игры
отмечаются дипломами, остальные команды получают сертификаты.
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена Алексеевна
Легоцкая Вера Сергеевна