Квест-игра "Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу...", посвящённая 225-летию со дня рождения А.С.Пушкина

10
3
Материал опубликован 31 December 2024 в группе

Тема разработки: Квест – игра «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу… »


t1735634213aa.jpg


Автор разработки Гришина Валентина Иосифовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ № 3 г. Апатиты

















Апатиты – 2024г.

Есть имена, как солнце! Имена -
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном, в любые времена!

(Игорь Северянин «Пушкин»)

Творчество А. С. Пушкина уникально. Как в нашей стране, так и во всём мире слог Пушкина считают высшим проявлением литературного искусства. Вклад, который он внёс в становление русской литературы, невозможно переоценить. Сегодня А. С. Пушкина можно назвать символом не только русской литературы, но и русской культуры в целом. Ежегодно 6 июня в стране отмечают день рождения великого русского поэта. Пушкинский день – это один из самых важных праздников в культурной жизни России. В 2024 году Пушкину исполнилось бы 225 лет. Президент России В. В. Путин подписал Указ от 5 июля 2021 года № 404 «О 225-летии со дня рождения А. С. Пушкина», в котором намечены основные направления, связанные с празднованием юбилея поэта. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Так родилась идея провести литературный квест, посвящённый жизни и творчеству А.С.Пушкина. Такая форма позволяет лучше познакомиться с поэтом и его творением. Интеллектуальные этапы позволяют вспомнить произведения, поэта, развить эрудицию и проявить находчивость.

Игровые задания вызывают массу позитивных эмоций и радостных воспоминаний, способствуют развитию коммуникации участников. Квест в команде помогает лучше узнать друг друга в условиях необходимости принятия быстрых и адекватных решений, позволяют совместно пережить эмоциональные всплески, что психологически сближает участников события.

Цель игры – популяризация творчества А. С. Пушкина: поддержка и продвижения чтения, повышение читательской культуры через обращение к творческому наследию автора, формирование

позитивной мотивации у школьников к чтению русской классики, повышение уровня их функциональной грамотности; продвижение литературы и русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального и международного общения, как феномена богатейшей русской культуры.

Задачи:

создание банка методических материалов для популяризации творчества Александра Сергеевича Пушкина школьников;

- выявление актуальных методов и приемов формирования читательской культуры обучающихся, повышение уровня их читательской грамотности;

- содействие формированию комплекса мер по привлечению внимания к проблеме детского и подросткового чтения, развития и поддержки интереса к чтению как ведущему виду учебной деятельности, истории и современному состоянию детской, подростковой и юношеской литературы как неотъемлемой части большой литературы России;

- развитие креативного мышления, апробация разных форм деятельности посредством развития традиционных и инновационных форм социального партнерства.

Вопросы и задания вызывают живой, неподдельный интерес к творчеству Александра Сергеевича Пушкина.

Игровые задания создают позитивное настроение, вызывают яркие переживания, позволяют проявить свои знания и способности, привлекают широкий круг участников.

При разработке конкурсных вопросов учитывалось, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Процесс разгадывания должен быть захватывающим, увлекательным. Данные игровые задания сочетают традиционные вопросы и различные шифровки, головоломки, фотозагадки и т.п.

В игре школьники получат новые знания о жизни и творчестве поэта Александра Пушкина, приобретут коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.

Перед игрой каждая команда представляет короткое приветствие, которое готовит заранее. Капитан команды получает маршрутный лист.

Каждая команда проходит ряд станций – этапов, где Помощники (обучающиеся 9-го класса) проводят игру или дают творческое задание. Они же оценивают работу и ставят баллы в

маршрутном листе. Игра начинается и заканчивается линейкой (построением команд) на третьем этаже школы.

Состав команды: 5 человек. Всего команд-участников – 6 (7а, 7б, 7в, 8а, 8б и 8в классы).

При подведении итогов Помощники могут определить самую дружную, организованную, сплочённую, творческую команду.

Команды будут награждены дипломами победителя, призёра и участника квеста – игры.

Место проведения – МБОУ ООШ № 3 г. Апатиты

Оборудование: раздаточный материал на каждую станцию, маршрутные листы для каждой команды, фотографии, картинки, проектор, компьютер.

Станции квест - игры:

Станция «Портретисты» (III этаж, кабинет №303)

Станция «Кино...Кино...Кино...» (II этаж, кабинет №210)

Станция «Эрудиты» (III этаж, библиотека)

Станция «Хештэги» (III этаж, кабинет №302)

Станция «Географы» (III этаж, кабинет №304)

Станция «Экскурсоводы» (II этаж, кабинет 201)

Время, которое отводится команде на выполнение задания, - 10 минут на каждой станции. Для каждой команды определена последовательность прохождения станций.



Маршрутный лист команды


________________________________________________
(название команды, класс)


Этап (станция)

Кол – во

баллов

Комментарий Помощников (жюри)

























Ведущий

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, где узнаем много интересного о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Вы будете путешествовать по станциям и, участвуя в различных конкурсах, выполняя задания, узнавать много нового об этом замечательном человеке.

А что самое важное в любом путешествии?

Желание участвовать! Поэтому мы собрались вместе: взрослые поклонники творчества А. С. Пушкина, учащиеся, которые делают первые шаги в увлекательный мир литературы!

Знания! Поэтому вам предложат проверить знание биографии и произведений поэта!

Увлеченность! Она всегда захватит вас и приведет в мир глубоких познаний, открытий и творчества!

Упорство в достижении цели! Вы же знаете, что в любом случае упорный труд всегда приносит плоды!

Мечта! Это то, что разбудило желание, подтолкнуло к знаниям и не покидало во время трудностей пути! Пусть у вас всегда будет мечта, как путеводная звезда! Итак, в путь!



Методические материалы для работы на станциях


ПОРТРЕТИСТЫ

«Женщины пушкинского времени прекрасны, потому что высвечены они из усадеб своих и покоев, из шумных бальных зал и деревень лучом и теплым светом Александра Сергеевича…» (Ю. Рост)

Определите, кто изображен на репродукциях портретов, сделайте подписи к портретам. Выберите из предложенных имя, отчество, фамилию: Анна Петровна Керн, Наталья Николаевна Гончарова, Анна Алексеевна Оленина.

t1735634213ab.pngt1735634213ac.pngt1735634213ad.png

1._______________________ 2.____________________ 3._____________________

____________________ __________________ ____________________

Ответ: 1. Анна Алексеевна Оленина; 2. Анна Петровна Керн; 3. Наталья Николаевна Гончарова

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 2 балла.

Итого: мах. – 6б.

Определите, кому из названных выше женщин адресовал Александр Сергеевич Пушкин эти строки? Запишите в рамку имя, отчество, фамилию.



Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты…


2.…Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.


Я Вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем…



Ответ: 1.Анна Петровна Керн; 2. Наталья Николаевна Гончарова; 3. Анна Алексеевна Оленина.

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл.

Итого: мах. – 3 б.


Соотнесите портреты пушкинских друзей с их характеристиками из стихотворения Пушкина «19 октября» (1825 года). Ответы запишите так: к номеру портрета припишите букву, соответствующую необходимому фрагменту стихотворения (например, 1а).



t1735634213ae.jpg


t1735634213af.jpg

Неизвестный художник


Художник Н.А. Бестужев


t1735634213ag.jpg

t1735634213ah.jpg

Художник В.П. Лангер


4. Гравюра И.И. Матюшина



А) Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.


Б) Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.


В) И ты пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил.


Г) Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам.


Ответ: 1.Б; 2.А; 3.В; 4.Г

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 2 балла.

Итого: мах. – 8 б.



КИНО... КИНО...КИНО...

Соотнесите кадр из фильма с произведением А.С. Пушкина. Во второй табличке напротив букв, обозначающих названия произведений, поставьте номера соответствующих кадров.



t1735634213ai.jpg1.

А. Роман «Капитанская дочка»









2t1735634213aj.jpg
.

Б. Повесть «Пиковая дама»

3t1735634213ak.jpg
.

В. Повесть «Станционный смотритель»

4t1735634213al.jpg
.

Г. Повесть «Барышня-крестьянка»






А.

Б.

В.

Г.





Ответ: 1.Г; 2.А; 3.Б; 4В

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 2 балла.

Итого: мах. – 8 б.

Прочтите отрывки из произведений А.С. Пушкина, по которым были сняты кинокартины, и напишите имена героиням, которым принадлежат описания и укажите произведение:


«Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо». ___________________________________________________________________


«Девочка лет четырнадцати…Красота её меня поразила… Она потупила большие голубые глаза». ____________________________________________________________


«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели».

_________________________________________________________________________


«Соседи … ездили … для того, чтоб поглядеть на дочку, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу. Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей.» _________________________________________________________

1t1735634213am.jpg2.t1735634213an.jpg

3t1735634213ao.jpg4t1735634213ap.jpg

Ответ: 1.Лиза, повесть «Барышня-крестьянка» (№3)

2.Дуня, повесть «Станционный смотритель» (№1 )

3. Маша, повесть «Капитанская дочка» (№2 )

4. Марья Гавриловна, повенсть «Метель» (№4)

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 2 балл.

Итого: мах. – 8 б.


ЭРУДИТЫ

Задание1. Из первых букв в названиях предметов составь слово. Напишите слово, его лексическое значение и полное название сказки, из которой взято это слово.

t1735634213aq.jpgt1735634213ar.jpgt1735634213as.pngt1735634213at.jpgt1735634213au.jpg






Ответы и критерии оценивания:

Полба – 1 балл

Полба- колосовое растенье между пшеницей и ячменем. Полбеная крупа, каша ВИ.Даль. – 2 балла

«Сказка о попе и работнике его Балде» – 2 балла

Итого: мах. – 5 б.


Задание 2. А.С. Пушкин предварил эпиграфом каждое произведение в «Повестях Белкина». Запишите в таблице номера эпиграфов в соотношении с номерами названий повестей.


Эпиграф

Повесть

А) Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.

(Богданович)

1) «Станционный смотритель»

Б) Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

(Князь Вяземский)

2) «Выстрел»

В) Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий...

Вот в сторонке божий храм

Виден одинокий.

................................................................

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы...

(В.А.Жуковский)

«Барышня-крестьянка»

Г) Не зрим ли каждый день гробов,

Седин дряхлеющей вселенной?

(Г.Р.Державин)

4) «Метель»

Д) Стрелялись мы.

( Е. Баратынский)

Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел).

(Вечер на бивуаке)

5) «“Гробовщик»



А)

Б)

В)

Г)

Д)







Ответ:

А)

Б)

В)

Г)

Д)

3

1

4

5

2


Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 2 балл.

Итого: мах. – 10 б.


ХЕШТЭГИ

Задание. Выберите из перечисленных хештэгов, соответствующий содержанию картины, верный номер.

Хештег, хэштег (метка) – ключевое слово сообщения, тип тега в социальных сетях, облегчающий поиск сообщений по теме или содержанию.

t1735634213av.png

А) #Пушкин #Оренбург#ВладимирДаль#Толковыйсловарь


t1735634213aw.png

Б) Роман#Гоголь#Мёртвыедуши#Пушкин#Сюжет




t1735634213ax.png

В) #Пущин #Михайловское #1875 #Художник Ге




t1735634213ay.png

Г) Русскийпоэт#Дельвиг#Лицейскийдруг#Издатель



1

2

3

4






Ответ:

1

2

3

4

В

Г

А

Б

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл.

Итого: мах. – 4 б.


ГЕОГРАФЫ

Задание 1. Около тридцати тысяч верст в общей сложности проехал А.С. Пушкин по дорогам России. “Путешествие нужно мне нравственно и физически”,- говорил поэт и уезжал за сотни верст от столицы. Посещенные поэтом места названы в пушкинских строфах, приведенных ниже. Запишите названия мест, где бывал поэт, в строку для ответа после каждого отрывка.


1) Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

________________, я думал о тебе!...


2) ...А ________________ неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.


3) Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам _____________________.


4) Далече от брегов Невы,

Теперь я вижу пред собою

_________________гордые главы...


5) Прекрасны вы, брега ___________________,

Когда вас видишь с корабля…


Ответ: 1.Москва; 2.Петербург; 3.Царское Село; 4.Кавказа/ Кавказ; 5. Тавриды/Таврида

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 2 балла.

Итого: мах. – 10 б.



Задание 2. Роман «Капитанская дочка» – это в какой-то мере роман-путешествие. Это произведение, которое содержит большое количество топонимов (наименований географических объектов (рек, городов, деревень и др.), официально зафиксированных в документах и закрепленных временем). Благодаря топонимам мы можем совершать виртуальные путешествия во время чтения литературных произведений.

Прочитайте вопросы и предложенные цитаты. Ответы запишите в строке для ответов. В случае затруднений воспользуйтесь подсказками в Словах для справок.

Слова для справок: Белогорская крепость, Симбирск, Санкт-Петербург, Нижнеозерная крепость, Бердская слобода, река Яик.


1. Как называется крепость, которая станет местом службы для Петруши Гринева и местом действия трагических событий пугачевского восстания?

«… крепость оказывается простой деревушкой, огороженной забором с единственной пушкой».

Ответ: __________________________________________


2. В какой город Пугачев отсылает Гринева, чтобы тот объявил губернатору и генералам о захвате города восставшими через неделю?

Ответ:___________________________________________


3. Описание какой реки дано в 3 главе «Крепость»? «Дорога шла по крутому берегу….Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи».

Ответ:___________________________________________


4. Куда Маша решает отправится, чтобы помочь возлюбленному? Именно там «…во время прогулки она разговаривает с незнакомой знатной дамой, без утайки раскрывая цель своего приезда – она приехала просить не милости, но правосудия, то есть помилования Гринева у императрицы, а также делится подробностями истории с Пугачевым и Швабриным».

Ответ: ___________________________________________


Ответ: 1.Белогорская крепость; 2.Оренбург; 3.Река Яик; 4.Санкт-Петербург.

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 2 балла.

Итого: мах. – 8 б.


ЭКСКУРСОВОДЫ

Задание. Рассмотрите изображения Пушкинских мест. Знаете ли вы, как называются и где

находятся эти места? Под каждым изображением напишите название места с большой буквы.

Используйте слова для справок: Болдино, Санкт-Петербург, Захарово, Святогорский монастырь, Москва, Михайловское.



Изображение Пушкинского места


Описание


t1735634213az.png

1.




А. В этой усадьбе, принадлежавшей

бабушке поэта М. А. Ганнибал, прошло детство А.С. Пушкина.


t1735634213ba.png

2.




Б. В этом 2-этажном старинном доме в 1831 году А. С. Пушкин отмечал свой шумный мальчишник и после венчания проживал в этом доме уже со своей женой Н. Н. Гончаровой. Сегодня здесь находится мемориальный музей-квартира поэта.


t1735634213bb.png

3.



В. Это родовое имение принадлежало

семье Ганнибалов: в 1742 году

императрица Елизавета Петровна

пожаловала прадеду Пушкина эти

владения. В 1781 году после смерти

Абрама Михайловича земли были

разделены между тремя его сыновьями. Дед Пушкина получил в наследство небольшое село, где впоследствии построил господский дом и разбил цветущий сад, за состоянием которого строго наблюдал. С 1816 года мать

Александра Сергеевича стала владелицей этого имения.


t1735634213bc.png

4.





Г. Это последний приют поэта, здесь

закончился его последний земной

маршрут. Строение это было выполнено в 16 столетии по распоряжению Ивана Грозного IV. Согласно преданию, здесь пастуху привиделась икона Божьей Матери. Александр Сергеевич очень любил посещать это место.


t1735634213bd.png

5.



Д. Эти земли на протяжении трех столетий принадлежали роду Пушкиных. Здесь сохранился подлинный барский дом и усадебный парк XIX века, расположен Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник, созданный в 1949 году к 150-летию со дня рождения поэта. Здесь в 1830 году поэт пережил наивысший творческий взлет.


t1735634213be.png

6.

Е. Эта квартира А.С. Пушкина связана с последним периодом жизни и творчества А.С. Пушкина. Музей располагается в старинном особняке, который в XIX веке принадлежал нескольким поколениям князей Волконских. В сентябре 1836 года Пушкин и его семья поселились в нижнем этаже этого дома в наемной квартире, состоящей из одиннадцати комнат. Здесь 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года Пушкин скончался, смертельно раненный на поединке с Ж. Дантесом.

Ответ:

Захарово

Москва

Михайловское

Святогорский монастырь

Болдино

Санкт-Петербург

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 2 балла.

Итого: мах. – 12 б.


Максимальное количество баллов за игру - 82


Подведение итогов и награждение команд. Победители и призеры квеста – игры

отмечаются дипломами, остальные команды получают сертификаты.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересный ресурс!

31 December 2024

Валентина Иосифовна, спасибо за познавательную, интересную квест-игру! С наступающим!

31 December 2024

Спасибо за хорошую работу, полезную и красивую, Валентина Иосифовна!

31 December 2024

Похожие публикации