Квест-игра «Поможем расколдовать лес» для детей среднего дошкольного возраста
Квест- игра « Поможем расколдовать лес» для детей среднего дошкольного возраста
СП «Детский сад №62» ГБОУ СОШ№4, Айнетдинова Сория Исхаковна
Цель:
Формировать у дошкольников экологические знания посредством игровой деятельности и создания условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на достижение поставленной цели. Сознания
Задачи:
- Познакомить детей с новой игровой технологией - квест, как одной из форм экологического воспитания.
-Обобщать знание детей о диких и домашних животных, о среде их обитания, о птицах, о деревьях, о рыбах.
-Расширить знание детей о значении воды в нашей жизни и закрепить знание детей о свойствах воды (вкус, запах, цвет).
-Продолжать учить детей описывать птиц, выделяя их характерные признаки.
-Продолжать учить детей отвечать на вопросы, при помощи игрушек и картинок.
-Закрепить знание детей в употреблении в речи имён существительных в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей.
-Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года.
-Развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать. Развивать внимание, память, мышление.
- Развивать познавательный интерес, доброжелательность и ответственность по отношению к природе, желание оказывать помощь природным объектам.
- Воспитывать экологическую культуру поведения.
Материалы и оборудование: игрушка - Лесовичок, конверт с письмом, карта- схема маршрута, магнитофон, фонограмма песенка «Паровоз из Ромашково», картинки птиц (воробей, грач, голубь, скворец), дикие и домашние животные – игрушки, макет солнышка, лучики из бумаги, две банки воды ( одна чистая, другая мутная), игрушечные рыбки, картинки из серии «Береги живое», живые объекты-деревья.
Ход квест - игры:
Воспитатель: - Игра у нас будет не обыкновенная, а игра – путешествие по территории сада. Все что вам нужно будет взять с собой – это хорошее настроение и удачу. Сегодня вы сможете показать и доказать, что вы самые настоящие защитники природы.
( Дети с воспитателем выходят на улицу. Воспитатель обращает внимание детей на конверт).
Воспитатель: - К нам пришло письмо от хозяина леса – Лесовичка. Давайте прочитаем, что же нам он пишет.
« Здравствуйте, ребята. Пишет вам Лесовичок. У меня беда, наш лес заколдовала злая колдунья. И теперь в нашем лесу очень скучно и грустно и не видно солнышко. Я обратился к вам, чтобы вы мне помогли. И, если вы исполните все задания, соберете все лучики, то злая колдунья исчезнет и в лес расколдуется и появится наше солнышко. Спешите. Я вас жду».
Воспитатель: - Ну, что ребята, поможем Лесовичку? Тогда не будем терять время, отправимся в путь на паровозе.
(Звучит песня паровоз, дети встают, друг за другом, зацепившись за плечи).
Воспитатель:- Что за лес? Ой, как грустно, ой, как скучно и темно. Не слышно песен птиц, не слышно шелеста травы, не слышно стрекотания и жужжания насекомых. Нужно обязательно помочь лесу. А где же Лесовичок? - Ах, вот ты где! Что ж ты спрятался? ( под пеньком сидит Лесовичок, он передает детям карту-схему передвижения по лесу).
- Наши детки умные, помогут расколдовать лес. С каждым выполненным заданием, мы получим, от Лесовичка лучики и в лесу станет светлее.
1задание. Игра «Узнай дерево по описанию»
Воспитатель: - Деревья так заколдованы, что забыли свои названия.
- Давайте ,поможем им вспомнить их названия). Клён, рябина, берёза, дуб, ёлка. Что общего у этих деревьев? Ствол, ветки, листочки. Чем отличается берёза от ёлки?
- Правильно, у берёзы – листочки, ствол белый, а у ёлочки – иголочки, ствол коричневый. Справились с первым заданием, деревья ожили, и появляется первый лучик в лесу (Лесовичок вручает детям первый лучик).
2 задание. Смешались дикие и домашние животные.
(Дети по карте-схеме передвигаются на следующую полянку, где расположены на полянке игрушки домашних и диких животных и картинки домика и картинка леса).
Воспитатель: - Нужно домашних животных расселить возле дома, а диких возле леса. Дикие животные: заяц, лиса, медведь, волк, белка. Где живёт лиса в лесу? (в норе) Медведь? (в берлоге). Белка? (в дупле). Волк? (в логове). Что делает медведь зимой? Какая шубка у зайца летом? А зимой? Как можно сказать одним словом, какие это животные? (дикие). Домашние: свинья, лошадь, кошка, корова. У свиньи кто детёныш? (поросенок) А если их много? (поросята). У лошади? ( жеребёнок) У кошки? ( котёнок). У коровы? ( телёнок). Что нам корова даёт? Как можно сказать одним словом какие это животные? ( домашние). Почему мы называем их домашними? Правильно, потому что они живут около дома ( в загоне, в сарае, в хлеву). Справились и со вторым заданием.
Появился второй лучик. (Лесовичок вручает детям 2 лучик)
3 задание. Физминутка.
(Дети вместе с воспитателем выполняют движения)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
Лесовичок: Какие весёлые кузнечики. (Появляется третий лучик).
4 задание. Дид. игра «Какое время года?» (Дети по карте-схеме передвигаются на следующую полянку)
Воспитатель: - Что ты спрашиваешь, Лесовичок? Какое время года? Как вы догадались, ребята, что сейчас весна, а не зима? Правильно, растаял снег, солнышко греет, травка появилась, листочки распускаются, насекомые выползли, люди стали легко одеваться. Какая весна? Тёплая, красивая, солнечная, пасмурная. А если идёт дождь? Дождливая Молодцы.
( Появляется четвёртый лучик).
5 задание. Дидактическая игра «Подумай и скажи» ?» (Дети по карте - схеме передвигаются на следующую полянку)
Воспитатель: - Ой, слышите, кто-то на помощь зовёт. Что это?
( Лесовичок показывает детям банку с мутной водой)
-Ребята, вы видите в банке кого-нибудь? Нет.
-Значит, вода, какая? Мутная, грязная.
-Ребята, там же рыбы плавают. Рыбы, в какой воде должны плавать? В чистой. Сейчас мы пересадим их в чистую воду.
-А каких вы рыб знаете? Карась, лещ, пескарь, щука. Что есть у рыб? Плавники.
-Чем покрыто тело у рыб? Чешуёй.
- Как вы думаете, почему вода в озере такая грязная? Да, ребята, это люди мусор бросили в озеро, моют машины возле речки, поэтому вода стала грязная. Правильно ли поступают люди?
- Вот мы пересадили рыб в воду. (Дети пересаживают в банку силиконовые, пластмассовые рыбки) Рыб видно? Какая вода? Чистая, прозрачная. Вода пахнет? Нет, значит, вода без запаха. Вкус у воды есть? Нет, вода без вкуса. Для чего нужна вода? ( ответы детей) Правильно, ребята. Всем нужна водичка:
- И рыбки, и птички, и деревьям в лесу,
И цветочкам на лугу, и котятам, и тигрятам
Даже маленьким ребятам, везде и всегда
Помогает нам вода!
(Лесовичок вручает детям пятый лучик).
6 задание. Словесная игра «Какая птица улетела?» (Дети передвигаются на другую полянку, где развешаны на кустиках картинки птиц).
Воспитатель: В лесу становиться светлее. И у нас всё получается. Вот и птички в лес прилетели.
-Что это за птицы? Голубь. Тимур, подойди, опиши её. Правильно, она большая. У неё есть голова, глазки, клюв, грудка, туловище, хвост, лапки, крылья. Для чего нужны птицам крылья? (Ответы детей)
-Это кто? Воробей что ест воробей? Это кто? Грач. Он большой или маленький? Какого он цвета? Где устраивает грач гнёзда? На деревьях. Он остаётся с нами зимовать или улетает в тёплые края? Да, грач улетает в тёплые края. Это кто? Скворец. Где живет скворец?
(Лесовичок вручает детям шестой лучик).
7задание.
(дети вместе с воспитателем передвигаются на следующую полянку)
- Посмотрите, на полянке лежат картинки на тему «Берегите живое». Возьмите, кому какая картинка нравиться. Ксения, что у тебя на картинке нарисовано? Мальчик ломает деревья. Так можно делать? Нет. Почему? Правильно, деревьям больно. Влад, что у тебя на картинке нарисовано? Мальчики топчут насекомых. Можно так поступать? Нет. Почему? Им больно, они хотят жить.
Лесные правила.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Мусор с травки убирай.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки – не стрелять;
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Но кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
(Лесовичок вручает детям ребятам еще один лучик, за выполненное задание). (Дети переходят на следующую полянку, где на дереве подвешен макет солнышка, и прикрепляют к солнышку лучики)
Воспитатель: - Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло. Запели песни птицы (включается фонограмма пение птиц). И солнышко наше светит все ярче. Мы помогли расколдовать лес.
Воспитатель: - Ребята, заканчивается наша прогулка. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить. Вам понравилась наша интересная прогулка, а теперь вам пора возвращаться в детский сад. Отправляемся дальше, поедем домой на паровозе.
( звучит музыка, дети встают друг за другом, имитируя движения паровоза).
Лесовичок. - Запомните, ребята: надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу. А я тоже приготовил для вас подарки. (Лесовичок благодарит и дарит нам раскраски с животными, насекомыми и цветами).
Рефлексия.
- Где мы с вами сегодня были? В лесу. Что делали в лесу? Помогали расколдовать лес. Женя, что тебе понравилось больше всего? А тебе Павел? Когда мы задания все выполнили, собрали лучики для солнышка, что вы услышали? Пение птиц. Лес ожил, всё проснулось, солнышко засияло. Вы, ребята были сегодня активны, и поэтому мы с вами справились со всеми заданиями. Спасибо.