Разработка внеклассного мероприятия «Квиз, плиз по географии»

6
0
Материал опубликован 18 October 2020










Разработка внеклассного мероприятия:


«КОМАНДНАЯ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНАЯ ВИКТОРИНА КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»































Автор: Д.А. Шевченко

Должность: учитель географии

Место работы: МОУ «СОШ №9»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области






2020г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1 4

Глава 2 9

Заключение 12

Список литературы 13

Приложение 14
























ВВЕДЕНИЕ

Объектом данной работы является школьное образование по предмету «География». География является одним из самых удивительных и интересных школьных предметов. Помимо основных знаний и представлений о нашей планете, наука под названием «География» включает в себя знания по таким дисциплинам, как история, математика, экономика, финансовая грамотность, экология. Таким образом, мы можем смело утверждать, что именно этот предмет позволяет соединить знания школьников по естественным и гуманитарным наукам в единое целое. Именно благодаря этому география как научный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности.

Предмет работы представляет собой реализацию внеурочной деятельности по предмету «География» в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС). Внеурочная деятельность является важным элементом учебного процесса и частью основного образования. Благодаря внедрению и реализации внеурочных мероприятий ученикам удаётся «выйти за рамки» традиционного урока, ведь таким образом мы расширяем образовательное пространство и создаём дополнительные условия для развития учеников и получения/закрепления ими знаний. Внеурочная деятельность школьников реализовывается через различные формы занятий (например, экскурсии, конкурсы, проектная деятельность, секции и кружки). Это позволяет учителю сделать процесс получения знаний более динамичным и интересным для учащихся. В настоящее время в школах уделяется особое внимание организации внеурочной деятельности. Это способствует сплочению учителя с учениками и отдельно учеников между собой, налаживанию творческого поиска способов совместной деятельности, получению результатов продуктивного сотрудничества, зарождает и укрепляет взаимоуважение и взаимодоверие.

Целью данной работы является теоретическое обоснование необходимости включения внеурочной деятельности в учебной процесс и практическое проведение внеурочного мероприятия по географии для учеников 8-11 классов.

Основные задачи, продиктованные поставленными целями:

Рассмотреть основные способы реализации внеурочной деятельности;

Обосновать необходимость внедрения внеурочной деятельности в учебный процесс;

Рассмотреть один из способов организации внеурочной деятельности среди учеников 8-11 классов;

Проанализировать интерес учащихся к выбранному внеурочному мероприятию;

Описать структуру командной интеллектуальной викторины;

Разработать вопросы для проведения командной интеллектуальной викторины.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.


















ГЛАВА 1

Создание, разработка и внедрение мероприятий внеурочной деятельности по географии является одной из главных задач в процессе преподавания предмета. Существуют различные способы реализации внеурочной деятельности: работа на местности, работа с географической литературой и источниками географической информации, игровая деятельность. В своей работе я рассматриваю способ реализации внеурочной деятельности через проведение мероприятий, которые носят игровой (соревновательный характер). Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в современной школе существуют все необходимые условия: кабинет географии и просторный актовый зал, рассчитанный на проведение массовых мероприятиях (например, географический турнир среди классов одной параллели) и оборудованный аудио- и мультимедийной аппаратурой.

Портрет современного ученика, описываемый в ФГОС, отражает активное и заинтересованное познание мира школьником, способность применения полученных знаний как в практической работе при поиске путей решения поставленных задач, так и в своей повседневной жизни. Мы должны помнить о том, что созданные нами условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны давать ученикам возможность использования в своей образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа. Одним из вариантов деятельностного подхода в образовательном процессе является игра. Именно игра в качестве формы организации внеурочной деятельности предполагает активную работу в группе, совершенствование навыка налаживания коммуникации, осуществление дискуссии, отстаивание своей точки зрения, развитие способности нести ответственность за принятые решения. Всё это, несомненно, ведёт к повышению уровня мотивации школьников к осуществлению учебной деятельности и повышает качество усвоенных знаний. Чётко осознавая, какую важную функцию выполняет внеурочная деятельность в целом, и форма игры в частности, мной был разработан сценарий командной интеллектуальной викторины «Квиз, Плиз! GEO» (См. Рисунок 1 в Приложении).

За основу был выбран формат игры «Квиз, Плиз» неслучайно. Во-первых, это игра командная, что способствует активному участию всех учеников в классе. Было принято решение, что в состав одной команды может входить от 4 до 8 человек. Работу в командах с бо́льшим количеством участников считаем непродуктивным, поскольку не все будут работать над нахождением правильных ответов на вопросы. Во-вторых, викторина крайне динамичная, предполагает быструю смену вопросов, а значит и активацию всех возможностей команды (моментальное понимание вопросов, активное обсуждение, оживлённая дискуссия, быстрое принятие решений). В-третьих, в последние годы игры формата «Квиз, плиз!» стали очень популярными как в мире (игры проводятся в 13 странах, охватывают 113 городов), так и в нашем регионе (турниры проводятся еженедельно в городах Саратов и Энгельс). Важным доказательством того, что игра является распространённой, является то, что в Саратове был зафиксирован рекорд по количеству одновременно играющих людей – 531 человек. Эта цифра до сих пор является недосягаемой для других городов. Помимо основных игр, в которых встречаются вопросы на разные темы, бывают тематические викторины (посвящённые одной определённой теме) и «Квиз,Плиз! Teens», рассчитанные на участие детей в возрасте от 10 до 14 лет. В-четвёртых, рассматриваемый формат викторины, даёт возможность составлять рейтинги команд. И если проводить мероприятие раз в четверть или триместр, то помимо рейтинга команд по результатам одной игры, можно к концу учебного года сформировать общий рейтинг по итогам трёх/четырёх игр.

Также следует объяснить, почему в название нами было добавлено слово «GEO». Эта часть названия способствует возникновению ассоциаций, связанных с наукой «География». Сокращение от английского слова «geography» соответствует модным тенденциям, которым следует возрастная группа учеников, они же и являются потенциальной целевой аудиторией интеллектуальной викторины. Поскольку большинство слов молодёжного сленга тяготеет к заимствованным словам и сокращённой форме слов, то и часть названия «GEO» быстро и беспрепятственно начнёт использоваться учениками. А это в свою очередь, будет способствовать выработке лояльности к разработанному нами мероприятию внеурочной деятельности и повысит интерес со стороны учащихся к проводимой викторине.

Перед началом викторины, каждой команде выдаётся по четыре бланка для записи ответов См. Рисунок 2 в Приложении). На данных бланках уже напечатан номер раунда и количество планируемых вопросов. Команде необходимо только вписать своё название, указать класс, ученикам которого они являются, и далее по ходу игры записывать свои варианты ответов. Далее следует рассмотреть структуру интеллектуальной викторины, разработке которой посвящена наша работа. «Квиз, плиз! GEO» состоит из четырёх блоков вопросов Первый блок включает в себя вопросы с вариантами ответов (знакомая ученикам форма теста). Поскольку в первом раунде вопросы достаточно лёгкие и у школьников есть возможность выбрать из предложённых вариантов, для ответа на каждый вопрос даётся ровно 1 минута. В этом блоке предполагается наличие 8 вопросов (См. Рисунок 3 в Приложении). За каждый правильный ответ, данный в первом раунде, команда получает 1 балл. Второй блок вопросов включает в себя изображения географических объектов или явлений, глядя на которые ученикам необходимо догадаться, что изображено на фотографии, и правильно написать название. На втором этапе участникам предоставляется возможность правильно ответить на 6 вопросов. На обсуждение вопросов данного блока даётся 2 минуты. Поскольку сложность вопросов во втором раунде выше, за каждый правильный ответ каждая команда получает 2 балла. Максимальное количество баллов, которые команда может набрать во втором раунде, составляет 12 баллов. После двух туров проводится перерыв, продолжительность которого составляет 5 минут. В ходе перерыва осуществляется проверка ответов всех команд, подводятся предварительные итоги. Полученные результаты оперативно вносятся в слайд презентации, созданной с помощью программы Micrisift Power Point, и рейтинг команд выводится на экран (См. Рисунок 4 в Приложении). Третий этап викторины предполагает использование аудио- и видеофайлов. Ученикам предлагается отрывок из песни или фрагмент фильма, по которому они должны понять, о чём идёт речь. Этот блок включает в себя 4 вопроса, на ответ даётся 2 минуты. В этом раунде также за каждый правильный ответ можно получить по 2 балла. Суммарно в третьем раунде команда участников может набрать 8 баллов. После третьего раунда также проводится пятиминутный перерыв, в ходе которого подсчитываются предварительные данные. Результаты по итогам трёх проведённых раундов оперативно вносятся в турнирную таблицу (слайд презентации, созданный с помощью программы Power Point) и выводятся на экран для ознакомления участников. Максимальное количество раундов после проведённых трёх раундов составляет 28 баллов. И последний четвёртый блок содержит вопросы повышенной сложности. Зачастую в данных вопросах требуется написать какое-либо точное число (Например, сколько субъектов в РФ; какова глубина Марианской впадины; сколько метром составляет высота горы Джомалунгма). В последнем раунде ученикам предлагается ответить всего на два вопроса. В четвёртый раунд включаются вопросы повышенной сложности, поэтому за каждый данный командой правильной ответ можно «заработать» по 3 балла. Время на обсуждение каждого вопроса составляет 3 минуты. После проведения всех этапов викторины требуется не более 5 минут для подсчёта баллов и вывода информации на экран. Таким образом, мы видим, что продолжительность данного мероприятия не превышает 1 часа. Время, необходимое на проведение викторины, может варьироваться и напрямую зависит от количества вопросов.








ГЛАВА 2

Далее предлагаем ознакомиться с разработанным нам сценарием командной интеллектуальной викторины «Квиз, Плиз! GEO», предназначенной для учеников 8-11 классов.

Первый блок состоит из 8 вопросов с вариантами ответов:

1. Самое большое по площади море России:

а) Берингово море; б) Баренцево море; в) Море Лаптевых; г) Чёрное море.

2. Какую реку называют правой рукой Волги?

а) Лена; б) Кама; в) Ока; г) Ангара.

3. Что может нести лодку, а может и перевернуть? О чём идёт речь в китайской пословице?

а) солнце; б) дождь; в) рыболовные сети; г) вода.

4. Сколько субъектов входит в состав Российской Федерации?

а) 85; б) 87; в) 89; г) 90.

5. Этот город был в своё время столицей. Его построили в устье реки, по указу царя-реформатора, имя которого он носит до сих пор. Большая его часть построена на островах, за что его называют Северной Венецией или Северной Пальмирой. О каком городе идёт речь?

а) Киев; б) Санкт-Петергбург; в) Севастополь; г) Ярославль.

6. В какой стране количество овец в 5 раз превышает количество людей?

а) Австралия; б) Китай; в) Новая Зеландия; г) Россия.

7. Приятель Пушкина граф Шереметьев пожаловался ему, приехав из Парижа: «худо, брат, жить в Париже: есть нечего; … у них не допросишься!..». Чего же ежедневно потребляемого нашими соотечественниками, по словам Шереметьева нельзя допроситься в Париже?

а) супа; б) чёрного хлеба; в) воды; г) чая.

8. Материковый, коралловый, вулканический, речной, морской. О чём идёт речь?

а) маяк; б) камень; в) порт; г) остров.

Второй блок вопросов включает в себя шесть заданий для команд. Варианты ответа в вопросах этого раунда не предусмотрены.

1. Какой полуостров на севере нашей страны сам говорит о своей величине? (Ответ: Ямал).

2. Какие два моря в России противоположны по географическому положению, температуре воды и названию? (Ответ: Чёрное и Белое).

3. Какой пролив разделяет два моря, два океана, два материка, два полуострова и две страны? (Ответ: Берингов).

4. Какой известный горный хребет и река носят одно и то же название? (Ответ: Урал).

5. Напишите город, расположенный на территории Российской Федерации, название которого состоит из буквы и ноты. (Ответ: Уфа).

6. Как мы называем людей, проживающих в городе Томск? (Ответ: Томичи).

В третьем раунде учащимся предлагается поработать с фрагментами из песен или из фильмов и дать ответы на поставленные вопросы:

1. Прослушайте фрагмент песни «Айсберг» в исполнении А.Б.Пугачёвой и напишите название какого атмосферного явления пропущено?

Ледяной горою айсберг

Из ... (атмосферное явление) вырастает,

И несёт его течением

По бескрайним, по морям.

Ответ: Туман (из тумана).

2. Прослушайте фрагмент песни Л.В. Лещенко и определите, какое слово пропущено в тексте.

Как безмерно оно – притяжение … (планета),
Притяженье полей и печальных ракит,
Всех дорог, по которым мы с детства прошли,
И дорог, по которым пройти предстоит.

Ответ: Земля (Земли).

3. Просмотрите фрагмент трансляции футбольного матча и ответьте на вопрос, на территории какой страны были сняты эти кадры? На экранах показывается футбольный матч (четвертьфинал Чемпионата мира по футболу в 2018 г.) между сборными России и Испании. В фрагменте ученики видят, как вратарь сборной России Игорь Акинфеев отбивает мяч ногой и даёт возможность сборной выйти в полуфинал.

Ответ: Россия/Российская Федерация.

4. Посмотрите на экраны, кадр из какого фильма, снятого на территории Новой Зеландии, вы видите? (См. Рисунок 5 в Приложении).

Ответ: «Хоббит».

Четвертый блок вопросов включает в себя вопросы, связанные с точными цифрами. Учащимся предлагается записать ответ в виде числа.

1. Сколько рек впадает в озеро Байкал? (Ответ: 336).

2. Сколько стран имеют сухопутную границу с Российской Федерацией? (Ответ: 16).



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Делая вывод, я хочу сказать о том, что внеурочная деятельность является важным механизмом в процессе реализации национального проекта «Образование». При внедрении в учебный процесс различных видов внеурочной деятельности происходит формирование желания у учащегося получать новые знания, возникает интерес, связанный с накоплением и анализом приобретённой информации и у школьников возникает возможность применить на практике то, чему они успели научиться. Одной их активных форм обучения и закрепления знаний является игра. Проведение командной интеллектуальной викторины относится к игровому компоненту в процессе обучения. Именно этот способ организации внеурочной деятельности был рассмотрен нам в данной работе. Также мне удалось проанализировать интерес школьников и спрогнозировать реакцию учеников на данное внеурочное мероприятие. Далее в работе была описана структура командной интеллектуальной викторины и разработаны вопросы для её проведения. Выполнение всех вышеперечисленных задач дало возможность достичь поставленную в начале написания работы цель. А именно, доказать необходимость включения внеурочной деятельности в учебной процесс и разработать сценарий для проведения внеурочного мероприятия по географии для учеников 8-11 классов.












СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Душина И.В. Методика преподавание географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова. - М., 1996. - С. 174-176

2) Жильников А.В. Неделя географии в школе // География в школе. - № 4. - 1998. - С. 76-78

3) Николина Н.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. - №6. - 2002. - С. 37-43

4) Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / География в школе. - №6. - М., 2000. - 80 с.

5) География: уроки-игры в средней школе/сост. Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007, - 138 с.

6) Мухомедеева Е. Ф. Программа внеурочной деятельности : оптимизационная модель // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - № 1. - С. 8-15.

7) Новикова Т., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - N 7. - С. 151-157.

8) Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 9. - С. 13-17.















ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1.

Заставка перед началом викторины

t1603051022aa.png
















Рисунок 2.

Бланки для записи ответов

t1603051022ab.png















Рисунок 3.

Пример вопроса с выбором ответа в первом раунде.

t1603051022ac.png


















Рисунок 4.

Предварительный рейтинг команд

t1603051022ad.png



















Рисунок 5.

Фрагмент из фильма «Хоббит»

t1603051022ae.png


18


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.