КВН «Конкурс грамотеев». Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5-6 классов

0
0
Материал опубликован 27 February 2016 в группе

КВН «Конкурс грамотеев». Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5-6 классов

ЦЕЛЬ: Повторение изученного материала по теме «Имя существительное» в виде конкурса двух команд.

Задачи: 

1. повышение познавательного интереса к предмету «Русский язык» через различные занимательно – познавательные задания; 

2. способствовать развитию произвольного внимания, развивать умение анализировать, обобщать; работать над развитием связной устной речи учащихся; 

3. воспитывать терпимость друг к другу, умение выслушивать товарищей, работать в коллективе. принимать коллективные решения ; воспитывать положительную мотивацию к учению.

Оборудование : листочки бумаги, ручки, призы и сувениры.(слайд 2)

Класс оформлен плакатами: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»,

«Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой». А. Н. Толстой

«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». А. Н. Толстой

«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». М. Горький (слайд 3)

«Языку мы учимся и должны учиться непрерывно, до последних дней своей жизни» ( К.Г. Паустовский), 

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это наш клад, это достояние, переданное нам нашими предшественникам!» (М.Горький)

«Родной язык – твоя душа, твой мир твой луч, люби его за то, что он могуч. Язык твой – щит, твоё общенье, не допусти к нему пренебреженья!» (Г.Пурга)

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И.Куприн), 

«Друг мой! Кто бы ты ни был, где бы ты ни был, русский язык изучай!» 


Ведущий 1– Наш урок не простой, а весёлый, и поэтому вас ждут не строгие правила и упражнения, а забавные задания. Ведь это всё наш родной язык – удивительный, интересный, увлекательный и совсем – совсем нескучный.

Разрешается: думать, размышлять, соображать, кумекать, ломать голову, раскидывать умом и шевелить мозгами.

Запрещается :грустить, унывать, вешать нос, хныкать и стонать. 

Язык, на котором мы говорим
Красив и богат.
Учите русский – 
Годы к ряду.
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда
И та награда - в нём самом.

Ведущий 2– Сегодня мы путешествуем в страну «Буквистика» . Путешествие пройдёт в виде Конкурса весёлых и находчивых. А для этого нам надо две команды от 5 и 6 классов. 

Представители 5 класса, займите своё место.

Представители 6 класса, займите своё место.

Сегодня в составе жюри самые эрудированные учителя – это ………………

Представление команд – команда 5 класса. – «Существительное»- капитан - Мы отвечаем дружно,
И в том сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

Представление команды – команда 6 класса. –«Глагол» - капитан –

 И пусть борьба кипит острей,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Ведущий 1: Начинаем игру . РАЗМИНКА. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.
1 Команда: Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам. (Имя существительное).
2 Команда:  Что для меня предметы?
Лишь названья. 
А я приду – всё в действие придет. (Глагол).
Конкурс 2 (за правильный ответ 1 балл)

1. «Морфология» - это раздел языкознания, который изучает…

2. Что такое существительное?

3. Назовите вопросы дательного падежа.

4. Отгадайте загадку: «Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают».

5. Назовите существительные, которые имеют форму только множественного числа.

6. Когда пишется Ь у существительных?

7. Изменяются ли существительные по лицам?

8. Назовите вопросы творительного падежа.

9. Какими членами предложения могут быть существительные?

10. Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос… (слайд 4)


Ведущий 2, обращаясь поочерёдно к каждой команде, называет словосочетание, вместо которого члены команд должны сказать одно слово – существительное) 

Храбрый человек – храбрец
Болтливый человек – болтун
Ленивый человек – лентяй
Мудрый человек – мудрец
Сильный человек – силач
Умный человек - умник
Богатый человек - богач
Смелый человек - смельчак
Грубый человек – грубиян
Весёлый человек – весельчак (слайд 5)

Выступление ученицы: Это интересно…

Вы, наверное, знаете, что, цифра 7 для древних народов была священной. Судите сами: 7 дней сотворения мира, 7 добродетелей, 7 чудес света, 7 дней недели, 7 цветов радуги, 7 нот…

А какая буква русского алфавита отмечена этой священной цифрой? Это буква «Ё».

Это загадочная и очень интересная буква. Во-первых, она придумана была более 200 лет назад (в 18 веке) знаменитым русским писателем Н. М. Карамзиным, который посвятил много лет своей жизни описанию многовековой истории русского государства. В 1797 году он впервые употребил эту букву в слове «слёзы».

Во-вторых, эта буква особенная. Она употребляется для обозначения ударного звука, который в той же самой морфеме в безударном положении передаётся буквой «Е».

В-третьих, это единственная буква русского алфавита, которую иногда в книгах заменяют другой буквой. (слайд 6)


КОНКУРС 3. ОПРЕДЕЛИТЬ ЧАСТИ РЕЧИ. (2 балла).
1 Команда Снежное покрывало всю землю покрывало.
2 Команда Со стекла стекла вода.(слайд 7-8)
КОНКУРС 4. ОТГАДАЙ СЛОВО. (5 баллов).
1 Команда: Корень из слова СКАЗКА,
Суффикс, что в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка как в слове РАСХОД, 
Окончание в слове ДОМ. ( РАССКАЗЧИК).

2 Команда: Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ. (ПОДСНЕЖНИК).(слайд 9)

Аукцион «Кто знает больше пословиц о русском языке»(слайд 10)

Игра со зрителями


КОНКУРС 5 –«Змейка»

Представителю от каждой команды предлагается за две минуты на доске записать в таком порядке слова, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: адрес, салют, тетрадь …..) . Побеждает та команда, которая запишет правильно больше слов за две минуты (слайд 11).

Выступает ученик: Это интересно…

Все хорошо знают, что в русском языке существует два числа – единственное и множественное. А вот в древнерусском языке существовало не только единственное и множественное число, но и формы двойственного числа, которые употреблялись, когда речь шла о двух предметах или о парных предметах.

Формы двойственного числа образовывались с помощью специальных окончаний. Эти формы были утрачены в истории языка, но они оставили некоторые следы. Так, формы рога, бока, глаза, берега, рукава по происхождению являются двойственным числом, а окончание -а стало со временем образовывать в русском языке и формы множественного числа.(слайд 12)


КОНКУРС 6. «Золотая цепочка…» (слайд 13)

Меняя по одной букве,

Попробуйте превратить аиста в луну.

Хотите пить? Превратите сад в сок.

Кто быстрее сделает, тот побеждает

Конкурс 7: Кто больше?(слайд 14)

Из букв слова СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ составьте как можно больше новых слов.

Выступление ученицы: Это интересно… (слайд 15)

Вы, конечно, и без толкового словаря определите лексическое значение слов, которые в календарях обычно обозначаются сокращениями пн., вт., ср., чт., пт., сб., вс. А откуда появились эти слова? Об этом рассказывает этимология.

Понедельник – от сочетания по недели – «после воскресенья» (неделя – первоначально «день отдыха»).

Вторник – от старого слова въторъ – «второй», буквально значит «второй день недели».

Среда – от слова середина, буквально значит «средний день недели».

Четверг – от слова четыре, буквально значит «четвёртый день недели».

Пятница – от слова пятый, буквально значит «пятый день недели».

Суббота – связано с греческим словом, корень которого тот же, что и в слове шабаш, - «отдых, конец работы».

Воскресенье – от воскресити – «оживлять»; первоначально употреблялось как название религиозного праздника
 

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ (слайд 16)
-В каких словах по сто согласных? (стог, стол, стон, стоп)
-Сколько гласных в словах: семья, сорока?
-Чем кончается день и ночь?
 

КОНКУРС 7. ШАРАДЫ. ( 5 баллов)
1 Команда Со звуком С я не невкусна,
Но в пище каждому нужна.
С М берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто. (СОЛЬ – МОЛЬ).
 

2 Команда С М приятен, золотист,
Очень сладок и душист.
С буквой Л зимой бывает,
А весною исчезает. (МЕД – ЛЕД).

 

ПАУЗА БАСНЯ «Стрекоза и Муравей»
Попрыгунья Стрекоза
Вечер весь кино смотрела,
Оглянуться не успела-
Закрываются глаза.

На удобной, на кроватке
Стрекозе сон снится сладкий,
Будто все её тетрадки
В идеальнейшем порядке.

Утром надо просыпаться,
Снова в школу отправляться.
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она.

-Не оставь меня, кум милый,
Мне учиться- нету силы.
В общем, я хочу сказать:
Дай домашнюю списать.

-Кумушка, мне странно это.
Ну, скажи мне по секрету,
Что ты делала вчера?

-Отдыхала до утра!
Я на улице гуляла,
Дома пела да плясала,
Поиграть ещё успела,
Полежала да поела,
Посмотрела «Ералаш»…
Ты списать когда мне дашь?
Иль тебе тетрадки жалко?

-Ну, ты, Стрекоза, нахалка!

-Знаю, дедушка Крылов
Обожает муравьёв.
Нас же, бедных стрекозей,
Не считает за людей.
(Стрекозей иль стрекозят-
Как там верно говорят?)

-Да, мне крупно повезло,
Что не стал я стрекозлом.
Получить образованье 
Невозможно без старанья.

Мораль сей басни ты усвой:
Учись, не будь ты стрекозой!

 

 КОНКУРС 8. КРОССВОРД (слайд 18)

По горизонтали:
1. Юг (Север)
4. Грусть (Радость)
6. Безобразие (Порядок)
7. Ночь (День)
8. Ложь (Правда)

 

По вертикали: 
1. Несчастье (Счастье)
2. Низ (Верх)
3. Зло (Добро)
5. Холод (Жара)

 

КОНКУРС КАПИТАНОВ: Найди слово (слайд 20)
Глобус, шутка, экран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, постель, ласточка, горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина.


Ученик:
Изучение русского языка
Нелегко нам дается пока.
Но идет по земле новый век,
Должен грамотным быть человек! (слайд 22)

Ведущий 1– Жюри готово к подведению итогов. Слово жюри.
Награждение. (слайд 23)

Ведущий 2 - Сегодня мы с вами путешествовали в страну «Буквистика», выполняли различные задания устно и письменно, получили призы и подарки.

Ученица:

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный, то нежно – певучий.
В нём есть и усмешка, 
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы. И сказки –
Страницы волшебных, 
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий русский язык!  (слайд 24)

Ведущий 1 - Спасибо всем командам , жюри и зрителям. До новых встреч!

Литература:  (слайд 25)

1. Конкурс грамотеев. Книга для учителя. Н.М. Бетенькова, Д.. Фонин – М.: Просвещение: 1995. -208 с.

2. Игровые технологии на уроках русского языка. В.Н.Пташкина и др.- Волгоград: Учитель, 2009,

Интернет- ресурсы

Сборник статей «Внеклассная работа по русскому языку»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.