12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Анатольевна Карташова291
Стать первым учителем не по счёту, а по уважению! Вот моё кредо. Педагогический стаж-9 лет. Учитель высшей категории. Работа в школе для меня является безграничным опытом. Она даёт возможность жить и развиваться, стремиться к совершенствованию в работе.
Россия, Алтайский край, с. МАЛОЕНИСЕЙСКОЕ
1

Л. Н. Толстой. Отрывок из повести «Детство» - «MAMAN». Характеристика главной героини и отношения к ней.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»

Бийского района Алтайского края




Конспект урока по предмету литературное чтение

Л. Н. Толстой. Отрывок из повести «Детство» - «MAMAN». Характеристика главной героини и отношения к ней.

УМК «Перспектива»



Автор: Карташова Н.А.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории



Л. Н. Толстой. Отрывок из повести «Детство» - «MAMAN». Характеристика главной героини и отношения к ней.

Тип урока: изучение нового

Цели:

- образовательные: продолжить знакомство детей с творчеством Л. Н. Толстого, познакомить с отрывком из произведения «Детство», совершенствовать навыки чтения, учить находить главную мысль;

- развивающие: развивать умение оценивать свою работу на уроке, умение находить нужный отрывок в тексте, умение анализировать, развивать технику чтения, память, мышление;

- воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к предмету, понимания глубины к предмету, воспитывать бережное отношение к родному человеку.

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с отрывком из произведения Л. Н. Толстого «Детство»; продолжить развитие умений анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное, сравнивать и делать обобщения; совершенствовать умения понимать авторский замысел, раскрывать и формировать тему и идею художественного произведения; способствовать воспитанию чувства сопереживания

Оборудование:

для учителя – презентация, наглядный материал: кроссворд, портрет, учебник.

для учащихся – учебник, раздаточный материал.

Литература:

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение 4 класс, Часть 2, Издательство «Просвещение» 2017г.



Орг.момент.

Учитель: Какие добрые слова мы говорим друг другу при встрече? (Ответы детей)

Доброта - это самое великое чувство, которым может гордиться человек. Согласны ли вы с выражением: Если человек добрый, он несет радость другим.  (Ответы детей)

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова ДОБРОТА или ДОБРО?

Скажите, а кто тот первый человек, который начинает нас учить добру и самому чистому, светлому с самого рождения? (Ответы детей)

Перед вами лепестки разного цвета с различными словами. Я предлагаю вам собрать в цветок только те лепестки, которые по вашему мнению, подходят к слову МАМА.

Слова для цветка (красота, душевность, ласка, тепло, счастье, веселье, жизнь, отзывчивость, любовь, радость, семья, человечность, внимательность, сочувствие понимание, честность, милосердие, сострадание, совершенство, злость, любопытство, безответственность, агрессивность, эгоизм, самовлюбленность, грубость, жадность, безжалостность, глупость, гордыня.

(Дети собирают цветки, приклеивают на ватман к доске, образовывается поляна). В центре слово МАМА крупными буквами.

Учитель:

Мама — это значит нежность,

Это ласка, доброта,

Мама — это безмятежность,

Это радость, красота!

Мама — это на ночь сказка,

Это утренний рассвет,

Мама — в трудный час подсказка,

Это мудрость и совет!

Мама — это зелень лета,

Это снег, осенний лист,

Мама — это лучик света,

Мама — это значит ЖИЗНЬ!

Учитель: Скажите мне, пожалуйста, мама находится с нами со дня нашего рождения? (Ответы) Как этот возраст называется? (Детство), как вы думаете до какого возраста продолжается детство? (до 10 лет), а дальше присутствует ли мама с нами (Ответы) Отрочество возраст от 10 до 15 лет, и после 15 лет мама тоже с нами. В нашей юности. И до конца наших дней мама присутствует с нами в мыслях, памяти, в нашем сердце.

Учитель: Как вы думаете, просто ли так мы с вами начали говорить о МАМЕ. (Ответы детей).

Почему мы затронули возрастные периоды. (Ответы) Конечно.

С каким писателем мы познакомились с вами на прошлом уроке. Л.Н. Толстой, у Вас на столах лежат книги Л.Н. Толстого. Найдите и выберите такие произведения, которые связаны с возрастными периодами.

(Дети просматривают произведения. Находят)

Учитель: Знакомы ли вам эти книги? Вам удалось выбрать из множества произведений необходимое для изучения произведение. Это Повести «Детство», «Отрочество», «Юность». На этом занятии все части повести мы изучить и исследовать произведения не сможем. Но отрывок из повести реальноь изучить.

Откройте учебник на странице 113. Прочитайте название произведения.

МАМАН. Что вас смутило? (Название написано на другом языке) Как называется повесть? «Детство». Посмотрите есть ли книги из ранее вами выбранных с названием «Детство»? (Ответы). Значит мы с вами шаг за шагом приближаемся к теме и цели урока.

Обратите внимание на нашу доску. Прочитайте слово которое фигурирует чаще обычного и является главным. МАМА. Скажите, А лепестки что характеризуют? (ОТВЕТЫ: качества характера). По названию текста можно ли узнать, кто является главным персонажем? Конечно. Как вы думаете, что мы должны бутим исследовать в данном тексте? (Главную героиню и ее качества).

Молодцы ребята!

Сможем ли мы теперь сформулировать тему урока?

Л.Н. Толстой. Произведение МАМАН. Характеристика главной героини.

Цель нашего урока: Прочитать отрывок из произведения и охарактеризовать главную героиню.

Узнать какими качествами наделил автор главную героиню.

А начнем мы с того, что узнаем историю появления повести «Детство»

Рассказывает историю появления повести «Детство».

Л. Н. Толстой, создавая произведения, всегда думал о своем избранном читателе. Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман «Четыре эпохи развития», в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве отрицание; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе». На Кавказе написана первая часть задуманного романа – «Детство»; позднее были созданы две другие – «Отрочество» и «Юность», а четвертая часть «Молодость» так и осталась ненаписанной.

Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографическая лишь отчасти. Л. Н. Толстой утверждал, что писал не о своем только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.

Итак, перед тем как приступить к достижению поставленной цели нам необходимо вспомнить, правила чтения?

Читать громко и четко

С выражением эмоций и чувств

Соблюдая знаки препинания

Изучить непонятные слова

Не отвлекаться.

Учитель: Приступаем к чтению

Работа с текстом.

У вас на столах лежат листы, в которые вам необходимо записывать ответы и цитаты из текста дословно. Работаем в парах быстро и слаженно. С места не выкрикиваем. У вас 10 минут на работу. После проделанной работы вам необходимо будет всем составить характеристику главной героине МАМАН на доске.

Какой представляется мама в воображении сына?

Найдите ответ в тексте!

Как называет ее в тексте мальчик? (МАТУШКА)

Взаимоотношение мамы и сына

Найдите в тексте предложения . Восстановите их дословно

Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе.

Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.

Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? (Докажите строчками из текста)

Итак, зачитайте полученные ответы. Сравним с текстом.

Обратите внимание, что ваши листочки могут прикрепляться, прошу ответ на первый вопрос прикрепить к доске.

Все ответы крепятся. Чего не хватает? (Кого мы описываем.). Прикрепим слово МАТУШКА

Обратите внимание, удалось ли нам дать полную характеристику главной героине и отношению к ней?

Удалось ли нам достичь нашей цели?

Вы сегодня молодцы. У нас получился литературный мини проект с исследованием текста. Где мы сможем еще воспользоваться полученным плакатом? На уроках и во внеурочное время. На Классных часах.

Домашнее задание: У стр 113-115. Выучить отрывок стр 114 со слов когда матушка улыбалась и по стр 115 до слов если она портит его, то оно дурно.

Оценки за урок


Приложение

Работа с текстом

«Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их»



«…ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня»


«Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом всё как будто веселело».


«Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе».


«…в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно»


«Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила: « О чем ты плакал?»

Любящая Нежная

Добрая Ласковая

Заботливая

 

цель:

познакомиться с отрывком из произведения Л. Н. Толстого «Детство» MAMAN, сделать характеристику главной героини.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.