Разработка урока литературного чтения по теме: Л. Н. Толстой «Котёнок» (2 класс)
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лев-Толстовская средняя общеобразовательная школа»
_____________________________________________________________________
249842, Калужская обл. Дзержинский р-н с. Льва Толстого, ул. Полевая,
д.10, тел. (8-48434) 7-14-61, факс (8-48434) 7-14-61
Разработка урока литературного чтения
по теме: «Л. Н. Толстой «Котёнок»
для учащихся 2 класса.
Автор: Танченко Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
2020г.
1.Пояснительная записка.
Актуальность.
Главная цель школьного обучения на современном этапе - формирование личности учащегося. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое мощное средство влияния на личность, как книга.
В данной разработке урока литературного чтения я использую технологию продуктивного чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения: антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
2. Работа с текстом во время чтения: первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", повторное чтение текста, беседа по содержанию в целом.
3. Работа с текстом после чтения: смысловая беседа по тексту; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, тестовые задания.
То есть, чтение становится продуктивным когда:
ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;
ученик владеет поиском информации в рамках текста;
ученик использует полученную информацию в дальнейшей своей деятельности.
Цели:
Образовательные:
Обеспечить условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Котёнок», способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом, высказывать свои мысли, развитию устной связной речи, творческих навыков
Формировать УУД:
- Личностные УУД: проявлять интерес к литературному чтению, выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе беседы; способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.
- Регулятивные УУД: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно); определять и формулировать цель на уроке с помощью опорных слов; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- Коммуникативные УУД: осмысливать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях, слушать, понимать и принимать речь одноклассников, учителя;
- Познавательные УУД: анализировать произведение с опорой на систему вопросов учителя, находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; выделять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения.
Предметные: уметь читать произведение выразительно, отражая его настроение и настроение героев, называть героев произведения, высказывать своё мнение о событиях и поступках, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания, определять тему и главную мысль, соотносить пословицы со смыслом произведения. Уметь прогнозировать содержание по названию (заголовку) и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.
Ресурсы: учебник, мультимедийный проектор, тест, презентация, карточки с заданиями.
2.Содержание разработки
Мотивация.
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт.
-Правильно, это солнышко. Посмотрите на Солнышко (слайд 2).
Что делает солнышко? (Улыбается)
-Посмотрите друг на друга и подарите своему соседу улыбку. Солнышко дарит вам свои теплые добрые лучи. Протяните руки к солнышку, мысленно возьмите один солнечный лучик в свою руку. Теперь возьмитесь за руки с соседом по парте, мысленно пожелайте своему однокласснику хорошего настроения, радости, и удачи на время урока.
- Я желаю вам, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу. Чтобы вы всегда решали возникающие проблемы вместе. Чтобы хорошее настроение присутствовало у вас на уроке и в течение всего дня.
-Садитесь на свои места.
Актуализация знаний.
1) Упражнение «Предложение рассыпалось». Работа в группах.
- Ребята сейчас будем работать в группах. (3 группы).
Слова рассыпались. Постройте предложение из этих слов. ( Приложение 1)
2) Проверка выполнения упражнения.
-Каждая группа прочитает полученное предложение.
Друзья познаются в беде.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.
Добра желаешь – добро и делай.
-Проверим по экрану (слайд 7).
- Как называются такие высказывания? (Пословицы)
Прочитайте хором свою пословицу, делая логическое ударение каждый раз на другом слове.
-Прочитайте с удивлением (с грустью, весело, с вопросом).
- Объясните смысл пословицы?
- Чем похожи эти пословицы? (дружбе, сопереживании, добре)
III. Определение темы урока. Постановка задач урока.
Работа с текстом до чтения.
1.Речевая разминка.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л. Н. Толстого, с каким - узнаем позже.
— Начнём с чистоговорки. (слайд 8)
Шка – шка –шка - маленькая мышка
Шка – шка –шка - убегает мышка
Шки – шки – шки - убегает мышка от кошки
Шка – шка –шка - убежала в норку мышка
Шка – шка –шка - ловкая мышка.
2.Отгадайте загадку. (слайд 9)
-Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л. Н. Толстого мы познакомимся сегодня.
Д. Это кот.
-Что вы узнали о кошке из чистоговорки и загадки?
Чем любит заниматься кошка?
Первичное восприятие. Сегодня на уроке мы прочитаем ещё одно произведение Льва Николаевича Толстого.
Но прежде вспомним некоторые факты из его биографии (Слайд 10)
Л. Н. Толстой родился в 1828 году в имении …… Ясная Поляна.
Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы
Писатель написал для детей учебник….. «Азбука»
Толстой учил … детей
Он сочинял … для детей: р.., с.., б… - (произведения)
- Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня?
Работа в парах
- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Котёнок”? (ответы детей)
- Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ, попробуйте ответить на вопрос: - Определите тему произведения (О ком пойдет речь в произведении?) (о котёнке)
- Сформулируйте тему урока. (Л. Н. Толстой « Котёнок») (слайд 11)
- Поставим задачи урока. Продолжите предложения: (слайд 12)
(Определять содержание по названию……………………..(произведения и по иллюстрациям);
Определять ……………………………(главных героев произведения);
Определять ……………………………(главную мысль произведения)
Читать произведение………(правильно, выразительно), передавать при чтении ………… (настроение героев).
Учиться быть воспитанными, заботливыми друзьями.
IV. Работа по теме урока.
Работа с текстом во время чтения.
- Проверим, оправдаются ли наши предположения.
(Чтение произведения Л. Н. Толстого « Котёнок» учителем с остановками, с уточняющимися вопросами по поводу значения слов, по содержанию.)
Словарная работа.
- Амбар – (найдем в толковом словаре)- это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.
Подле - около
Пустился что было духу - очень быстро
Чтение 1 части.
Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети
искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:
- Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:
- Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (делаем остановку)
- Когда происходило событие? (весной)
- Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?
- Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события?
Чтение 2 части.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним. (делаем остановку)
- Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста.
- Что они делали с котёнком?
- Что произошло с другими котятами?
- Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут
развиваться события?
Чтение 3 части.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на
него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
- Назад, назад! (делаем остановку)
- Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него). Что значит - радовались? (любовались)
- Почему же котёнок остался один?
- Когда ребята вспомнили о котёнке?
- В какой момент вы испытали волнение (заволновались?)
Можете вы предположить, что случится?
Чтение 4 части.
И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят
схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не
брал его с собой в поле. (делаем остановку)
- Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?
- Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.
- Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)
- Как поступил Вася?
- Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в нашем случае - как раз это и видно).
IV. Работа с текстом после чтения.
1. Беседа о прочитанном.
- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?
Это рассказ - быль, быль о том, что произошло на самом деле.
- Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок, собаки, охотник)
- Кто является главным героем? (дети)
- Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?
- Вам симпатичны ребята? Чем симпатичны?
- Вам понравился рассказ?
Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя столько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно во все времена …)
-Какое предположение о содержании и жанре произведения мы сделали?
-Оправдалось оно?
-Какие впечатления получили от произведения?
Какое настроение?
Какие чувства испытали? Почему вы так решили?
-Было ли в тексте то, над чем заставило вас задуматься?
V. Физкультминутка
-Отдохнём. Проведём физкультминутку:
Вот окошко распахнулось,
Кошка вышла на карниз.
Посмотрела кошка вверх,
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась.
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
Глаза вправо отвела,
А потом взглянула прямо
VI. Закрепление знаний и способов действий
1)Беседа по содержанию рассказа.
-Ребята, вы послушали рассказ, кто герои рассказа? (дети, котёнок, собаки).
2) Дополнение синквейна. Работа в паре.
-Работаем в парах. У вас на парте карточка с синквейном, в котором не хватает слов, определите какому герою он соответствует и заполните пропуски, используя слова-помощники. Выбирайте нужные, не берите лишние.
(Каждая пара получает один синквейн и слова – помощники - Приложение 2).
3) Восстановление последовательности событий рассказа.
- А теперь проверим, как вы запомнили рассказ.
У каждого листик с событиями рассказа. Расставьте числа от 1 до 6, восстановив последовательность событий. (Приложение 3)
4)Проверка работы. (Слайд 13)
-Кто не допустил ошибки? А 1, 2 ошибки?
-Что необходимо сделать ребятам, которые допустили 2 или 3 ошибки?
( Перечитать рассказ ещё раз, ответить на вопросы)
- А сейчас посмотрим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест.
Слайды 14 – 19 У вас на партах лежат буквы, поднимите нужную: А, Б, В
1. Как звали детей?
А) Лена и Вася Б) Катя и Федя В) Вася и Катя
2. Когда пропала кошка?
А) зимой Б) весной В) летом
3. Ребята играли возле ….
А) амбара Б) сарая В) дома
4. Сколько котят было у кощки?
А) 2 Б)5 В) 6
5. Что собирались сделать собаки:
А) побегать наперегонки Б) поиграть с котёнком В) схватить котёнка
6. Что сделал Вася?
А) закрыл котёнка Б) убежал прочь В) спрятался
VII. Подведение итогов.
- Чему научил вас рассказ Л. Н. Толстого?
-Как вы думаете, что хотел нам сказать автор? Сформулируйте главную мысль произведения. (Нам всем нужно любить братьев наших меньших; относиться к ним с уважением: кормить, играть, защищать, а главное – не выбрасывать на улицу.)
А я хочу прочитать стихотворение Е. Крылова «Котёнок». (Слайд 20)
Внимательно его послушайте и подумайте, всегда нужно как поступать и зачем?
Стоит в переулке котенок лохматый.
Стоит сиротливо с подбитою лапой.
Он жалобно смотрит на лица прохожих,
Как будто бы хочет сказать: « Я – хороший!
Возьмите меня! Я умею дружить.
Играть с вами буду, мышей вам ловить.
Мы взяли его, завернули в платок,
Нельзя, чтобы кто–нибудь был одинок.
VIII. Рефлексия.
1) Восстанови последовательность событий рассказа (Приложение3) (у каждого ученика)
2) Я хочу поделиться своими мыслями…. (Слайд21)
-на уроке я узнал……
-на уроке я научился…..
-на уроке мне понравилось…..
IX. Оценивание.
X. Домашнее задание (дифференцированное). (Слайд22)
1) Перечитать рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок» (средний уровень.)
2)
Подготовьтесь пересказ текста от лица Васи (сильный уровень)4.Литература
1.Методическое пособие для учителя ТКУ. Литературное чтение 2 класс. Поурочное планирование. ФГОС, изд. «Учитель» А.А. Бондаренко и др.,2019г.
2. Литературное чтение. 2 класс. Методические рекомендации. Стефаненко Н.А. Москва «Просвещение», 2019г.
3.https://infourok.ru/metodicheskaya-literatura-dlya-uchitelya-nachalnih-klassov-1162008.html
Приложение 1
Друзья познаются в беде. |
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идет. |
Добра желаешь – добро и делай. |
Приложение 2
Карточка 1. 1._________________________ 2.Маленький, храбрый. 3.Искал, не испугался, закрыл. 4. Упал животом на _____________. 5._________________________ Слова-помощники: Вася, котёнка, храбрец. | Карточка 2. 1._________________________ 2.Глупый, беспомощный. 3.Играл, бегал, не убежал. 4._______играл с соломинкой. 5._________________________ Слова-помощники: котёнок, он, несмышлёныш. |
Карточка 1. 1._________________________ 2.Маленький, храбрый. 3.Искал, не испугался, закрыл. 4. Упал животом на _____________. 5._________________________ Слова-помощники: Вася, котёнка, храбрец. | Карточка 2. 1._________________________ 2.Глупый, беспомощный. 3.Играл, бегал, не убежал. 4._______играл с соломинкой. 5._________________________ Слова-помощники: котёнок, он, несмышлёныш. |
Карточка 1. 1._________________________ 2.Маленький, храбрый. 3.Искал, не испугался, закрыл. 4. Упал животом на _____________. 5._________________________ Слова-помощники: Вася, котёнка, храбрец. | Карточка 2. 1._________________________ 2.Глупый, беспомощный. 3.Играл, бегал, не убежал. 4._______играл с соломинкой. 5._________________________ Слова-помощники: котёнок, он, несмышлёныш. |
Карточка 1. 1._________________________ 2.Маленький, храбрый. 3.Искал, не испугался, закрыл. 4. Упал животом на _____________. 5._________________________ Слова-помощники: Вася, котёнка, храбрец. | Карточка 2. 1._________________________ 2.Глупый, беспомощный. 3.Играл, бегал, не убежал. 4._______играл с соломинкой. 5._________________________ Слова-помощники: котёнок, он, несмышлёныш. |
Приложение 3
Восстанови последовательность событий рассказа ____ кошка пропала
____ котята ___ Катя и Вася ____ котёнок спасён ____ собаки __ котёнок испугался | Восстанови последовательность событий рассказа ____ кошка пропала
____ котята ___ Катя и Вася ____ котёнок спасён ____ собаки __ котёнок испугался | Восстанови последовательность событий рассказа ____ кошка пропала
____ котята ___ Катя и Вася ____ котёнок спасён ____ собаки __ котёнок испугался | Восстанови последовательность событий рассказа ____ кошка пропала
____ котята ___ Катя и Вася ____ котёнок спасён ____ собаки __ котёнок испугался |
16