«Лаборатория юного эколога». Программа внеурочной деятельности естественнонаучной направленности для детей 6-7 лет.

1
0
Материал опубликован 30 April


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 7»

имени Героя Российской Федерации Юрия Сергеевича Игитова











«Лаборатория юного эколога»


Программа внеурочной деятельности

естественнонаучной направленности


для детей 6-7 лет,

срок реализации 9 месяцев




Автор:

Одинцева Юлия Владимировна,

Учитель начальных классов

МАОУ «ЦО № 7» им. Героя РФ Ю.С. Игитова
















ГО Нижняя Салда, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1.

Пояснительная записка………………………………………………..

3

2.

Цель и задачи программы внеурочной деятельности……………….

5

3.

Содержание программы. Учебно-тематический план. Содержание курса……................................................................................................



6

4.

Планируемые результаты……………………………………………..

12

5.

Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение программы. Информационное обеспечение. Кадровое обеспечение. Методические материалы………………….





13

6.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы……………...

16

7.

Список литературы……………………………………………………

19




























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Лаборатория юного эколога» имеет эколого-биологическую направленность. Направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа»).

Актуальность разработки и реализации данного курса вызвана отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. Современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором и рядом компетентностей. Видеть, обращать внимание на разнообразие, уникальность, красоту природы, развивать познавательный интерес к природе, разгадывать ее тайны основной принцип программы.

Новизна программы заключается в практической направленности деятельности обучающихся. Участие школьников в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и  стремление к активной деятельности в природе. Часто  именно в такой работе у ребят закладываются основы  профессиональных умений и навыков.   Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранную  работу детей на качественно более высокий уровень.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Педагогическая целесообразность программы заключается в активизации познавательной деятельности обучающихся, в развитии умения анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания. В процессе обучения у детей формируется осознанно-правильное отношение к природе, которое строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении и знании особенностей жизни, роста и развития живых существ, усваивается и накапливается опыт работы с исследуемым материалом живой и неживой природы, закрепляются представления о различных природных явлениях и объектах. Включение в содержание данной программы образовательного материала по экологии, биологии, географии способствует формированию целостности восприятия окружающего мира.

Программа адресована детям младшего школьного возраста: 7-8 лет.

Режим занятий: количество занятий в неделю – 1. Продолжительность

занятий – 1 час. Общий объем часов в год – 36 часов.

Программа рассчитана на 9 месяцев обучения – 36 недель в год - 36 часов, из них 17 часов – практические занятия, 13 часов – теоретические занятия, 6 часов – экскурсии.

Форма обучения: очно-заочная. В программе используются дистанционные образовательные технологии и средства электронного обучения.

Содержание и материал программы «Лаборатория юного эколога» организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнем сложности и предусматривает стартовый уровень усвоения знаний. «Стартовый уровень» предполагает овладение теоретическими понятиями в области экологии; знание основополагающих принципов экологического воспитания. Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение обучающимся знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни. Начальные знания об истории своей семьи и Отечества; о правилах конструктивной групповой работы. Знакомится с основами разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; со способами самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; с правилами проведения исследования.

Формы организации деятельности участников объединения: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа по подгруппам.

Формы проведения занятий: встречи со специалистами разных профессий, творческая работа, проектная и исследовательская деятельность, выставки, соревнования, экскурсии, экологические акции, лабораторные работы, экспериментальная деятельность, консультации, игры-тренинги.

Формы подведения результатов реализации программы: дневник наблюдения; практические работы; научные экспедиции, лабораторий, зачет по результатам творческих работ; участие в экологических акциях и просветительской работе.

Показателями результативности освоения программы является участие в региональных и Всероссийских конкурсах, марафонах и научно-практических конференциях. Динамика интереса к работе объединения и уровень развития экологической компетентности обучающихся отслеживается в «Листе достижений», где также учитываются результаты диагностики.

Цель и задачи программы

Цель: формирование мотивации к занятиям предметом экология, познавательного интереса детей к природе, желания активно изучать природный мир.

Задачи:

Обучающие:

формировать систему эколого-биологических знаний об окружающем мире, овладения методами практической работы экологической направленности и методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;

научить различать живую и неживую природу;

сформировать понимание особого места человека в окружающем мире;

научить распознавать, называть растения и животных и ухаживать за ними;

сформировать понимание того, откуда берется вода, ветер, свет, каково влияние солнца и луны на окружающий мир;

научить пользоваться практическими навыками по сохранению природы, ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие), предвидеть последствия людей в природе, улучшать состояние окружающей среды;

научить оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

познакомить с основами учебно-исследовательской проектной деятельности.

Развивающие:

развивать интерес к проблемам охраны природы и здоровья человека; стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы; навыка публичных выступлений при защите творческих проектов.

Воспитательные:

способствовать воспитанию у детей любви к природе; ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

способствовать воспитанию активной жизненной позиции; укреплению здоровья обучающихся.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Тема

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

Экскурсии

1.

Вводное занятие.

2

1


1

2.

Первые шаги по тропинке открытий.

4

1

2

1

3.

Природа, красота явлений природы.

4

2

2


4.

Объекты неживой природы. Экологическая лаборатория

6

2

3

1

5.

Объекты живой природы.

14

5

7

2

6.

Человек – часть природы.

6

2

3

1


Итого:

36

13

17

6


Учебно-тематический план

п/п



Название раздела. Темы

Количество часов


Формы аттестации/ контроля

Форма занятия

всего

теория

практика

экскурсия

1.

« Введение»

2

1





1.

Вводное занятие. «Что такое экология?» Правила ТБ. ППБ.

2

1


1

Групповая, индивидуальная / беседа, наблюдение,

анализ

Беседа,

экскурсия

2.

«Первые шаги по тропинке открытий»

4

1

2

1



2.1.

Экологическое равновесие.

Десять заповедей друзей леса. Экскурсия в природу. Акция «Чистая планета – здоровая Земля»

4

1

2

1

Групповая, индивидуальная / беседа, наблюдение, акция.

Научная экспедиция

3.

«Природа, красота явлений природы»

4

2

2




3.1.

Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца. Акция «Всемирные дни наблюдения птиц»»

4

2

2


Групповая, индивидуальная / беседа, наблюдение, анализ,

акция.

Дистанционная

4.

«Объекты неживой природы» Экологическая лаборатория

6

2

3

1



4.1.

Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня».

Акция «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»

2


1

1

Групповая, индивидуальная / беседа, наблюдение,

акция.

Экскурсия

4.2.

Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде.

Лабораторная работа «Опыты с водой: живая вода, вода под микроскопом».

4

2

2


Групповая, индивидуальная / беседа, наблюдение, анализ, практикум, лабораторий

Комбинированное занятие.

Практикум


5.

«Объекты живой природы»

14

5

7

2



5.1.

Растения, грибы, животные, рыбы, птицы. Многообразие растений на Земле, их предназначение. Растения в разные сезоны года. Деревья школьного двора.

6

2

3

1

Групповая, индивидуальная / беседа, наблюдение, презентация

Дистанционная

Игровой практикум

5.2.

Лекарственные и ядовитые растения. Практическая работа. Экология растений «Комнатные растения».

4

2

2


Наблюдение опрос, лабораторий

Комбинированное занятие.

Практикум


5.3.

Птицы, их красота и разнообразие. Лабораторная работа «Птицы. Строение пера».

Акция «Международный день птиц»

4

1

2

1

Групповая, индивидуальная / беседа, наблюдение.

Лабораторий, акция.

Комбинированное занятие.

Практикум

Акция

6.

«Человек – часть природы» Экологические проблемы

6

2

3

1



6.1.

Как экология влияет на здоровье человека. Практическая работа «Гимнастика для пальчиков». Игры-практикумы. Практическое занятие «Как правильно чистить зубы, мыть руки»

3

1

2


Групповая, индивидуальная / беседа, наблюдение.

Самоанализ

Круглый стол,

Игровой практикум

6.2.

Загрязнение воздуха, почвы, воды. Проект «Живи, Земля!»

Акция «Чистая планета – здоровая Земля».

3

1

1

1

Групповая, индивидуальная / беседа, наблюдение.

Самоанализ.

Акция.

Интерактивное занятие. Проект.


ИТОГО:

36

13

17

6




Содержание курса

Тема № 1. «Вводное занятие»

Теория. Ознакомление обучающихся с правилами поведения в объединении, правилами безопасности при работе с инструментами, оборудованием в лаборатории, пожарной безопасности и правилами дорожного движения. Введение в программу. Определение целей и задач в работе. Входная диагностика.

Тема № 2. «Первые шаги по тропинке открытий»

Теория. Экологическое равновесие. Десять заповедей друзей леса. Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.

Практика. Экскурсия в природу «Времена года»

Игра-практикум. Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др. Акция «Всемирные дни наблюдения птиц».

Тема № 3. «Природа, красота явлений природы»

Теория. Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца.

Практика. Конкурс рисунков на тему «Краски осени». Акция «Чистая планета – здоровая Земля».

Тема № 4. «Объекты неживой природы»

Теория. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов

Практика. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня».

Практическая работа. Проведение эксперимента «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения». Лабораторная работа «Опыты с водой: живая вода, вода под микроскопом». Акция «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».

Тема № 5. «Объекты живой природы»

Теория. Растения, грибы, животные, рыбы, птицы. Растения разведчики недр. Зелёные кладоискатели. Многообразие растений на Земле, их предназначение. Растения в разные сезоны года. Деревья школьного двора. Лекарственные и ядовитые растения. Птицы их красота и разнообразие. Как птицы находят путь домой? Почему сову называют мудрой? Какая из летающих птиц самая большая? А какая самая маленькая? Почему поют птицы?

Практика. Лабораторная работа. Экология растений «Комнатные растения». Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатных растений». Лабораторная работа «Птицы. Строение пера». Приглашение для беседы специалистов – орнитолога, работника лесхоза.

Акция «Международный день птиц».

Тема № 6. «Человек – часть природы». Экологические проблемы

Теория. Как экология влияет на здоровье человека. Вредные привычки (никотин, алкоголь). Загрязнение воздуха, почвы, воды.

Виды проектов. Алгоритм выполнения проекта: выбор темы и поиск информации, создание плана проекта. Способы обработки информации: сравнение, анализ, обобщение. Знакомство с принципами проектной и научно-исследовательской деятельности.

Практика. Практическая работа «Гимнастика для пальчиков». Практическое занятие «Как правильно чистить зубы, мыть руки». Приглашение для беседы специалиста – детского врача. Игры - практикумы на развитие внимания, памяти. Разработка памятки «Юный эколог».

Разработка плана, оформление проекта, составление защиты. Работа с источниками информации. Работа по созданию коллективного проекта. Оформление готовых творческих проектов. Представление творческих проектов. Самооценка, самоанализ.

Проведение мониторинга экологической культуры обучающихся, структурными компонентами которой являются: экологические знания, экологическое отношение. Акция «Чистая планета – здоровая Земля».

Экологические акции

Экологическая акция

Сроки проведения


Акция «Чистая планета – здоровая Земля»

сентябрь


Акция «Всемирные дни наблюдения птиц»

октябрь


Посвящение в экологи.

ноябрь


Акция « ЭКО-Новый год. Ставим елочку в

лесу».

декабрь


Акция «Кормушка»

январь


Акция «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»

февраль


Акция «Час Земли»

март


1апреля - Международный день птиц.

апрель


Акция «Чистая планета – здоровая Земля»

май


Требования к уровню подготовки

Предметно-информационная составляющая:

Умение различать живую и неживую природу;

отличать человека от других существ и понимать его особое место в окружающем мире;

распознавать и называть комнатные растения;

ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности, различать дикорастущие растения;

называть правила поведения в лесу и следовать им;

пользоваться картой, атласом.

Деятельностно-коммуникативная составляющая:

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;

выполнения простейших правил ухода за комнатными растениями, домашними животными;

выполнения правил поведения в общественных местах и на улице;

оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участия в ее охране;

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о природе и окружающем мире;

Ценностно-ориентационная составляющая:

формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

формирование этических норм (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

освоение правил работы в группе, формирования доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению сверстников.

Планируемые результаты

Личностные:

формирование таких качеств личности, как трудолюбие, самостоятельность, любознательность, наблюдательность, доброжелательность, умение работать самостоятельно и в группе; позитивное отношение к труду;

эмоциональный отклик на красоту окружающего предметного мира; уважительное отношение к окружающему миру и природе.

Метапредметные:

умение рационально организовать свое рабочее место; умение осуществлять планирование и контроль своей деятельности, умение правильно оценивать итог своей работы, видеть причины успеха/неуспеха выполнения задания;

умение формулировать и высказывать свое мнение, с уважением относиться к мнению окружающих

Предметные:

умение различать живую и неживую природу, отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире, распознавать, называть растения и животных и ухаживать за ними;

умение пользоваться практическими навыками по сохранению природы, ухаживать за культурными растениями и домашними животными, предвидеть последствия деятельности людей в природе, улучшать состояние окружающей среды,

умение оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; владение основами проектной деятельности.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Помещения для занятий:

учебный кабинет, оснащенный выходом в интернет;

учебный кабинет, оснащенный Лабораторный комплексом для учебной практической и проектной деятельности по биологии и экологии.

Оборудование

Количество/шт.

1.

«Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по биологии и экологии»

2

2.

Ноутбук

5

3.

Мультимедийное устройство

1

4.

Магнитная доска

1

Информационное обеспечение

Дидактический материал

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешаков. Окружающий мир 1-4 классы.

Компьютерные игры

Видео и аудио материалы; фотоматериалы

Презентации на различных носителях.

Методическая и научно-популярная литература.

Список видеоматериалов

«Анатомия для детей».

«Живая природа » (для 1-3 классов),

«Красота змей»

«Ребятам о зверятах». Части 1-5.

«Муравьи атакуют»

«Живые драконы»

«Прогулки под водой». BBC 7. Змеи.

«Жизнь в микромире». ВВС

«Загадочные животные». ВВС

«Жизнь млекопитающих». ВВС

«Голубая планета». ВВС

Для реализации программы используется Система дистанционного обучения МАОУ «Центр образования №7» online.tso7salda.ru.

Интернет-ресурсы

http://www.zanimatika.narod.ru/Book6.htm - биологическая часть проекта «Знаем и любим Россию». Хорошая методическая копилка.

http://www.knowbiology.ru/ - Биология. Электронная энциклопедия.

http://luts.ucoz.ru/ - занимательная биология.

http://oopt.info/index.php?page=1 – информационно-справочная система ООПТ России.

http://muzey-factov.ru/tag/biology - музей фактов.

http://sbio.info/list.php?c=zbiology – большой сайт по интересным фактам в биологии. Есть видеофрагменты.

http://etno.environment.ru - этноэкология. Сайт лаборатория этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.ru.

http://www.ecosystema.ru – экологическое образование детей и изучение природы России.

http://www.forest.ru – интернет-портал Forest.ru –всё о российских лесах.

http://www.kunzm.ru кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

http://www.wwf.ru – Всемирный фонд дикой природы (WWF)

Кадровое обеспечение.

Педагог, работающий по данной программе должен иметь высшее образование по специализации биологического, экологического направлений, обладать необходимыми знаниями по детской психологии, владеть навыками ИКТ. Педагогу другой специальности необходимы курсы переподготовки.

Методические материалы

Реализация программы достигается благодаря использованию современных образовательных технологий, дидактических форм, методов и приемов.

Формы занятий:

лекция с мультимедийной презентацией, беседа, рассказ;

организация познавательной активности в группе (проблемные вопросы, мозговой штурм, методы групповой дискуссии);

экскурсии в природу, встречи с людьми разных профессий (орнитолог, лесничий, эколог, биолог);

практические природоохранные мероприятия (природоохранные рейды, акции),

научные экспедиции, лаборатории , практикумы

культурные массовые мероприятия (опросы населения, экологические форумы, конференции, семинары, игры, викторины, вечера, встречи с работниками лесного хозяйства, выставки, защита проектов, круглые столы, экскурсии, акции, и другие);

самостоятельная работа с живыми объектами, литературой, изобразительной наглядностью при выполнении индивидуальных исследовательских работ и проектов.

Методы, применяемые на занятиях:

словесные (беседа, инструктаж, диспут);

наглядные (просмотр иллюстраций, рисунков, схем; работа по образцу; наблюдение)

практические (изготовление макетов, памяток, настольных игр и др.);

эвристические (конкурсы, исследования, творческие защиты проектов);

исследовательские (исследовательская деятельность, практикум, защита проектов);

репродуктивные (задания по рассмотренному ранее образцу);

объяснительно-иллюстративные (подача информации при помощи наглядных и практических материалов).

Методы закрепления материала: репродуктивные, частично-поисковые,

исследовательские (эксперимент), творческие.

В основе методики преподавания программы «Лаборатория юного эколога» лежит системно-деятельностный подход, одна из особенностей которого заключается в том, что новые знания не даются обучающимся в готовом виде, они «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской и практической деятельности на занятиях под руководством педагога. Важное место уделяется экскурсиям, научным экспедициям, целями которых является научить видеть жизнь природы в тесной взаимосвязи, показать влияние человека на нее, последствия антропогенного воздействия.

Для успешного решения задач курса важны встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Также предусмотрены практические и лабораторные работы с использованием лабораторного комплекса для учебной и проектной деятельности по биологии и экологии.

Используемые современные образовательные технологии:

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

Технология развития критического мышления (ТРКМ).

Проектная деятельность.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Коллективные творческие дела (КТД).

Технология проблемного обучения.

Обучение в сотрудничестве.

Технология уровневой дифференциации.

Групповые технологии.

Учебно-методическое обеспечение

Учебные пособия

1.

Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011

2.

Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 2011

3.

Плешаков А.А. Атлас. Окружающий мир. 1-4 классы. М.: «АСТ-ПРЕСС школа», 2010

4.

«135 уроков здоровья» Л.А. Обухова – М. : ВАКО, 2014

5.

Полный школьный курс. 1-4 класс. Справочное пособие.- СПб: ИГ «Весь», 2014

6.

Новейший справочник школьника. CD-диск. 1-4 кл. Санкт-Петербург «Весь», 2014

7.

Олимпиадные задания. О.Н. Пупышева – М. : ВАКО, 2018.

8.

Тексты художественных произведений.

9.

Сборник познавательных опытов и экспериментов.

10.

Рекомендации для оформления исследовательских работ.

11.

Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.

Наглядный дидактический материал

1.

Карты «Природные зоны», «Политическая карта мира», «Физическая карта России»

2.

Коллекции: «Полезные ископаемые», «Гербарий растений для начальных классов»

3.

Таблицы демонстрационные. 1-4 класс. М.: «Экзамен»

4.

Таблицы. ОБЖ. Безопасное поведение школьников. М. «Экзамен»

5.

Таблицы по природоведению. 1-4 классы. М. «Эдустронг»

6.

Глобус.

7.

Набор муляжей овощей и фруктов.

8.

Модель часов.

Формы аттестации/контроля

Определение результативности обучения

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы. Это самостоятельная разработка обучающимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения проектов, их защита в группе; контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры; карта достижений объединения; открытые занятия в игровой форме; разработка памятки «Юный эколог». В учебном году (в начале обучения, в середине и в конце) проводится аттестация (входная, промежуточная и итоговая). Результаты заносятся в карту результативности освоения образовательной программы.

Контроль степени результативности проводится в следующих формах: опрос; открытое занятие; самостоятельная работа; конкурс творческих работ; выставка; портфолио обучающихся.

Промежуточная аттестация проводится в форме анализа достижений учащихся (участие в массовых мероприятиях, участие в играх, викторинах, посещение экскурсий и практических занятий) за полугодие.

Итоговая аттестация проводится в форме анализа портфолио учащихся, а также в форме защиты индивидуальных творческих работ (практико-ориентированный экологический проект, исследовательская работа, реферат, фотоальбом, видеофильм).


Диагностика результатов

Виды контроля, сроки

Содержание

Формы контроля

Методы контроля

Текущий (в течение всего учебного года)/ коррекционный

Выявление ошибок и успехов в освоении материала

Индивидуальный







Групповой

Макет/творческое задание/проектное задание



Викторина, квест, интеллектуальная игра

Входная диагностика (начало учебного года)

Определение уровня начальных экологических знаний, уровня экологической культуры

Индивидуальный

















Групповой

Методики: «Экологические знания», «Мое отношение к природе», «Развитость моего экологического сознания».



Проектное задание.

Викторина. Интеллектуальная игра.

Промежуточная диагностика

Отслеживание динамики, прогнозирование результативности дальнейшего обучения.

Индивидуальный











Групповой

Методики.

Макет/творческое задание/проектное задание.

Защита проекта.



Защита коллективного проекта.

Интеллектуальная игра, квест.

Итоговая диагностика

Определение уровня сформированных знаний, умений, навыков по окончании курса обучения каждого года.

Индивидуальный















Групповой

Методики: «Экологические знания», «Мое отношение к природе».

Защита проектов

Создание настольных игр, макетов. Интеллектуальная игра

Мониторинг включает в себя структурные компоненты экологической культуры: экологические знания, экологическое отношение. Уровень экологической культуры диагностируется по критериям: познавательный, мотивационно-ценностный, личностный.

Каждый из критериев включает показатели:

познавательный – количество усвоенных знаний по экологии, ученики знают нормы и правила, как организовать деятельность и вести себя по отношению к природе;

мотивационно-личностный – понимает ценность природы, относится к окружающей среде эмоционально-личностно, положительно относится к природоохранной работе;

личностный – отвечает за свое поведение в окружающей среде, осознает необходимость природоохранной деятельности.

Для мониторинга использовались методики: «Экологические знания», «Мое отношение к природе».



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемой литературы для педагога:

Александрова Ю. Н. Юный эколог. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу. – Москва: Учпедгиз, 1955

Гаев Л., Самарина В. Наши следы в природе – Москва: Недра, 1991.

Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы. – Волгоград: Учитель, 2007.

Кларина М. М. Экономика и экология для малышей. – Москва: Вита - Пресс, 1995.

Клёнов А. Малышам о минералах. – Москва: Педагогика - Пресс, 1993.

Лебедев Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению. – Москва: Учпедгиз, 1961.

Плешаков А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. – Москва: Просвещение, 2009.

Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. – Москва: Просвещение, 2007.

Плешаков, А. А. Зелёные страницы. – Москва: Просвещение, 2008.

Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – Москва: Просвещение, 1998.

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2009. – 317 с.

Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – Москва: Просвещение, 2008. 192 с.

Симаков, Ю. Г. Живые приборы. – Москва: Знание, 1986.

Смирнова Н. П. По материкам и океанам.– Москва: Просвещение, 1988.

Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. – Москва: АРКТИ, 2007

Сосновский И. П. Уголок природы в школе. – Москва: Просвещение, 1986.

Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. – Волгоград: Учитель, 2005.

Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – Москва: ООО Издательство «Астрель», 2000.

Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – Москва: Просвещение, 1989.

Энциклопедия. Неизвестное об известном. – Москва: РОСМЕН, 1998.

Энциклопедия животных. – Москва: ЭКСМО, 2007.

Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – Москва: Педагогика-Пресс, 1993.

Периодические издания:

Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников. – Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.

Ишутинова, Л. М. Грибы – Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.

Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа. – Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» вып.№5, _ Москва: ГОУДОД ФЦРДОД, 2006

Список рекомендуемой литературы для детей:

Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва: Просвещение, 2007

Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

Плешаков А. А. Зелёные страницы. – Москва: Просвещение, 2007.

Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебное пособие – Москва: Просвещение, 2008.

Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. – Москва: Просвещение, 2007.

Энциклопедия животных. – Москва: ЭКСМО, 2007.

Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – Москва: Просвещение, 1989.

Энциклопедия. Неизвестное об известном. – Москва: РОСМЕН, 1998.

Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – Москва: Педагогика-Пресс, 1993.

Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – Москва: ООО Издательство «Астрель», 2000.


21


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации